Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования духовно - нравственного направления "Волшебный мир книг"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В.Камышева»
Адрес: 215010, Россия, Смоленская область, город Гагарин, улица Петра Алексеева, дом 2. Телефоны: 8 - (48135) 3 - 43 - 03, 8 - (48135) 3 - 43 – 06. E-mail: School2Gagarin@yandex.ru
-
Принято
Педагогическим Советом школы
Протокол №1 от 31.08.2021
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы _______ Н.И.Чипенюк
Приказ №111 от 31.08.2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР КНИГ»
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание программы.
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.
Тематическое планирование 1 класс
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Форма проведения |
1-2 |
Чтение стихов о буквах, азбуке. |
2 |
Устный журнал. |
2-4 |
Русские народные песенки. |
2 |
Слушание и рассматривание книги. Инсценирование |
5-6 |
«Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе. Стихи и загадки Е. Серова. |
2 |
Работа в группах. Чтение-рассматривание детских книг. |
7-8 |
Сказки о животных. Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» С. Михалков «Как медведь трубку нашёл». |
2 |
Театрализация |
9-10 |
Из старинных книг. Чтение рассказов Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. |
2 |
Слушание и рассматривание книги. Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги. |
11-12 |
Чтение художественных произведений о матерях и детях. |
2 |
Мини-проекты (работа в группах) |
13-14 |
Чтение рассказов и сказок о милосердии. |
2 |
Конкурс чтецов. |
15-16 |
Стихи о временах года. Конкурс чтецов. |
2 |
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Конкурс. |
17-18 |
Чтение произведений о честности. |
2 |
Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?». |
19-20 |
Стихи о ребятах-сверстниках. Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец». А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота». |
2 |
|
21-22 |
Все наоборот: забавные стихи. |
2 |
Конкурс «Слушаем и читаем стихи». |
23-24 |
Хочу попрыгать, поиграть: рассказы об играх и игрушках. |
2 |
Игровое занятие. |
25-26 |
Сказки-приключения. |
2 |
Парад героев сказок. Игра «Диалоги героев». |
27-28 |
Выставка «По страницам любимых книг» |
2 |
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг». |
29-30 |
Ребятам о зверятах: стихи, рассказы о животных. Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке». Е.Чарушин «На нашем дворе», Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты». |
2 |
Самостоятельная поисковая работа в группах. Театрализация |
31-32 |
Рассказы о детях. |
2 |
Отзыв о прочитанной книге. Библиотечный час |
33-34 |
Чтение художественных произведений о детях и их родителях. |
2 |
Инсценирование рассказов о детях. |
35-36 |
Из серии «Мои первые книжки» С.Маршак «Усатый полосатый» «У солнышка в гостях». Словацкая сказка. |
2 |
Чтение и рассматривание книг. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?». |
37-38 |
«О хороших людях» С. Сахарнов «Самый лучший пароход». Р.Сеф. «Необычный пешеход» А. Барто «Мы с Тамарой». |
2 |
Литературная игра.
|
39-40 |
Сказки Ш.Перро «Красная шапочка», «Мальчик с пальчик». |
2 |
Чтение, выбор информации. Творческая работа: очерк. |
41-42 |
«Поговорим о наших мамах» Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др.. |
2 |
Мини-проекты (работа в группах): «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». |
43-44 |
«Лес не школа, а всему учит» Ю.Тувим «Птичье радио». Н.Сладков «Лесные шорохи» М. Пришвин «Ёж». |
2 |
Конкурс-кроссворд. |
45-46 |
Друзья детства. К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце». |
2 |
Чтение, выбор информации |
47-48 |
Из серии «Мои первые книжки» К.Чуковский «Доктор Айболит». |
2 |
Инсценирование |
49-50 |
Ступеньки мастерства А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка». |
2 |
Устный журнал |
51-52 |
О героях. А.Митяев «Богатыри». |
2 |
Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. |
53-54 |
О доброте. В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья». |
2 |
|
55-56 |
«В стране Вообразилии». Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой». |
2 |
Инсценирование |
57-58 |
Знакомые незнакомцы. Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок». |
2 |
Диспут |
59-60 |
О любимых игрушках. Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки». |
2 |
Конференция |
61-62 |
О чем я мечтаю. В. Катаев «Цветик – семицветик». |
2 |
Чтение. Обсуждение. Мини-сочинение. |
63-64 |
«Угадай сказку». |
2 |
Игра – викторина |
65-66 |
«О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать». |
2 |
Контрольно-установочное занятие. |
Итого |
66 |
Тематическое планирование 2 класс
№ |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Форма проведения |
1-2 |
Малые фольклорные жанры. |
2 |
Библиотечный час |
3-4 |
Русские народные сказки. |
2 |
Чтение и рассматривание книг. |
5-6 |
Сказки А.С. Пушкина. |
2 |
Литературная игра. |
7-8 |
Сказки русских писателей. |
2 |
Чтение, выбор информации |
9-10 |
Рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского |
2 |
КТД |
11-12 |
Стихи русских поэтов об осени. |
2 |
Конкурс чтецов |
13-14 |
Рассказы о животных. |
2 |
Занятие - интервью |
15-16 |
Веселые стихи Д. Хармса, А. Введенского и других поэтов. |
2 |
Викторина, чтение произведений |
17-18 |
Стихи о детях и для детей. |
2 |
Слушание, чтение выразительно |
19-20 |
Сказки и стихи К. Чуковского. |
2 |
Инсценирование, чтение по ролям |
21-22 |
Рассказы и сказки Н. Носова. |
2 |
Рассматривание книг. Сравнение содержания. |
23-24 |
Стихи русских поэтов о зиме. |
2 |
Иллюстрирование
|
25-26 |
Современные детские журналы. |
2 |
Проект
|
27-28 |
«Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники. |
2 |
Библиотечный час |
29-30 |
Комиксы. |
2 |
Иллюстрирование |
31-32 |
Все-все-все А. Милна. |
2 |
Чтение, беседа по содержанию. |
33-34 |
Творчество Э. Успенского. |
2 |
|
35-36 |
Творчество Г. Остера. |
2 |
Театрализация |
37-38 |
Рассказы В. Драгунского. |
2 |
Создание диафильма |
39-40 |
Твои защитники. |
2 |
Чтение, выбор информации, определение жанра и темы. Творческая работа: очерк о прочитанном произведении. |
41-42 |
Богатырские сказки. Былины. |
2 |
|
43-44 |
Мама – главное слово. |
2 |
|
45-46 |
Стихи русских поэтов о весне. |
2 |
|
47-48 |
Сказки разных народов. |
2 |
|
49-50 |
Зарубежный фольклор. |
2 |
Турнир чтецов |
51-52 |
Сказки Ш. Перро. |
2 |
Диспут |
53-54 |
Сказки Г.Х.Андерсена. |
2 |
Отзыв о прочитанном |
55-56 |
Сказки братьев Гримм. |
2 |
Конференция |
57-58 |
Д. Родари «Приключения Чипполино». |
2 |
Инсценировка |
59-60 |
Д.P. Толкиен «Хоббит, или Тула и обратно». |
2 |
Театрализация |
61-62 |
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». |
2 |
Игра |
63-64 |
Викторина по литературным сказкам. |
2 |
Библиотечный час |
65-66 |
Сочинение «Моя любимая книга». |
2 |
Творческая работа |
67-68 |
Читательская конференция. |
2 |
Конференция
|
Итого |
68 |
Тематическое планирование 3класс
№ |
Наименование темы |
Кол-во часов |
Форма проведения |
1-2 |
Устное народное творчество. |
2 |
Библиотечный час |
3-4 |
Игра «Сокровище мудрости народной». |
2 |
Чтение и рассматривание книг. Игра. |
5-6 |
«Русские народные сказки». |
2 |
КВН |
7-8 |
Иван – герой русских сказок. |
2 |
Библиотечный час |
9-10 |
Поле чудес по теме «Родные поэты». |
2 |
Игра - викторина |
11-12 |
«Угадай…» (по произведениям поэтов-классиков). |
2 |
Игра |
13-14 |
Басни И.А. Крылова. |
2 |
Развивающий час |
15-16 |
«Звездный час» по творчеству И.А. Крылова. |
2 |
Игра |
17-18 |
Рассказы о братьях наших меньших. |
2 |
Чтение и рассматривание книг. Беседа |
19-20 |
Диалоги о животных. |
2 |
Турнир знатоков. |
21-22 |
Читаю стихотворение и слышу сказку (литературные стихи-сказки). |
2 |
Чтение стихов. Слушание. |
23-24 |
В гостях у дедушки Корнея. |
2 |
Игра – викторина. |
25-26 |
«Веселые произведения Бориса Заходера». |
2 |
Игра |
27-28 |
Что говорят стихи (поэзия С.Я. Маршака). С.Я. Маршак – переводчик. |
2 |
Чтение, выбор информации, определение жанра и темы.
|
29-30 |
Игра «Поле чудес» по теме «Творчество С.Я. Маршака». |
2 |
Игра «Поле чудес» |
31-32 |
Викторина по творчеству Е.А. Пермяка. |
2 |
Викторина |
33-34 |
«Что за чудо эти сказки!» Литературные сказки А.Н.Толстого. |
2 |
Занятие - интервью |
35-36 |
Путешествие в страну сказок. |
2 |
Час читателя |
37-38 |
Викторина «Знай и люби родную природу». |
2 |
Библиотечный час |
39-40 |
Про эту книгу (книги самоделки из материалов периодической печати). |
2 |
Конкурс |
41-42 |
О чем рассказывают детские журналы. |
2 |
|
43-44 |
«По страницам детских журналов». |
2 |
|
45-46 |
«Где? Что? Как? Почему?» Рассказы-загадки про зверей и птиц. |
2 |
Игра
|
47-48 |
Урок-викторина по рассказам и сказкам В.Бианки. |
2 |
Урок-викторина |
49-50 |
Мифы, легенды, предания. |
2 |
Работа с системным каталогом. Конкурс-кроссворд. |
51-52 |
Уральские сказы П.П.Бажова. |
2 |
Час читателя. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность). |
53-54 |
Волшебные сказки братьев Гримм. |
2 |
|
55-56 |
КВН по произведениям братьев Гримм. |
2 |
КВН |
57-58 |
Сказки Шарля Перро. |
2 |
Час читателя. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность). |
59-60 |
Урок-игра по сказкам Шарля Перро. |
2 |
Урок - игра |
61-62 |
Сказки датского сказочника Г.-Х. Андерсена. |
2 |
Чтение, чтение, выбор информации. |
63-64 |
Инсценирование любимых сказок Г.-Х.Андерсена. |
2 |
Инсценирование |
65-66 |
Игра «Цветик-семицветик» по теме «Мы - читатели». |
2 |
Игра
|
67-68 |
Игра «Литературные тайны». |
2 |
Игра
|
Итого |
68 |
Тематическое планирование 4 класс
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Форма проведения |
|
1-2 |
Самые интересные книги, прочитанные летом. |
2 |
Игра-путешествие. |
|
3-4 |
Самые интересные книги, прочитанные летом. Игра-путешествие. |
2 |
Игра-путешествие. |
|
5-6 |
«Кузькины забавы». Праздник по книгам Т.И. Александровой о домовенке Кузе. |
2 |
Праздник книги. |
|
7-8 |
Летописи, былины, сказания. Путешествие по земле русской, богатырской. |
2 |
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках», оформление рукописной книги. |
|
9-10 |
Дискуссия по теме «Былины». |
2 |
||
11-12 |
Творчество А.С.Пушкина. |
2 |
Игра - викторина |
|
13-14 |
В мире сказок А.Пушкина. Литературный ринг. |
2 |
||
15-16 |
«Серии книг» и их назначение. |
2 |
Лекция. Библиотечный час. |
|
17-18 |
Такие разные книги. |
2 |
Беседа. Библиотечный час.
|
|
19-20 |
М.М.Пришвин - певец русской природы |
2 |
Семинар. |
|
21-22 |
«Эти забавные животные». |
2 |
Проект |
|
23-24 |
Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого. |
2 |
Игра - путешествие |
|
25-26 |
Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого. |
2 |
||
27-28 |
Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют. |
2 |
Экскурсия в цирк |
|
29-30 |
Питомцы зоопарка (по книгам В. Чаплиной и М.Зверева). |
2 |
Поиск книг по каталогу, составление списка. Конкурс-кроссворд. |
|
31-32 |
Стихи русских поэтов о зиме. |
2 |
Конкурс чтецов. |
|
33-34 |
Праздник «Загадки волшебницы Зимы». |
2 |
Праздник книги. |
|
35-36 |
Литературный ринг по творчеству К.Г.Паустовского. |
2 |
Игра – викторина. |
|
37-38 |
Необычный календарь («Лесная газета» В.Бианки и др.) |
2 |
Поисковая работа в библиотеке. Игровая деятельность. |
|
39-40 |
Творчество В.И.Даля. |
2 |
Проект |
|
41-42 |
От чистого сердца: произведения о маме. |
2 |
Поиск книг по каталогу, составление списка. Конкурс-кроссворд. |
|
43-44 |
Произведения о бабушке. |
2 |
Сочинение по теме. |
|
45-46 |
«Лес не школа, а всему учит» (конкурс по рассказам Н.Сладкова) |
2 |
Конкурс |
|
47-48 |
Литературный праздник «Природа глазами детских писателей». |
2 |
Праздник |
|
49-50 |
Сказки писателей о детях. |
2 |
Конкурс чтецов |
|
51-52 |
Книги о сверстниках, о школе. |
2 |
Диспут. |
|
53-54 |
Детская приключенческая книга. |
2 |
Творческая работа. |
|
55-56 |
Книги о ратных подвигах родного народа. |
2 |
Проект «Русь великая в пословицах и поговорках» |
|
57-58 |
«Идет война народная…» (произведения о Великой Отечественной войне) |
2 |
Проект «У войны не детское лицо» |
|
59-60 |
Устный журнал «Русь, Россия, Родина моя…» |
2 |
Поиск книг по каталогу, составление списка. Конкурс-кроссворд. |
|
61-62 |
«В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках). |
2 |
КВН |
|
63-64 |
«Мой любимый литературный герой». |
2 |
Проект |
|
65-66 |
«Путешествие по дорогам любимых книг». |
2 |
КТД |
|
67-68 |
Произведения, о героям, которым установлены памятники. |
2 |
||
Итого |
68
|
Интернет-ресурсы
Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru.
Все работы Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html
На странице приведен фрагмент.
Автор: Томашевич Елена Николаевна
→ sh12k2 25.06.2024 0 493 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.