Статья "Литературное краеведение как средство патриотического воспитания в начальной школе"



ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования в качестве одного из приоритетных направлений работы современной школы определяет духовно-нравственное развитие обучающихся, одним из аспектов которого является воспитание любви к своему краю и ответственности за него, воспитание толерантного отношения к разным культурам, традициям, вероисповеданиям людей, проживающих на территории края.

Чувство патриотизма – устойчивое переживание человеком своего положительного отношения к Родине, а для того, чтобы оно возникло, человек должен получить знания об истории и культуре не только своей большой Родины, но и своего родного края.

Трудно переоценить значимость для познавательного развития и воспитания человека изучения малой родины: ее природы, истории, культурных памятников, духовных ценностей народа, биографий знаменитых, уважаемых земляков. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории и культуры. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, его истории, культуры, традиций.

История родного края -

Это люди, живущие в нём.

И в нашем районе, мы знаем,

Знаменитых людей немало найдём.

И мы вам скажем без прикрас –

Они жили и живут среди нас.

Воспитание патриотического отношения к Отчизне, приобщение к духовно-культурным ценностям своей малой родины, самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Она помогает не только познать свой край, но и познать литературу и тех, кто создает ее.

Литературное краеведение занимает важное место в общей системе патриотического воспитания в современной школе. Оно включает в себя три следующих направления:

  • изучение обычаев, традиций и устного народного творчества данного региона, их влияние на развитие современной публицистики и литературы.

  • исследование литературного прошлого своего региона: первых печатных СМИ, произведений искусства и литературы, их своеобразие, особенности;

  • изучение биографий и творчества литераторов региона, района, поселка.

Реализация литературного краеведения возможна при организации урочной и внеурочной деятельности.

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории, культуры, природы родного края. Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы ещё неумело используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у учащихся общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, человека.

Как учитель, неслучайно обратилась к проблеме использования краеведения на уроке литературного чтения и во внеурочное время. Анализируя работу преподавания основных предметов, пришла к выводу, что учащиеся недостаточно знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объём знаний носит абстрактный характер. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, природе родного края, в урочной деятельности использую интеграцию учебного материала по литературному чтению с краеведческим.

С самых первых уроков литературное краеведение занимает значительное место в моей работе. При знакомстве с небылицами, считалками, загадками, скороговорками, сказками использую материал Н.О. Шаракшиновой, А. Тороева, А. Стародумова.

При изучении темы «Мир родной природы», с целью воспитания чувства любви и бережного отношения к природе родного Приангарья, наряду с программными материалами анализирую и сравниваю произведения иркутских писателей и поэтов.

Мы живём в посёлке, что позволяет проводить «Уроки природы» (экскурсии). На этих уроках использую отрывки из произведений Боханских поэтов и писателей, учу наблюдать за местной природой, окружающем мире, в обычном видеть необычное.

Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, журналов, просмотр телепередач, общение в социальных сетях обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят незнакомые им слова. Усвоение знаний при этом предполагает запоминание новых слов.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Именно через нее стало возможным реализовать программу внеурочной деятельности «Литературное краеведение».

Ценность данной программы заключается в том, что она, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, о людях проживающих рядом, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Занятия по данной программе позволяют учащимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать его творческий метод, вкусы и пристрастия.

На занятиях по литературному краеведению наиболее приемлемы методы проблемного обучения.

Тематика занятий

Название раздела

Количество часов

Форма проведения

Вводный урок

1

Лекция

Легенды, предания, сказки…

6

Лекция, экскурсия, посещение библиотеки,

анализ произведений

Поэты и писатели Иркутской области

4

Анализ произведений, виртуальная экскурсия, посещение библиотеки, работа с Интернет – ресурсами

Поэты и писатели Боханского района

3

Анализ произведений, виртуальная экскурсия, посещение библиотеки, работа с Интернет – ресурсами

Самобытные поэты Боханского района

7

Встреча с поэтами, анализ произведений

От чистого истока

13

Конкурс, экскурсия, исследование, обзор «Литературных страничек» газеты «Сельская правда», выпуск газеты, сочинение

Конкурсы чтецов, которые проходят в школе регулярно и, несомненно, развивающие интерес учащихся к творчеству поэтов и прозаиков-земляков, участие в муниципальных и региональных фестивалях «Язык – душа народа», где обучающиеся становятся призерами этого фестиваля - являются одной из форм патриотического воспитания в школе.

Встречи с поэтами, посещение библиотеки и проведение совместных уроков и мероприятий, этно – краеведческих музеев «Русская изба» и «Бурятская юрта», экспозиции выставки Н.О. Шаракшиновой, встречи с творческим коллективом журнала «Сибирячок», виртуальные экскурсии по местам жизни и творчества других знаменитых поэтов и писателей Иркутской области и Боханского района, проведение музейных уроков, обогащают личностный опыт школьников, когда ребята вживую могут пообщаться с творческими людьми, увидеть и даже потрогать предметы – свидетелей того времени.

Очень запомнились обучающимся встречи с самобытным поэтом Боханского района – Надеждой Яковлевной Нефедьевой. Это подвигло их к написанию исследовательской работы «Поэты живут рядом». В рамках реализации акции «Капелькой души согреем души» дети познакомились с ветеранами нашего посёлка, которые являются участниками фольклорного коллектива «Лейся песня», который был создан под руководством Н. Я. Нефедьевой. Солистка хора, Р. И. Алешкова, рассказала ребятам о том, какие песни она сочинила про наш родной край.

22 апреля 2024 года совместно с «Движением Первых» Боханского района, МБУК «СКЦ МО «Бохан» организовали и провели вечер памяти, посвященный Н.Я. Нефедьевой «Люблю жизнь, а люди в ней - главное…»

При подготовке к мероприятию собрали творческое наследие Надежды Яковлевны (рукописи, фотографии, книги, собственноручно оформленные Надеждой Яковлевной альбомы к знаменательным датам). Оформили выставку. Разослали приглашения.

На данном мероприятии выступали люди, непосредственно связанные с жизнью Нефедьевой Н.Я – дети, внуки, коллеги, друзья. Они в непринужденной обстановке вспоминали интересные моменты её жизни и зачитывали её стихи. Мы поделились с присутствующими своими результатами исследования – рассказали о трудных детских военных годах жизни поэтессы. Ученики 3 «б» класса декламировали стихотворения Надежды Яковлевны, а ветеранский хор «Лейся песня» исполнил её авторские песни.

Много светлых слов было сказано о человеке, который совмещал в себе навыки общественного деятеля, дар поэтессы, опытного начальника и мудрого наставника.

Обзор «Литературных страничек» газеты «Сельская правда», выпуск стенной газеты, сочинение собственных стихов позволяют выявить новые имена, глубже проникнуться чувством прекрасного, любви к своей малой родине.

Материалы, которые были собраны в ходе работы кружка, могут быть использованы и другими учителями школы, поскольку они осознают, что сегодня нельзя учить детей не обращаясь к местному материалу, не извлекая из него всё лучшее, не формируя бережного отношения к национально – культурным ценностям.

Работа по литературному краеведению не должна быть бессистемной, от случая к случаю. Её нужно постоянно развивать, усовершенствовать и обновлять.

Сегодня многие ищут национальную идею, которая объединит всех россиян, поможет возрождению России, а она, эта идея, всегда была, есть и будет рядом с нами - это наш родной язык, родная природа, родной край, небезразличие к его судьбе, к его прошлому, настоящему, будущему.




Полный текст материала Статья "Литературное краеведение как средство патриотического воспитания в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Худоногова Наталья Владимировна  Публикатор
05.05.2025 0 129 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК