Слайд 1
Помоги птицам
зимой
Учитель: Ферганова Оксана Анатольевна,
МБОУ «Средняя школа № 2», г. Гагарин,
Смоленская обл.
Проект занятия «Помоги птицам зимой»
Задачи:
познакомить обучающихся с птицами, зимующими на Смоленщине, с устройством кормушек и видами корма для птиц; научить правилам заготовки корма для птиц; научить распознавать некоторых зимующих птиц на картинках и в природе;
развивать память, мышление, творческие способности обучающихся;
воспитывать бережное отношение к птицам, чувство сопереживания к ним; воспитывать трудолюбие в процессе изготовления кормушек.
Рекомендуемый возраст детей для проведения занятия: 8-10 лет
Рекомендуемое время проведения занятия: начало сентября( чтобы дети успели заготовить корм для птиц)
Оборудование: презентация, коробки от молока и другие подходящие упаковки у каждого ученика для изготовления кормушки, ножницы, верёвка (для подвешивания кормушки) у каждого ученика; циркуль у каждого ученика; текст и задание «Кто чем лакомится на кормушке» для каждого ученика; текст «Чем нельзя кормить птиц» для каждого ученика; клей-карандаш для каждого ученика и рисунки корма (по 1 для каждого ученика) для изготовления плакатов «Чем можно подкармливать птиц зимой» и «Чем нельзя кормить птиц зимой»; 2 листа ватмана; таблицы для каждого ученика для участия в конкурсе «Заготовим корм для птиц»; агитационный лист для каждого родителя.
Учитель: Послушайте стихотворение Елены Благининой (читает подготовленный ученик):
Морозы жестокие
В этом году …
Тревожно за яблоньку
В нашем саду.
Тревожно за Жучку –
В её конуре.
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц,
За наших воробышков,
Галок, синиц:
Ведь очень уж холодно
В воздухе им.
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
Учитель: О ком переживает автор в этом стихотворении? Почему о яблоньке и о Жучке он переживает не так сильно? ( Предположительные ответы детей:
о яблоньке позаботились люди осенью – они обмотали ей ствол тёплой тканью, специальным материалом, чтобы она не замёрзла зимой;(Слайд 2)
Жучка живёт в конуре, люди о ней заботятся, если сильные морозы, люди впускают собаку в дом, в коридор, кладут ей подстилку); (Слайд 3)
Учитель: Кто вызывает особое беспокойство у автора? Почему? (Ответы детей:Птицы живут в природе, их очень много, зимой им очень трудно – холодно и голодно)
Учитель: А какие птицы зимуют в нашей области? (Выслушиваются ответы детей, демонстрируется слайд 4). Как вы узнаёте зимующих птиц? (По внешнему виду, по повадкам и др.). Я сейчас вам буду загадывать загадки, а вы попробуете отгадать, какие птицы зимуют в наших краях. (Слайды 5-12):
1.Спинкою
зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая
шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
2.Чернокрылый,
Красногрудый
И
зимой найдет приют:
Не боится он
простуды
- С первым снегом
Тут как
тут!
(Снегирь)
3.Птичка-невеличка
Ножки
имеет
А ходить не умеет.
Хочет
сделать шажок -
Получается
прыжок.
(Воробей)
4.Кто
в беретке ярко-красной,
В черной
курточке атласной?
На меня он не
глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел)
5.Носят
серенький жилет,
Но у крыльев чёрный
цвет.
Видишь- кружат двадцать пар
кричат:
- Карр! Карр! Карр!
(Ворона)
6.У
этой птички клюв кривой,
А гнёзда
вьёт она зимой,
Из шишек семечки
клюёт,
Кто это птичку назовёт?
(Клёст)
7.Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … .
(Свиристели)
(Дети
отгадывают загадки, вместе с учителем
обсуждают внешний вид и повадки птиц,
особенности, чтобы узнавать этих птиц
в природе).
Учитель: Почему зима – трудное время года для птиц? Как можно проявить заботу о них зимой? Почему о птицах нужно заботится? (Учитель выслушивает ответы детей, делает обобщение).
Учитель: Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замёрзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
Учитель: Как же о птицах нужно заботится? (Делать кормушки). Как можно сделать кормушку? (Дети предлагают различные варианты изготовления кормушек). Учитель показывает на слайдах.( Слайды 13 -19)
Учитель: А где нужно развешивать кормушки? ( В плодовом саду, в парке, в лесу, под окном дома). Как выдумаете, птицы питаются только кормом из кормушки или добывают себе пищу ещё где-то? Где? (В коре деревьев они ищут гнёзда вредных насекомых, которые портят кору деревьев).
Действительно, подкармливая птиц зимой, человек не только спасает их от голодной гибели, но и оберегает лес, сад, парк от вредителей. Птицы летают по деревьям, очищая их от мелких насекомых и их личинок.
Учитель: У вас у каждого на парте коробка для изготовления кормушки. Мы сейчас с вами сделаем кормушки для птиц, которые развесим позже, когда наступит зима. Посмотрите на слайд (Слайд 13). Как правильно разметить отверстие в кормушке? Какими инструментами будем пользоваться? Зачем нам нужна верёвка?
(Дети изготавливают кормушки, учитель оказывает индивидуальную помощь.Кормушки дети будут развешивать позже в школьном саду).
Учитель: Что можно использовать в качестве корма для птиц? (Выслушиваются ответы детей).
Задание: Прочитайте текст о том, чем можно подкармливать птиц зимой и соедините рисунок птицы с её кормом. ( У каждого ребёнка на парте текст и листок с заданием «Кто чем лакомится на кормушке»). (Листки с выполненным заданием учитель может предложить детям сохранить, чтобы зимой знать, каким кормом наполнять кормушку)
Текст «Чем можно подкармливать птиц»
Подкормку можно устраивать практически для всех видов птиц. Вы можете подготавливаться к этому благородному делу еще летом. Покушав арбузы и дыни, яблоки и груши соберите их семена и высушите. Зимой ими будут с великим удовольствием лакомиться синицы, воробьи, щеглы, свиристели, поползни. Они также будут рады тыквенным и подсолнечным семенам (только не в жареном варианте!), семенам конопли. С удовольствием примут синицы и крошки белого хлеба. Рады будут хлебным крошкам воробьи и голуби.Обрадуются несолёному салу дрозды, синицы, дятлы. В подкормку для снегирей летом и осенью сушат травы. Они любят лебеду, крапиву, лопух. Сухие веточки этих растений нужно втыкать в снег рядом с кормушкой.Дрозды и свиристели будут особенно рады гроздьям ягод, таких как калина, рябина, красная и черная бузина. С большой охотой лакомятся ими и снегири, но в отличие от своих собратьев, употребляют не сами ягоды, а косточки. Для голубей, синиц, воробьёв, щеглов в кормушку можно положить просо, овёс, пшеницу. Семенами клёна и ясеня питаются снегири, свиристели.Их можно развешивать на ветках деревьев рядом с кормушками. Дятлов можно угостить желудями. Не будут лишними для синиц, дятлов, воробьёв несолёные орехи.
Задание «Кто чем лакомится на кормушке»
Голубь Щегол крошки
белого хлеба семечки
подсолнечника
Дрозд Свиристель просо,
овёс, пшеница ягоды
рябины, калины,
бузины
Синица несолёное
сало семечки
тыквы, кабачков сухие
веточки лебеды,
крапивы, лопуха
Дятел Поползень жёлуди несолёные
орехи
Воробей Снегирь семена
арбуза, дыни,
яблок, груш семена
ясеня, клёна
Учитель: Как вы думаете, любой ли пищей нужно подкармливать птиц зимой? ( Выслушиваются ответы детей). Действительно, есть пища очень вредная для птиц. Прочитайте текст и найдите ответ на вопрос: какую пищу нельзя давать птицам? (Текст у каждого ребёнка на парте)
Текст «Чем нельзя кормить птиц»
Некоторые «привычные» для подкормки продукты (соленые орешки, кокосовая стружка, чипсы, ) пернатым вредны, а в большинстве случаев вообще смертельно опасны. К таким относятся жареные и соленые продукты. Категорически запрещается использовать в качестве корма для птиц заплесневелую и испорченную пищу с неприятным запахом. В таких продуктах велико содержание токсинов. Это грозит ослаблению организма, что в конечном итоге приведет к заболеванию и гибели птицы. Крайне опасным продуктом для птиц является также черный хлеб или любой другой ржаной хлеб, в котором содержится большое количество воды.
Учитель: Итак, чем же нельзя кормить птиц зимой? (Выслушиваются ответы детей).
А сейчас мы с вами составим плакаты «Чем можно подкармливать птиц зимой» и «Чем нельзя кормить птиц зимой». У вас у каждого на парте есть рисунок корма. Вы вспоминаете то, о чём мы с вами сейчас говорили и прикрепляете свой рисунок с помощью клея на соответствующий плакат. ( На доске два ватмана с соответствующими надписями.В итоге должны получиться информационные плакаты. (Слайды 20, 21) (Дети выходят поочерёдно со своим рисунком и объясняют, на какой плакат они будут клеить его.) После занятия учитель может хранить эти плакаты в классе, а с наступлением зимы, когда дети повесят кормушки, вывесить их на стену, чтобы дети смогли вспомнить, чем кормить птиц).
(Рисунки корма ( количество рисунков соответствует количеству детей в классе, чтобы каждый ребёнок мог прикрепить свой рисунок корма на соответствующий плакат): кусочек пирожка, беляш, жареные семечки, кусочек блина, солёное сало, чипсы, чёрный хлеб, семечки подсолнечника, семечки тыквы, семечки кабачков, семечки арбуза, семечки дыни, семена ясеня и клёна, ягоды рябины, калины, жёлуди, семена яблок и груш, овёс, пшеница, несолёные орехи, несолёное сало, веточки лебеды и др.).
Учитель: Посмотрите, какие плакаты у нас получились. Как вы думаете, какой корм для птиц мы с вами можем заготовить сами, а не покупать в магазине? (Выслушиваются ответы детей). Действительно, можно для птиц заготовить корм заранее. Можно заготавливать семена арбузов, дынь, кабачков, подсолнуха, яблок, груш, крошки белого хлеба. Их обязательно нужно высушить и сложить в матерчатый мешочек. Прекрасным кормом для птиц являются семена многих полевых растений. Можно заготовить семена репейника, лебеды, череды, крапивы, конского щавеля, подорожника. Можно сделать венички из этих растений и втыкать их в снег. Кроме этого, можно высушить ягоды рябины, калины, бузины черёмухи.
Предлагаю вам поучаствовать в конкурсе «Заготовим корм для птиц». Вы вместе с родителями будете заготавливать и сушить корм, а потом заполните таблицу, сколько какого корма вы собрали. Потом выпринесёте ваши заполненные таблицы и мы определим победителей. Победителей конкурса, тех, кто заготовит больше всех корма, ждут грамоты, призы. (Можно договорится с родителями о покупке детям призов).
Таблица для заполнения:
Фамилия, имя ученика:
|
|
Название корма
|
Вес заготовленного корма (г/кг) |
Крошки белого хлеба |
|
Семена подсолнечника |
|
Семена дыни |
|
Семена арбуза |
|
Семена яблок и груш |
|
Семена ясеня и клёна |
|
Ягоды рябины, калины, черёмухи |
|
Веточки лебеды, репейника, крапивы |
|
Итого: |
|
Для родителей можно подготовить агитационный лист для участия в этом конкурсе:
У
Внимание! Конкурс
«Заготовим корм для птиц»
Приглашаем Вас вместе с вашим ребёнком принять участие в конкурсе «Заготовим корм для птиц». Можно заготовить: крошки белого хлеба, семена подсолнечника, дыни, арбуза, яблок, груш, семена ясеня и клёна, ягоды рябины, калины, черёмухи, веточки с семенами лебеды, репейника, крапивы многое другое. Помните! Этот корм нужно хорошо высушить и сложить в тканевые мешочки. Тех, кто больше всего заготовит корма, ждут награды и призы!
Птицам нужна Ваша помощь. Зимой они будут Вам благодарны!
|
Учитель: Итак, наше занятие подходит к концу. Я думаю вам будет интересно заготавливать корм для птиц. Кормушки мы с вами сделали. Они останутся в кабинете до зимы. Когда мы с вами подведём итоги нашего конкурса по заготовке корма для птиц, мы повесим кормушки в школьном саду и будем подкармливать птиц заготовленным кормом. Желаю вам и вашим родителям удачи в заготовке корма. Не забудьте передать родителям агитационный лист (учитель раздаёт каждому ребёнку агитационный лист для родителей).
Дополнительный материал для занятия.
Игра с мячом «Кого чем угостим»
Дети становятся в шеренгу. Учитель называет птицу и бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и говорит, чем можно угостить эту птицу. Например, воробья – крошками, синицу – несолёным салом, снегиря – рябиной и т. Д.
Игра «Птичья столовая»
Птицы питаются семенами различных растений. Вставьте гласные буквы и узнайте, какие семена пригодятся для птичьей столовой:
К_Н_ПЛ_, П_ДС_ЛН_ЧН_К, Д_Н_, _РБУЗ_
Что клюют только воробьи?
_В_С, ПШ_Н_, ДЛЯ НИХ ЖЕ ГОДЯТСЯ КР_ШК_ ПШ_Н_ЧН_Г_ ХЛ_Б_
Что, кроме семян, очень любят синицы?
С_Р_ _ Н_С_Л_Н_ _ С_Л_
Что любят клесты?
С_М_Н_ _Л_В_Х _ С_СН_В_Х Ш_Ш_К
Чему отдают предпочтение снегири?
_Г_Д_ Р_Б_Н_ , _БЛ_П_Х_, Б_Р_Б_Р_С_
Использованная литература:
Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2007;
Молодова Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальной школы. /Л. П. Молодова. – Мн.: ООО «Асар», 2004.
Пшеница Овёс Калина
Автор: Ферганова Оксана Анатольевна
→ ocsansh 12.04.2024 0 204 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы