Статья "Проектная деятельность как средство развития коммуникативных УУД у учащихся 2 класса на уроках окружающего мира"
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
ГАПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»
Мастерская начального общего образования
Проектная деятельность как средство развития коммуникативных УУД
у учащихся 2 класса на уроках окружающего мира
Дипломный проект по ПМ.01
«Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно – развивающего образования»
Исполнитель:
Шагиева Елизавета Алексеевна,
студентка 45Б группы
Специальность 44.02.05
«Коррекционная педагогика в начальных классах»
Руководитель:
Лаврентьева Людмила
Андреевна,
преподаватель, первая
квалификационная категория
2024 год
Содержание
Глава I. Теоретические аспекты развития коммуникативных универсальных учебных действий 7
1.1. Сущность понятия «УУД», «коммуникативные УУД» 7
1.2. Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников 12
Глава II. Методические аспекты применения проектной деятельности на уроках окружающего мира 15
2.2. Особенности организации проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе 27
2.3 Анализ учебников 2 класса по окружающему миру на примере УМК Школа России 32
Список используемых источников 49
Введение
В настоящее время в обществе происходят кардинальные перемены, связанные с постоянно изменяющейся реальностью, обусловленной политическими и экономическими факторами, бурным научно-техническим прогрессом, подразумевающие повышения качества образования в начальной школе.
В Федеральной образовательной программе начального общего образования (далее – ФОП НОО) развитие коммуникативных универсальных учебных действий (далее – УУД) определяется как важное приобретение школьника, как одно из основных элементов формирования личности, средство социализации и психического развития [25].
Определяя актуальность проблемы развития КУУД у второклассников, следует выделить проектную деятельность, как один из основных способов решения проблемы, так как с помощью данной деятельности мы можем раскрыть дверь в мир детского сознания, способствовать более легкой адаптации школьников в меняющихся социальных условиях. Ведь именно в ней дети чувствуют себя свободно и раскрепощено.
В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения (ФГОС НОО) действительно уделяется особое внимание проектной деятельности. Проект является определяющей чертой современного мышления, поскольку он способствует развитию творческого подхода к решению задач, развитию коммуникативных навыков, аналитического мышления и самостоятельности учащихся [26].
Проектное мышление и деятельность представляют собой процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует различные знания и навыки для выполнения проектов, направленных на создание культурных ценностей. Таким образом, проектная деятельность в контексте ФГОС НОО способствует развитию у учащихся комплекса ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации в современном мире.
Изучение окружающего мира как учебного предмета предоставляет широкие возможности для проведения проектной деятельности. Метод проектов способствует решению различных проблем, таких как низкий интерес к учебе, отсутствие мотивации, ограниченные знания и навыки. Проектная работа помогает учителям сделать учебный материал более практичным, разнообразить методы обучения и помогает учащимся проявить свою творческую сторону, развить навыки самостоятельного обучения и применения знаний на практике [17].
Метод проектов в обучении предполагает активное вовлечение ученика в учебный процесс. Учащийся самостоятельно определяет учебную задачу, исследует информацию, планирует решения, делает выводы и анализирует свою работу.
Конечный результат проекта всегда имеет материальное выражение, такое как коллаж, альбом, тексты, инсценировки и другие виды продукции. Проект обязательно демонстрируется другим и защищается перед аудиторией.
Внедрение метода проектов в начальной школе является современным подходом к образованию, который сочетает достоинства метода и возможности младших школьников [5].
Научно-методический уровень определяет педагогический процесс развития коммуникативных УУД у второклассников, как основу подготовки детей к следующей ступени получения образования.
Однако, несмотря на значительный вклад науки в изучение данного вопроса, аспект практического использования проектной деятельности как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся второго класса на уроках окружающего мира остается недостаточно разработанным, что подтверждает актуальность нашего исследования.
Проблема исследования заключается в поиске эффективных возможностей проектной деятельности для развития коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников на уроке окружающего мира.
Противоречие: необходимость развития коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников и недостаточное использование проектной деятельности на уроках окружающего мира.
Проблема и выделенные противоречия позволили сформулировать тему исследования: «Проектная деятельность как средство развития коммуникативных УУД у учащихся 2 класса на уроках окружающего мира».
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать возможности применения проектной деятельности на уроках окружающего мира в процессе развития коммуникативных УУД у второклассников.
Объект исследования: развитие коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников.
Предмет исследования: проектная деятельность на уроках окружающего мира.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
Раскрыть понятия «УУД», «коммуникативные универсальные учебные действия».
Рассмотреть особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников.
Изучить диагностические методиками на выявление начального уровня сформированности КУУД у второклассников.
Изучить особенности организации проектной деятельности в начальной школе.
Проанализировать учебники 2 класса по окружающему миру на примере УМК «Школа России».
Систематизировать и обобщить результаты исследования.
Для проверки решения поставленных задач, нами были использованы следующие теоретические методы: анализ философской, психолого-педагогической литературы, нормативно-правовых документов. Практические: дианостические методики, количественный и качественный анализ данных.
Теоретическая база исследования: различные подходы к решению проблем развития коммуникативных УУД мы находим в научных трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёвой, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, А.В. Усова, Ушинского, С.Т. Шацкого. Г.А. Цукермана.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрение понятий «УУД», «КУУД» и особенностей развития КУУД у второклассников.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций о проектной деятельности для учителей начальной школы.
База реализации аттестационного задания: ПМАОУ «СОШ № 15 им. Е. М. Гришпуна» г. Первоуральск, 2А класс.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, первую главу, вторую главу, заключение, список используемых источников, приложение.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шагиева Елизавета Алексеевна
→ Публикатор 17.06.2024 0 356 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы