Классное мероприятие "Народные традиции встречи весны"; 1 - 4 классы
Классное мероприятие
«Народные традиции встречи весны»
Материал подготовили учителя МБОУ СОШ №81:
- Наумова Л.Н. – учитель начальных классов высшей квалификационный категории;
Цели:
-
С помощью поэтических, музыкальных образов способствовать развитию эмоциональной сферы детей;
-
Познакомить с народными традициями встречи весны;
-
Способствовать сохранению народного фольклора;
-
Способствовать воспитанию нравственно – эстетического отношения к природе.
Метапредметные УУД:
-
Личностные УУД:
- приобщать детей к пониманию, осознанию и уважению к ценностям культуры родного края;
- учить умению проявлять к людям в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;
-
Регулятивные УУД:
- удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- умение планировать, контролировать и оценивать работу;
- анализировать эмоциональное состояние, полученное от удачной и неудачной деятельности;
-
Познавательные УУД:
- умение по заданию самостоятельно, в малых группах, в парах осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из разных источников;
- использовать ее на занятии;
-
Коммуникативные УУД:
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка;
- формирование вербальных и невербальных способов коммуникации;
- умение интегрироваться в группы сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- формировать умение слушать других.
Оборудование: презентации «Весна», «Как готовить жаворонки», аудиозапись П.И. Чайковский « Времена года. Март», соленое тесто, клеенки, стеки, зубочистки, салфетки, фартуки, выпечка.
Ход занятия.
-
Актуализация знаний.
(Под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Март» звучат стихи в исполнении детей).
Весна всему свой голос дарит –
Воде, листве, земле – всему:
Кострам в лесу и птичьей паре,
Глазам и сердцу моему.
Все началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и вода.
Несется плеск с лесных излучин,
В овраге ветер струны рвет,
Весь мир разбужен и озвучен
И дирижеру смотрит в рот.
- Замечательные стихи. И ведь не случайно, потому что весна – самое прекрасное время года. Она «прилетает» к нам на солнечных крыльях. У неё строгий порядок работы. Первым делом весна освобождает проталины, топит лед на реках озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а за ними вслед прилетают пернатые гости – птицы. (Параллельно идет показ слайдовой презентации «Весна»)
(Ученик читает стихотворение, самостоятельно им подобранное):
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что добавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
(В. Жуковский)
-
Традиции встречи весны в нашем крае. (Поисково – исследовательская работа учащихся по краеведению).
– Есть у весны и народные праздники, которые предвещают приход весны. На занятии мы будем использовать информацию, которую вы добывали из разных источников:
- опрос учеников, родителей и учителей нашей школы (группа №1);
- поиск в интернете (группа №2);
- библиотека (группа №3)
Вопросы интервью:
-
Как встречали весну много лет назад в нашем краю?
-
Знаете ли вы заклички, которыми встречали весну?
-
Какие?
- Один из них праздновали 22 марта в деревнях и селах нашего края и даже в городе, который раньше назывался Симбирском.
- Какую информацию вы собрали в ходе вашего опроса? (Сообщение о результатах опроса группы № 1)
- Называли его жители наших деревень «Сороки», «Кулики», «Жаворонки». Мы знаем его как день весеннего равноденствия, когда день мерится с ночью, когда солнце переходит из южного полушария в северное и Весна приходит на смену Зиме.
- Считалось, что на Русь сорок пичуг пробиваются с юга вслед за жаворонками. Вот какие новости предсказывает их прилет. Об этом нам расскажут ребята, которые нашли эту информацию в библиотеке (группа №3).
(Дети говорят приметы)
- Жаворонок является первым – к теплу, зяблик – к стуже.
- Журавль прилетел и тепло принес.
-Журавли тянут на север – к теплу, летят обратно – к холоду.
Трясогузку – ледоломку журавль на хвосте принес.
Грач – на проталину, скворец - на другую.
Увидел скворца – знай – весна у крыльца.
Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла.
- А по прилету журавлей крестьяне определяли, когда можно пахать землю и выполнять прочие весенние работы.
(Стихи читают дети – группа №2)
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны»
(Идет показ слайдов о весне).
- Ребята, песня жаворонка негромкая и приятная. Полет же его своеобразен: птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно и песня его меняется. «Жаворонок небо пашет!» - говорят в народе.
- Давайте послушаем, как поют жаворонки. (Звучит пение птиц под слайды)
- На жаворонков, 22 марта, в деревнях, а в, частности, Ивановка Старомайнского района, а иногда и в городах исполняли обряд, который имел языческие корни.
(Инсценирование: одевание фартука, косынки)
Рано – ранёшенько хозяйка дома вставала в праздник, затопив русскую печь, принималась раскатывать тесто, напевая:
(У детей на партах соленое тесто, они начинают имитацию замешивания теста вместе с учителем под песню):
«Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песнь звонкую,
Ты пропой - ка, пропой, пташка малая,
Пташка малая, голосистая
Про житье – бытье про нездешнее.»
- Раскатывая тесто, приговаривала хозяйка заговорные слова.
- Из этого теста хозяйка пекла круглые пряники (дети лепят круглую форму), колобки и птичек. Затем из соломы делали маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили птичек – считалось, что это поможет курам лучше нести яйца и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать. А жаворонков с распростертыми крылышками дети насаживали на шесты (палки), бежали с ними в поле или высаживали птичек на крышу, при этом припевали песни, привлекающие жаворонков, а с ними и весну:
-Эту песню ребята из группы №2 нашли в интернете.
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Рецепт выпечки жаворонков:
-
2 – 3 стакана муки
-
0,5 стакана теплого молока
-
1 яйцо
-
30г сливочного масла (растопить)
-
15г свежих дрожжей
-
4 столовых ложки сахара
-
щепотка соли
-
изюм (для глаз)
-
1 желток для смазывания
-Давайте послушаем мальчиков из группы №3 о том, как готовят тесто для выпечки жаворонков.
1 этап:
Развести дрожжи в теплом молоке. Добавить муку, яйцо, масло, сахар и соль.
2 этап:
Тесто месить пока оно не будет прилипать к рукам. Поставить его на 1 час в теплое место для того, чтобы оно успело подняться несколько раз.
3 этап: (показ слайдов об изготовлении жаворонков)
Тесто разделить на шарики, их раскатать в жгуты длиной до 15 см. Жгуты свернуть в узел. Из его концов вылепить голову и хвост. Изюм можно использовать вместо глаз, на хвосте сделать надрезы – оперение. Дать тесту расстояться.
4 этап:
Жаворонки смазать яйцом, посыпать сахаром. Выпекать при температуре 200гр. 15 -20 минут.
-
Практическая работа учащихся.
(Дети начинают лепку жаворонков, а в это время продолжается рассказ о празднике « Сороки» и легенды о жаворонке)
- Ребята, а я вот какую нашла информацию о том, какие секреты изготовления жаворонков из теста и легенду об этой птичке.
- В круглые пряники, а иногда и в сами птички хозяйка прятала (так делала и моя мама в моем детстве, ребята) маленькие вещицы. Кому попадало колечко, тот замуж выйдет в этом году, кому копейка – тот хорошо будет зарабатывать. Иногда клали маленькую тряпочку, узелком завязанную, - у того ребенок родится.
Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонка с грустными предсказаниями или пустыми, иначе хорошее не сбывалось. Конечно, хозяйка хитрила, угощая «несчастливой» птичкой ребятишек – строго – настрого наказывала не есть его, а оставить на шесте в поле.
- Существует прекрасная легенда о происхождении жаворонка:
«Бог подбросил высоко в небо комочек земли и превратил его серую, как земля птичку – жаворонка.
Как божью птицу, убивать ее считалось грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Согласно легенде, жаворонок говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».
Поднявшись в небо высоко, жаворонок проводит время в молитвах. Потом внезапно замолкнув, взмывает еще выше и летит на исповедь к самому Богу».
На смену языческой вере в Русь пришло Христианство. Но этот праздник не исчез. Его называют « Сороки» в честь 40 римских воинов – христиан, мучеников, которые отказались поклоняться языческим богам еще в 4 веке и погибли мученически за веру в Христа. Так что к сорокам – белобокам этот праздник не имеет никакого отношения.
-
Рефлексия.
- Ну, вот и наши жаворонки испеклись!
(Дети выходят к доске, высоко подняв птичек, читают заклички)
- Мы много узнали о традициях встречи весны в родном нашем крае, выучили заклички, научились лепить по рецепту жаворонков.
- Кто от этого получил удовольствие и радость?
- Расскажите дома своим родным об этой удивительной птичке, которая весну приносит к нам, о традиции встречи весны нашего края и попробуйте испечь вместе с мамами жаворонки.
Заклички (по строчке)
1. Приди, приди, весна!
2. Со льном высоким!
3. С корнем глубоким!
4. С хлебом обильным!
5. Жаворонки, прилетите,
Весну красну принесите!
6. Жаворонок, жаворонок,
Возьми себе зиму!
7. А нам отдай весну – красну!
-
Угощение детей выпечкой – жаворонками и раздача рецепта выпечки.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Наумова Людмила Николаевна
→ Ludmila7977 10.10.2018 0 4057 345 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы