Программа курса "Воспитание юного воронежца" (на основе изучения краеведения)
"Воспитание юного воронежца"
(на основе изучения краеведения)
Авт. Шмырева Наталья Геннадьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.
Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.
Краеведческий подход в образовании младших школьников даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс.
Объект изучения - город Воронеж: его социальная, культурная, духовная, а также природная среда.
Цели программы:
Формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае.
Изучение истории города Воронежа, его искусства через судьбы и творчество знаменитостей города: писателей, художников, архитекторов и т.д.; создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в городе; содействие в развитии ребенка и в достижении им определенного уровня образованности; способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры;
Воспитание воронежца на лучших традициях воронежской культуры, через возрождение духовности; формирование гражданской позиции и чувства любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через возрождение духовности; формирование гражданской позиции и чувства любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбу собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему г.Воронежа;
Пробудить познавательный интерес к городу и его природной среде.
Задачи:
формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему Воронежского края;
формирование представлений о специфике города и необходимости грамотного взаимодействия человека с городом, об уникальности и неповторимости города; о важной роли горожан в создании, развитии сохранении города и его культурного наследия;
развитие эмоционально-целостного отношения к семье, дому, улице, городу, стране;
воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому;
развитие бережного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа);
формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражение этого в своей деятельности.
Организация достижения целей:
• внедрение «воронежеведения» в другие учебные дисциплины;
• целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа;
• связь с социосредой (родителями, культурой и природой).
При отборе краеведческих сведений для урока следует придерживаться правил:
События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;
Представлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.
Этапы реализации:
Необходима программа интегрированного курса, в которую входят несколько содержательных блоков.
1 блок. «Мир моего города»
(1 класс)
Дети заводят альбомы по программе курса «Знай и люби свой город», в котором отражают свои мысли и чувства по поводу увиденного и услышанного в виде рисунков, сочинений и мини-докладов.
Немного из истории города Воронежа.
Наш город во время ВОВ.
Выездная обзорная экскурсия по городу.
Знакомство с культурной средой города (посещение театров).
Знакомство с произведениями писателей нашего города.
Природа моего города (посещение парков).
2 блок. «Особенности моего города»
(2 класс)
Продолжение работы с ранее заведенным альбомом.
Углубление знаний об истории города.
Углубление знаний о городе во время ВОВ.
Экскурсии по памятным местам города.
Продолжение знакомства с культурной средой города (посещение театров, музеев и выставок).
Продолжение знакомства с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашего города.
Углубление знаний о природе города (поход в краеведческий музей).
3 блок. «Самые памятные места моего города»
(3 класс)
Продолжение работы с альбомом.
Углубление знаний об истории города (экскурсия на
Адмиралтейскую площадь).
Углубление знаний о городе во время ВОВ (ратонда).
Знакомство с главными достопримечательностями города.
Продолжение знакомства с культурной средой города (посещение
театров, музеев и выставок).
Продолжение знакомства с произведениями литературы и искусства
знаменитостей нашего города (о Воронеже).
Углубление знаний о природе города (биосферный заповедник).
4 блок. «Воронеж - центр Черноземья»
(4 класс)
Продолжение работы с альбомом.
Углубление знаний об истории города (экскурсии на промышленные предприятия).
Экскурсии по воронежской области (усадьба Винивитинова, Биосфер-ный Государственный заповедник на станции Графская и т.д.)
Продолжение знакомства с культурной средой города.
Знакомство с духовной жизнью города (экскурсии по храмам).
Турпоход.
Ожидаемый результат: формирование творческой личности, способной к самообразованию, самовыражению и практическому созиданию; развитие эмоционально-ценностного отношения к городу и формирование познавательного интереса к Воронежу и его природной среде.
Данная программа ориентирует на самостоятельность мышления и самовыражения. Потребность в освоении культуры и истории и природы города становится естественной формой существования и для учащихся, и для учителя. Вся эта программа тесно связана с воспитанием у ребенка гражданской ответственности за то, что происходит в городе, в стране, за судьбу своего народа, частицей которого он является.
Основным слагаемым краеведческой работы и воспитания юного воронежца для учителя являются поиск и методическая обработка материала, различные варианты и приемы его использования на уроках и во внеклассной работе.
Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.
Формы и приемы по изучению родного края могут быть самыми различными:
Экскурсии по городу и области:
«Воронеж в прошлом и настоящем»;
«По местам боевой славы»;
В Воронежский государственный биосферный заповедник;
В Дивногорье;
В село Костенки;
В село Хреновое и др.
Посещение выставок, театров, музеев
Конкурс рисунков на темы:
«Мой любимый уголок»
«Мой город»
«Город моей мечты» и др.
Выставка фотографий «Мир вокруг нас»
Конкурс сочинений «Мой город»
Конкурс чтецов «Творчество Воронежских поэтов»
Поисковые задания:
«О чем говорят названия улиц»
Знаменитые земляки»
«Орден в моем доме»
«Профессии моих родителей»
Встречи и беседы с интересными людьми, героями Великой Отечествен-ной войны
Викторина «Мой край»
Благотворительные акции.
Краеведческий материал можно использовать фрагментально на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задах по математике, беседах по литературному чтению, истории, окружающему миру.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРОГРАММЕ
«ВОСПИТАНИЕ ЮНОГО ВОРОНЕЖЦА»
2009-2010 уч. г.
2 класс (2 часа в неделю)
I полугодие
№
п/п Тема Содержание занятия Форма проведения
1. Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях Правила безопасного поведения на занятиях. Беседа. Игра Устные ответы. Игра
2. Что возьму с собой в поход Правила безопасного поведения в походе. Беседа. Игра Игра. Устные ответы
3-4 Однодневный туристический поход. Сбор природного материала Наблюдение за осенними изменениями в природе Наблюдения в природе. Подвижные игры на свежем воздухе. Устные ответы. Игра. Составление схемы маршрута (высокий уровень), кто затрудня-ется – рисунок
5-6 Моя семья. Семейные традиции Практическая деятельность по созданию презентаций о своей семье (5-8 слайдов) Устные ответы. Творческий отчет
7-8 Кольцов и Никитин – воронежские поэты Разучивание стихотво-рений поэтов. Знакомство с достопримечательностями города, носящими имена поэтов Выступление с докладами, презентациями. Участие в конкурсе чтецов
9-10 Посещение театра юного зрителя Правила поведения в общественных местах и транспорте Беседа
Просмотр спектакля
11 Имя твоё. Индивидуальная поисковая деятельность Работа с энциклопе-дической литературой Устные ответы. Состав-ление листа с описанием своего имени в портфолио
12-13 Моя школа – мой дом. Беседа о школе, история школы, символика Правила поведения, бережного отношения Устные ответы, тест
14-15 Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. Улица, на которой я живу, почему она так названа. Инд. и самостоятельная работа Устные ответы. Творческий отчет
16 Обзорная экскурсия в краеведческий музей. Памятные места города Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомни-лось, что узнали Наблюдения. Устные ответы
17-18 Мой город. Из истории образования города. «Воронеж – колыбель российского флота» Заочное путешествие. Беседа. Устные ответы, рисунки Рассказ-экскурсия по родному городу
19-20 Промышленные предприятия города Заочное путешествие Фронтальная беседа
21 Мой край на карте страны. Фронтальная и индиви-дуальная работа с картой Устные ответы
22-23 С Днем рождения, Воронеж! История основания Воронежа. Мой вклад в дело процветания края. Игра-викторина. Работа в парах, группах. Устные ответы. Игра-путешествие Творческий отчет
24-25 Однодневный поход «Зимние забавы» Наблюдения в природе. Подвижные игры на свежем воздухе Устные ответы. Игры.
26-27 Экскурсия в музей-усадьбу Винивитинова. Удивительная история и судьба Винивитиных Экскурсия. Беседа об увиденном, что запомни-лось Наблюдения. Устные ответы. Выставка рисунков усадьбы
28-29 Животный мир Воронежской области. Гордость области - бобры Беседа, рассказ о животных Обмен информацией о животных, обитающих в воронежской области.
30-31 Красная книга Воронежской области Экскурсия в краеведческий музей, в городскую библиотеку. Обзор литературы по данной теме. Практическая и индивидуальная работа по созданию странички Красной книги. Выступления с сообщения-ми, просмотр уч.фильмов. Творческий отчет. Тест
32-34 Воронеж город высокой культуры.
Театры в нашем городе, исторические памятники и др. Достопримечательности. Заочные экскурсии.
Беседы. Игры-викторины.
Подготовка выступлений и презентаций Творческий отчет. Викторина.
35-36 Экскурсия на станцию юных натуралистов Экскурсия. Беседа. Наблюдения Устные ответы, рисунки
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шмырева Наталья Геннадьевна
→ br0swil 09.11.2009 4 5598 948 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.