Рабочая программа мастерской "Мастерю сам" для 3-5 классов
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1 г. Нерюнгри»
Проверено: Руководитель МО ___________________
«_____» __________________2013 г.
|
Согласовано: Зам. директора ___________________
«_____» ___________________2013 г.
|
Утверждаю: Директор _________________________
«_____» ___________2013 г.
|
Рабочая программа
Мастерской «Мастерю сам»
для 3-5классов
на 2013-2014 учебный год
Разработчик программы
Учитель начальных классов
Левенец Наталия Владимировна
Высшая квалификационная категория.
Пояснительная записка
Программа «Мастерю сам» разработана для занятий с учащимися 3-5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения начального общего образования.
Социальная значимость данной программы. В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.
Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитания у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
В соответствии с поставленной целью программа решает задачи:
Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
научить приемам исполнительского мастерства;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески;
развитие способности к восприятию искусства и окружающего мира;
Развитие умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
формирование навыков работы с разными художественными материалами;
совершенствование эстетического вкуса
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации
духовно-нравственное развитие, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре.
В процессе реализации данной программы необходимо руководствоваться принципами:
Принцип открытости
Принцип привлекательности.
Принцип деятельности.
Принцип свободы участия.
Принцип обратной связи.
Принцип сотворчества.
Принцип успешности.
Анализируя содержание мастерской, можно выделить четыре стержневые линии. В соответствии с ними формируем 4 модульные программы, которые имеют логическую завершенность и находятся во взаимосвязи.
Основная научная идея (стержневая линия) |
Название модульной программы |
Количество часов |
Семестр |
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира. Учить приемам исполнительского мастерства. Формирование основ трудолюбия и способности к самовыражению, формирование социально ценных практических умений. Развитие знаково-символического и пространственного мышления. |
1. История создания игрушки. |
5 |
I |
2. Мягкая игрушка. |
10 |
II -III |
|
3. Сувениры для друзей. |
10 |
IV- V |
|
4. Аппликация. |
6 |
VI |
Модульная программа «История создания игрушки» 5 часов.
Содержательный модуль.
Модульная программа рассчитана на создание таких условий, в которых возможна актуализация имеющихся у детей знаний и мотивация учащихся на дальнейшее изучение программы мастерской.
Комплексная дидактическая цель.
Образовательный аспект:
расширить представления об игрушках;
углубить знания об истории создания игрушки разных народов России;
обогащать опыт ребенка через восприятие произведений искусства
Воспитательный аспект:
воспитать творческую и уверенную в себе личность;
создать условия для творческой самореализации.
Развивающий аспект:
развивать познавательные интересы;
развивать вербально-логическое мышление, формировать навыки индивидуальной и коллективной работы.
Краткое содержание изучаемого материала:
Понятие о самодельной игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами игрушки.
3. Ожидаемые результаты:
После изучения модульной программы «История создания игрушки» учащиеся должны:
знать содержание основных понятий модуля;
уметь применять первоначальные умения передачи, поиска, преобразования необходимой информации из дополнительных источников;
развивать познавательный интерес, умение выступать перед аудиторией;
4. Методический блок:
Примерные темы проектных работ:
Моя любимая игрушка
изображение игрушек
игрушки в моей семье
Календарно-тематическое планирование модульной программы
«История создания игрушки».
Семестр |
Кол-во часов |
Структура модуля |
Интегрирующая дидактическая цель |
№ заня-тия |
Тема занятия |
Форма заня- тия |
Универсальные учебные действия |
I |
5 |
Вводная часть |
Теоретическая часть. - дать представления о целях и содержании модульной программы; - дать представление о результатах изучения данного модуля; -актуализировать имеющиеся у детей знания. - дать представление о самодельной игрушке |
1 |
Знакомство с модульной программой. Определение понятия «самодельная игрушка». |
Беседа |
Познавательные: строить небольшие сообщения в устной форме; осуществлять поиск дополнительного познавательного материала, используя соответствующие возрасту словари, энциклопедии; Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно-практической деятельностью; уважение к культурным традициям своей страны, своего народа; Регулятивные: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи; Коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.
|
2 |
Как много разных игрушек. |
Беседа
Работа в группах |
|||||
Диалогичес- кая часть |
Информационный анализ проекта. - определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации; -осуществлять отбор активных форм обучения; - определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.
Практическая реализация проекта. - формировать навыки проектной деятельности; - определить продукты и форму презентации; -углубить познания учащихся по теме исследования; - формировать навыки индивидуальной и групповой работы.
Защита проекта. -оценка качества своей проектной деятельности; -рефлексия. |
3.
|
Введение в проектную деятельность. Выбор темы проекта.
|
Беседа
Работа в группах |
|||
|
|||||||
4 |
План защиты проекта. |
Деловая игра. |
|||||
Итоговая часть |
5 |
Удивительный мир игрушек. |
Презентация готовых проектов. |
Модульная программа «Мягкая игрушка». 10часов.
Мягкая игрушка - это один из видов декоративно - прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.
1. Комплексная дидактическая цель.
Образовательный аспект:
изучение мастерства ручного шитья,
овладение искусством цветовых сочетаний,
изучение возможностей корректировки выкройки,
изучение технологических процессов шитья игрушки
Воспитательный аспект:
формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности
воспитывать творческую личность;
Развивающий аспект:
развивать познавательный интерес;
формировать навыки индивидуальной и коллективной работы;
2.Содержание изучаемого материала: порядок проектирования мягкой игрушки, подбор материала для изготовления мягкой игрушки, технология кройки различных деталей игрушки, создание игрушки.
3. Ожидаемые результаты:
После изучения модульной программы «Мягкая игрушка» обучающиеся должны:
знать внешний вид обозначения и технику выполнения основных швов,
владеть
приемами изготовления несложных
игрушек;
владеть способами оформления поделок;
развивать познавательный интерес, словесное и логическое мышление, способность к принятию творческого решения, умение работать в коллективе и индивидуально.
4. Методический блок:
Примерные темы проектных работ:
выставка игрушек
сочинение сказки
Календарно-тематическое планирование модульной программы
«Мягкая игрушка».
Семестр |
Кол-во часов |
Структура модуля |
Интегрирующая дидактическая цель |
№ заня-тия |
Тема занятия |
Форма заня- тия |
Универсальные учебные действия |
II -III |
10 |
Вводная часть |
Теоретическая часть. - дать представления о целях и содержании модульной программы; - дать представление о результатах изучения данного модуля; -актуализировать имеющиеся у детей знания. |
1-3
|
Знакомство с модульной программой. Готовимся к шитью. Шкатулка-Город Швейных принадлежностей. Рабочие швы. |
Беседа
Практическая работа. |
Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха, на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу Регулятивные: принимать роль в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия. Коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов; Познавательные: искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов)
|
|
|
|
|
|
|||
Диалогичес- кая часть
Итоговая часть |
Информационный анализ проекта. - определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации; -осуществлять отбор активных форм обучения; - определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.
Практическая реализация проекта. - формировать навыки проектной деятельности; - определить продукты и форму презентации; -углубить познания учащихся по теме исследования; - формировать навыки индивидуальной и групповой работы. |
4-9
|
Введение в проектную деятельность. Выбор темы проекта. Работа над проектом. Мягкие игрушки на основе шариков. Колобок.
|
Практическая работа.
|
|||
Защита проекта. -оценка качества своей проектной деятельности; -рефлексия. |
10 |
Защита готовых проектов в форме сказки или рассказа. |
Презентация готовых проектов. |
Модульная программа «Сувениры для друзей». 10 часов.
Самодельная игрушка - одно из средств развития способностей ребенка. Она несет в себе радость творческого труда, момент развлечения и одновременно обучает и воспитывает ребенка.
1. Комплексная дидактическая цель.
Образовательный аспект:
овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности.
Воспитательный аспект:
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
Развивающий аспект:
умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
формировать навыки индивидуальной и коллективной работы;
. создавать условия для творческой самореализации
2. Содержание изучаемого материала: история появления подарков, практическая работа.
. Ожидаемые результаты:
После изучения модульной программы «Сувениры для друзей» обучающиеся должны:
знать: правила получения и преподнесения подарка, как выбрать подарок.
уметь: овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности.
развивать способность к принятию творческого решения
4. Методический блок:
Примерные темы проектных работ:
что такое подарок и как он появился
правила преподнесения подарков
музеи подарков
как выбрать подарок.
выставка сувениров
Календарно-тематическое планирование модульной программы
«Сувениры для друзей».
Семестр |
Кол-во часов |
Структура модуля |
Интегрирующая дидактическая цель |
№ заня-тия |
Тема занятия |
Форма заня- тия |
Универсальные учебные действия |
IV -V |
6 |
Вводная часть |
Теоретическая часть. - дать представления о целях и содержании модульной программы; - дать представление о результатах изучения данного модуля; -актуализировать имеющиеся у детей знания. - дать представление о роли подарков в повседневной жизни |
1 |
Знакомство с модульной программой. Определение понятий «подарок». |
Беседа Составление индивидуадьного плана |
Личностные: умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности Регулятивные: под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату Познавательные: анализировать предлагаемые задания: ставить цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы. Коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, допускать существование разных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, задавать вопросы.
|
2
|
Правила преподнесения подарков. Музеи подарков. Как выбрать подарок. |
Беседа . |
|||||
3
|
Введение в проектную деятельность. Выбор темы проекта.
|
Беседа. Работа в группах. |
|||||
|
|
|
|||||
Диалогичес- кая часть
Итоговая часть
|
Информационный анализ проекта. - определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации; -осуществлять отбор активных форм обучения; - определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.
Практическая реализация проекта. - формировать навыки проектной деятельности; - определить продукты и форму презентации; -углубить познания учащихся по теме исследования; - формировать навыки индивидуальной и групповой работы.
Защита проекта: Оценка качества своей проектной деятельности.
|
4-8
9
|
Работа над проектом.
Игольница «котенок», «домик», «елочка» Кукла из ниток.
План защиты проекта.
Предзащита проектов. |
Практическая работа .
Консультация.
Консультация.
Индивидуальная работа.
|
|||
10 |
Защита готовых работ. |
Презентация готовых работ. |
Модульная программа «Аппликация». 6 часов.
Занятия открывают большие возможности для развития детской инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль.
1. Комплексная дидактическая цель.
Образовательный аспект:
овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности.
Воспитательный аспект:
воспитывать творческую личность;
развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
Развивающий аспект:
развивать познавательный интерес,
формировать навыки индивидуальной и коллективной работы;
развивать умение вести наблюдение, делиться своими открытиями, делать выводы.
2. Содержание изучаемого материала:
знакомство с разными техниками аппликации, а так же с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства, практическая работа.
Ожидаемые результаты:
После изучения модульной программы «аппликация» обучающиеся должны:
знать: основы техники выполнения аппликации
уметь: корректировать выкройку
поделки, владеть приемами цветовых
решений в изготовлении поделки
развивать: формирование
чувства радости от результатов
индивидуальной и коллективной
деятельности;
4. Методический блок:
Примерные темы проектных работ:
выставка работ
Календарно-тематическое планирование модульной программы «аппликация».
Семестр |
Кол-во часов |
Структура модуля |
Интегрирующая дидактическая цель |
№ заня-тия |
Тема занятия |
Форма заня- тия |
Универсальные учебные действия |
V |
6 |
Вводная часть |
Теоретическая часть. - дать представления о целях и содержании модульной программы; - дать представление о результатах изучения данного модуля; -актуализировать имеющиеся у детей знания.
|
1 |
Знакомство с модульной программой. |
Беседа. Составление индивидуального плана. |
Личностные: понимание чувств одноклассников и учителей; готовность к сотрудничеству и дружбе; осмысление своего поведения в школьном коллективе Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать пути ее решения, оценивать условия, процесс и результаты своей деятельности и товарищей; Познавательные: ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания; Коммуникативные: развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, строить понятные для партнера высказывания |
2 |
Аппликация, виды аппликаций. |
Беседа
Работа в группах |
|||||
Диалогичес- кая часть
Итоговая часть |
Информационный анализ проекта. - определить компоненты проектной деятельности и этапы ее реализации; -осуществлять отбор активных форм обучения; - определить исходный уровень компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.
Практическая реализация проекта. - формировать навыки проектной деятельности; - определить продукты и форму презентации; -углубить познания учащихся по теме исследования; - формировать навыки индивидуальной и групповой работы. |
3
|
Введение в проектную деятельность |
Практическая работа. |
|||
4 |
Работа над проектом
План защиты проекта. |
Беседа.
Практическая работа |
|||||
5 |
Работа над проектом. Предзащита проекта. |
Практическая работа. Консультация. |
|||||
Защита проекта: - оценка качества своей проектной деятельности. |
6 |
Защита готовых работ. |
Презентация готовых проектов. |
Литература для учителя
Примерные программы внеурочной деятельности. – М: Просвещение, 2010. (стандарты второго поколения)
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч 2 – М: Просвещение,2010. (стандарты второго поколения)
И. Рудакова. Уроки Бабушки Куми. (Подарки круглый год.) – Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1995.
О. Белякова. 207 лучших подарков своими руками. - М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010.
И.Агапова, М. Давыдова Мягкая игрушка своими руками.-М:-Рольф, 2001.
Литература для учащихся
1 . Чурзина Н. О. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. - М.: АСТ; СПб.; Сова, 2007.
2.Н.Цирулик, Т. Проснякова. Технология. Уроки творчества.- Самара: Издательский дом «Федоров»,2012
Материальное обеспечение
-образцы мягкой игрушки , сделанные руками учителя
-ткань;
-катушечные нитки, пряжа, иголка, ножницы;
-отделочный материал, вата, пуговицы
-карандаш, картон, цветная бумага
На странице приведен фрагмент.
Автор: Левенец Наталия Владимировна
→ Nata-65 25.02.2014 0 2726 442 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.