Игровой конкурс "Крестики-нолики", посвященный творчеству В. Д. Берестова
Бондаренко Елена Владимировна
МОУ СОШ № 18 г. Пензы
учитель начальных классов
ИГРОВОЙ КОНКУРС « КРЕСТИКИ – НОЛИКИ»,
ПОСВЯЩЕННЫЙ ТВОРЧЕСТВУ В. Д. БЕРЕСТОВА
УЧЕНИЦА:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу!»
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
И прочитать!
УЧИТЕЛЬ:
1
апреля 1928 года в маленьком городке
Мещовске, Калужской области, в семье
учителя родился Валентин Берестов. Отец
будущего поэта и сам писал в юности
стихи, и сыну сумел привить любовь к
чтению. Читать
Валентин Берестов научился в четыре
года. Стихи начал писать с детства.
В
1957 году выходит первая книга для детей
«Про машину». Позже - сборники стихов:
«Веселое лето», «Как найти дорожку»,
«Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад»,
«Определение счастья», «Пятая нога» и
многие другие.
Валентин Дмитриевич умер 15 апреля 1998 года в Москве.
Памяти Валентина Дмитриевича Берестова мы и посвящаем наш праздник.
В игре «Крестики – нолики» принимают участие две команды с одноименными названиями. Каждая команда предварительно перечитала стихи и сказки писателя. И сегодня мы проверим их знания.
На игровом поле 16 ячеек. Каждая ячейка – это задание. Та команда, что справится с заданием лучше соперницы, получает право поставить свой знак (крестик или нолик) в данном квадрате. В ходе игры победу одерживает команда, которой удалось выстроить своими знаками линию (по горизонтали, по вертикали, либо по диагонали).
-
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Команды готовы? Тогда начинаем!
«Считалочки»
- Сейчас нам предстоит выяснить – какая команда начнет игру. Для этого прибегнем к проверенному способу – считалочкам, причем тем, которые написал В. Д. Берестов. Вспомните любую из них и быстро сосчитаемся.
«Ночная считалка»
Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Шесть! Семь! Восемь! Девять! Десять!
Надо, надо, надо спать
И не надо куролесить.
Кто не спит, тот выйдет вон.
Кто уснул – увидит сон.
«Мирная считалка»
Раз – два – три – четыре – пять!
Всех чудес не сосчитать.
Красный, белый, желтый, синий.
Медь, железо, алюминий.
Солнце воздух и вода.
Горы, реки, города.
Труд, веселье, сладкий сон.
А война
Пусть выйдет вон.
Команды рассказывают считалочки. Команда, вспомнившая первой, получает право поставить свой знак в клетке №1 и начать игру.
«Скороговорки»
- В этом конкурсе побеждает команда, умеющая лучше владеть языком.
«Гуси»
Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает: гусята гуляют гуськом.
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним не рискнет подойти босиком.
Петушки распетушились,
«Петушки»
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться,
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
Команды выделяют по два игрока. Каждому выдается листок с одним стихотворением, напоминающим скороговорку. После прочтения про себя, каждый читает скороговорку вслух. Побеждает команда у которой это лучше получится.
«Собери портфель».
- Среди стихов В. Д. Берестова есть цикл о школьных принадлежностях. Вам предлагается собрать портфель.
«Портфель», «Пенал», «Точилка», «Карандаш», «Ручка», «Линейка», «Учебник», «Закладка», «Кисточка», «Тетрадки», «Резинка», «Циркуль», «Счеты», «Дневник».
Команды поочередно читают стихи о школьных принадлежностях. Побеждает та команда, которая знает их больше и закончит читать последней.
«Устный счет»
УЧЕНИК.
«Устный счет»
Ну-ка в сторону карандаши.
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где – то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица,
Потому что считаем в уме.
- Среди стихов Берестова я обнаружила две математические задачи,
которые и предлагаю вам решить.
«Пропавшие птицы»
Считало утро певчих птиц.
Недосчиталось двух синиц,
Пяти щеглов, шести скворцов…
И сколько их, в конце концов? (13).
«Матрешкины потешки»
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены,
Три Матрешки
И одна Матрешечка. (6)
«Зоологическая»
- Наш разговор пойдет о животных. Перед вами на доске висят картинки с изображением тех из них, о ком Валентин Дмитриевич напила стихи. Каждая команда поочередно берет картинку и рассказывает стихотворение. Побеждает команда, которая наберет больше картинок.
«Болонка»
Избалована болонка,
Извертелась собачонка.
Сколько шерсти,
Сколько злости
При таком ничтожном росте!
«Коза»
В дверь вошло животное,
До того голодное:
Съело веник и метлу,
Съело коврик на полу,
Занавески на окне
И картину на стене,
Со стола слизнула справку
И отправилась на травку.
«Бычок»
Маленький бычок,
Желтенький бочок,
Ножками ступает,
Головой мотает:
«Где же стадо? Му-у-у!
Скучно одному-у-у!»
«Утята»
Как незаметно дни летят!
И вместо радостных утят,
Отважных желтеньких малюток,
Мы видим важных белых уток.
Эти утки даже «кря»
Никому не скажут зря.
«Котенок»
Я – котик умный и веселый,
Но никогда не видел школы.
Возьми меня с собою в класс,
Я помяукаю для вас.
«Лось»
Слышу, хрустнула ветка,
И сразу увидел лося,
А лось увидел меня.
Стоит и не шелохнется.
И все ж на моих глазах
Теряет лось очертания:
Ветки слились с рогами,
С кустами сливается тело,
С березовыми стволами
Уже сливаются ноги.
Лес, породивший лося,
Прячет свое дитя.
«Гербарий»
- Перед вами листы гербария. Сейчас я буду читать одноименное стихотворение, а вы тем временем должны будете найти и выбрать среди них те, о которых услышите. Трудность заключается в том, что гербарные листы не подписаны и среди растений есть лишние. Проверим, знаете ли вы растения.
С удивлением гляжу на гербарий:
Медуница с иваном–да-марьей,
Грустный ландыш с веселою кашкой
И фиалка с высокой ромашкой,
Мать-и-мачеха с чертополохом,
Лук гусиный с мышиным горохом
На одной расцветали опушке
И не знали они друг о дружке.
Дождь осени за окнами хлынул.
Я сухие растения вынул,
Положил на листы полукругом
И цветы познакомил друг с другом.
«Времена года»
УЧЕНИЦА.
Будь лето вечным –
все бы погорело.
Будь вечной осень –
все бы отсырело.
Зимою вечной
все б оледенело.
Вот вечная весна –
другое дело!
- У Валентина Берестова много точных и метких стихов о временах года. За 5 минут вам предлагается вспомнить, а затем продекламировать по одному стихотворению о каждом из времен года.
Например:
Команда «Крестики» |
Команда «Нолики» |
«Снегопад» День настал. И вдруг стемнело. Свет зажгли. Глядим в окно. Снег ложится белый – белый. Отчего же так темно?
|
«Гололедица» Не идется и не едется, Потому что гололедица. Но зато Прекрасно падается! Почему ж никто Не радуется? |
«Весенняя сказка» Дружно ударились Рыбы об лед. И на реке начался Ледоход!
|
«Май» Фиалки, ландыши для нас Веселый май в тиши припас. Но мы их обрывать не будем. Пускай цветут на радость людям! А кто в лесу не новичок, Найдет весенний гриб – сморчок. |
«Веселое лето» Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По дорожке прямиком Ходят ножки босиком… |
«Июнь» Колокольчик! Ромашки» Незабудки! Васильки! Босиком и без рубашки Ходим мы, плетем венки. |
«Октябрь» Вот на ветке лист кленовый, Нынче он совсем как новый! Весь румяный, золотой. Ты куда, листок, постой! |
«Сентябрь» Вот красная рябина. Вот желтые опята. И в сентябре корзина Полным – полна, ребята! |
«Семейная»
УЧЕНИК.
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
- Семья в жизни Валентина Дмитриевича имела большое значение. О своих близких он упоминает во многих своих произведениях. Из кого состояла семья, вы и должны ответить.
«Вечер…»
Вечер. В мокрых цветах подоконник.
Благодать. Чистота. Тишина.
В этот час, голова на ладонях,
(Кто?) обычно сидит у окна. (Мать.)
«Вечер…»
Не откликнется, не повернется,
Не подымет с ладоней лица
И очнется, как только дождется
За окошком улыбки (кого?) (Отца.)
«Бабушка Катя»
Вижу, (кто?) Катя
Стоит у кровати.
Из деревни приехала
(Кто?) Катя. (Бабушка.)
«Кудри»
Итак, беру я ножницы,
Гребенку и халат.
Сидит, как в парикмахерской,
Мой пятилетний (кто?) (Брат.)
Стихи командам читаются поочередно. Когда все разгадано,
каждой команде предлагается вставить ответы в нужное место
следующего стихотворения:
«Семейная фотография»
Натягиваю новую матроску,
И поправляет … прическу,
На … брюки новые в полоску,
На … ненадеванный жакет.
… в настроении отличном,
Румян и пахнет мылом земляничным,
И ждет за послушание конфет…
(Бабушка, на папе, на маме, братишка).
Побеждает команда, первой правильно справившаяся с заданием.
«Загадки»
- Большую часть своих произведений поэт написал для детей. Зная их пытливость ума, многие из них так похожи на загадки, которые и предлагаю разгадать вам.
Он сбежал у меня на глазах.
Я его провожаю в слезах… (Еж. «Прощание с другом»)
Но этот бесшабашный
Бродяга и чудак
Бежит от пашни к пашне
Совсем не просто так. («Перекати – поле»)
Пусть голова в зеленке
И в пластырях нога,
Но есть еще силенки,
Чтоб разгромить врага. («Богатыри»)
Я тобою дорожу.
Я тебя не завожу,
Чтобы ты не утомилась,
Чтобы ты не простудилась. («Про машину»)
Кто от курицы бежит,
На всю улицу визжит,
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок? (Поросенок. «Веселое лето»)
Он бежит не за котом,
А за собственным хвостом. (Пес. «Веселое лето»)
Бьют его, а он не злится,
Он все больше веселится. («Мяч.»)
Вот-вот горизонта коснется
И к нам ни за что не вернется! (Солнце. «О чем кричат грачи»)
Я и речке,
Я и в небе,
Я и в печке,
Я и в хлебе! («Пузырь»)
Все утро дождик… Ничего веселого.
Но есть у солнца друг – один из лучших.
Упрямо поворачивает голову,
Он ищет солнце, спрятанное в тучах. («Подсолнух»)
Мчат колеса по дороге.
Над дорогой мчатся ноги. («Велосипедист»)
У меня в руке мохнатый червячок.
Он везет зеленоватый огонек. («Светлячок»)
«Порядок»
- Уж больно вы легко со всем справляетесь! Поэтому сейчас задание потруднее. Каждая команда получит свое стихотворение. Трудность заключается в том, что оно разрезано на строки. Вам предстоит собрать его правильно и как можно быстрее.
«В школу»
Под столбом лежит ледышка.
У ледышки передышка.
Подойду к столбу и там
Вновь ледышку наподдам.
И она опять умчится.
Это я иду учиться!
«Репей»
Средь широких и диких степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в чьи-то штаны,
В волчий хвост или заячью грудь
И отважно отправится в путь.
«Начни с начала»
- У всего в жизни есть начало. Есть оно и у стихов. Я буду говорить начало стихотворения, а вы читать его начало. Победит тот, кто больше знает и быстрее вспоминает.
«Богатыри»
На лбу бывали шишки,
Под глазом – фонари.
Уж если мы – мальчишки,
То мы – богатыри.
«Сережа и гвозди»
Сотрясается весь дом:
Бьет Сережа молотком.
Покраснев от злости,
Забивает гвозди.
«Урок листопада»
«А дальше, ребята урок листопада.
Поэтому в класс возвращаться не надо.
Звонок зазвенит – одевайтесь скорей
И ждите меня возле школьных дверей».
«Устный счет»
Ну-ка в сторону карандаши.
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
«Гениальность»
До свидания, школа начальная
И учительница гениальная!
Она преподавала
Буквально все предметы.
Одна
На все вопросы давала нам ответы.
«Праздник мам»
Восьмое марта, праздник мам,
Тук – тук! – стучится в двери к нам.
Он только в тот приходит дом,
Где помогают маме.
«Художественный»
- От каждой команды я прошу выйти 4 человек, которые неплохо рисуют. Каждый из вас получает лист и цветные карандаши. Как только начнет звучать стихотворение, первые участники команд рисуют первую картину, вторые – вторую и т.д. побеждает команда, которая удачнее представит иллюстрации к стихотворению.
В лужах – картинки.
На первой – дом.
Как настоящий.
Только вверх дном
Вторая картинка.
Небо над ней.
Как настоящее.
Даже синей.
Третья картинка.
Ветка на ней.
Как настоящая.
Но зеленей.
А на четвертой
Картинке
Я промочил
Ботинки.
«Пернатые друзья»
- Как вы, наверное, уже догадались, наш дальнейший разговор о птицах. Каждая команда получает листок и ручку. За 5 минут вы должны вспомнить и записать названия стихотворений Валентина Берестова, в которых говорится о наших пернатых друзьях.
«Гуси», «Петушки», «Воробушки», «Глазки и глазищи», «О чем кричат грачи», «Чайки», «Аист – музыкант», «Голубь и пшеничное зерно», «Пропавшие птицы», «Лети!», «Грачи», «Птичья зарядка», «Аист и соловей», «Попозже, чем скворец и грач».
Побеждает команда, чей список окажется длиннее.
«Уроки»
УЧЕНИКИ.
Учил уроки. Повторял уроки.
Уроки сделав, на уроки мчал.
Как слушал ты уроки на уроке!
Как у доски уроки отвечал!
А заслужив укоры иль упреки,
Ты тут же извлекал из них уроки.
За педагогом следовал ты взглядом.
Тебя не отвлекало ничего.
А кто тогда сидел за партой рядом,
Пусть он простит, не слышал ты его.
Ученье… человеком правят страсти,
А ты у этой страсти был во власти.
Учился с каждой четвертью упорней.
Твой табель взгляд родителей ласкал.
А ты был счастлив. Ты с восторгом корни
Искал в словах, из чисел извлекал.
И Новый год, сверкающий, волшебный,
Как эпизод, входил в твой год учебный.
Ты только на каникулах, бывало,
Мечтал пилотом стать иль моряком.
А, возвратившись в школу для начала
Мечтал ты лучшим стать учеником.
И ты был прав. Умение учиться
Не менее, чем знанья, пригодится.
В любом из нас сидит школяр – невольник,
Боящийся, что вызовут к доске.
В любом из нас живет веселый школьник,
Чертящий теоремы на песке.
За школьный дух без примеси школярства,
Как за коня, ты отдал бы полцарства.
- Замечательные поучительные стихи про уроки, с которыми вам и предстоит разобраться. Каждая команда получает одинаковые листочки с первым куплетом этого стихотворения. Ваша задача заключается в следующем: необходимо определить падеж у слова «уроки» в заданном отрывке. Кто правильно и быстро выполнит работу, тот и победил.
«Ошибки»
- Вы – молодцы, раз справились с заданием! Не допустили ни одной ошибки. Но вот, к сожалению, не всегда так бывает. Ко мне попали два четверостишья, в каждом из которых ни одна, а несколько ошибок. А вы сможете их найти и исправить? Давайте попробуем!
-
Неправильный вариант
Правильный вариант
К нам доктор Иванов пришел
Он шарфик снял. Он сел на пол.
Не узнавай никого
Мы с мамой смотрим на него.
К нам доктор Лебедев пришел.
Он шляпу снял. Он сел за стол.
Не понимая ничего,
Мы с братом смотрим на него.
«Доктор Лебедев»
Как хорошо уметь писать!
Не надо к сыну приставать,
Не надо к тетушке идти:
«Спиши, пожалуйста! Спиши!»
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
«Читалочка»
«Сказочная»
УЧЕНИЦА.
Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребенку сказку расскажи –
На свете правды больше станет.
- Вашим домашним заданием было приготовить инсценировку любого произведения Валентина Дмитриевича Берестова. Одна команда приготовила «Почему у лягушки нет хвоста?», а другая – «Честное гусеничное». Команды, вам слово.
УЧИТЕЛЬ:
- Вот и подошел к концу наш праздник. Думаю, вам было интересно. И сегодня среди нас не было ни победителей, ни побежденных. Главное, что каждый из вас прикоснулся к творчеству великого мастера поэтического пера – Валентина Дмитриевича Берестова.
В заключении мне хотелось бы прочитать еще одно его стихотворение, которое, наверное, можно считать наказом или добрым советом каждому из нас.
«Если хочешь пить»
Если хочешь пить, то колодец копай.
Если холодно станет, то печь истопи.
Если голоден, то испеки каравай.
Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.
И потянутся путники по - одному
И к воде, и к теплу, и к тебе самому.
ЛИТЕРАТУРА
Улыбка: Стихи. Сказки. – М.:Детская литература, 1986.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бондаренко Елена Владимировна
→ bondelena 14.03.2011 1 4362 597 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.