Конкурс загадок о зиме; 2 класс
Конкурс загадок о зиме
2 класс
Велико значение загадки в обучении русскому языку в начальной школе, как на уроке, так и во внеклассной работе.
Загадка развивает любознательность, сообразительность у детей, пытливость, интерес к родному языку, учит сопоставлять предметы, явления, учит поэтическому видению мира.
Загадка – это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении, в умении доказывать.
Загадка – вид устного народного творчества. Это замысловатый вопрос или иносказание, требующее ответа. Загадка не называет предмет прямо и обязательно имеет отгадку.
Загадки выражены в краткой и занимательной форме. Иногда загадки построены по способу замещения одного предмета другим. Но есть загадки, основанные на простом сообщении свойств, качеств неназванного предмета.
Конкурс вносит дух состязательности, остроумия, находчивости. Тематический конкурс способствует развитию речи детей, расширению их кругозора. В отгадках предусмотрены слова с орфограммами. Поэтому проводимый конкурс помогает решать познавательные и воспитательные задачи, формирует орфографическую грамотность учащихся.
Задание 1
Отгадать загадки, предлагаемые учителем. Ведущий поочередно загадывает загадки командам («Снежинки», «Снеговики»). Один ученик из команды пишет отгадку на доске, выделяя орфограммы, другой рассказывает, как он догадался, о чем идет речь в загадке.
Учитель:
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
Ученик:
Времена года
Учитель:
Почему зима названа седок?
Учитель:
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
Ученик:
Зима
Учитель:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет
Мы встречаем Новый год.
Ученик:
Декабрь
Учитель:
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет,
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету,
Что, скажи, за месяц это?
Ученик:
Январь
Учитель:
Растет она вниз головую,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
Ученик:
Сосулька
Учитель:
Когда появляются сосульки?
Учитель:
А ну-ка, ребятки,
Кто угадает:
На десятерых братьев
Двух шуб хватает.
Ученик:
Варежки
Задание 2
Отгадать загадки, предложенные командами друг другу. Команды поочередно загадывают друг другу загадки о зиме, отгадки записывают на доске, называют признаки зимних явлений.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Зимнее стекло
Весною потекло. (Лёд)
Не снег и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
Есть, ребята, у меня два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки)
Задание 3
На листочках пишем отгадки, приписать родственные слова, выделить корень.
На дворе - горой,
А в избе – водой. (Снег)
Снег – снежок, снежинки, снеговик, снегирь, снежный, снегурочка, подснежник. (корень снег/ж)
Не огонь, а жжется. (Мороз)
Мороз – морозец, заморозки, мороженое, морозить, морозный
(корень мороз)
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет
Когда это бывает? (Зима)
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимующие, озимый (корень зим)
Задание 4
Назвать загадки о животных и птицах зимой. Отгадки пишем на доске.
Через поле напрямик скачет белый воротник. (Заяц)
Кто, позабыв свои тревоги, спит в своей берлоге? (Медведь)
Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)
Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее…? (Сорока)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг спорхнули яблоки, ведь это. (Снегири)
А кто в дупле живет в тепле? (Белка)
Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)
Задание 5
Сочинить загадку о зиме, о зимних явлениях, о животных и птицах зимой.
Белый по белому бежит. (Заяц)
Зимой спит, а летом бродит. (Медведь)
Хитрая, рыжая, за зайцем бежит. (Лиса)
В заключении конкурса подведение итогов, награждение команды-победительницы: кто в команде был самым сообразительным, смог объяснить, как он отгадал загадку? Кто оказался самым грамотным, правильно написал слова и выделил все орфограммы? Какие правила вы вспомнили, записывая слова-отгадки? (Правописание проверяемых безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова). Какие слова с непроверяемым написанием вы повторили? (декабрь, сосулька, январь, месяц, иней, заяц, сорока).
Литература: Сборник загадок. Пособие для учителя и родителей/ Составители: Н. В. Ёлкина, Т. И. Тарабарина. Ярославль: «Академия развития», 1997
С. Н. Барышникова
учитель начальных классов
МАОУ гимназии №72
г. Краснодар
На странице приведен фрагмент.
Автор: Барышникова Светлана Николаевна
→ Публикатор 25.03.2024 0 229 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы