Программа внеурочной деятельности "Четыре путешествия в Счисляндию"; 1 - 4 классы
Л о г и к а
С ч и с л я н д и я
А р и ф м е т и к а
Г е о м е т р и я
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа рассчитана на 134 учебных часа. Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (возраст – 7 – 11 лет, 1 – 4 классы)
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Целенаправленное, интенсивное развитие творческого и логического мышления становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающий курс «Четыре путешествия в Счисляндию» состоит из трёх блоков: «Арифметические забавы», «Логика в математике», «Задачи с геометрическим содержанием». С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. Основную цель развивающего курса «Четыре путешествия в Счисляндию» можно лучше всего объяснить через противопоставление творческого и традиционного мышления.
Задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление. Поэтому в программу включены задачи на нахождение и описание процесса достижения поставленной цели – процессуальные задачи. Процессуальные задачи можно разделить (условно) на эвристические и алгоритмические. Ценность этих задач в том, что их решение способствует формированию операционного стиля мышления, необходимого при изучении математики и информатики.
Данная программа, способствует развитию творческих мыслительных способностей и преодолению стереотипов и шаблонов мышления. Оптимальным условием выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
1)познавательные задачи строятся на междисциплинарной, интегрированной основе и способствуют развитию памяти, внимания, мышления, логики;
2)задания подобраны с учетом рациональной последовательности их предъявления;
3)система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы;
4)освоение общелогических приемов, формирования понятий, оперирования понятиями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение. Например: выявление общих свойств объектов и их различий; выявление существенных и не существенных признаков предметов; классификация объектов;
5)развитие навыков анализа суждений и построения правильных форм умозаключений через решение логических задач;
6)развитие способностей к рисованию и художественного мышления, формирование начальных представлений о правилах геометрических построений.
В программе выделены три блока: арифметические забавы, логика в математике, задачи с геометрическим содержанием. С каждым последующим годом содержание каждого блока изучается глубже. В результате обучения по данной программе ученики должны уметь:
-
работать с разными источниками информации;
-
пользоваться изученной терминологией;
-
ориентироваться в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения);
-
выполнять инструкции при решении учебных задач;
-
изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
-
сравнивать, анализировать полученную информацию;
-
рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
-
раскрывать общие закономерности;
-
составлять простейшие ребусы, кроссворды, магические квадраты;
-
работать в группе, в паре;
-
решать открытые и закрытые задачи;
-
определять последовательность осуществления логических операций.
Цель обучения: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если - то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой. Основной целью должно стать формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление следователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника.
Программа обучения делится на четыре ступени (4 года обучения).
ЗАДАЧИ
1 ступень (1 год обучения):
-
развивать умение последовательно описывать события и выполнять последовательность действий;
-
обучить решению логических задач;
-
научить решать задачи с геометрическим содержанием;
-
научить решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;
-
научить обобщать математический материал;
-
воспитывать умение сопереживать, придти на помощь;
2 ступень (2 год обучения)
-
научить оперировать числовой и знаковой символикой;
-
научить поиску закономерностей;
-
упражняться в сочинении математических заданий, сказок, задач-шуток;
-
научить решать задачи с геометрическим содержанием;
-
стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности;
-
воспитывать ответственность, самостоятельность;
3 ступень (3 год обучения)
-
научить решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;
-
обучить решению задач на планирование действий, решению задач на упорядочивание множеств;
-
познакомить с осевой и центральной симметрией;
-
познакомить с принципом Дирихле;
-
обучить умению анализировать;
-
воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;
4 ступень (4 год обучения)
-
научить тайнам шифра (чтение и составление ребусов);
-
обучить решению и составлению задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
-
научить решать задачи, применяя принцип Дирихле;
-
научить решать более сложные комбинаторные задачи;
-
научить обобщать, делать выводы;
-
воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;
Ожидаемые результаты обучения по программе:
учащиеся должны
1 год
-
научиться последовательно, описывать события и выполнять последовательность действий;
-
обучиться решению логических задач;
-
научиться решать задачи с геометрическим содержанием;
-
научиться решению и составлению задач-шуток, магических квадратов;
-
научиться обобщать математический материал;
-
научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним, единство с коллективом;
2 год
-
научиться оперировать числовой и знаковой символикой;
-
научиться поиску закономерностей;
-
научиться сочинять математические задания, сказки, задачи-шутки;
-
научиться решать задачи с геометрическим содержанием;
-
научиться самостоятельно принимать решения, делать выводы;
-
научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность
перед ним;
3 год
-
научиться решать задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами;
-
научиться решать задачи на планирование действий, упорядочивание множеств;
-
изучить осевую и центральную симметрию;
-
познакомиться с принципом Дирихле; научиться анализировать;
-
научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга;
4 год
-
научиться тайнам шифра (чтение и составление ребусов).
-
обучиться решению и составлению задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
-
научиться решать задачи, применяя принцип Дирихле;
-
научиться решать более сложные комбинаторные задачи;
-
научить обобщать, делать выводы;
-
воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов, блоков, тем |
Всего часов |
Количество часов учебных занятий |
1. |
1 год обучения Арифметические забавы. |
9 |
9 |
2.
|
Логика в математике. |
15 |
15 |
3. |
Задачи с геометрическим содержанием. |
8 |
8 |
Итого: |
32 ч |
32 ч |
|
1. |
2 год обучения Арифметические забавы. |
11 |
11 |
2.
|
Логика в математике. |
14 |
14 |
3.
|
Задачи с геометрическим содержанием. |
9 |
9 |
ИТОГО: |
34 ч |
34 ч |
|
1. |
3 год обучения Арифметические забавы. |
10 |
10 |
2.
|
Логика в математике. |
13 |
13 |
3. |
Задачи с геометрическим содержанием. |
11 |
11 |
ИТОГО: |
34 ч |
34 ч |
34 |
1. |
4 год обучения Арифметические забавы. |
9 |
9 |
2.
|
Логика в математике. |
13 |
13 |
3. |
Задачи с геометрическим содержанием. |
12 |
12 |
ИТОГО: |
34 ч |
34 ч |
34 |
Содержание программы.
Путешествие первое (первый год обучения).
Тема1. Арифметические забавы.
-
Из истории математики. Как люди научились считать.
-
Игры с числами.
-
Задачи на сообразительность.
-
Задачи на внимание.
-
Конкурс «Загадки Весёлого Карандаша».
-
Шарады. Ребусы.
-
Задачи в стихах.
-
Магические квадраты.
-
Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.
Тема2. Логика в математике.
-
Больше - меньше, раньше - позже, быстрее - медленнее.
-
Множество и его элементы.
-
Способы задания множеств.
-
Сравнение и отображение множеств.
-
Математическая эстафета.
-
Кодирование и декодирование.
-
Отрицание.
-
Истинные и ложные высказывания.
-
Математические фокусы, игры на внимание.
-
Символы в реальности и сказке.
Самостоятельное создание символов.
-
Обозначение действий, знаки – пиктограммы.
-
Понятие «дерево».
-
Графы.
-
Решение задач комбинаторного типа.
-
Задачи, решаемые подбором.
Тема3. Задачи с геометрическим содержанием.
-
Кодирование.
-
Симметрия фигур.
-
Задачи на разрезание.
-
Задачи на склеивание.
-
Игра «Конструктор».
-
Задачи со спичками.
-
Геометрическая викторина.
-
Обобщение и закрепление изученного.
Путешествие второе (второй год обучения).
Тема1. Арифметические забавы.
-
Без карандаша и бумаги.
-
Числовые головоломки.
-
Задачи на нахождение целого и его части.
-
Шифры. Ребусы.
-
Задачи про цифры.
-
«Сколько же?»
-
Закономерности.
-
Математический турнир.
-
Задачи на взвешивание.
-
Задачи на переливание.
-
Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы».
Тема2. Логика в математике.
-
Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий.
-
Алгоритм.
-
Ветвление.
-
Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок.
-
Математический бой.
-
Задачи на поиск закономерности.
-
Задачи на внимательность и сообразительность.
-
Задачи – шутки.
-
Математическая смесь.
-
Математический конкурс «Умники и умницы».
-
Калейдоскоп идей.
-
Задачи с лишними или недостающими данными.
-
Математическая викторина.
-
Задачи, решаемые без вычислений.
Тема3. Задачи с геометрическим содержанием.
-
Задачи на разрезание и складывание фигур.
-
Задачи со спичками.
-
Игра - головоломка «Пифагор».
-
Линейные орнаменты (бордюры).
-
Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту».
-
Игра: Сектор «Приз!»
-
Оригами.
-
Игра «Геометрическая мозаика».
-
Обобщение и закрепление изученного.
Путешествие третье (третий год обучения).
Тема1. Арифметические забавы.
-
Конкурс «Шагай, соображай».
-
Задачи, решаемые перебором.
-
Решение задач с конца.
-
Задачи на переливание.
-
Арифметическая смесь.
-
Задачи с затруднительным положением.
-
Несколько задач на планирование.
-
Задачи на промежутки.
-
Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами.
-
Математическая лотерея.
Тема2. Логика в математике.
-
Чётность – нечётность, чёрное – белое.
-
Выигрышная стратегия.
-
Забавные исчезновения. Остроумный делёж.
-
Задачи на планирование действий, упорядочивание множеств.
-
Арифметические ребусы и лабиринты.
-
Логические задачи на поиск закономерности и классификацию.
-
Некоторые старинные задачи.
-
Задачи, решаемые с конца.
-
Составление выражений по графу.
-
Принцип Дирихле.
-
Задачи на расстановки.
-
Слова-кванторы.
-
Ориентированные графы.
Тема3. Задачи с геометрическим содержанием.
-
Не отрывая карандаш…
-
Пентамино.
-
Зеркальное отражение. Симметрия.
-
Симметричное вырезание.
-
Геометрическая викторина.
-
Неоднозначные фигуры.
-
Плоские орнаменты (паркеты).
-
Игра – головоломка «Монгольская игра».
-
Историческая страничка.
-
Математический КВН.
-
Обобщение и закрепление изученного.
Путешествие четвёртое (четвёртый год обучения).
Тема1. Арифметические забавы .
-
Цифры у разных народов.
-
Арифметические головоломки.
-
Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов.
-
Некоторые старинные задачи.
-
Задачи на упорядочивание множеств.
-
Математический бой.
-
Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними.
-
Задачи, связанные с величинами.
-
Математический лабиринт.
Тема2. Логика в математике.
-
Тайны шифра (чтение и составление ребусов).
-
Решение шахматных задач.
-
Игра «Логическое домино».
-
Знаете ли вы проценты?
-
Математические софизмы.
-
Танграмы.
-
Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений.
-
Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложение этих чисел
-
Решение и составление задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
-
Задачи на принцип Дирихле.
-
Что мы знаем об Архимеде?
-
Логленд (логический марафон).
-
Математический КВН.
Тема3. Задачи с геометрическим содержанием.
-
Геометрия танграма.
-
Конструирование из «Т».
-
Задачи на разрезание и складывание фигур.
-
Геометрические головоломки.
-
Зашифрованная переписка (способ решётки).
-
Задачи со спичками.
-
Геометрия клетчатой бумаги.
-
Три способа прохождения лабиринта.
-
Игры на развитие конструкторских способностей.
-
Геометрическая викторина.
-
Геометрический тренинг.
-
Обобщение изученного. Подведение итогов.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
-
на развитие внимания и закрепления терминологии;
-
игры-тренинги;
-
игры-конкурсы (с делением на команды);
-
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
-
интеллектуально-познавательные игры;
-
интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
-
сказочные сюжеты уроков;
-
поиск основных алгоритмических конструкций
на хорошо знакомых сказках
-
сочинение своих сказок.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Проводится всегда с целью отслеживания: какой процент информации остается в голове у каждого конкретного ребенка. Проводится в следующих формах:
-
один вопрос – четыре ответа, выбрать нужный;
-
вставить пропущенное ключевое слово;
-
опрос по «цепочке»;
-
цифровой диктант;
-
графический диктант;
-
маршрутная карта;
-
обнаружение ошибок (фактических и логических) и их исправление;
-
повторение последней фразы и оценка ее корректности;
-
продолжение ответа, прерванного в произвольном месте;
-
организация цепочки отвечающих;
-
комбинированная эстафета и т.д.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Занятия проводятся с учащимися 7-11-летнего возраста и начинаются
с 1-го класса. Программа основана на комплексном подходе к построению занятий. В данной программе создана система заданий, направленных на развитие творческого и логического мышления у младшего школьника, включающую в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения, проверять их, делая выводы, иллюстрировать их на примерах.
Одним из факторов, является правильность отбора содержания и построения учебной программы. В предлагаемой программе часть заданий отобрана из учебной, педагогической и справочной литературы и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, часть составлена автором. Задания, во-первых, подбираются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Во-вторых, в моей программе используются различные типы заданий:
-
«закрытые» задачи, т.е. имеющие точные решения;
-
задачи с неполным условием;
-
с избыточными условиями;
-
открытые задачи, допускающие варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов;
-
творческие задания.
Перед учениками ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Приоритетное внимание на занятиях уделяется развитию мышления. Программа содержит задания, большинство из которых не требует вычислений, однако на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учит строить правильные суждения, проводить несложные доказательства, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать существование каждого из них.
Регулярно проводятся конкурсы творческих работ, математические викторины, турниры и т.д. Учитывая возрастные особенности учащихся, оценивание на занятиях осуществляется путём анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать. Оценки не выставляются. В зависимости от содержания цели и задач занятия, возрастных особенностей и возможностей учащихся, используются следующие типы занятий: урок – рассказ, урок - упражнение, урок - практическая работа, урок – игра, урок – сказка, урок – олимпиада, урок – КВН. Роль руководителя занятий сводится к тому, что он организует внимание детей, направляет их мысль, воображение, уточняет цели и задачи практических действий.
Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и развитию их личности.
Список литературы для педагога:
1. Ф.В.Варегина, С.В.Смирнова, З.П.Чеботарь. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула, 1992.
2. Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. Математическая шкатулка, - М.: Просвещение, 1988.
3. Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, - М.: Наука, 1991.
4. И.Ф.Шарыгин. Наглядная геометрия, - М.: МИРОС, 1995.
5. Г.В.Керова. Нестандартные задачи по математике, -М.: Вако, 2006.
6. З.А. Дегтярёва. Математика после уроков, - Краснодар, 1996.
7. Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки, М.: МИРОС, 1994.
8. Н.А.Копытов. Лучшие задачи на развитие логики, -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
9. П.У.Байрамукова. Через сказку в мир математики, -М.: ИЗДАТ-ШКОЛА , 1999.
10. Л.А.Маш. Моя самая первая книжка по математике, -М.: Дрофа, 1995.
11. В.В.Волина Праздник числа, -М.: ЗНАНИЕ, 1993.
12.Л.В.Кузнецова. Гармоничное развитие личности младшего школьника, -М.: 1989.
13.А.З.Зак. Задачи для развития логического мышления, журнал Начальная школа,1989 -№6.
14. А.Г.Гайшут, Л.И. Брудман. Развивающие игры. Логика. Математика. Язык. – Киев,1990.
15.С.И.Волкова. Математика и конструирование, -журнал Начальная школа, 1997-№10
Список литературы для детей:
для дополнительной информации,закрепления изученного материала:
1.Л.М.Лихтарников. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.
2. А.А.Свечников, П.И,Сорокин. Числа, фигуры, задачи. - М.,1997.
3. Л.М.Лихтарников. Числовые ребусы для учащихся начальной школы. – СПб.6 Лань МИК, 1996.
4.В.П.Труднев. Считай, смекай, отгадывай: Пособие для учащихся начальной школы. 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980.
Календарно – тематическое планирование
Первый год обучения
№ |
Содержание занятий |
Количество часов |
Дата проведения |
Примечание |
1. |
Тема 1. Арифметические забавы. Из истории математики. Как люди научились считать. |
1 |
|
|
2. |
Игры с числами. |
1 |
|
|
3. |
Задачи на сообразительность. |
1 |
|
|
4. |
Задачи на внимание |
1 |
|
|
5. |
Конкурс «Загадки Весёлого Карандаша». |
1 |
|
|
6. |
Шарады. Ребусы. |
1 |
|
|
7. |
Задачи в стихах. |
1 |
|
|
8. |
Магические квадраты. |
1 |
|
|
9. |
Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения. |
1 |
|
|
10. |
Тема 2. Логика в математике. Больше - меньше, раньше - позже, быстрее - медленнее. |
1 |
|
|
11. |
Кодирование и декодирование. |
1 |
|
|
12. |
Отрицание. |
1 |
|
|
13. |
Истинные и ложные высказывания. |
1 |
|
|
14. |
Математические фокусы, игры на внимание |
1 |
|
|
15. |
Понятие «дерево». |
1 |
|
|
16. |
Графы. |
1 |
|
|
17. |
Решение задач комбинаторного типа. |
1 |
|
|
18. |
Задачи, решаемые подбором. |
1 |
|
|
19. |
Символы в реальности и сказке. Самостоятельное создание символов. |
1 |
|
|
20. |
Обозначение действий, знаки – пиктограммы. |
1 |
|
|
21. |
Множество и его элементы. |
1 |
|
|
22. |
Способы задания множеств. |
1 |
|
|
23. |
Сравнение и отображение множеств |
1 |
|
|
24. |
Математическая эстафета. |
1 |
|
|
25.
|
Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием. Кодирование. |
1 |
|
|
26. |
Симметрия фигур. |
1 |
|
|
27. |
Задачи на разрезание. |
1 |
|
|
28. |
Задачи на склеивание. |
1 |
|
|
29. |
Игра «Конструктор». |
1 |
|
|
30. |
Задачи со спичками. |
1 |
|
|
31. |
Геометрическая викторина. |
1 |
|
|
32. |
Обобщение и закрепление изученного. |
1 |
|
|
Всего за год 32 часа.
Второй год обучения
№ |
Содержание занятий |
Количество часов |
Дата проведения |
Примеча- ние |
1. |
Тема 1. Арифметические забавы. Без карандаша и бумаги. |
1 |
|
|
2. |
Числовые головоломки. |
1 |
|
|
3. |
Задачи на нахождение целого и его части. |
1 |
|
|
4. |
Шифры. Ребусы. |
1 |
|
|
5. |
Задачи про цифры. |
1 |
|
|
6. |
«Сколько же?» |
1 |
|
|
7. |
Закономерности. |
1 |
|
|
8. |
Математический турнир |
1 |
|
|
9. |
Задачи на взвешивание. |
1 |
|
|
10. |
Задачи на переливание. |
1 |
|
|
11. |
Конкурс «Весёлые вопросы и остроумные ответы». |
1 |
|
|
12. |
Тема 2. Логика в математике. Действия предметов. Обратные действия. Последовательность действий. |
1 |
|
|
13. |
Алгоритм. |
1 |
|
|
14. |
Ветвление. |
1 |
|
|
15. |
Поиск основных алгоритмических конструкций на хорошо знакомых сказках; сочинение своих сказок. |
1 |
|
|
16. |
Математический бой. |
1 |
|
|
17. |
Задачи на поиск закономерности. |
1 |
|
|
18. |
Задачи на внимательность и сообразительность. |
1 |
|
|
19. |
Задачи – шутки. |
1 |
|
|
20. |
Математическая смесь. |
1 |
|
|
21. |
Математический конкурс «Умники и умницы». |
1 |
|
|
22. |
Калейдоскоп идей. |
1 |
|
|
23. |
Задачи с лишними или недостающими данными. |
1 |
|
|
24. |
Математическая викторина. |
1 |
|
|
25. |
Задачи, решаемые без вычислений. |
1 |
|
|
26. |
Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием. Задачи на разрезание и складывание фигур. |
1 |
|
|
27. |
Задачи со спичками |
1 |
|
|
28. |
Игра - головоломка «Пифагор». |
1 |
|
|
29. |
Линейные орнаменты (бордюры). |
1 |
|
|
30. |
Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту». |
1 |
|
|
31. |
Игра: Сектор «Приз!» |
1 |
|
|
32. |
Оригами. |
1 |
|
|
33. |
Игра «Геометрическая мозаика». |
|
|
|
34. |
Обобщение и закрепление изученного. |
1 |
|
|
Всего за год 34 часа.
Третий год обучения
№ |
Содержание занятий |
Количество часов |
Дата проведения |
Примеча ние |
1. |
Тема 1. Арифметические забавы. Конкурс «Шагай, соображай». |
1 |
|
|
2. |
Задачи, решаемые перебором. |
1 |
|
|
3. |
Решение задач с конца. |
1 |
|
|
4. |
Задачи на переливание. |
1 |
|
|
5. |
Арифметическая смесь. |
1 |
|
|
6. |
Задачи с затруднительным положением. |
1 |
|
|
7. |
Несколько задач на планирование. |
1 |
|
|
8. |
Задачи на промежутки. |
1 |
|
|
9. |
Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами. |
1 |
|
|
10. |
Математическая лотерея. |
1 |
|
|
11. |
Тема 2. Логика в математике. Чётность – нечётность, чёрное – белое. |
1 |
|
|
12. |
Выигрышная стратегия. |
1 |
|
|
13. |
Забавные исчезновения. Остроумный делёж. |
1 |
|
|
14. |
Задачи на планирование действий, упорядочивание множеств. |
1 |
|
|
15. |
Арифметические ребусы и лабиринты. |
1 |
|
|
16. |
Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. |
1 |
|
|
17. |
Некоторые старинные задачи. |
1 |
|
|
18. |
Задачи, решаемые с конца. |
1 |
|
|
19. |
Составление выражений по графу. |
1 |
|
|
20. |
Принцип Дирихле. |
1 |
|
|
21. |
Задачи на расстановки. |
1 |
|
|
22. |
Слова-кванторы. |
1 |
|
|
23. |
Ориентированные графы. |
1 |
|
|
24. |
Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием. Не отрывая карандаш… |
1 |
|
|
25. |
Пентамино. |
1 |
|
|
26. |
Зеркальное отражение. Симметрия. |
1 |
|
|
27. |
Симметричное вырезание. |
1 |
|
|
28. |
Геометрическая викторина. |
1 |
|
|
29. |
Неоднозначные фигуры. |
1 |
|
|
30. |
Плоские орнаменты (паркеты). |
1 |
|
|
31. |
Игра – головоломка «Монгольская игра». |
1 |
|
|
32. |
Историческая страничка. |
1 |
|
|
33. |
Математический КВН. |
1 |
|
|
34. |
Обобщение и закрепление изученного. |
1 |
|
|
Всего за год 34 часа.
Четвёртый год обучения
№ |
Содержание занятий |
Количество часов |
Дата проведения |
Примечание |
1. |
Тема 1. Арифметические забавы. Цифры у разных народов. |
1 |
|
|
2. |
Арифметические головоломки. |
1 |
|
|
3. |
Составление задач – шуток, магических квадратов, ребусов.
|
1 |
|
|
4. |
Некоторые старинные задачи. |
1 |
|
|
5. |
Задачи на упорядочивание множеств. |
1 |
|
|
6. |
Математический бой. |
1 |
|
|
7. |
Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. |
1 |
|
|
8. |
Задачи, связанные с величинами. |
1 |
|
|
9. |
Математический лабиринт. |
1 |
|
|
10. |
Тема 2. Логика в математике. Тайны шифра (чтение и составление ребусов). |
1 |
|
|
11. |
Решение шахматных задач. |
1 |
|
|
12. |
Игра «Логическое домино». |
1 |
|
|
13. |
Знаете ли вы проценты? |
1 |
|
|
14. |
Математические софизмы. |
1 |
|
|
15. |
Танграмы. |
1 |
|
|
16. |
Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений. |
1 |
|
|
17. |
Ряды чисел, суммы которых можно получать, не производя сложение этих чисел |
1 |
|
|
18. |
Решение и составление задач, допускающих варианты условия, разные пути решения, набор вероятных ответов. |
1 |
|
|
19. |
Задачи на принцип Дирихле. |
1 |
|
|
20. |
Что мы знаем об Архимеде? |
1 |
|
|
21. |
Логленд (логический марафон). |
1 |
|
|
22. |
Математический КВН. |
1 |
|
|
23. |
Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием. Геометрия танграма. |
1 |
|
|
24. |
Конструирование из «Т». |
1 |
|
|
25. |
Задачи на разрезание и складывание фигур. |
1 |
|
|
26. |
Геометрические головоломки. |
1 |
|
|
27. |
Зашифрованная переписка (способ решётки). |
1 |
|
|
28. |
Задачи со спичками. |
1 |
|
|
29. |
Геометрия клетчатой бумаги. |
1 |
|
|
30. |
Три способа прохождения лабиринта. |
1 |
|
|
31. |
Игры на развитие конструкторских способностей. |
1 |
|
|
32. |
Геометрическая викторина. |
1 |
|
|
33. |
Геометрический тренинг. |
1 |
|
|
34. |
Обобщение изученного. Подведение итогов. |
1 |
|
|
Всего за год 34 часа.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Исаева Елена Ивановна
→ Публикатор 08.01.2021 0 1936 226 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.