Программа внеурочной деятельности "Изучаем край родной"; 1-3 классы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №42
Программу составила
учитель начальных классов
Девуш Оксана Васильевна
г.Нижневартовск
Программа внеурочной деятельности
"Изучаем родной край "
Пояснительная записка
Программа курса "Изучаем родной край " составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. Программа позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить их любопытство, в свободном общении формировать у обучающихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру.
Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни. Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует становлению обучающихся гражданской позиции по отношению к окружающему миру, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей. Заинтересованность содержанием курса не только обучающимися, но и родителями: изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии.
Программа курса «Изучаем родной край» формирует экологическую культуру, способность самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развивает познавательные и интеллектуальные интересы, творческие способности. Так же стимулирует стремление знать как можно больше о родном крае, интерес обучающихся к краеведению через тематические акции, конкурсы. Позволяет ориентироваться при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формировать способность и готовность использования краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей.
Цель курса:
Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой город, край, почитающего традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.
Задачи курса:
Ознакомление обучающихся с историческим прошлым и современной жизнью населения Ханты-Мансийского автономного округа и города Нижневартовска, участие родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни России.
Развитие гражданских качеств личности младшего школьника; его патриотического отношения к России и своему городу; познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Укрепление родственных и семейных связей через погружение изучения истории родного края, почитание традиций населения для укрепления отношений между представителями разных национальностей.
Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.
Тематическое планирование
|
Тема |
Кол-во часов |
I |
Введение. Что изучает краеведение. |
1 |
II |
Наш город |
|
1 |
Нижневартовск. История образования города |
1 |
2 |
Символы нашего города |
1 |
3 |
Достопримечательности нашего города |
1 |
4 |
Главные исторические и культурные памятники |
1 |
5 |
Истории названий улиц города. Достопримечательности нашей улицы. |
1 |
6 |
Экскурсия по достопримечательностям города |
1 |
7 |
Викторина «Что? Где? Когда?» |
1 |
III |
Наш край |
|
1 |
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. История возникновения края. Географическое положение. |
1 |
2 |
Символика Ханты-Мансийского автономного округа. |
1 |
3 |
Коренные жители нашего края |
1 |
4 |
Жилища народов Севера. Предметы быта коренных жителей. |
1 |
5 |
Экскурсия в краеведческий музей |
1 |
6 |
Викторина «Родной свой край люби и знай». |
1 |
IV |
Люди нашего края |
|
1 |
Первооткрыватели Земли Самотлорской. |
1 |
2 |
Труд людей нашего края. Профессии и предприятия на территории округа. |
1 |
3 |
Экскурсии на предприятия города |
1 |
4 |
Поэты и писатели Ханты-Мансийского округа. |
1 |
5 |
Художники нашего края |
1 |
6 |
Викторина «Знатоки родного края» |
1 |
V |
Богатства нашей земли. |
|
1 |
Рельеф, его особенности. Знакомство с рельефом края. |
1 |
2 |
Полезные ископаемые. |
1 |
3 |
Водные ресурсы: реки, озера. |
1 |
4 |
Разнообразие растительного покрова на территории округа. |
1 |
5 |
Лекарственные растения. |
1 |
6 |
Растения, которые занесены в Красную книгу. |
1 |
7 |
Разнообразие животного мира в нашем округе. |
1 |
8 |
Животные, которые занесены в Красную книгу. |
1 |
9 |
Заповедники и заказники на территории ХМАО. |
1 |
10 |
Игра «КВН-викторина «Родной край» |
1 |
VI |
Город будущего |
|
1 |
«Город будущего». Организация исследовательской работы. |
1 |
2 |
Выставки и защита проекта «Город будущего» . |
1 |
3 |
Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром города» |
1 |
VII |
Итоговое занятие. |
|
1 |
Игра – викторина «Это было интересно». |
1 |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Девуш Оксана Васильевна
→ oksy86 13.09.2013 0 10413 2098 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.