Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования общеинтеллектуального направления "Весёлая математика"


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В.Камышева»

Адрес:  215010, Россия, Смоленская область, город Гагарин, улица Петра Алексеева, дом 2. Телефоны:  8 - (48135) 3 - 43 - 03, 8 - (48135) 3 - 43 – 06. E-mail: School2Gagarin@yandex.ru 

 


 

Принято

 

Педагогическим Советом школы

 

Протокол №1 от 31.08.2021

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Директор школы _______ Н.И.Чипенюк

 

Приказ №111 от 31.08.2021


 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

«ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

 

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

  1. описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  2. выделять существенные признаки предметов;

  3. сравнивать между собой предметы, явления;

  4. обобщать, делать несложные выводы;

  5. классифицировать явления, предметы;

  6. определять последовательность событий;

  7. судить о противоположных явлениях;

  8. давать определения тем или иным понятиям;

  9. определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

  10. выявлять функциональные отношения между понятиями;

  11. выявлять закономерности и проводить аналогии.

 

Содержание программы.

 

1 класс

 

Что дала математика людям? Зачем её изучать?

Математика вокруг нас. Занимательная математика в доме и квартире. Познавательная игра: Загадки-задачи в стихах.

Путешествие в конструирование

Головоломки. Танграм. Волшебный круг и квадрат.  Оригами. Искусство складывания фигурок из бумаги. Работа над проектом «Подводный мир» Геометрические фигуры. Плоские геометрические фигуры. Преобразование фигур. Аппликация из геометрических фигур.

Развитие познавательных способностей

Тренировка внимания. Тренировка памяти. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции.

Очень важную науку постигаем мы без скуки

Задачи в стихах. Экспромт - задачки и математические головоломки. Логические математические задачки-шутки. Ребусы.

Игровой математический практикум «Удивительные приключения в стране Математика».

 

2 класс

 

Очень важную науку постигаем мы без скуки

Задачи в стихах. Экспромт - задачки и математические головоломки. Логические математические задания. Ребусы.

Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Считалия».

Занимательная геометрия

 Головоломки. Колумбово яйцо. Головоломка Пифагора.  Оригами. Искусство складывания фигурок из бумаги. Работа над проектом «Во поле берёза стояла» Геометрические фигуры. Объёмные геометрические фигуры. Моделирование из объёмных геометрических фигур. Турнир по геометрии 

Развитие познавательных способностей

Тренировка внимания. Тренировка памяти. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции.

Олимпиадные задания по математике

Занимательные задачи. Логические задачи для юных математиков. Задачи повышенной трудности. Решение нестандартных задач.

Математические тренажёры. Блиц - турнир по решению задач. Познавательная конкурсно-игровая программа «Юный математик».

 

3 класс

 

Математика – царица наук.

Как люди научились считать.

Интересные приемы устного счёта.

Решение занимательных задач в стихах.

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

Учимся отгадывать ребусы.

Числа-великаны. Коллективный счёт.

Упражнения с многозначными числами.

Решение ребусов и логических задач.

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Загадки- смекалки.

Игра «Знай свой разряд».

Обратные задачи.

Практикум «Подумай и реши».

Задачи с изменением вопроса.

Проектная деятельность «Газета любознательных».

Решение нестандартных задач.

Решение олимпиадных задач.

Решение задач международной игры «Кенгуру».

Математические горки.

Наглядная алгебра.

Решение логических задач.

Участие в игре «КИТ».

Знакомьтесь: Архимед!

Задачи с многовариантными решениями.

Знакомьтесь: Пифагор!

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

Задачи с многовариантными решениями.

Математический КВН

 

4 класс

 

Проектная деятельность «Великие математики».

Геометрические упражнения.

Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.

Игра «Удивительный квадрат».

Преобразование фигур на плоскости.

Задачи-смекалки.

Симметрия фигур.

Соединение и пересечение фигур.

Познавательная игра «Семь вёрст…».

Вычисление площади фигур.

Объём фигур.

Логические игры.

Конструирование предметов из геометрических фигур.

Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата».

Учимся разрешать задачи на противоречия.

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

Открытие нуля.

Экскурсия в компьютерный класс.

Компьютерные математические игры. Участие в игре «КИТ».

Международная игра «Кенгуру».

Конкурс знатоков (1 тур).

Конкурс знатоков (2 тур).

Тематический планирование 1 класс

Название темы

Кол-во часов

Формы деятельности

  1.  

Математика вокруг нас.

1

Наблюдение над объектами природы, знакомство с наукой «математика».

  1.  

Загадки-задачи в стихах.

1

  1.  

Танграм – древняя китайская головоломка.

4

Знакомство с искусством складывания

Бумаги, «оригами», танграмм.

  1.  

Конструирование многоугольников из деталей танграмма.

2

  1.  

Волшебная линейка.

3

  1.  

Путешествие точки.

2

  1.  

Волшебный круг.

3

  1.  

Волшебный  квадрат.

2

  1.  

Искусство складывания фигурок из бумаги.

2

Наблюдение над объектами природы, преобразованием фигур. Приобретают понятия «симметрия», «перенос», «поворот», «подобие».

  1.  

«Прятки» с фигурами.

2

  1.  

Работа над проектом «Подводный мир».

3

  1.  

Плоские геометрические фигуры. Преобразование фигур.

2

  1.  

Аппликация из геометрических фигур.

3

  1.  

Игры на внимание.

2

Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания.

  1.  

Математические игры.

2

  1.  

Числовые головоломки.

3

  1.  

Праздник числа 10.

1

  1.  

Конкурс – игра «Весёлый счет»

1

  1.  

Развитие концентрации внимания.

2

  1.  

Тренажёры на развитие внимания.

2

  1.  

Тренировка слуховой памяти.

2

Работа с играми, тренажёрами на развитие памяти.

  1.  

Тренировка зрительной памяти.

2

  1.  

Тренажёры на развитие памяти.

2

  1.  

Числовая и буквенная закономерность.

1

Составляют закономерности, решают логические задачи.

  1.  

Поиск закономерностей. Логические  задачи.

1

  1.  

Игры на развитие воображения.

1

Работа с играми на совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

  1.  

Работа с изографами и числографами.

1

  1.  

Развитие пространственного воображения.

Задания по перекладыванию спичек.

1

  1.  

Игры на развитие реакции.

1

Игра «шифровальщики», «развиваем реакцию»

  1.  

Задачи в стихах. Задачи – шутки. Ребусы.

2

Познавательно-развлекательные игры. Составление и решение математических задач, головоломок, ребусов и т. п.

  1.  

Задачи – смекалки.

2

  1.  

Игра в магазин. Монеты.

2

  1.  

Логические математические задания.

2

  1.  

Математическая карусель.

2

  1.  

Игровой математический практикум.

1

 

Итого:

66 ч

 

 

Тематическое планирование 2 класс

 

Название темы

Кол-во часов

Формы деятельности

  1.  

Очень важную науку постигаем мы без скуки. Математические задачки-шутки.

1

Познавательно-развлекательные игры. Составление и решение математических задач, головоломок, ребусов и т. п. Математические игры., головоломки.

  1.  

Интеллектуальная олимпиада.

2

  1.  

Экспромт - задачки и математические головоломки.

1

  1.  

Логические математические задания. Ребусы.

2

  1.  

Мир занимательных задач.

2

  1.  

Римские цифры.

2

  1.  

Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране  Считалия».

1

  1.  

Колумбово яйцо.

1

Составление головоломок, приобретение способов работы с ними, работа в парах.

  1.  

Головоломка Пифагора

2

  1.  

Числовые головоломки.

2

  1.  

«Математический марафон»

2

Командная игра

  1.  

Математические фокусы.

2

Конкурс

  1.  

Работа над проектом «Во поле берёза стояла»

2

Коллективная работа над проектом «Во поле берёза стояла», выполненного искусством складывания бумаги «оригами»

  1.  

Объёмные  геометрические фигуры.

2

Знакомство с объемными геометрическими фигурами. Моделирование.

  1.  

Моделирование из объёмных геометрических фигур.

2

  1.  

Турнир по геометрии

2

  1.  

Игры на внимание.

2

Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания.

  1.  

Развитие концентрации внимания.

2

  1.  

Тренажёры на развитие внимания.

2

  1.  

Тренировка слуховой памяти.

2

Работа с играми, тренажёрами на развитие памяти.

  1.  

Тренировка зрительной памяти.

2

  1.  

Тренажёры на развитие памяти.

2

  1.  

Числовая и буквенная закономерность.

1

Составление закономерностей, решение логических  задач.

  1.  

Поиск закономерностей. Логические  задачи.

2

  1.  

Логически - поисковые задания.

2

  1.  

Работа с изографами и числографами.

1

Работа с играми на совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

  1.  

Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.

2

  1.  

Игры на развитие реакции.

2

Игра «шифровальщики»

  1.  

Занимательные задачи.

2

Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения.

  1.  

Какие слова спрятаны в таблице?

2

  1.  

Решай, отгадывай, считай.

2

  1.  

Логические задачи для юных математиков.

2

  1.  

Задачи повышенной трудности.

2

  1.  

Решение нестандартных задач.

2

  1.  

Математическая копилка.

2

  1.  

Математические тренажёры.

2

  1.  

Блиц - турнир по решению задач.

1

  1.  

Познавательная конкурсно-игровая программа «Юный математик».

1

 

Итого:

68

 

 

Тематическое планирование 3 класс

Название темы

Кол-во часов

Формы деятельности

    1.  

Вводное занятие «Математика – царица наук». Интеллектуальная разминка.

1

Деловая игра

    1.  

Как люди научились считать.

1

Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

    1.  

Интересные приемы устного счёта.

2

Устный счёт

    1.  

«Числовой конструктор»

2

Групповая работа, работа в парах

    1.  

Геометрия вокруг нас.

2

Работа над проектом

    1.  

Геометрический калейдоскоп.

2

    1.  

Волшебные переливания.

2

Конкурсные соревнования.

    1.  

В царстве смекалки.

2

    1.  

«Шаг в будущее»

2

Игра

    1.  

Решение занимательных задач в стихах.

2

Работа в группах: инсценирования загадок, решение задач

    1.  

Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

2

Работа с алгоритмами

    1.  

Учимся отгадывать ребусы.

2

Составление математических ребусов

    1.  

Числа-великаны. Коллективный счёт.

2

Решение теста-кроссворда

    1.  

Упражнения с многозначными числами.

2

Работа с алгоритмом

    1.  

Решение ребусов и логических задач.

 

2

Самостоятельная работа

    1.  

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

2

Составление схем, диаграмм

    1.  

Загадки-смекалки.

2

Составление загадок, требующих математического решения

    1.  

Игра «Знай свой разряд».

2

Работа с таблицей разрядов

    1.  

Обратные задачи.

2

Работа в группах «Найди пару»

    1.  

Практикум «Подумай и реши».

2

Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

    1.  

Задачи с изменением вопроса.

2

Инсценирования задач

    1.  

«Газета любознательных».

3

Проектная деятельность

    1.  

Решение нестандартных задач.

1

Решение задач на установление причинно-следственных отношений

    1.  

Решение олимпиадных задач.

2

Решение заданий повышенной трудности

    1.  

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

Решение заданий повышенной трудности

    1.  

Школьная олимпиада

1

Решение заданий повышенной трудности

    1.  

Игра «Работа над ошибками»

1

Работа над ошибками олимпиадных заданий

    1.  

Математические горки.

1

Решение задач на преобразование неравенств

    1.  

Наглядная алгебра.

1

Работа в группах: инсценирование

    1.  

Решение логических задач.

2

Схематическое изображение задач

    1.  

Участие во Всероссийском конкурсе «КИТ».

1

Решение логических заданий.

    1.  

Это было в старину.

1

Подготовка реератов, докладов.

    1.  

От секунды до столетия.

1

Работа в группах.

    1.  

Знакомьтесь: Архимед!

2

Работа с энциклопедиями и справочной литературой

    1.  

Задачи с многовариантными решениями.

1

Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

    1.  

Знакомьтесь: Пифагор!

2

Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

    1.  

Задачи с многовариантными решениями.

1

Работа в парах по решению задач

    1.  

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

Составление знаковых систем

    1.  

Задачи с многовариантными решениями.

1

Индивидуальная работа

    1.  

Энциклопедия математических развлечений.

2

Игра – конференция.

    1.  

Математический КВН.

1

Работа в группах

    1.  

Круглый стол «Подведем итоги»

1

Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

 

Итого:

68

 

 

Тематическое планирование 4 класс

Название темы

Кол-во часов

Формы деятельности

      1.  

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

Разгадка «математических фокусов»

      1.  

Конкурс эрудитов «Праздник числа».

1

Групповая работа,

решение нестандартных задач

      1.  

Проектная деятельность «Великие математики».

4

Работа со словарями, энциклопедиями

      1.  

Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию».

2

Запись геометрических понятий, решение геометрических заданий

      1.  

Упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.

3

Практическая работа

      1.  

Игра «Удивительный квадрат».

2

Работа в группе, решение упражнений с квадратами

      1.  

Преобразование фигур на плоскости.

2

Конструирование фигур на плоскости из различного материала

      1.  

Задачи на смекалку.

3

Решение нестандартных задач

      1.  

Симметрия фигур.

3

Создание мини-альбома «Узоры геометрии»

      1.  

Соединение и пересечение фигур.

3

Вычерчивание геометрических фигур

      1.  

Геометрический калейдоскоп.

3

Игра – конференция.

      1.  

Познавательная игра «Семь вёрст…»

2

Решение нестандартных заданий на меры длины

      1.  

Вычисление площади фигур.

3

Создание мини-проекта «Наш школьный стадион»

      1.  

Объём фигур.

2

Проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион»

      1.  

Решение логических задач.

4

Решение задач на упорядочивание множеств

      1.  

Конструирование предметов из геометрических фигур.

4

Мини-проект «Наша детская площадка»

      1.  

Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата».

4

Работа над проектом «Наша детская площадка»

      1.  

Школьный тур олимпиады.

1

Решение заданий повышенной трудности

      1.  

Международная игра «Кенгуру».

1

Решение нестандартных математических заданий

      1.  

Экскурсия в компьютерный класс. Компьютерные математические игры.

2

Экскурсия

      1.  

Компьютерные математические игры. Участие во Всероссийской игре «КИТ».

1

Сообщения о домашних компьютерных математических играх

      1.  

Открытие нуля.

4

Исследовательская работа «Почему так?»

      1.  

Конкурс знатоков (отборочный тур).

1

Решение нестандартных заданий

      1.  

Конкурс знатоков (итоговый тур)

1

Решение нестандартных заданий

      1.  

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

2

Составление суперпримеров

      1.  

Учимся разрешать задачи на противоречия.

4

Решение игровых заданий «Богатыри и разбойники»

      1.  

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах».

1

Повторение единиц измерения

      1.  

Часы нас будят по утрам.

2

Работа в парах.

      1.  

Анализ проблемных ситуаций в многоходовых задачах.

1

Решение задач повышенной сложности

      1.  

Сочинение «Место математики в моей жизни».

1

Творческая работа

 

Итого:

68

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе.

7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия

8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 


Полный текст материала Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования общеинтеллектуального направления "Весёлая математика" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Томашевич Елена Николаевна  sh12k2
25.06.2024 0 226 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК