Конспект занятия в рамках программы внеурочной деятельности "В мире профессий"; 4 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В Камышева»

г. Гагарина, Смоленской области









Конспект занятия для обучающихся 4-х классов

в рамках программы внеурочной деятельности

«В мире профессий»

на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать»

(духовно-нравственное направление,

возрастная категория 10 лет)





Автор: Томашевич Елена Николаевна -

учитель начальных классов





















2024 г

г. Гагарин

Место проведения: МБОУ «Средняя школа № 2 им. Е.В Камышева»

г. Гагарина Смоленской, спортивный зал школы, 4 класс по расписанию

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).

Образовательные области:

- познание;

- коммуникация.

- социализация.

Виды детской деятельности:

- коммуникативная;

- познавательно-творческая;

- физическая;

- музыкальная.

Форма занятия: квест.

Используемые технологии: квест-технология, ИКТ технология, игровая технология, технология сотрудничества.

Методы работы: рассказ, беседа, демонстрация, частично-поисковые,

игровые.

Возрастная категория: 10 лет.

Целевые установки: погрузить через практическую деятельность обучающихся в мир профессий военных, развивать силу воли, логическое мышление; целеустремленность, воспитывать патриотизм, желание побеждать.

Задачи занятия:

1. Пройти квест, получив награды.

2. Получить знания о профессии военных через практическую деятельность.

3. Расширить кругозор обучающихся введением понятий новых для них военных профессий.

Планируемые результаты обучающихся:

Предметные:

- иметь представление о разнообразии профессий военных;

- определять значение профессии военного в жизни человека;

- научиться оказывать первую помощь;

- неукоснительно соблюдать правила в ходе процесса проведения квеста.

Метапредметные:

регулятивные:

- понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить;

- планировать собственную деятельность;

- выполнять задачи в течение занятия;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на занятии.

познавательные:

- познакомиться с особенностями профессий: военный врач, разведчик, шифровщик и другими;

коммуникативные:

- строить монологические высказывания;

- готовность слушать собеседника;

- умение работать в коллективе.

Личностные:

- проявлять мотивацию к изучению нового материала;

- понимать значение пользы профессии военного.

Межпредметные связи: физическая культура, окружающий мир.

Основные понятия: военный, шифровальщик, минер, военный врач, военный повар.

Оснащение: мультимедийное оборудование, презентация, записи музыкальных произведений, посвященных военной тематике.

Оборудование: знамя российской Федерации, карты наград, георгиевские ленты, клетки для испытания «Минеры», военная форма, алфавит-шифр и зашифрованные надписи, набор для борща и кастрюли.

Приложение: карта наград.

Особенности организации: пригласить военного или учителя ОБЖ для помощи в проведении занятия.

Актуальность опыта:

Внеурочная деятельность - обязательная часть образовательного процесса. Является его неотъемлемой частью. Ее организация направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. В требованиях к проведению занятий по внеурочной деятельности прописано ее осуществление в формах, отличных от форм урочных занятий.

Квест - технология организации внеурочных занятий отвечает запросам современных и будущих поколений, содействует самореализации личности каждого обучающегося, формирует культуру взаимодействия между ними. Образовательный квест сочетает в себе идеи проблемного обучения и игровой формы работы, отвечает современным стандартам ФГОС, привносит новизну в образовательный процесс, пробуждая познавательную активность обучающихся путем соревнований в командной игре.

Ход занятия

  1. Организационный этап.

(Построение. Вынос знамени в школе. Прослушивание гимна Российской Федерации).

Военный:

- Есть такая профессия – Родину защищать. Сегодня, ребята, мы проведем для вас занимательную квест-игру. А сейчас СМИРНО! На 1-3 рассчитайтесь.

(Путем расчета разделить обучающихся на три команды).

Учитель:

- Военный – это глубокоуважаемая профессия, призвание служить обществу, Родине. Мужественные люди, которые защищают нас с вами от врагов, дают нам возможность жить мирно в нашей стране.

- Наше занятие сегодня с вами проведут представители этой профессии (представить, рассказать об их достижениях).

- Сегодня нам с вами надо погрузиться в удивительной мир этой профессии, понять ее сложность, изучить тонкости.

- У каждой команды есть лист достижений. Чтобы достичь высокого звания в этой профессии, военный должен получать награды. Наша цель – пройти обучение на профессию военного, собрать награды и получить звания.

Военный:

- Каждой команде мы выдаем лист достижений, а наградой за выполненное задание будут «звезды». Те команды, которые соберут награды, получат сегодня высокое звание военного и будут награждены георгиевской лентой.

Учитель:

- Расскажите, а что такое георгиевская лента?

(Ответы детей)

- Георгиевская лента – символ военной славы России. Она имеет давнюю историю. Начиная с 1769 года, времен правления Екатерины 2, орденами с нею, награждали самых доблестных воинов. Георгиевская лента украшает колодки медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 года», учрежденной указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 года.

- Георгиевская лента - это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений.

  1. Основной этап.

Учитель:

- Начинаем наши испытания.

Испытание 1 «Шифровальшик».

Военный:

- Военный шифровальщик – это связист. Он должен уметь применять шифры и уметь шифровать информацию. Для этой профессии важно быть усидчивым и терпеливым.

(группам обучающихся раздаются алфавит-шифр и надписи, которые им необходимо расшифровать высказывания А.В. Суворова)

Ключ к шифровке

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ч Ю Я

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24



Высказывания великого полководцев России:

Горжусь, что я русский! (А. В. Суворов)

Мне солдат дороже себя. (А.В. Суворов)

Тяжело в учении — легко в бою. (А.В. Суворов)

Учитель:

- Александр Васильевич Суворов (1730-1800). В детстве Суворов был слабым и хилым, но постоянно прилагал усилия для собственного развития и стал сильным и великим полководцем. Он провел 67 сражений с врагами и ни одного не проиграл.

(После расшифровки высказываний, дети объясняют их смысл, учитель помогает).

Испытание 2 «45 секунд».

Военный:

- В курсе молодого бойца обязательным условием является умение одеться за 45 секунд. Почему это необходимо? Если прозвучит военная тревога или нападет враг, то никто не будет ждать пока вы умоетесь, соберетесь или потратите свое время на что-либо еще. Потеряв время, можно погибнуть. Следующее наше испытание называется «45 секунд».

(Каждой команде раздается военная форма. Задание заключается в том, чтобы участники успели надеть ее за 45 секунд)

Испытание 3 «Госпиталь».

Учитель:

- Во время Великой Отечественной войны работало полмиллиона медиков. Их задание было спасать жизни людей. Военный врач – это военная специальность. Он дает клятву Гиппократа и принимает воинскую присягу одновременно. Главная особенность военного врача – умение оказывать медицинскую помощь в условиях боевых действий.

(Каждой команде надо перенести условного раненого на носилках и сделать перевязку раненого по инструкции).

Испытание 4 «Минное поле»

Военный:

- Минёр - военный специалист, чья работа связана с минами - установкой (минированием), обслуживанием, разминированием.

Для армейских специалистов ныне употребляется термин сапёр; на флоте минёр - специалист по использованию минного и противоминного оружия.

(Обучающиеся должны отвечать на вопросы, делая шаг вперед. Если ответ не дан, команда теряет участника. Тот, кто доходит до конца, получает награду).

Вопросы испытания:

1. Как ласково называлось новое секретное оружие нашей армии? («Катюша»)

2. Назовите верховного главнокомандующего советских войск в великой Отечественной войне? (И.В. Сталин)

3. Солдат, охраняющий рубежи Родины. (Пограничник)

4. Как назывались первые русские воины? (Дружинники)

5. Торжественный смотр войск. (Парад)

6. Ручной разрывной снаряд. (Граната)

7. Как в старину называли войско? (Рать)

8. Укрытие, из которого солдаты стреляют. (Окоп)

9. Тяжелая боевая машина. (Танк)

10. Войсковая часть, расположенная в городе, крепости. (Гарнизон)

11. Как называют бойца, владеющего искусством меткой стрельбы? (Снайпер).

12. Большое соединение самолётов (эскадра).

13. Солдат, который воюет на танке (танкист).

14. Известный ведущий голос которого звучал по радио во времена Великой отечественной войны. (Левитан Ю.Б.).

15. Устаревшее название снаряда (ядро).

16. Крик солдат, бегущих в атаку (ура).

17. Широко применимое строение в лесу или на передовой обычно там находилось командование во время Великой Отечественной (землянка).

18. Вид войск, высаженный на территорию врага (десант).

19. Гусеничная бронированная машина (танк).

20. Из военной техники: шагающая платформа, грузчик (одекс).

21. Летательная машина с винтами (вертолет).

22. В старые времена человек, которого приняли на службу по найму или рекрутской повинности (рекрут).

23. С ним десантник прыгает из самолёта (парашют).

24. Как в народе называют солдатские сапоги (керзачи)?

25. Неожиданное для врага наступление (атака).

26. В каком месяце русский народ празднует победу над фашистской Германией (май)?

27. Самый популярный автомат, изобретенный советским конструктором в 1947 году (Калашников)?

28. Одновременный выстрел из нескольких орудий в огнестрельном оружии (залп).

Испытание 5 «Угадай мелодию»

Учитель:

- Профессия военного творческая и многогранная. Люди, обладающие музыкальными способностями, идут служить военными музыкантами в военно-оркестровую службу ВСРФ. Их задача поднимать военный дух нашей армии в любых сложных условиях. Люди этой профессии выступают на разных площадках, их задача играть военный репертуар.

(Во время испытания команды должны прослушать мелодии военных лет и назвать их названия или пропеть строчку произведения).

Музыкальные произведения:

  • В землянке. Музыка: К. Листов. Слова: А. Сурков. 1942 г.

  • В лесу прифронтовом. Музыка: М. Блантер. Слова: М. Исаковский. 1942 г.

  • Вечер на рейде. Музыка: Василий Соловьев-Седой. Слова: А. Чуркин, 1942 г.

  • Синий платочек. Музыка: Е. Петербургский. Слова: Галицкий и Максимов. 1942 г

  • Огонек. Музыка: народная. Слова: М. Исаковский. 1944 г.

  • Темная ночь. Музыка: Н. Богословский. Слова: В. Агатов. 1944 г.

  • Смуглянка. Музыка: А. Новиков. Слова: Я. Шведов. 1944 г.

  • Дорога на Берлин. Музыка: М. Фрадкин. Слова: Е. Долматовский. 1945 г.

  • Москвичи (Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой). Музыка: Андрей Эшпай. Слова: Е. Винокуров.1955 г.

  • Последний бой. Слова и музыка Михаила Ножкина. 1959 г.

  • Хотят ли русские войны. Автор музыки — Эдуард Колмановский, автор слов — Евгений Евтушенко. 1961 г.

  • На безымянной высоте. Музыка: В. Баснер. Слова: М. Матусовский. 1963 г.

  • Алеша. Музыка: Эдуард Колмановский. Слова: К.Ваншенкин,1966.

  • Нам нужна одна Победа. Музыка: Б. Окуджава. Слова: Б. Окуджава. 1970 г.

  • За того парня. Музыка: М. Фрадкин. Слова: Р. Рождественский. 1971

  • От героев былых времен (Офицеры). Музыка: Рафаил Хозак. Слова: Евгений Агранович. 1971 г.

  • Бери шинель, пошли домой. Музыка: Валентин Левашов Слова: Булат Окуджава, 1975 г.

  • На всю оставшуюся жизнь. Музыка: В. Баснер. Слова: П. Фоменко, Б. Вахтин. 1975 г.

  • День Победы. Музыка: Д. Тухманов. Слова: В. Харитонов. 1975 г.

  • Майский вальс. Музыка: И. Лученок. Слова: М. Ясень.1985 г.





Испытание 6 «Вкусный обед»

Военный:

- Военный повар – специалист по приготовлению пищи для военнослужащих. Он должен быть очень организованным, уметь работать в стрессовых ситуациях и уметь хорошо готовить.

(Перед обучающимися выложен продуктовый набор, из которого надо приготовить борщ. Их задача отсортировать нужные продукты).

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

(После прохождения всех испытаний, военный подсчитывает количество звезд полученные каждой командой и торжественно вручает им георгиевские ленточки. Рекомендуется провести данное внеурочное занятие в преддверии Дня Победы и совместить с акцией «Георгиевская лента»).

Учитель: Перед вами два военных котелка. В них надо сложить звездочки. В первый котелок положить тем, кто хотел бы стать военным, во второй – те, кто видят себя в будущем в другой профессии, но считают профессию военного важной и значимой для нас и нашей Родины.

Военный: Я попрошу вас написать письма солдатам, которые я передам им в военные части. Напишите в них о том, чем важна их работа и поддержите их в стремлении стать хорошими специалистами в своем деле.





























Используемые источники информации:

  1. А.Ф. Педченко, А.Н. Артемьева КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: НИТГиК СГУГиТ, 2020. - С. 67.

  2. Проектирование уроков и внеурочной деятельности в начальной школе: учебное пособие. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020. – 90 с.

  3. Игумнова, Е.А. Квест-технология в контексте требований ФГОС

общего образования / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая // Современные

проблемы науки и образования. – 2016 – № 6 – URL: http://science-

education.ru/ru/article/view?id=25517 (дата обращения: 22.02.2024).

  1. Кичерова, М.Н. Образовательные квесты как креативная педаго-

гическая технология для студентов нового поколения / М.Н. Кичеро-

ва, Г.З. Ефимова // Интернет-журнал «Мир науки». – 2016 – Том 4, №

5 – URL: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf (дата обращения:

24.05.2024).





Полный текст материала Конспект занятия в рамках программы внеурочной деятельности "В мире профессий"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Томашевич Елена Николаевна  sh12k2
27.06.2024 0 332 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК