Методическая разработка внеклассного мероприятия "Посвящение первоклассников в юные музыканты"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №4 Г. НИЖНЕКАМСКА
Методическая разработка
сценария внеклассного мероприятия с элементами театрализации
«Посвящение первоклассников в юные музыканты»
для учащихся младших классов.
Работу выполнила
преподаватель теоретических дисциплин и фортепиано
высшей квалификационной категории
Минеева Светлана Витальевна
посёлок Красный Ключ, Нижнекамский муниципальный район,
Республика Татарстан, 2017 г.
Театрализованная постановка музыкальной сказки предназначена для учащихся младших классов (7-10 лет). В сценарии использованы: рассказ, стихи, песни и игры. Показ «живой музыки» обогащает музыкальный опыт учащихся, развивает интерес к отечественной и зарубежной музыке. Наглядные пособия помогают запомнить музыкальные штрихи и динамику. Яркая, увлекательная инсценированная музыкальная сказка, как одна из форм внеклассной работы, положительно сказывается на эмоциональном тонусе учащихся, их работоспособности, активности восприятия.
Зал украшен воздушными шарами. На фронтальной стене сцены – клавиатура фортепиано, нотки, паузы, ключи.
К мероприятию учащиеся готовят концертные номера, роли, первоклассники разучивают песню и клятву юного музыканта.
Преподаватель готовит карточки с музыкальными знаками, кроссворды, указ школьного совета и сертификаты с именами и фамилиями первоклассников.
Тема сценария: «Посвящение первоклассников в юные музыканты».
Цель: приобщить детей к прекрасному искусству, привить любовь и интерес к музыке, способствовать накоплению музыкальных впечатлений и воспитанию художественного вкуса в духе традиций мировой культуры. Воспитание музыканта - профессионала, эмоционально отзывчивого к языку музыки – важнейшая цель в системе музыкального образования.
Задачи: В игровой форме проявить у учащихся интерес к азам музыкальной грамоты, продолжить знакомство со знаками нотного письма, с динамическими оттенками, выполняя простые и увлекательные задания (загадки, ребус, кроссворды).
Учиться вести себя культурно в зрительном зале, слушая концертное выступление учащихся старших классов, воспринимать живое звучание музыкальных инструментов. Учиться выступать на сцене.
Предполагаемые результаты: Первое выступление в школьном концерте первоклассников имеет большое воспитательное значение, развивая такие качества как ответственность, серьёзность, аккуратность и дисциплину при подготовке концерта и участия в нём, готовит будущего музыканта к выступлениям на сцене.
Примечания: Сценарий дополнен приложениями афиши, нотного материала, кроссвордов, примером сертификата и указа.
«Посвящение первоклассников в юные музыканты»
Сценарий праздника
Действующие лица:
Ведущая - преподаватель
7 нот - учащиеся младших классов
Фея Музыки, Диез, Бемоль, Бекар – учащиеся 4 и 5 классов
Магистр Музыкальных наук – Директор школы.
Зрители заполняют зал на фоне песни Ю. Чичкова и К. Ибряева «Наша школьная страна».
(На сцену поднимаются учащиеся 2 класса – 7 детей с названием нот
До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си на груди и выстраиваются по порядку).
Ведущая:
С природой, как из сказки,
Красавец Красный Ключ
Рождает персонажи, легендами могуч.
И водяной русалкой Тукаевской строки
Раскинулся посёлок у Камы, у реки.
Есть у нас в посёлке местечко уникальное
Звуками наполнено то место музыкальными.
А из этих звуков музыка родится,
Любят музыканты вместе здесь трудиться.
Ели голубые встретят вас у входа,
Музыка чудесная не даёт прохода.
Здравствуйте, уважаемые гости, преподаватели и учащиеся. В нашей Красноключинской музыкальной школе сегодня праздник – День юного музыканта.
До: Ты думаешь, пришёл на Красный Ключ трамвай?
Ре: Его звонок в посёлке разливается?
Ми: А может быть распелся соловей?
Фа: А вот и нет – наш праздник начинается.
Соль: День Музыки – он светел и красив,
Ля: И радостью душа переполняется.
Си: Мы первоклассников зовём сюда скорей!
Вместе: Пришла пора – наш праздник начинается.
Ведущая: Шире двери отворите
Первоклассники, входите!
(Диез и Бемоль открывают двери в зал).
Под музыку марша П. Чайковского из балета «Щелкунчик» входят первоклассники и садятся на первый ряд.
Ведущая: Сегодня, Фея Музыки должна объявить наших первоклассников «юными музыкантами», верными подданными великой музыкальной страны.
Сегодня к фее Музыки отправимся мы вместе.
Помогут нам ступени, семь нот покажут путь.
Друзей возьми в дорогу, ведь с ними интересней
И песенку любимую ты взять не позабудь.
Нотки – До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си – исполняют «Песенку ступеней», музыка и слова Л. Ефремовой. (Приложение №1).
В королевстве ладовом дружно мы живём
Пьесы вам играем, песенки поём.
Нас ровно семь ступеней, друг с другом ладим мы,
И управляет тоника ступенями – 2 раза.
Нотки:
До: Музыка! Музыка!
Ре: Что это такое?
Ми: Может быть музыка –
Фа: Небо голубое!
Соль: Может быть, это –
Ля: Утренняя зорька?
Си: А может быть, музыка –
Вместе: Звуки, да и только!
Ведущая: Нотки мне рассказали по секрету, что под крышкой рояля поселилась удивительная мышка. Она поёт то громко на «форте» (Ведущая показывает карточку со знаком «ƒ»), то тихо - на «пиано» (показывает карточку «р»), немного помолчит на паузу (карточка с паузами), то прибавляя звук на «крещендо» (карточка <), то постепенно затихая на «диминуэндо» (карточка >), то вдруг замрёт на «фермате» (показывает карточку со знаком «фермата»). Я вам буду показывать знаки нотного письма, а вы, исполняя песенку, внимательно следуйте за ними.
Песню «Весёлая мышка» И. Корольковой исполняет вокальный ансамбль.
1.На празднике нашем уютно, тепло
И песенка льётся легко и светло.
Но, вдруг, из-под крышки рояля
Услышали мы тра-ля-ля-ля.
2.Весёлая мышка в рояле жила,
Она музыкальною мышкой была.
И с нами под звуки рояля
Пищала она тра-ля-ля-ля.
Ведущая: Спасибо вам, нотки! Проходите в зал.
(На сцену выбегают Диез и Бемоль, ссорятся, толкая друг друга нарисованными клавиатурами.)
Диез: Я точно знаю, идти нужно вверх!
Бемоль: Но, помилуй, братец, вниз нужно, вниз!
Ведущая: Что за шум? Вы кто такие? Представьтесь, пожалуйста, нашим гостям!
Диез и бемоль (вместе): Мы знаки музыкальные, я – Диез, а я – Бемоль.
Диез:
Диезом я зовусь не зря,
Все ноты повышаю я.
Бемоль:
А меня зовут Бемоль,
У меня другая роль -
Ноты понижаю я,
Вам скучать не дам, друзья.
Диез: Мы к Фее Музыки собрались с вами вместе, возьмите нас с собой, пусть Фея нас рассудит!
Бекар:
Выше! Ниже! Нужно прямо!
До чего же вы упрямы!
Ведущая: А это ещё кто такой?
Бекар:
Отменяю повышенье,
Отменяю пониженье.
Друг! Бекар, запомни ты,
Я любитель чистоты.
Ведущая:
Полно, полно! Помиритесь!
Не шумите, не деритесь!
Фея Музыки нас ждёт, путь остался недалёк.
Будет праздник и веселье, ведь сегодня надо всем -
Первоклассников поздравить, в «музыканты» их принять!
Только надо все загадки и кроссворды разгадать.
(Знаки уходят к дверям, ведущая читает загадки, во время каждой загадки на сцену поднимается следующий исполнитель в соответствии с программой концерта).
Исполнитель этот юный
С нотной грамотой знаком.
Он по нежным тонким струнам
Водит маленьким смычком. (Скрипач.)
В. А. Моцарт. «Паспье» - звучит скрипка.
У него вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюк он, а надувается,
И не птица, а заливается. ( Баян)
В. Емельянов. «Зареченский хулиган» - звучит баян.
Звенит струна, поёт она
И песня всем её слышна.
Шесть струн играют, что угодно.
А инструмент тот вечно модный
Он никогда не станет старым
И мы зовём его (гитарой.)
Обработка Е. Шилина «Румба» - исполняет ансамбль гитаристов.
Так дружат девчонки,
Что ссор у них нет,
Сыграют вдвоём
Фортепианный (дуэт).
Ф. Яруллин. Танец из балета «Шурале» - исполняет фортепианный дуэт.
Клавиши чёрные, клавиши белые
Пальчики крепкие, руки умелые.
Я занимаюсь усердно, упрямо,
А инструмент мой зовут (фортепиано).
Даниил Крамер «Танцующий скрипач» - звучит фортепиано.
Фея:
Эх, ансамбль народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую.
Е. Дербенко. «Весёлый наигрыш» - исполняет ансамбль народных инструментов.
Двадцать маленьких ребят
На сцене рядышком стоят.
Голоса, как на подбор
Выступает детский (хор).
Младшая группа хора исполняет песню «Диез и Бемоль» - музыка и слова
Л. Ефремовой (Приложение №2).
Диез: У меня от вашего пения повысилось настроение.
Бекар: И мне уже не хочется ничего отменять.
Бемоль: А я ещё хочу услышать загадки - теперь про нас.
Ведущая: Знак диез, знак диез – что он означает?
Этот знак, этот знак ноту…
Первоклассники: Повышает!
Ведущая: Знак бемоль, знак бемоль - что он означает?
Этот знак, этот знак ноту …
Первоклассники: Понижает!
Ведущая: Знак бекар, знак бекар – что он означает?
И диез, и бемоль, - всё он…
Первоклассники: Отменяет!
Ведущая: Осталось одно задание – разгадать кроссворды и мы будем во дворце Феи Музыки!
Кроссворд № 1«Вспомни ноты» (приложение № 5).
Дорогие первоклассники, каждый из вас знает названия нот. Попробуйте вписать эти названия в горизонтальные ряды, пользуясь словом-подсказкой: «МЕЛОДИЯ»
А теперь попросим зрителей в зале помочь нам разобраться с музыкальными инструментами.
Кроссворд № 2 «Инструменты» (приложение № 5).
Если правильно вписать в горизонтальные ряды 7 инструментов, то название восьмого отыщется в вертикальном ряду.
1. шумовой музыкальный инструмент, по нему или ударяют или потряхивают им.
2. так называют маленькое фортепиано.
3. под неё поют песни в походе.
4. дудочка в оркестре с высоким голосом, как у птицы.
5. струнный инструмент с самым низким звуком, на нём играют стоя, «пощипывая» звуки.
6. «душой оркестра» называют этот струнный инструмент.
7. ударный инструмент, под звуки которого хорошо маршировать.
Ответы: 1.Бубен 2. Пианино 3.Гитара 4.Флейта 5. Контрабас 6. Скрипка 7.Барабан
По вертикали – балалайка.
(Выходит Фея).
Фея: Здравствуйте, друзья!
Как чудесно, что 7 нот показали вам дорогу ко мне. А вы, ребята, сумели разгадать все загадки и кроссворды. Сегодня наших первоклассников я буду посвящать в «юные музыканты», а поможет мне в этом Магистр Музыкальных наук.
(Диез и Бемоль открывают дверь, входит директор школы в костюме Магистра Музыкальных наук, читает Указ школьного совета, имена и фамилии первоклассников, а каждый учитель вручает своему ученику сертификат «Юного музыканта». Приложения № 6 и 7).
Магистр Музыки:
Ой, ты школа моя, музыкальная!
Призываю тебя ко вниманию
Попритихните, добры молодцы,
Красны девицы, здесь сидящие.
И дозвольте мне слово молвити,
Заключённое в этой грамоте.
Зачитать имена всех принятых
В школу нашу Красноключинскую:..
Фея (обращаясь к первоклассникам):
Вот теперь вы музыканты
И, надеюсь, все – таланты!
Клятву надо зачитать,
Всё стараться выполнять!
Мы законы будем чтить,
Красный Ключ не подводить!
Давайте все вместе прочтём
Клятву юного музыканта:
Клянусь, что буду я стараться
Лишь пятёрки получать.
Педагогам обещаю
Только радость доставлять.
Пусть они меня научат
Слушать, петь, писать диктант
И играть на инструменте,
Развивая свой талант.
Клянусь, что музыку любить не перестану
И от занятий никогда я не устану.
Клянусь, что с музыкой мне будет по пути
И не собьюсь я с музыкального пути.
Фея: Приглашаем вас на сцену, юные музыканты, спойте песню «До, ре, ми…»
З. Петрова и А. Островский песня «До, ре, ми, фа, соль» (Приложение № 3).
Фея:
Молодцы, юные музыканты!
Чтобы музыке учиться,
Надо много потрудиться.
Петь, играть и сочинять,
Ни перед чем не уступать.
И всё намеченное вами
Пусть будет сделано на «пять».
Магистр Музыки: Теперь перед вами открыта дорога в волшебный мир музыки, по которой я желаю вам смело идти. Удачи, друзья мои!
Бемоль: И мы в страну музыкальную отправляемся
Бекар: С вами не раз ещё повстречаемся! (уходят)
Первоклассники уходят со сцены под музыку песни «Дорогою добра»
Ю.Энтина и М. Минкова.
Ведущая: Спасибо за внимание. До новых музыкальных встреч!
Список использованной литературы:
1. Л. Абелян «Забавное сольфеджио» (Москва, издательское объединение «Композитор», 1992 г.)
2. Редакторы - составители Л. Кузнецова и А. Соколов «Сценарии школьных праздников» - книга № 3 (Москва, издательство «Школьная Пресса», 2002 г.)
3. Редактор - составитель Л. Жук. Серия «Праздник в школе» - «За окном сентябрь» (Минск, издательство «Красико - Принт», 2000 г.)
4. В сценарии использованы стихи и загадки В. Самойлова, Е. Тарлапана, В. Семернина, собственного сочинения, а также со школьных сайтов интернета.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Минеева Светлана Витальевна
→ Публикатор 31.01.2018 0 3771 60 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.