Конспект урока "Весна идёт, весна идёт и ей дорога всюду!"; 3 класс
Ветвицкая Ирина Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ гимназия № 69 г. Краснодар
Внеклассное мероприятие.
Тема. Весна идёт, весна идёт и её дорога всюду!
Цели. 1.Познавательные:
Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы;
2. Развивающие:
Развивать наблюдательность при работе с наглядным материалом.
Развивать логическое мышление на основе отработки логических операций.
Развивать самостоятельность при организации моделирования.
3. Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде.
Воспитывать культурное общение: учитель - ученик, ученик – ученик
.Оборудование. Интерактивная доска. Выставка рисунков птиц и цветов. Картина И.И. Левитана «Март». Звукозапись: Н.Римский – Корсаков «Снегурочка», С.Рахманинов «Вешние воды», «Полевой жаворонок».
Ход внеклассного мероприятия.
Звучит музыка Н. Римского – Корсакова «Снегурочка».
Ученик. Уж тает снег, бегут ручьи, Чиста небесная лазурь,
В окно повеяло весною… Теплей и ярче солнце стало
Засвищут скоро соловьи, Пора метелей злых и бурь
И лес оденется листвою Опять надолго миновала!
Учитель. Прекрасные стихи написал А.С. Пушкин и они очень созвучны с прозвучавшей музыкой Н.Римского – Корсакова. Сегодня мы с вами поговорим о таком замечательном времени года как весна. Отзвенела капель, оттаяло и согрелось солнце. Земля скинула с себя снег. Природа проснулась. Наступила весна. Утром года назвал это время поэт А.С. Пушкин.
Ученик. Гонимы вешними лучами Улыбкой ясною природа
С окрестных гор уже снега Сквозь сон встречает утро года.
Сбежали мутными ручьями Синее блещут небеса.
На потоплённые луга. Ещё прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Учитель. О каких приметах весны поэт говорит в этом стихотворении? Вы ещё знаете песню о приходе весны, в ней воспеваются приметы весны. Исполнение песни«Мы ждём весну»музыка М. Савельева, слова А. Абрамовой.
Сегодня к нам пришла весна Теперь природе не до сна
И высь светла Так высь светла.
И звери, и птицы, и цветы. И только счастье будет в нём,
Земля наш добрый, тёплый дом, Пусть солнцем будет жизнь полна,
Трудитесь дружно в доме том. Пусть много раз придёт весна!
Учитель. Человеку легче дышится весной. И мы ждём весны, ждём тепла, солнца, радостного шума талой воды. Мы сейчас с вами послушаем и сравним, как описали приход весны поэт Ф.Тютчев и композитор С.Рахманинов.
Ученик. Ф. Тютчев « Весенние воды».
Ещё в полях белеет снег, Они гласят во все концы:
А воды уж весной шумят - «Весна идёт! Весна идёт!
Бегут и будят сонный брег Мы молодой весны гонцы,
Бегут, и блещут, и гласят… Она нас выслала вперёд».
Весна идёт, весна идёт –
И тихих, тёплых, майских дней,
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
Прослушивание звукозаписи «Вешние воды» С. Рахманинова.
Учитель. Стихотворение Ф. Тютчева – это торжество, радость, восхищение весенней, просыпающейся природой. В нём чувствуется призыв к весне и торжество её над зимой. С.Рахманинов, прочитав его, проникся весенним настроением и передал его звуками музыки. В оркестре слышны треск льда, звуки бегущих потоков воды, пробуждение и торжество весенней природы.
Учитель. Совсем недавно казалось, что природа навсегда погрузилась в сон, в задумчивость, но стоило пригреть солнышку и мы почувствовали дыхание весны. Какие же изменения произошли в природе с приходом весны? Найти их нам поможет картина «Март» И.И.Левитана. Посмотрите, как ослепительно светит солнце, и хотя на картине его нет, так и хочется зажмуриться от его лучей.
- Какое небо? (Чистое, светлое, голубое, высокое.)
-Что происходит со снегом? (Он потемнел, стал рыхлым, появились проталины.)
-Где раньше тает снег? (На крыше.)
-Тающий снег, чистое голубое небо, всюду звенящая капель – это признак какой весны? (Ранней.)
Ученик. Но зима не хочет уступать свои права весне и поэтому ночами бывают заморозки, вдруг неожиданно подует холодный ветер. Сейчас вы увидите как зима чуть было не вернулась в лес. (Ученики показывают отрывок из сказки «Мы ждём весну».)
Гном. Один цветок ещё погоду не делает. Будут ещё морозы и вьюги по всей округе. Мы – слуги холодной зимы, где она, там и мы.
Песенка Гнома.
Я - белый снежный Гном, Раз, два, три – вьюга засвисти
Зимы последний ком, Три, четыре, пять – будь зима опять!
Но я ещё хочу сразиться с вами. Чтоб всё мороз сковал,
Ведь гном я не простой, А небо тучами оделось
Холодный я и злой, Чтоб не пускать весну в родную сторону,
Я в дружбе со снегами и ветрами. Чтоб никому от радости не пелось.
Все бросаются к Гному, хотят его прогнать, но он своей белой клюкой дотрагивается до каждого и все как - будто застывают на месте. (Шум за сценой.)
Гном. Ага, слышу, идёт она, госпожа Зима,
В снеговых уборах, в морозных узорах.
Торжественно появляется Весна - красна. Своим жезлом-лучом она дотрагивается до Гнома.
Весна. Исчезни, злой Гном, зимы последний ком! (Гном, кружась исчезает. Весна дотрагивается волшебным жезлом до каждого, все оживают.)
Весна. Здравствуйте! Это я, Весна - красна! Поднимайтесь цветы и травы, звените ручьи, грейте солнечные лучи! А за то, что вы все ждали меня, мой вам сердечный поклон!
Исполняется заключительная песенка «Сегодня к нам пришла весна» слова А.Абрамовой, музыка М. Савельева.
Весна. Ребята, отгадайте мои загадки:
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает? (Весной.)
На каком дереве раньше всех появляются листья? (На берёзе, иве.)
Зелёный поясок в траве затерялся. (Ящерица.)
В поле котелок стоит, в нём точно вода кипит,
А дров никто не подбрасывает. (Муравейник.)
Какие птицы на своих крыльях приносят известие о моём появлении? (Грач, скворец, жаворонок.)
Учитель. Сейчас наши ребята расскажут об этих птицах.
Грач. К середине марта набирают силу оттепели. Проходит несколько дней и чёрной метелицей появляются стаи грачей, хриплое карканье которых срывает остатки зимнего сна с пробуждающейся природы. Всю зиму на деревьях мёрзли тёмные шапки грачиных гнёзд и вот дождались своих хозяев. Грачи круглый год предпочитают жить в обществе себе подобных. В грачиных городах бывает сотни и даже тысячи гнёзд.
Скворец. О скворцах говорят: «На крыльях весну принёс». И действительно, нет скворцов, и весны как будто нет, - повсюду снег, даже проталин почти не видно. Но вот в конце марта – начале апреля скворцы появились. Смотришь: ручьи побежали, зацвела мать-и-мачеха, вылетели первые бабочки. Любителям птичьего пения скворцы доставляют очень много радости. Это певцы-пародисты. Они запоминают и умеют точно копировать голоса множества птиц: дрозда, иволги, галки, тетерева…
Жаворонок. Обычно нашего жаворонка называют полевым. Поля, пастбища и луга – вот его дом. С первых дней весны и до середины лета слышны его песни. Они доносятся сверху, из небесной голубизны. В них журчание ручейка, перезвон колокольчиков. Жаворонок, одна из немногих птиц, которая поёт на лету. С песней он кругами поднимается всё выше и выше, опускается вниз, замолкая лишь недалеко от земли. По 2-3 минуты, а то и по 10-12 минут без перерыва выводит жаворонок свои звонкие нотки. Опустится на землю, но вскоре снова взлетает и снова поёт…
Учитель. Послушайте как жаворонок поёт в природе. (Звукозапись «Полевой жаворонок».) Какой у него голос? (Звонкий, чистый, весёлый.) М.Глинка написал песню на стихи Н.Кукольника «Жаворонок». В ней он передал своё доброе отношение к этой птице. Почему у него такое к ней отношение? (Вестник весны, воспоминания о детстве.)
Ученик. Раньше в народе существовало поверье, что весна придёт, если её «закликать», «позвать».
Закличка весны. Ой, кулики - жаворонушки,
Прилетайте к нам в одонушки.
Летел кулик из-за моря,
Принёс кулик девять замков,
Кулик, кулик, замыкай зиму,
Отпирай весну, тепло летечко!
Ранней весной был праздник прихода весны: пели веснянки и обязательно пекли жаворонков из теста, сажали их на палочки и выходили на улицу, радуясь весеннему солнышку.
Исполняется песня «Жаворонок» музыка М.Глинки, слова Н.Кукольника.
Весна. Я очень люблю цветы, они появляются с моим приходом. Какие весенние цветы вы знаете? (Ландыш, одуванчик, тюльпан, мать-и-мачеха, подснежник.)
Учитель. Эти цветы сейчас расскажут о себе.
Ландыш. Я зацветаю в мае. Живу в тени под дубками. В моих белоснежных цветах кормятся первые насекомые. К сожалению, я стал редким цветком и занесён в Красную книгу.
Одуванчик. (Хвастливо) А я не жалуюсь! Расту везде, где упадут на парашютах мои семена. Корень у меня длинный, крепкий, а вот листья хрупкие. Если листья оторвут, я выживу, корень-то в земле останется. А любят меня не меньше, чем другие цветы.
Мать-и-мачеха. Эх, одуванчик! Цвести бы мне столько, сколько тебе! Я – самый первый цветок, поэтому мне все радуются! А как пойдут листья, цветы пропадают, одни листья-зонтики растут. Иногда жук или муравей спрячется. Один раз даже пчелу укрыла.
Учитель. Весна, а ребята знают стихи о весенних цветах.
Учащиеся рассказывают стихотворения: С.Маршак «Ландыш» и «Подснежник».
-Что вы можете сказать о подснежнике? (Самый первый весенний цветок.)
-Да весной на земле зацветает новая жизнь. Весна – светлый праздник рождения природы!
Итог. – Что нового узнали?
- Что по вашему мнению было главным?
- Можно ли сказать, что мы с вами работали плодотворно?
Всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинить вред Природе, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого надо знать и любить Природу, знать животных, которые живут на нашей планете одновременно с нами, их повадки, образ жизни. Знать, чтобы сохранить и сберечь. Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: "Мир - прекрасен!" Сегодня вы все хорошо работали. Скажите себе: "Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия!"
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ветвицкая Ирина Николаевна
→ Vetvickaya 03.01.2011 0 3919 471 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.