Слайд 1
Конституции России –
20 лет
Холостых Людмила Дмитриевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ имени В. М. Комарова
Звёздного городка
Московской области
Классный час, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации
Цель проведения урока: приобретение и углубление базовых знаний учащихся об основном законе Российской Федерации.
Задачи проведения урока:
- формирование гражданской идентичности обучающихся начальной школы;
- содействие воспитанию у школьников уважения к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции Российской Федерации, к законам и символам государства;
- развитие навыков применения знаний, полученных ранее и умений работы в группе;
- дальнейшее формирование правовой культуры учащихся;
- расширение знаний учащихся об основных правах и обязанностях граждан России.
Оборудование: мультимедийное оборудование, рисунки герба, флага России, карточки для работы в парах, номерки.
Ход классного часа:
Оргмомент.
Добрый день, дорогие ребята! Сентябрь наступил, закончилось лето. Пришел праздник знаний, учебы, отметок! В этот день все дороги ведут к школе. Этот день в нашей стране является государственным праздником – Днём знаний. Он напоминает о том, что каждый, переступивший сегодня порог школы, стал на год взрослее.
Работа в группах.
Дети делятся на 3 команды (Игра «Броуновское движение». Дети заранее получают номерки 1, 2, 3. С началом звучания музыки свободно и спокойно передвигаются по классу. Как только музыка останавливается, дети должны собраться в группы по номерам в тех местах, где прикреплен номер команды)
Каждая команда получает вопрос-задание:
1 команда: Чему я уже научился в школе?
2 команда: Чему я хочу научиться в 3 классе?
3 команда: Какие правила необходимо соблюдать в школе?
После короткого обсуждения в командах ребята представляют свои ответы. Другие команды могут дополнять.
Определение темы занятия:
- Команда под № 3 не случайно получила задание, связанное с правилами, по которым живут ученики в нашей школе.
- Где еще кроме школы, мы можем встретиться с правилами или законами?
- Какой из законов или правил в нашей стране самый главный? Ответ вы получите, если правильно составите слово из слогов, работая в парах. (Конституция)
- В 2013 году 12 декабря Конституции, по которой живет наша страна, исполняется 20 лет. Наш сегодняшний урок Знаний будет посвящен этому событию.
- В словаре Ожегова слово «Конституция» объясняется как основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан.
4. Знакомство с историей Конституции.
У Конституции России богатая история. В нашей стране сейчас действует пятая по счету Конституция. Первая появилась в 1918 году, вторая – в 1924, третья – в 1936, четвертая – в 1977 и пятая – в 1993 году.
За двадцать лет своего существования, текст Конституции РФ 1993 года претерпел ряд изменений и дополнений. Так, например, в 2008 году были внесены поправки, которые предусматривают продление срока полномочий Президента РФ с четырех до шести лет, а так же срока полномочий депутатов Государственной Думы Российской Федерации с четырех до пяти лет.
Символы государства.
- А знаете, с чего начинается Конституция?
- На первой странице Конституции – гимн нашей страны.
Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
– Какие еще символы России вы знаете?
– Что представляет собой Государственный герб Российской Федерации?
Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб. "Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.
- На ваших столах рисунки герба России. Раскрасьте их.
- Опишите флаг РФ.
Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ и оставался государственным флагом до революции 1917 года. Символом современной России трехцветный флаг вновь стал 8 декабря 2000 года.
Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.
- Перед вами детали, из которых вы сможете собрать флаг России.
- Что поможет вам хорошо справиться с работой?
Права и обязанности граждан Российской Федерации.
- Конституция РФ определяет права и обязанности всех граждан России.
- Как вы понимаете значение слов «право» и «обязанность»?
Право - возможность совершать, осуществлять что-либо, предоставляемая законами государства (словарь Ефремовой)
- Попробуйте определить, о каких правах идет речь?
1.Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое.
(Право на жизнь, право на имя при рождении)
2.Очень трудно самому,
Жить на свете одному.
Правом с мамой жить и с папой
Пользуйтесь везде, ребята.
(Право на заботу и воспитание родителями)
3.Есть еще такое право:
Помнить, думать и творить
И другим свои раздумья,
Если хочешь подарить.
(Право свободно выражать свои взгляды)
4.Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон.
(Право на свободу и личную неприкосновенность)
5.Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь -
Тоже право детворы.
(Право на медицинскую помощь)
6.Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь учиться
На родимом языке.
(Право на пользование родным языком)
7.Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас.
(Право на образование)
8.Я могу свой детский праздник
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать.
(Право на отдых и досуг)
9.Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным - все равно
Ты родился быть счастливым,
Это право всем дано.
В Конституции РФ определены не только права, но и обязанности каждого гражданина страны.
Обязанность - то, что подлежит безусловному выполнению. (Словарь Ушакова).
Обсудите в группах, как вы понимаете обязанности граждан и выскажите свою точку зрения. Какие обязанности вы уже можете и должны исполнять? (Работа в малых группах)
1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ.
2. Уважение прав и свобод других лиц.
3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях.
4. Получение основного общего образования.
5. Забота о памятниках истории и культуры.
6. Уплата налогов и сборов.
7. Охрана природы и окружающей среды.
8. Защита Отечества.
- Высказывания детей, обсуждение.
Рефлексия.
- Удалось ли вам открыть сегодня на занятии что-то новое для себя?
- О чем ты расскажешь своим близким?
Кон |
сти |
ту |
ци |
я |
Кон |
сти |
ту |
ци |
я |
Кон |
сти |
ту |
ци |
я |
Автор: Холостых Людмила Дмитриевна
→ mikrik 03.09.2013 0 18767 4123 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.