Проект "Милосердие"; 1 - 4 классы
Существующий ритм жизни, заставляющий забыть обо всем на свете, кроме своих проблем, отсутствие человеческого общения, которое заменили бездушные компьютеры и Интернет, приводит к тому, что родители заняты своими проблемами, а дети предоставлены сами себе. В результате среди детей усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, стали проявляться жестокость и агрессивность по отношению к окружающим, дефицит человеческого тепла, заботы о ближнем и милосердия.
В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование слова: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». Милосердие – глубоко естественная потребность человека. Благотворительность – традиционная, веками складывавшаяся черта русского православного человека.
Традиции такой деятельности, легшие в основу благотворительности православных на протяжении многих веков, – корнями своими уходят и в постулаты христианства, и в традиции русского православия. На слуху у каждого: «Возлюби ближнего своего…» Возлюби ближнего как самого себя, а дальнего – как ближнего. Но любовь – чувство активное. И возлюбив, сделай добро. Совершай добро на протяжении своей жизни, и тебе зачтется. Совершай благие, милосердные дела, и все они лягут на весы на Страшном суде. «Да не оскудеет рука дающего…»
Проект мы назвали «Милосердие», т.к. хотим, чтобы эта добродетель не оказалась бы «ветхой заплатой», а вместе с нами шагнула в XXI век.
Цель:
воспитание у учащихся уважительного, бережного отношения к окружающему миру и формирование чувства милосердия, актуализация лучших моральных качеств участников проекта.
Задачи проекта:
- Зародить и поддерживать в воспитанниках потребность и желание совершать добрые поступки, научить умению видеть возможность проявления заботы и милосердия, формировать у школьников чувства отзывчивости, сострадания.
- Расширить круг общения детского коллектива гимназии через включение в благотворительную деятельность.
- Организовать диалог между поколениями. Приобретение опыта в послушании родителям и наставникам через выполнение пятой заповеди Божией.
- Популяризовать добровольную помощь людям.
- Сформировать чувство живой ответственности школьников за свои поступки здесь и сейчас.
Основная часть
Ребята из 4б класса Православной гимназии имени святого благоверного князя Димитрия Донского города Бор со своим классным руководителем разработали план реализации проекта на 2017-2018 учебный год согласно воспитательному плану гимназии под названием «Акция «Милосердие»:
- Постановка проблемы, обоснование актуальности проекта, беседы в классе (классные часы) по теме «Милосердие». (сентябрь – ноябрь)
- Разработка программы мероприятий. Театральная деятельность (ноябрь – апрель)
- Поздравительная открытка своими руками (ноябрь-май)
- Весенняя акция «Милосердие» (апрель-май)
- Аналитический. Обобщение результатов реализации проекта, определение перспектив дальнейшего развития проекта (апрель-май).
Классные часы по теме «Милосердие».
В классе были запланированы и проведены следующие классные часы:
- Милосердие – зеркало души. Класс был разделен на три группы. Работа заключалась в усвоении понятий: “доброта”, “чуткость”, “милосердие”, “гуманность”, а также развитию нравственного самопознанию. На уроке был просмотрен видеоролик «Милосердие – на войне» , использовался толковый словарь, для поиска и толкования слов: “доброта”, “чуткость”, “милосердие”, “гуманность” и конечно, обсуждение в группах.
- Добрый старец Добри Добрев. Болгарский старец Добри Добрев, которому 14 июля 2014 года исполнилось 100 лет. Он известен всей Болгарии. Уже при жизни его называют святым. Он аскет, отшельник, бессребреник – и в то же время ктитор многих болгарских храмов и монастырей. Сбор пожертвований на восстановление храмов Божиих – вот его главное занятие в последние несколько десятков лет. Дарит он им огромные суммы, себе же не оставляет ни гроша . На уроке была просмотрена презентация о старце и далее было обсуждение «А смог бы я отдать последнюю копеечку».
- Милосердие как путь к радости. В евангельском описании Страшного суда (см.: Мф. 25: 31–46) содержится очень важная истина: оправдание или осуждение совершается по принципу нашего отношения к людям, а именно: были ли мы милостивы к другим. Проявив участие или, напротив, безучастность к страждущему человеку – а каждый страждущий несет в себе образ Божий, – мы тем самым выстраиваем свое внутреннее отношение к Богу: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40) . Классный час был подготовлен самими ребятами, в виде докладов и анкет (Приложение №1).
Разработка программы мероприятий.
Один из важных этапов акции «Милосердие» - театральная деятельность классного коллектива. Ребята под внимательным руководством классного руководителя и воспитателя выбрали сценарии театральных постановок, разучили роли, смонтировали декорации и показали спектакли нашим гимназистам, воспитанникам детского сада и пожилым людям Центра дневного пребывания пенсионеров. Особое мастерство потребовалось для изготовления декораций. Здесь нашими верными помощниками стали наши родители.
Первый спектакль по произведению А.В.Круглова «В канун Сочельника» . Событие разворачивается в канун Рождества. Два гимназиста в предвкушении елки и рождественских гуляний сталкиваются с бедой старушки, которая торопясь на поезд теряет билет. Перед ними встает выбор пройти мимо или помочь старушке и купить еще один билет. Ребята проявляют сострадание, милосердие и покупают второй билет.
Второй спектакль по сказке «Морозко» . Также сказка отражает выбор между хорошими словами и грубостью, между добрыми поступками, помощи и лени.
Аудитория просмотра спектакля была выбрана не случайно. Гимназисты посмотрев спектакль «Без елки» уже в коридорах гимназии обсуждали хороший поступок ребят из произведения, что говорит о том, что учащиеся не остались равнодушны к беде старушки и им очень импонировали герои. Сказка «Морозко» у малышей вызвала бурю эмоций и желание помочь героям на сцене, что тоже характеризует отзывчивость у ребят.
Для пенсионеров просмотр спектакля, да и приход самих ребят в центр – участие в жизни пенсионеров. Пожилые люди, как правило закончив свою трудовую деятельность остаются наедине с самим собой, т.к молодое поколение занято работой и повседневными делами, в которых, к сожалению так мало остается время на диалог и обмен опытом между поколениями.
Посещение Центра дневного пребывания пенсионеров ребятами из гимназии уже традиция. В стенах центра были проведены и концерты, и спектакли, и беседы.
Следующий этап акции – поздравительная открытка своими руками. Данный этап включает в себя изготовление открыток к православным и государственным праздникам - День Матери, Рождество Христово и «Праздник Праздников» Пасха. Для ребят был проведен увлекательный мастер-класс по прикладному творчеству. Каждая открытка получилась неповторимой и радостной.
Весенняя акция «Милосердие» включает в себя следующие этапы:
- Наведение чистоты и порядка на пришкольной территории и благоустройство памятника героям Великой Отечественной войны 1941 – 1946гг.
- Участие девочек в Смотре строя и песни в роли сестер милосердия.
Сестра милосердия – духовный спецназовец, готовый под пулями слушать, утешать, выхаживать раненого. Победное шествие наших гимназисток в районном Смотре Сестер милосердия в 2017 году в присутствии Владыки Георгия, Митрополита Нижегородского и Арзамасского, способствовало тому, что в этом году каждая девочка гимназии захотела примерить не только костюм, но и образ Сестер милосердия. Смотр состоится в преддверии праздника День Победы 2018.
Война коснулась каждой семьи и данные виды деятельности не просто укрепят связь поколений, но и по-особому раскроют значимость Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Аналитический.
Обобщение результатов реализации проекта, определение перспектив дальнейшего развития проекта.
Учитывая, что проект еще до конца не реализован данный этап остается в разработке.
Но, уже сейчас можно сказать, что ребята 4б класса с удовольствием участвовали и участвуют во всех этапах проекта.
Заключение
В наше время милосердие просто необходимо для мирного сосуществования разных людей.
Милосердие в моем понимании-
Это ласка, любовь сострадание.
Это – маме усталой помочь
Это – бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел – простить.
Это – птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Все живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
Виктор Павлов
Список литературы
- Даль В.И. Толковый словарь. Издательство «Эксмо», 2015.
- Круглов А.В. В канун Сочельника. Издательство Святителя Игнатия, 2011.
- Русская народная сказка в пересказе Булатова М. А. Морозко. Издательство «Речь», 2016.
Приложение №1
Анкета
- Как вы понимаете слово «милосердие»?
- Подберите синоним к слову «милосердие».
- Подберите антоним к слову «милосердие».
- В каких произведениях художественной литературы вы можете встретить милосердие.
- Как вы считаете, нужно ли милосердие сегодня?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сафронова Александра Владимировна
→ Публикатор 21.01.2018 0 9056 126 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы