Статья "Проектно-исследовательская деятельность в урочное и внеурочное время"
Проектно-исследовательская деятельность в урочное и внеурочное время
Автор: Иванова Оксана Павловна
1. Актуальность проблемы
Проектно-исследовательская деятельность сегодня является одним из приоритетных направлений развития современного образования.
Мы наблюдаем стремительные изменения в обществе, которые требуют от человека новых качеств: способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются в первую очередь на школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Как стимулировать природную потребность школьника к новизне? Как научить видеть проблемы, наблюдать, делать выводы, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы.
2. Возможности проектно-исследовательской деятельности школьников в реализации ФГОС
Сегодня одним из направлений модернизации системы образования является внедрение Федеральных государственных стандартов и применение деятельностного метода в обучении. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.
В стандартах указано: «Ученик должен находить общий способ решения задач, владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи; уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы и оценивать качество его выполнения». По новым стандартам любое обучение должно заканчиваться выходом на исследовательскую, творческую работу, ребенок должен уметь применять свои знания в новых условиях. С внедрением стандартов исследовательская деятельность учащихся в обязательном порядке будет включена в учебные планы образовательных учреждений.
Известно, что нельзя научить человека на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Именно это и позволяет сделать использование исследовательского подхода к обучению через развитие положительной мотивации к учению.
3. Организация исследовательской деятельности школьников
Что такое проектно-исследовательская деятельность?
Проектно-исследовательская деятельность учащихся – это деятельность, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с неизвестным заранее решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Проектно-исследовательская деятельность относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию критического мышления, информационной культуры, творческих и коммуникативных способностей, умения ставить цели и находить пути их реализации.
Организацию проектно-исследовательской работы учащихся следует выстраивать поэтапно. На подготовительном этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательных интересов. Второй, развивающий этап предполагает совершенствование у учащихся навыков научной организации труда. Важнейшую роль в развитии интереса к исследованиям на этом этапе играет деятельность различных школьных внеклассных объединений и научного общества учащихся. В ходе третьего, исследовательского этапа ведется разработка как общешкольных тем, так и индивидуальных проектов ребят.
4. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования универсальных учебных действий
Стандарты нового поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, приобретение такой ключевой компетенции, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить следующие блоки: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный. Формирование этих универсальных учебных действий как нельзя лучше обеспечивает организация исследовательской деятельности учащихся. Каким же образом исследовательская деятельность способствует формированию универсальных учебных действий?
1) В блок личностных универсальных учебных действий входят действие смыслообразования и действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. Учащиеся, посещающие НОУ, мотивированы на занятие такой деятельностью, так как ее результат, воплощенный в оформленных исследовательских работах, позволяет учащимся пополнить свое портфолио, выступить на школьных и городских научно-практических конференциях, принять участие в различных интернет-конкурсах, выйти с этой работой на экзамен.
2) В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание; планирование; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; контроль; коррекция; самооценка.
Самым трудным для многих учащихся является первый этап работы, когда необходимо выбрать тему исследовательской работы. Тема рождается из интересов и проблем самого учащегося. Перед учащимися ставится задача - выбрать такую тему, которая отражает какое-то новое видение проблемы, основанную на самых современных научных или самостоятельных исследованиях. Только в этом случае работа может считаться не реферативной, а исследовательской.
Трудным этапом подготовки исследования для учащихся является и определение цели и задач работы. Поэтому на одном из первых занятий проводится совместный анализ ученических работ прошлых лет, выявляются их достоинства и недостатки, исходя из целеполагания. Использование такого аналитического метода способствует формированию умения критического мышления и постановки вполне конкретных и достижимых целей.
3) В блоке универсальных действий познавательной направленности рекомендуется различать общеучебные и логические действия.
В число общеучебных входят: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.
Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: выдвижение гипотез и их обоснование, анализ предмета и объекта исследования; синтез как составление целой работы из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Учебно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности, потому что данная деятельность позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний, ощущать важность собственных достижений, что поднимает школьников в собственных глазах, повышает престиж знаний. Если ученик сумеет справиться с исследовательской работой, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
4) Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, мы видим, что проектно-исследовательская деятельность сегодня действительно является одним из приоритетных направлений развития современного образования.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванова Оксана Павловна
→ Публикатор 08.01.2019 0 1569 289 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.