Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования духовно - нравственного направления "Волшебный мир книг"




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В.Камышева»

Адрес:  215010, Россия, Смоленская область, город Гагарин, улица Петра Алексеева, дом 2. Телефоны:  8 - (48135) 3 - 43 - 03, 8 - (48135) 3 - 43 – 06. E-mail: School2Gagarin@yandex.ru 



Принято


Педагогическим Советом школы


Протокол №1 от 31.08.2021


УТВЕРЖДАЮ


Директор школы _______ Н.И.Чипенюк


Приказ №111 от 31.08.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР КНИГ»








Планируемые результаты


Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.


Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

  1. описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  2. выделять существенные признаки предметов;

  3. сравнивать между собой предметы, явления;

  4. обобщать, делать несложные выводы;

  5. классифицировать явления, предметы;

  6. определять последовательность событий;

  7. судить о противоположных явлениях;

  8. давать определения тем или иным понятиям;

  9. определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

  10. выявлять функциональные отношения между понятиями;

  11. выявлять закономерности и проводить аналогии.


Содержание программы.

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.

Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.

Тематическое планирование 1 класс

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Форма проведения

1-2

Чтение стихов о буквах, азбуке.

2

Устный журнал.

2-4

Русские народные песенки.

2

Слушание и рассматривание книги.

Инсценирование

5-6

«Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе. Стихи и загадки Е. Серова.

2

Работа в группах.

Чтение-рассматривание детских книг.

7-8

Сказки о животных. Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» С. Михалков «Как медведь трубку нашёл».

2

Театрализация

9-10

Из старинных книг. Чтение рассказов Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского.

2

Слушание и рассматривание книги.

Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.

11-12

Чтение художественных произведений о матерях и детях.

2

Мини-проекты (работа в группах)

13-14

Чтение рассказов и сказок о милосердии.

2

Конкурс чтецов.

15-16

Стихи о временах года. Конкурс чтецов.

2

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Конкурс.

17-18

Чтение произведений о честности.

2

Слушание и чтение отдельных историй.

Инсценирование.

Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».

19-20

Стихи о ребятах-сверстниках. Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец». А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота».

2

21-22

Все наоборот: забавные стихи.

2

Конкурс «Слушаем и читаем стихи».

23-24

Хочу попрыгать, поиграть: рассказы об играх и игрушках.

2

Игровое занятие.

25-26

Сказки-приключения.

2

Парад героев сказок. Игра «Диалоги героев».

27-28

Выставка «По страницам любимых книг»

2

Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

29-30

Ребятам о зверятах: стихи, рассказы о животных. Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке». Е.Чарушин «На нашем дворе», Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты».

2

Самостоятельная поисковая работа в группах. Театрализация

31-32

Рассказы о детях.

2

Отзыв о прочитанной книге. Библиотечный час

33-34

Чтение художественных произведений о детях и их родителях.

2

Инсценирование рассказов о детях.

35-36

Из серии «Мои первые книжки» С.Маршак «Усатый полосатый» «У солнышка в гостях». Словацкая сказка.

2

Чтение и рассматривание книг. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».

37-38

«О хороших людях» С. Сахарнов «Самый лучший пароход». Р.Сеф. «Необычный пешеход» А. Барто «Мы с Тамарой».

2

Литературная игра.


39-40

Сказки Ш.Перро «Красная шапочка», «Мальчик с пальчик».

2

Чтение, выбор информации. Творческая работа: очерк.

41-42

«Поговорим о наших мамах» Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др..

2

Мини-проекты (работа в группах): «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

43-44

«Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио». Н.Сладков «Лесные шорохи» М. Пришвин «Ёж».

2

Конкурс-кроссворд.

45-46

Друзья детства. К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце».

2

Чтение, выбор информации

47-48

Из серии «Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит».

2

Инсценирование

49-50

Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка».

2

Устный журнал

51-52

О героях. А.Митяев «Богатыри».

2

Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав.

53-54

О доброте. В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья».

2

55-56

«В стране Вообразилии». Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой».

2

Инсценирование

57-58

Знакомые незнакомцы. Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок».

2

Диспут

59-60

О любимых игрушках. Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки».

2

Конференция

61-62

О чем я мечтаю. В. Катаев «Цветик – семицветик».

2

Чтение. Обсуждение. Мини-сочинение.

63-64

«Угадай сказку».

2

Игра – викторина

65-66

«О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать».

2

Контрольно-установочное занятие.

Итого

66


Тематическое планирование 2 класс


Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Форма проведения

1-2

Малые фольклорные жанры.

2

Библиотечный час

3-4

Русские народные сказки.

2

Чтение и рассматривание книг.

5-6

Сказки А.С. Пушкина.

2

Литературная игра.

7-8

Сказки русских писателей.

2

Чтение, выбор информации

9-10

Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского

2

КТД

11-12

Стихи русских поэтов об осени.

2

Конкурс чтецов

13-14

Рассказы о животных.

2

Занятие - интервью

15-16

Веселые стихи Д. Хармса, А. Введенского и других поэтов.

2

Викторина, чтение произведений

17-18

Стихи о детях и для детей.

2

Слушание, чтение выразительно

19-20

Сказки и стихи К. Чуковского.

2

Инсценирование, чтение по ролям

21-22

Рассказы и сказки Н. Носова.

2

Рассматривание книг. Сравнение содержания.

23-24

Стихи русских поэтов о зиме.

2

Иллюстрирование


25-26

Современные детские журналы.

2

Проект


27-28

«Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники.

2

Библиотечный час

29-30

Комиксы.

2

Иллюстрирование

31-32

Все-все-все А. Милна.

2

Чтение, беседа по содержанию.

33-34

Творчество Э. Успенского.

2

35-36

Творчество Г. Остера.

2

Театрализация

37-38

Рассказы В. Драгунского.

2

Создание диафильма

39-40

Твои защитники.

2

Чтение, выбор информации, определение жанра и темы.

Творческая работа: очерк о

прочитанном произведении.

41-42

Богатырские сказки. Былины.

2

43-44

Мама – главное слово.

2

45-46

Стихи русских поэтов о весне.

2

47-48

Сказки разных народов.

2

49-50

Зарубежный фольклор.

2

Турнир чтецов

51-52

Сказки Ш. Перро.

2

Диспут

53-54

Сказки Г.Х.Андерсена.

2

Отзыв о прочитанном

55-56

Сказки братьев Гримм.

2

Конференция

57-58

Д. Родари «Приключения Чипполино».

2

Инсценировка

59-60

Д.P. Толкиен «Хоббит, или Тула и обратно».

2

Театрализация

61-62

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».

2

Игра

63-64

Викторина по литературным сказкам.

2

Библиотечный час

65-66

Сочинение «Моя любимая книга».

2

Творческая работа

67-68

Читательская конференция.

2

Конференция


Итого

68


Тематическое планирование 3класс

Наименование темы

Кол-во часов

Форма проведения

1-2

Устное народное творчество.

2

Библиотечный час

3-4

Игра «Сокровище мудрости народной».

2

Чтение и рассматривание книг. Игра.

5-6

«Русские народные сказки».

2

КВН

7-8

Иван – герой русских сказок.

2

Библиотечный час

9-10

Поле чудес по теме «Родные поэты».

2

Игра - викторина

11-12

«Угадай…» (по произведениям поэтов-классиков).

2

Игра

13-14

Басни И.А. Крылова.

2

Развивающий час

15-16

«Звездный час» по творчеству И.А. Крылова.

2

Игра

17-18

Рассказы о братьях наших меньших.

2

Чтение и рассматривание книг. Беседа

19-20

Диалоги о животных.

2

Турнир знатоков.

21-22

Читаю стихотворение и слышу сказку (литературные стихи-сказки).

2

Чтение стихов. Слушание.

23-24

В гостях у дедушки Корнея.

2

Игра – викторина.

25-26

«Веселые произведения Бориса Заходера».

2

Игра

27-28

Что говорят стихи (поэзия С.Я. Маршака). С.Я. Маршак – переводчик.

2

Чтение, выбор информации, определение жанра и темы.


29-30

Игра «Поле чудес» по теме «Творчество С.Я. Маршака».

2

Игра «Поле чудес»

31-32

Викторина по творчеству Е.А. Пермяка.

2

Викторина

33-34

«Что за чудо эти сказки!» Литературные сказки А.Н.Толстого.

2

Занятие - интервью

35-36

Путешествие в страну сказок.

2

Час читателя

37-38

Викторина «Знай и люби родную природу».

2

Библиотечный час

39-40

Про эту книгу (книги самоделки из материалов периодической печати).

2

Конкурс

41-42

О чем рассказывают детские журналы.

2

43-44

«По страницам детских журналов».

2

45-46

«Где? Что? Как? Почему?» Рассказы-загадки про зверей и птиц.

2

Игра


47-48

Урок-викторина по рассказам и сказкам В.Бианки.

2

Урок-викторина

49-50

Мифы, легенды, предания.

2

Работа с системным каталогом. Конкурс-кроссворд.

51-52

Уральские сказы П.П.Бажова.

2

Час читателя.

Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).

53-54

Волшебные сказки братьев Гримм.

2

55-56

КВН по произведениям братьев Гримм.

2

КВН

57-58

Сказки Шарля Перро.

2

Час читателя.

Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).

59-60

Урок-игра по сказкам Шарля Перро.

2

Урок - игра

61-62

Сказки датского сказочника Г.-Х. Андерсена.

2

Чтение, чтение, выбор информации.

63-64

Инсценирование любимых сказок Г.-Х.Андерсена.

2

Инсценирование

65-66

Игра «Цветик-семицветик» по теме «Мы - читатели».

2

Игра


67-68

Игра «Литературные тайны».

2

Игра


Итого

68


Тематическое планирование 4 класс

Тема урока

Кол-во часов

Форма проведения

1-2

Самые интересные книги, прочитанные летом.

2

Игра-путешествие.

3-4

Самые интересные книги, прочитанные летом. Игра-путешествие.

2

Игра-путешествие.

5-6

«Кузькины забавы». Праздник по книгам Т.И. Александровой о домовенке Кузе.

2

Праздник книги.

7-8

Летописи, былины, сказания. Путешествие по земле русской, богатырской.

2

Проект «Русь великая в пословицах и поговорках», оформление рукописной книги.

9-10

Дискуссия по теме «Былины».

2

11-12

Творчество А.С.Пушкина.

2

Игра - викторина

13-14

В мире сказок А.Пушкина. Литературный ринг.

2

15-16

«Серии книг» и их назначение.

2

Лекция. Библиотечный час.

17-18

Такие разные книги.

2

Беседа. Библиотечный час.


19-20

М.М.Пришвин - певец русской природы

2

Семинар.

21-22

«Эти забавные животные».

2

Проект

23-24

Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого.

2

Игра - путешествие

25-26

Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого.

2

27-28

Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют.

2

Экскурсия в цирк

29-30

Питомцы зоопарка (по книгам В. Чаплиной и М.Зверева).

2

Поиск книг по каталогу, составление списка.

Конкурс-кроссворд.

31-32

Стихи русских поэтов о зиме.

2

Конкурс чтецов.

33-34

Праздник «Загадки волшебницы Зимы».

2

Праздник книги.

35-36

Литературный ринг по творчеству К.Г.Паустовского.

2

Игра – викторина.

37-38

Необычный календарь («Лесная газета» В.Бианки и др.)

2

Поисковая работа в библиотеке.

Игровая деятельность.

39-40

Творчество В.И.Даля.

2

Проект

41-42

От чистого сердца: произведения о маме.

2

Поиск книг по каталогу, составление списка.

Конкурс-кроссворд.

43-44

Произведения о бабушке.

2

Сочинение по теме.

45-46

«Лес не школа, а всему учит» (конкурс по рассказам Н.Сладкова)

2

Конкурс

47-48

Литературный праздник «Природа глазами детских писателей».

2

Праздник

49-50

Сказки писателей о детях.

2

Конкурс чтецов

51-52

Книги о сверстниках, о школе.

2

Диспут.

53-54

Детская приключенческая книга.

2

Творческая работа.

55-56

Книги о ратных подвигах родного народа.

2

Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»

57-58

«Идет война народная…» (произведения о Великой Отечественной войне)

2

Проект «У войны не детское лицо»

59-60

Устный журнал «Русь, Россия, Родина моя…»

2

Поиск книг по каталогу, составление списка.

Конкурс-кроссворд.

61-62

«В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках).

2

КВН

63-64

«Мой любимый литературный герой».

2

Проект

65-66

«Путешествие по дорогам любимых книг».

2

КТД

67-68

Произведения, о героям, которым установлены памятники.

2

Виртуальная экскурсия

Итого

68





Интернет-ресурсы


  1. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru.

  2. Все работы Презентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html





Полный текст материала Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования духовно - нравственного направления "Волшебный мир книг" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Томашевич Елена Николаевна  sh12k2
25.06.2024 0 278 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК