Дипломная работа "Особенности организации досуга младших школьников"
Министерство культуры Нижегородской области
ГБПОУ «Нижегородский областной колледж культуры»
Выпускная квалификационная работа
(Дипломная работа)
на тему
Особенности организации досуга младших школьников в условиях библиотек
Выполнил:
Миролюбова Нина Сергеевна
Специальность 51.02.03 Библиотековедение
Заочная форма обучения
Руководитель:
Асафьева Светлана Евгеньевна
Работа допущена к защите___________________
Председатель ПЦК____________/Асафьева С.Е.
Оценка______________________________
Протокол ГЭК №_____от «_____»______2017 г.
Бор 2017 г.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………......................... |
с.4-5 |
|
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ……………………………………………………………………. |
с.6-16 |
|
1. 1. История развития культурно-досуговой деятельности…………...... |
с.6-11 |
|
1.2 Формы организции культурно-досуговой деятельности младших школьников ………………………………………………………………… |
с.11-16 |
|
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ БИБЛИОТЕК……………………………………..………. |
|
|
2.1. Характеристика младших школьников как читателей……............... |
с.17-22 |
|
2.2. Формы организации культурно-досуговой деятельности читателей младшего школьного возраста……………………………………………. |
с.23-27 |
|
2.3. Анализ опыта работы с читателями младшего школьного возраста библиотек Нижегородской области ……………………………………… |
|
|
2.4. Опыт работы с читателями младшего школьного возраста Краснобаковской детской библиотеки и Ветлужской поселковой модельной библиотеки семейного чтения……………………………….. |
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. |
с.39-41 |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. |
с.42-44 |
|
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. |
с.45-46 |
Введение
Особое значение в социальном становлении личности имеет младший школьный возраст. В этом возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие социальных отношений, формирование эмоционально-чувственного познания, он начинает понимать и осваивать нравственные категории. В это же время младший школьник познает и осознает эстетическую сторону окружающего мира, проявляет интерес к различным видам деятельности. Этому способствует то, что ребёнок является не только объектом воздействия семьи, школы, сверстников, которые формируют его личность и передают социальный опыт, но и то, что он сам активно участвует в познании окружающего мира, общается с ровесниками, взрослыми. Условия для успешного формирования личности создаются и в семье, и в школе.
В основу эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста должна быть положена сформированность у них социальных и эстетических чувств. Эти чувства проявляются в процессе общения и взаимодействия с другими детьми и со взрослыми. Социальные чувства способствуют успешному включению младших школьников в социум, а эстетические чувства оказывают положительное влияние на духовно-нравственную сторону личности.
Одним из важных средств формирования социальных и эстетических чувств является коллективная деятельность во время досуга, которая позволяет ребёнку выражать свои эмоции, чувства, отношение к происходящему в личной и общественной жизни. Организация детей в досуговой деятельности может быть как индивидуальной, так и коллективной. Коллективная досуговая деятельность предоставляет возможности для свободного общения, самовыражения, способствует полному раскрытию индивидуальности ребенка, именно в совместной деятельности реализуется взаимодействие детей, она учит ребенка общаться с партнером, выслушивать его, радоваться достижениям других детей, оказывать необходимую помощь.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена теме «особенности организации досуга младших школьников в условиях библиотек».
Актуальность темы обусловлена тем, что в современном мире привлечь детей к чтению, к посещению библиотеки довольно трудно, а библиотечные мероприятия кажутся им скучными и неинтересными. Отсюда следует вывод, что чем лучше организован досуг в библиотеке, тем больше ее будут посещать. Это важно особенно для младших школьников, так как чтение (и учеба) являются приоритетной деятельностью.
Объект: досуговая деятельность библиотеки.
Предмет: формы и методы организации досуга младших школьников в библиотеке.
Цель: выявить и изучить особенности организации досуга младших школьников в условиях библиотек.
Практическая значимость: в настоящее время библиотеки перестают быть местом, где всегда царит тишина, и люди приходят только почитать. Сейчас, в век информации, библиотеки становятся культурно-досуговым центром, где можно провести время с пользой и отдохнуть, особенно это важно для школьников, которые быстро устают от учебной деятельности.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения, а также списка использованной литературы.
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1. 1 История развития культурно-досуговой деятельности
Проблема свободного времени школьников волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знания. Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса.
Прежде чем изучить специфику досуга учащихся младшего школьного возраста, необходимо рассмотреть трактовку понятия «досуг».
Досуг – «деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности». Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. [2]
Человечество длительный период шло к осознанию общественной значимости свободного времени и культуры досуга. В прошлом общественный потенциал досуга нередко осмыслялся через религию. Религиозная идеология и картина мира задавали нормы поведения и представлений о человеке, которые приобретали социально-интегративное значение в досуговых занятиях. В культурах Древнего мира даже искусство ценилось не само по себе, но как отражение религиозного взгляда на мир, а, следовательно, как регулятор общественных отношений, включая и отношения в процессе досуга. [18]
В Древнем Египте был достаточно высок уровень семейного воспитания и обучения. Отношения между женщиной и мужчиной в семье строились на равноправной основе, поэтому и девочкам, и мальчикам в этих условиях уделялось равное внимание. Судя по древнеегипетским папирусам, египтяне уделяли детям много внимания, поскольку по их верованиям именно дети могли дать родителям новую жизнь, совершив погребальный обряд.
Обучение в Древнем Египте имело целью подготовку к профессии в зависимости от видов деятельности, которой занималась семья. Семья была первичной ячейкой такого обучения. Жрецы, ремесленники, музыканты обучали детей своей профессии. Отцы-ремесленники при этом использовали различные игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Вне такого строго специального по направленности обучения было военное дело. Людей, предназначенных для военной службы, учили владеть оружием, выполнять различные физические упражнения, развивавшие силу, выносливость, ловкость. [17]
Уже в 3-м тысячелетии до н. э. в Египте возник институт семейной школы: чиновник или жрец обучал своего сына, который должен был впоследствии сменить его в той или иной должности. Позже в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников. Дети же простых людей приобщались к занятиям своих родителей, чтобы заменить их, когда придёт время. Если египетские мальчишки играли чаще в подвижные игры, состязались в силе и ловкости, то девочки, не пренебрегая, конечно, и подобными занятиями, обожали танцы. Учились танцевать все девочки, без исключения, независимо от того, собирались ли они становиться профессиональными танцовщицами или нет. Кроме того, девочки любили жонглировать, петь и водить хороводы, обожали карусели. Мать учила их готовить и ткать, а вот стирали белье и одежду в Египте чаще мужчины. Чем выше был статус семьи, тем меньше работы по дому выполняла женщина. Для зажиточного древнего египтянина услышать от кого-нибудь фразу, что у его жены кожа слишком темная от загара было равносильно нанесению оскорбления. [17]
В эпоху Просвещения в народных гуляниях — например, шумных процессиях ряженных — принимали участие и дети. Но были у мальчиков и девочек и свои детские игры и развлечения, которые отчасти сохранились и до наших дней. Девочки играли в куклы. Мальчики предпочитали подвижные игры, особенно игру в рыцарей и оруженосцев. Так они готовили себя к будущим рыцарским турнирам. Нравилось им также быть кукловодами в игре с механическими деревянными солдатиками. Дергая за ниточки, продетые сквозь фигурки, игроки заставляли их забавно шагать, размахивать мечами.
Увлекала детей веселая подвижная игра в прятки. Тот, кому выпадало жмуриться, закрывал свою голову капюшоном задом наперед. Другие игроки шутки ради били его своими капюшонами, ловко уклоняясь при этом, чтобы он их не поймал. Играли дети также в «Жучка». Один из игроков становился с завязанными глазами на колени и держал руки за спиной. Другие шлепали его по спине до тех пор, пока он не угадывал, кто это был. Дети играли в волан — прародитель бадминтона. Воланом служила пробка с закрепленными перьями.
Конечно, удовлетворение приносило детям посещение кукольных спектаклей. [17]
Эпохи модерна и постмодерна показали, что развитое западноевропейское общество обратилось к иным ценностям – к повседневным заботам, потребительским запросам, удовольствиям и развлечениям.
Современный человек чаще рассматривает досуг как личное достояние, в рамках которого он реализует свободу действий. Конечно, досуговая деятельность актуальна для индивида, поскольку позволяет ему восстанавливать работоспособность (спорт, игры на воздухе, оздоровительные занятия), расширять самосознание (обращение к искусству, философии), самореализовываться и снимать стрессы (любительские занятия, развлечения). [21]
Зарождение досуговых форм деятельности в России тесно связано с переходом племен к оседлому образу жизни и занятием земледелием. Досуг носил коллективный характер, помогал восстановить физические и психические силы, содействуя сплочению членов общины, выполнял важнейшую для древнего социума функцию – единения. Своеобразие досуга обусловлено религиозными представлениями и особенностью сельскохозяйственного труда: сменой времени года, продолжительностью дня, фиксированными сроками начала и окончания земледельческих работ.
Практически ни один древнерусский праздник не проходил без веселых игр. Народная игра – это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества.
Славянские народные игры – самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа. [24]
Практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические. “Сундучок с играми” – расписанный в русских художественных традициях ларчик с инвентарем для игр. [24]
Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. Своеобразные диалоги-приговорки в играх могли быть довольно длинными и забавными. Причем менять по ходу игры фразы в них не возбранялось. Наоборот, это добавляло игре интереса и живости.
Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям младшего школьного возраста. Особенно привлекательным становятся они, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор элементы соперничества и соревнования – вот главные составляющие славянских народных игр.
Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде.
В устном народном творчестве отражался весь свод правил народной жизни. Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Изучая детский фольклор, можно многое понять в психологии детей того или иного возраста, а также выявить их художественные пристрастия и уровень творческих возможностей. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности.
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких.
Таким образом можно сделать вывод, что существуют различные виды досуга в зависимости от времени и места его проведения; типа социально-досугового учреждения, занимающегося его организацией, формы организации, вида досуговой деятельности. [15]
Издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе культурных. Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.
По мере развития культуры свободное время и досуг также эволюционировали, интегрируя технические новинки, осваивая более эффективные организационные технологии. [8]
Досуг предоставляет возможность осмыслить индивидуальные особенности: врожденные качества характера, творческий потенциал, уровень интеллектуального развития. Современное общество рассматривает досуговую деятельность как самостоятельную сферу жизнедеятельности, которая тесно пересекается с такими важными сферами, как спорт и путешествия, религия и искусство, семейно-родственные отношения и быт, система социальных коммуникаций и практика массовых зрелищ, индивидуальные пристрастия и увлечения. [17]
От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.
В зависимости от типа социально-досуговых учреждений, занимающихся организацией досуга, выделяют:
-
семейный досуг;
-
досуг в условиях дошкольного образовательного учреждения;
-
досуг в летнем лагере;
-
досуг, который проводится в библиотеках, культурно-досуговых
центрах, физкультурно-спортивных комплексах, музыкальных, хореографических, художественных школах и т. п. [11]
Все вышеперечисленные социально-досуговые учреждения и институты являются основными. К вспомогательным досуговым учреждениям относятся: средства массовой информации, театры, кинотеатры, творческие союзы, технические и спортивные общества, массовые добровольные организации.
1.2 Формы организации культурно-досуговой деятельности младших школьников
Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение.
Досуг является благоприятной почвой для удовлетворения фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга школьнику гораздо проще формировать уважительное отношение к себе. Досуг школьника отличается сложностью и противоречивостью. Во-первых, имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, они часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. Во-вторых, стремясь к самостоятельности в выборе форм использования досуга, тем не менее ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми. Отсюда, с одной стороны, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга. [5]
Важно понимать, досуг – это не пустое времяпрепровождение, не простое бездельничанье по принципу: “ что хочу, то и делаю”. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время.
В будний день доля свободного времени обучающегося в школе школьника – относительно небольшая величина. Это время человек может увеличивать или сокращать, затрачивать его на занятия, не связанные с досугом. [1]
Важным и эффективным фактором социализации школьников является библиотека, которая по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать различные социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность. [12]
Библиотека дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения.
Реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, подростка, профилактика девиантного поведения. [7]
Досуговое время младших школьников оказывает огромное влияние на их познавательную деятельность. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи. В досуговой деятельности происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, дети учатся полноценно проводить своё свободное время, овладевают различными досуговыми видами деятельности. [14]
Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей младшего школьного возраста должны вызывать широкий резонанс в их душах, чтобы в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, дети обсуждали услышанное, увиденное, совершенное. [10]
Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей:
- досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;
- досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
- досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;
- досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
- досуг стимулирует творческую инициативу детей;
- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
- досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
-досуг способствует объективной самооценке детей;
- досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
- досуг способствует самовоспитанию личности;
- досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
- досуг - активность, контрастирующая с полным отдыхом;
- природе детского досуга чужда оппозиция «учебное время» - досуг (как часть внеучебного времени);
- детский досуг широк в своем понимании. [3]
В последнее десятилетие среди наиболее распространённых и эффективных форм организации детского досуга выделилась педагогическая анимация, которая, по существу, объединяет различные формы досуговых занятий (игру, театрализацию, психологические, познавательные тренинги, массовые праздники и т. д.). Данная форма организации досуга детей пришла к нам из-за рубежа. В нашей стране анимация также начинает приобретать популярность как одна из эффективных форм организации детского досуга. [5]
Таким образом, можно констатировать, что сущностью детского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, сформированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).
Досуг может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. [16]
Во внеклассной работе важно увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к совершенствованию через развитие творчества. При этом особое внимание обращается на то, чтобы это творчество было искренним, идущим из глубины души. Не менее значимым для интеллектуального и личностного развития учащихся является расширение временных рамок и содержания общения, учащихся с окружающим людьми и, в первую очередь, с взрослыми. Взрослые люди являются источниками различных знаний, образцом для подражания. В этом возрасте для развития навыков общения, преодоления трудностей адаптации и тревожности, младшим школьникам необходимы различные формы коллективной работы. Чем разнообразнее и интереснее эти формы работы будут во внеклассной работе, тем быстрее учащиеся овладеют такими мыслительными операциями, как сравнение, анализ, умение делать выводы и обобщения. [9]
Интересы младших школьников, как указывают психологи и педагоги, характеризуются в первую очередь не дифференцированностью, «разбросанностью», их привлекают многие совершенно разные области знания без всякой их связи. Другой особенностью интересов в этом возрасте оказывается их неустойчивость, «недолговечность», «непостоянство» , способность легко переключаться с одного вида деятельности на другую. Такой вид интереса известный советский психолог Н.Г. Морозова называет эпизодическим, ситуативным, реактивным. [6]
Эмоциональная неустойчивость учащихся начальных классов делает их недостаточно способными на длительные усилия. Они легко отвлекаются, если цель слишком далека, а ее достижение требует постановки ряда промежуточных задач. Поэтому лучше всего удаются младшим школьникам небольшие дела, близкие и конкретные по результатам, когда все дело – от замысла до завершения – они хорошо представляют.
Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей учащихся, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью детского и молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали Дома культуры, клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, библиотеки. Набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможности творить открываются всем без исключения. Но если иметь в виду собственно творческие формы досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек посвящает созданию чего-то нового. [25]
Таким образом, досуг дает возможность учащемуся развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания - всесторонне развивать собственные способности, сознательно формировать себя. [26]
Глава 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ БИБЛИОТЕК
2.1 Характеристика младших школьников как читателей
Детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.
Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности. [4]
Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Литературное образование больше подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявили себя в последние десятилетие: в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит падение интереса к литературе вообще. [13]
Дети 7-10 лет составляют чрезвычайно своеобразную категорию читателей. Первый период школьного детства (7 лет) характеризуется особым противоречием: несоответствием между еще очень несовершенной техникой чтения и относительно высокими возможностями восприятия и понимания литературного произведения. Умственная деятельность первоклассника при чтении на первых порах целиком направлена на преодоление трудностей овладения текстом. Этот скачок от «слушателя» к «читателю» часто сопровождается как бы утратой некоторых положительных читательских качеств, ярко проявляющихся у старших дошкольников. У первоклассника может вдруг исчезнуть непосредственность и живость эмоциональных реакций на книгу. Еще не выработанные умения и навыки чтения могут порой служить препятствием для восприятия и осмысления прочитанного. Но когда первоклассник оказывается в более привычной для него роли слушателя (при чтении вслух детям и рассказывании), становится очевидным, что некоторая затрудненность восприятия и понимания текста – это временное явление, исчезающее с развитием и закреплением навыков правильного, сознательного и беглого чтения. [19]
Начинающие читать первоклассники, у которых еще много общего с шестилетними дошкольниками, и учащиеся 2-4-х классов существенно отличаются друг от друга. Однако общие особенности отношения к литературному произведению, свойственные детям 7-10 лет, позволяют охарактеризовать этот возраст как своеобразный – «детский» тип читательского развития школьника. [20]
Возрастные особенности отношения к книге проявляются у детей в чтении научно-познавательной литературы. С 7 лет учение становится ведущей деятельностью ребенка, и он постепенно поднимается на иную ступень познания мира и в социальном, и в психологическом плане. У детей 8-10 лет, второй, третий и четвертый год обучающихся в школе, возникают новые социальные связи, иное отношение к людям и явлениям, меняется и отношение к литературному произведению. Этот возрастной период детства психологи называют «порой первоначального накопления».
Освоение действительности в этом возрасте происходит в своеобразной форме: как накопление, узнавание и запоминание самых различных фактов и явлений окружающего мира. Познавательные запросы детей очень широки и в то же время поверхностны и неустойчивы. Чрезвычайная широта восприимчивости, готовность к усвоению нового, удовольствие, радость от узнавания нового характерны для маленьких школьников. У детей этого возраста еще нет потребности выйти за пределы знакомых им явлений.
Дети еще не осознают научно-познавательную книгу как источник информации, не умеют связать свои познавательные запросы с чтением, их этому нужно учить. При целенаправленном руководстве к 9 годам читательские запросы на научно-познавательную литературу значительно расширяются. [23]
Дети младшего возраста, познавая мир, видят окружающее крупно и в то же время подробно, более детализировано, насыщенно, чем подросток или взрослый. Эта насыщенность, уплотненность детского времени, детского существования выражается и в том, что в какой-то незначительной для взрослого детали, «несущественном» эпизоде ребенок открывает неожиданную для себя глубину, емкость. Часто деталь или эпизод перерастает в восприятии ребенка в явление или событие огромной, исключительной важности, и эта особенность его образа мира существенно проявляется в отношении к художественной литературе.
Противоречие между несовершенной техникой чтения и относительно высокими возможностями восприятия ребенком слова в этот период надо преодолевать постепенно. Поможет в этом привычная для дошкольника роль слушателя и зрителя. Необходимо больше читать вслух, обсуждать прочитанное, стимулировать на этой основе творческую деятельность: рисование, лепку и т. д. Следует активно использовать иллюстрации — учить детей их рассматривать, соотносить с текстом. Слабо владеющим техникой чтения шести- и семилетним детям, пришедшим в библиотеку, уместно предлагать книги и для самостоятельного чтения, и для прочтения вместе с родителями. В первом случае — это книги с крупным шрифтом, богато иллюстрированные, доступные по содержанию. Во втором — литература может быть более сложная по содержанию, нуждающаяся в комментариях взрослых. [23]
Сотрудничество ребенка со взрослыми, основанное на материале книги, играет решающую роль в формировании отношения к книге, в пробуждении любви к ней. Доверчивость маленького читателя к взрослому облегчает их взаимное общение и в то же время повышает ответственность взрослого за свою рекомендацию литературы, за руководство процессом ее восприятия. [4]
Несмотря на то, что читатели семи — девяти лет отличаются по технике чтения, уровню начитанности, кругу чтения, интересам, их объединяет особый «детский» этап читательского развития.
Ребенок в этом возрасте еще не осознает в полной мере книгу как источник информации, источник знаний. И научно-познавательная, и художественная книга воспринимается синкретично, без выделения специфических функций. Нет заметной дифференциации в чтении девочек и мальчиков. И те и другие одинаково любят книги о животных, растениях, об окружающих предметах. Как и в дошкольном детстве, большое место в чтении занимает сказка — литературная и народная, приключения, рассказы русских дореволюционных писателей, стихи. В круг чтения младшего школьника включаются первые энциклопедические книги. Находить в них ответы на вопросы ребенок приучается сначала с помощью взрослых, а потом и самостоятельно. [8]
Изучая специфику восприятия 8-9-летних читателей, Л. И. Беленькая пришла к выводу, что все многообразие переживаний ребенок выражает одним словом «нравится!». Выводы, сделанные исследователем в конце 60-х гг., сегодня требуют уточнения. Известно, что современные юные читатели способны значительно раньше аргументировать критерий «нравится». Как свидетельствуют отзывы детей, поступившие в издательство «Детская литература», третьеклассники уже (по данным Г. М. Замковой — 57 %) могут дать развернутую оценку прочитанного, выделить в книге те или иные эпизоды, которые им кажутся существенными: «понравилось, как Карлсон переоделся в привидение, гонялся за фрекен Бок. Волосы у нее встали дыбом, а малыш смеялся»; «понравилось, как они играли в „Три поросенка", залезли под стол и закрылись одеялом» и др. Детей привлекает «страшное», «смешное», события, близкие собственному жизненному опыту, ситуации, вызывающие светлое, радостное настроение, эпизоды, насыщенные действием, сходные с фантастикой детской игры. Одним из любимых жанров младших школьников является поэзия. [1]
Итак, видно, что у младшего школьника свой способ постижения литературы. Этот способ близок природе искусства слова. Успех методики зависит от того, в какой мере библиотекарь опирается на присущий ребенку наглядно-образный характер восприятия, содействует его развитию.
Влияние информационных технологий на чтение крайне велико.
В настоящее время компьютерным играм посвящают свое свободное время 22,2% школьников. Компьютер как одно из проявлений индустрии развлечений не так давно вошел в жизнь подростков и детей. Появившиеся компьютерные игры с отличной графикой привлекают детей и подростков в любом возрасте. Фактор наличия компьютера дома не всегда является решающим, в большинстве случаев подростки посещают компьютерные салоны или друзей, имеющих компьютер дома. [21]
Из-за недостатчного комплектования библиотек многие дети предпочитают чтение электронных книг бумажным, но зачастую их тематика не соответствует потребностям аудитории, а язык и стиль не заслуживают высоких оценок. Современный читатель поставлен в тяжелейшие условия: несметное количество источников информации предлагает такое изобилие, что внимание реципиента рассеивается, он не может сконцентрироваться на чем-то одном.
В 2006 году была принята Национальная программа развития и поддержки чтения, в качестве основного документа государственной политики в этой области до 2020 года. В программе заявляется , что нынешняя ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры. Страна дошла до критического состояния в области чтения. Сегодня в российском обществе одна из главных задач заключается в том, чтобы привлечь молодое поколение к чтению. Для этого в стране необходимо создать условия для повышения качества и разнообразия литературы.
В 21 веке одним из главных мотивов обращения детей младшего школьного возраста (и не только) к книге остаётся учебное задание, школьная программа. Часть времени, ранее тратившуюся на чтение, заменили телепросмотры и компьютерные игры, а также социальные сети.
Однако, информационные технологии, если их правильно применить, могут помочь воспитании культуры чтения детей младшего школьного возраста. Интернет предоставляет множество новых форм работы с пользователями, ранее неизвестных и недоступных. [13]
Интернет и библиотека просто обречены на встречу и взаимодействие друг с другом. Ведь и Интернет, также как и библиотеки, выполняет важную информационную и важную коммуникационную роль. С помощью социальных сетей можно не только проинформировать читателей о запланированных мероприятиях, не прилагая много труда, но и посредством рекламы библиотечной продукции привлечь новых пользователей.
Таким образом, тесное сотрудничество библиотек и информационных технологий может привести к положительным результатам, вновь заинтересовать читателей младшего школьного возраста, побудить прийти в библиотеку.
2.2. Формы организации культурно-досуговой деятельности читателей младшего школьного возраста
Любая деятельность начинается с определения целей и задач. Для массовой работы они вытекают из целей библиотечного обслуживания в целом и звучат таким образом: наиболее полное удовлетворение и развитие потребностей пользователей библиотеки. Как видим, цель состоит из двух компонентов – удовлетворение и развитие. И это, действительно, так. Любая
информация, полученная читателем, развивает, расширяет его потребности и стимулирует появление новых.[15]
Говоря же о массовой работе с детьми младшего школьного возраста, не стоит забывать следующее: если важно, чтобы книга и чтение прочно вошли в жизнь ребенка, значит систематическая взаимосвязь массовой работы и работы индивидуальной просто необходима. Поэтому нужно стараться, чтобы при встречах с конкретной читательской группой непременно использовался комплекс форм индивидуальной и массовой работы, рассчитанный на все стадии читательской деятельности ребенка (т.е. выбор книги, мотивы этого выбора, сам процесс восприятия и понимания, читательские оценки прочитанного). [12]
Самой распространенной формой массовой работы с младшими школьниками, пожалуй, можно назвать беседу. Беседа – это диалоговая форма мероприятия, которое начинается сообщением библиотекаря и продолжается разговором с аудиторией. Но поскольку мы не можем использовать в работе с младшими школьниками такую форму массовой работы, как лекция, где дети были бы просто пассивными слушателями, то
наша беседа бывает достаточно разноплановой. Прежде всего, это беседа – размышление, где рассуждать и говорить детям приходится на протяжении всей встречи. [16]
Одна из популярных форм работы с читателями младшего школьного возраста – литературная игра – представление материала о творчестве писателя или литературном произведении в виде игры, обусловленной определенными правилами содействующее развитию литературной эрудиции читателей. К числу литературных игр можно отнести путешествия по сказкам и станциям, литературные балы и утренники, брейн-ринги, КВНы, аукционы, лото, пресс-конференции, игры по сценариям известных телеигр и множество других. Популярны такие формы, как литературные загадки (угадывающие произведения и автора по отрывку из книги, книжной иллюстрации, по портрету писателя); викторины (занимательные вопросы по содержанию книги, развивающие память, сметливость у детей). Читатели любого возраста с удовольствием принимают участие в литературных играх. Малыши охотно отгадывают загадки, выполняют веселые задания, разыгрывают сценки,
участвуют в различных конкурсах. Подростков же в игре привлекает возможность проявить свои личные качества и знания в той или иной области. Викторины, конкурсы, аукционы – носят соревновательный характер. Поэтому, в этих случаях обязательно должны определиться победители и предусматривается какое-либо поощрение или награда. Другая разновидность литературных игр тоже может включать в себя элементы состязания, но главная цель таких мероприятий – обобщение информации, полученной на предыдущих встречах. Поэтому, как правило, литературная игра используется в том случае, когда необходимо завершить определенный этап работы с читателями. Литературная игра может быть и самостоятельным мероприятием. [22]
Чтобы дети не только на слух, но и зрительно воспринимали то, о чем рассказывают, нужно включать в мероприятия элементы театрализации. Это могут быть библиотекари в костюмах литературных героев. Другой вариант театрализации – перчаточные или ростовые куклы. На кукольных персонажей одинаково хорошо реагируют читатели младшего школьного возраста, они охотно общаются с куклой, делятся с ней своими впечатлениями, прислушиваются к ее советам. Для первоклассников кукольные литературные герои – желательный атрибут почти каждого мероприятия.
Дети очень любят, когда им рассказывают. В этом случае библиотекарь может более свободно общаться с аудиторией, следить за восприятием детей. Слушая, дети не только знакомятся с содержанием сказки, но и чувствуют отношение рассказчика к описываемым событиям.
К наиболее плодотворным способам общения в библиотеке между взрослыми и детьми относятся выразительные чтения, особенно при работе с читателями младшего возраста. Чтение вслух дает возможность показать детям то, что ускользает из их поля зрения при самостоятельном чтении и облегчают ребенку процесс восприятия. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что «дети более любят слушать, нежели читать, уже и потому, что в первые два-три года сам процесс чтения еще утомляет их». Во время выразительных чтений библиотекарь может сразу почувствовать непосредственную реакцию детей на прочитанное. После того, как дети прослушали произведение, с ними, конечно, необходимо поговорить о прочитанном. Продолжительность громкого чтения зависит от возраста детей. Первоклассники быстро устают, удерживать их внимание трудно, поэтому чтение с последующей беседой должно занимать не более 20-30 минут. Учащиеся вторых и третьих классов способны слушать и обсуждать более продолжительное время – 35-40 минут. [16]
Очень увлекательны и интересны для детей «путешествия по книгам». Их можно с успехом проводить по краеведческой, исторической и, конечно, художественной литературе. Само слово «путешествие» предполагает наличие определенных станций, остановок, литературных пунктов. Большую роль при использовании такой формы имеет наглядность.
Наконец, не стоит забывать о библиографических уроках. Детям младшего школьного возраста, только недавно ставшими пользователями библиотеки важно получить библиографические знания. На таких библиотечных уроках младшие школьники знакомятся с периодическими изданиями, с научно-познавательной и справочной литературой, приобретают навыки библиографического поиска.
Самое главное мероприятие в библиотеках, работающих с детьми – Неделя детской книги, когда в течение 7 дней школьных каникул читателей ждут различные массовые мероприятия и праздник, который открывает Книжкины именины. Любой праздник – это комплексная форма, включающая в себя множество разных элементов, игр и сюрпризных моментов. Детские праздники бывают яркими, радостными, запоминающимися надолго. Но нельзя забывать о том, что это не просто праздник, а праздник в библиотеке, поэтому независимо от тематики, в центре всегда находится книга и чтение, даже если это чисто развлекательное мероприятие. [20]
Литературный вечер (утренник) – одно из самых распространенных
мероприятий, проводимых библиотеками. Чаще всего проходит в форме литературно-музыкального вечера. Привлекательность литературного вечера в его мобильности. Его можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя самые различные формы и атрибуты. Успех вечера полностью зависит от самих библиотекарей, от их профессионализма,
эстетического вкуса, умения точно определить читательский адрес. В основе вечера (утренника) лежит литературный сценарий. Желательно, чтобы каждый новый отрывок или цитата произносилась другим чтецом – разница тембров голосов дополнительный положительный эффект для восприятия смысла.
Вечер может быть стилизован (гостиная, салон, бал, парад и т.д.). Форму подскажет поэтика автора, тип и вид издания, жанр книги, стиль эпохи, традиции страны. Вечер (утренник) – форма работы, требующая от библиотекаря определенных режиссерских навыков и больших затрат: временных, эмоциональных, интеллектуальных, иногда и материальных. Вечеров не должно быть много. Вечер (утренник), как правило, – итог работы программой, но возможен как увлекательный старт, сразу же погружающий читателя в новый материал, новую тему. Литературный вечер и литературный утренник по сути своей одна форма работы, отличаются они лишь возрастом аудитории. Именно возраст определяет авторов, а у авторов – круг произведений и поставленных в них проблем, которые доступны именно этой аудитории: утренник – для дошкольников и ребят 1-5 классов, вечер – для учащихся 6- 10 классов.
Рассказывание – устная речь, пересказывающая содержание произведения близко к тексту. Готовясь к рассказыванию, библиотекарь должен хорошо познакомиться с содержанием произведения, несколько раз перечитать его, выделить главную идею, хорошо представлять себе действующих лиц, их внешний облик, речь, отдельные места запомнить дословно. Как правило, используют небольшие по объему произведения: сказки, рассказы, очерки. Рассказчик свободно общается с аудиторией, следит за ее восприятием. [20]
Итак, культурно-досуговая деятельность в библиотеке является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации младшего школьника.
2.3 Анализ опыта работы с читателями младшего школьного возраста библиотек Нижегородской области
Приобщение к чтению, пропаганда ценности чтения и книги, стимулирование интереса к мировому литературному наследию является основной задачей библиотек. Именно на ее выполнение направлены усилия библиотекарей путем обеспечения доступа ко всем видам информации, предоставления разнообразных услуг, создания максимально комфортных условий пользователям для наиболее полного удовлетворения их запросов.
В детских библиотеках основную часть пользователей составляют дети до 15 лет. Соответственно и значительная часть посещений и выдачи тоже приходится на данную категорию.
Библиотекари считают важным обучение читателей-детей пользованию справочным аппаратом библиотеки, чтобы ребенок мог ориентироваться в книжном мире. Библиотечные уроки, адресованные детям, носят ознакомительный и обучающий характер: «Волшебное путешествие в Книгоград» для первоклассников; «Здравствуй, библиотека!» для воспитанников летнего школьного лагеря.
Следует отметить, что дети – самые активные участники мероприятий библиотек. Учитывая их стремление к самовыражению, библиотекари включают в мероприятия разнообразные формы работы: викторины, конкурсы, игры, чтение стихов.
Судя по опыту работы Нижегородской государственной областной детской библиотеки, и также библиотек Нижегородской области, можно сказать, что в настоящее время библиотекари стараются применять новые формы работы с детьми, либо разнообразить и возродить старые.
Ведущие позиции связаны с непосредственной деятельностью детской библиотеки – воспитанием юного читателя и продвижением чтения в детскую среду. Неделя детской книги остается главным событием в библиотечной жизни. В неделю детской и юношеской книги в 2015 году в библиотеках прошло 78 различных встреч, в которых читатели были не просто слушателями, а творческими и активными участниками. Всего в мероприятиях участвовало 2821 человек.
Детские библиотеки ведут сегодня активную культурно-просветительскую работу. Одним из направлений деятельности стали районные фестивали книги и чтения, детского творчества. Цель таких фестивалей – поддержка чтения, стимулирование читательской активности, раскрытие богатейшего потенциала книги, знакомство с возможностями и услугами библиотеки.
В летний период каждая библиотека старается как можно ярче и интереснее раскрыть свои фонды для юных читателей. Все проводимые мероприятия способствуют организации досуга детей (в том числе младшего школьного возраста), пробуждают в детях интерес к книге, чтению; расширяют их литературный кругозор; развивают их внимание, мышление, память; учат детей соревноваться, сопереживать друг другу, воспитывают эстетические чувства, умение видеть прекрасное, веру в добро, дружбу, создают праздничное настроение. К 2013 году в программе летних чтений поучаствовало 150000 человек, и проведено более 8000 мероприятий.
Выдающимися мероприятиями стали: праздник открытия «Читать, мечтать и верить!» , литературный квест «С героями книг в страну Здоровья, день Пушкинских сказок «Вспоминая любимые сказки», воркшоп «Мы выбираем жизнь!»
Библиотеки Нижегородской области активно использовали свои возможности для организации отдыха и занятости детей также и летом 2015 года. В течение лета 2015 года общее количество посещений библиотек детьми до 14-ти лет составило 748,5 тысяч раз, из них 51% – это посещения специализированных детских библиотек.
В Библионочи-2013 приняло участие 11 библиотек, что означает нарастающую популярность данной акции, и желание библиотекарей соответствовать нормам современности. Детские библиотеки активно принимали участие: в торжественном вручении первого паспорта (ЦДБ Шахунского района), в первом районном фестивале фольклора и самодеятельного народного творчества «Серебряный ключ» (Уренский район), в Международном Дне мира (ЦДБ Ветлужского района), а активно сотрудничали со СМИ, политическими и религиозными организациями.
В 2013 году в областном сетевом проекте «Детские библиотеки на карте Нижегородского края» приняли участие 31 детская библиотека Нижегородской области и 3 детских библиотеки Нижнего Новгорода.
В 2014 году увеличивается количество детских библиотек нашей области, которые участвуют в литературных конкурсах, акциях, чтениях, организованных российскими детскими библиотеками: «Читаем детям о войне» (г. Самара), «Аленький цветочек» (г. Ульяновск), «Малые Астафьевские чтения» (г. Чусовая Пермского края). Популярная тема конкурсов 2014 года связана с 200-летием со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
Также наблюдается рост участия детских библиотек во флешмобах. 50% детских библиотек Нижегородской области и Нижнего Новгорода приняли участие в областном флешмобе «Хочу читать!». Самостоятельно организовали и провели флешмобы ЦДБ Павловского («Читающая набережная реки Оки») и Дивеевского («Давайте вспомним Лермонтова») районов. Среди акций самой популярной была всероссийская акция «Жаркие. Зимние. Твои».
Конечно же, детская библиотека продолжает укреплять свои позиции в организации коллективной деятельности с разновозрастным населением, наращивает положительную репутацию, пользуется доверием в обществе и в органах власти, которые все чаще рассматривают детскую библиотеку как партнера в работе с населением. Поэтому именно детской библиотеке предлагают стать организаторами районных культурных программ и участниками районных событий. Например: районный день телефона доверия в Спасском районе, торжественное вручение первого паспорта в ЦДБ Шахунского района (проходит уже второй год), фестиваль «ЭкоДзерФест» в г. Дзержинске, городской конкурс детского рисунка «Пусть хорошее множится!» (для благоустройства города лучшие работы перенесены на легальную стену художником-граффитистом) в г. Богородске.
Детские библиотеки за счет расширения свои традиционных функций развиваются как социокультурные центры.
В отчётном 2014 году наблюдается динамика роста количества читателей-дошкольников. Всего в области 24087 читателей дошкольного возраста, что на 3007 больше, чем в 2013 году. В ЦГДБ им. А.С. Пушкина г. Дошкольники и учащиеся 1−4 классов активно посещают читательские клубы, кружки и студии. В детских библиотеках созданы и работают «школы приобщения к чтению», «школы развивающего чтения», студии и факультативы для дошкольников и младших школьников. В ЦДБ им. Н.А. Зайцева ЦБС Сормовского района клубы «Школа маленького книгочея», «Крылья», студия развития креативного мышления «Солнышко в ладошках» действуют в рамках Центра поддержки детского чтения.
Коллективы библиотек постоянно ищут новые эффективные формы работы с детьми. Они видят свою задачу в том, чтобы отвлечь детей, вовлечь их в творческую деятельность, организовать интенсивный досуг, информационную поддержку самостоятельной ориентации детей и молодежи в социуме и выполнении жизненных задач. Наиболее эффективно организована работа в летний период в тех районах, которые строят свою работу совместно с социальными партнерами.
Детские библиотеки активно используют в работе комплексные формы − Декады, Недели и Дни искусства, музыки, театра. В ЦГДБ им. А.С. Пушкина г. Сарова организована декада «Сокровища музеев мира», во время которой юные читатели смогли познакомиться с великими творениями изобразительного искусства. В ЦДБ ЦБС Сосновского района проведен День искусств «Дети в мире искусств», где были представлены арт-моб «Календарь оберегов», «Путешествие в мир музыкальных инструментов», разнообразные мастер-классы, творческие и книжные выставки. Дни музыки состоялись в библиотеках Вознесенского, Большеболдинского и Починковского районов. Детские библиотеки не обошли вниманием такие важные даты года, как 250-летие со дня основания Государственного Эрмитажа и 200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Оформлены книжные выставки и проведены встречи с читателями, посвященные 170-летию со дня рождения И. Репина (Большеболдинский, Шатковский районы), 215-летию со дня рождения К.П. Брюллова (ЦДБ Чкаловского района и Красноборская сельская библиотека ЦБС Большеболдинского района), 105-летию со дня рождения Б. Мокроусова и к 85-летию со дня рождения А. Пахмутовой (Сосновский, Починковский, Воротынский районы). Библиотеки предлагают новые формы при организации книжных выставок: выставка-опрос «Магия семи нот» (Бахтызинская сельская библиотека ЦБС Большеболдинского района), выставка-иллюстрация «Собиратель русского искусства» (ЦДБ Чкаловского района), выставка-этюд «Художественный облик России» (ЦДБ ЦБС Павловского района).
Возможности для позиционирования библиотеки представляют городские праздники на открытом воздухе. НГОДБ использует этот ресурс для информирования горожан о своих возможностях. В 2016 году был проведен опрос нижегородцев «Нужен ли телефон доверия для детей?» в рамках акции к Международному дню детского телефона доверия.
С 1 по 9 сентября 2016 года к Всероссийскому дню знаний подготовили программу встреч и интерактивных игр, направленную на профессиональное самоопределение подростков и знакомство младших школьников с разнообразным миром профессий. Младшие школьники приняли участие в игровом флюгере профессий «На златом крыльце сидели», играх «25 профессий Маши Филипенко», «Профессии старой и современной России», «Профессии атомной отрасли», познакомились с досье профессий «Когда мы станем взрослыми», посетили экспериментально-творческую студию «Что там за экраном? Профессии кино», поиграть в КВН «В мире профессий литературных героев».
Крупные мероприятия нужны и важны для каждой библиотеки. Именно они позволяют заинтересовать постоянных читателей и привлечь новых, ярко отметить даты, связанные с культурой, лишний раз напомнить о том, что библиотека – это не только книги, но еще и живое творческое общение. Поэтому библиотеки активизируют работу по организации досуга детей в каникулярный период, применяя традиционные формы летней работы к зимним каникулам. В библиотеках состоялось более 85 разнообразных мероприятий, игровых программ, к участию в которых было привлечено 2000 читателей. Много внимания привлекают к себе библиотеки, проводя акции, и чем они необычней, интересней и масштабней, тем больше потенциальных читателей желают принять в них участие. Библиотекари посетили детские поликлиники, отделение больницы для детей, дворовые площадки, а также провели для детей и их родителей игровые программы. Участникам Акции вручались подарки: книги для домашнего чтения, буклеты-рекомендации о книгах «Почитаем перед сном» для детей от 0 до 7 лет, памятки для родителей «Как привить любовь к книге». Традиционными для библиотечной деятельности становятся всевозможные литературные чтения и фестивали. В ЦДБ им. А.А. Сизова Варнавинского района состоялись четырнадцатые Сизовские чтения «Давно, друзья веселые, простились мы со школою...», посвященные 50-летнему юбилею окончания Александром Сизовым Варнавинской средней школы. Одним из способов обратить на себя внимание являются творческие конкурсы, поэтому сотрудники библиотек стараются сделать их привлекательными и оригинальными. Центральная детская библиотека им. А.П. Гайдара совместно с Департаментом образования г. Дзержинска в течение нескольких лет объявляют Городской интеллектуальный конкурс «Тайна за семью печатями» в рамках Декады славянской письменности и культуры. В интеллектуальном состязании соревновались учащиеся 4-х классов школ города.
Такие акции, как Библионочь, Библиосумерки, Литературная ночь и Ночь искусств, всегда привлекают неравнодушных людей. Гости приходят не только развлечься, но и узнать что-то новое. Библиотеки стараются удивить и порадовать участников акции. Ярко и необычно прошла Библионочь в Краснобаковском районе. Всех гостей встречал провокационный плакат-обращение: «Дамы и Господа! Что вы видели в вашей жизни? Вы видели пару пустяков и имели привычку быть нервными на работе. Так давайте пустим пыль в глаза и затеем такое, что не снилось больше никому на свете!». С этих слов 22 апреля ровно в 18:00 в Ветлужской поселковой модельной библиотеке семейного чтения началась Библионочь «Читай Кино!». Она была посвящена роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» и носила названия «БЕНДЕРИАДА – пристань литературного юмора». Началось всё с театрализованного представления «Лёд тронулся, господа, или 12 стульев», где библиотекари выступили в роли постановщиков и актёров. Конкурсную программу Библионочи открывали Чемпионат по громкому выразительному чтению романа «12 стульев» и «Гаврилиадда» – конкурс на лучший слоган о библиотеке. Для детей был подготовлен квест, в котором участвовали две команды. На мастер-классе гости мастерили бижутерию эпохи Остапа Бендера. Детям младшего возраста было предложено отправиться в Страну Мультфильмов, где они вспоминали старые добрые советские мультфильмы и активно отвечали на вопросы о зарубежных. А ещё – узнавали о новинках мультипликации. Итогом стало посещение Ветлужских кафе «НарПит», «Уголок вкуса», где гости насладились угощениями этого заведения, а также испытали удачу в
небольших розыгрышах. Всего мероприятие посетило 115
участников. По данным мониторинга НГОДБ, в акции «Библионочь», посвящённой Году Российского кино, приняло участие около 73% детских библиотек, в акции «Ночь искусств» – примерно 48%, в акции «Литературная ночь» – 55%.
С каждым годом всё более серьёзное внимание уделяется методической подготовке библиотекарей к работе с детьми в летний период. В апреле-мае организуются семинары, практикумы, мастер-классы для библиотечных работников. Библиотекари постоянно ищут новые эффективные формы работы, чтобы подарить детям радость и массу положительных эмоций, вызывая желание чаще посещать библиотеку. Всё большую популярность в работе библиотек в летний период приобретает создание прогулочных групп и организация работы дворовых игровых площадок.
В целом детскими библиотеками области за приведенный период времени велась продуманная работа по пропаганде ценности чтения книги, формированию нравственной культуры личности. Коллективы библиотек стремились найти новые подходы к проведению мероприятий для детей, используя интересные и эффективные формы работы. К причинам, осложняющим работу по продвижению лучших произведений отечественной и мировой литературы, можно отнести отсутствие в фондах многих библиотек современных детских книг, которые востребованы читателями и помогают говорить с ними на интересном ребенку языке.
Таким образом, можно сказать, что прошедшие года стали плодотворными как для библиотек Нижнего Новгорода, так и библиотек Нижегородской области по работе с детьми младшего школьного возраста. Было привлечено множество новых читателей, проведены различные мероприятия, которые впоследствии помогут возродить и поддержать интерес младших школьников к библиотеке и чтению в целом.
2.4. Опыт работы с читателями младшего школьного возраста Краснобаковской детской библиотеки и Ветлужской поселковой модельной библиотеки семейного чтения
Краснобаковская детская библиотека начала свою работу в 1923 году, во вновь открытой библиотеке, которая находилась в здании Межсоюзного клуба имени В.И.Ленина. В 1937 году детское отделение формирует свой собственный фонд. Это подтверждают инвентарные книги, куда вписывалась вся поступившая литература. С 15 сентября 1948 года детское отделение становится самостоятельной детской библиотекой. В 1949-50 г.г детская библиотека переезжает в новое здание, построенное леспромхозом. Оно было двухэтажным: первый этаж занимала детская библиотека, второй – взрослая. После ухода из библиотеки Дианы Васильевны, новой заведующей стала Поткина Анна Николаевна. С 2006 года заведующей центральной детской библиотеки является Шпаглова Ирина Борисовна.
В настоящее время детская библиотека является современным культурно-досуговым учреждением, куда с удовольствием приходят дети как младшего школьного возраста (для них есть младший абонемент), так и дети повзрослей (старший абонемент), также для всех читателей работает информационно-культурный центр «Детство». Библиотека активно принимает участие в различных мероприятиях, и сама становится их организатором.
Например, в 2016 году Краснобаковская детская библиотека стала соорганизатором проведения олимпиады в своем районе. В олимпиаде «Символы России» участвовали две Краснобаковские школы МАОУ СОШ №1, МАОУ СОШ №2, победителями стали учащиеся МАОУ СОШ №2. Также для ребят младшего школьного возраста проводятся экскурсии по библиотеке, экспонируются выставки.
Неделю детской и юношеской книги, разумеется, проводят все детские библиотеки. Краснобаковская детская библиотека не стала исключением: в конце марта 2016 года в рамках Недели детской книги для начальных классов было подготовлено и проведено виртуальное эколого-краеведческое путешествие по Керженскому заповеднику. Дети узнали об истории возникновения заповедника, о населяющих его краснокнижных животных и растениях и, конечно, о бережном отношении к природе. В заключение встречи состоялась акция «Заповедный урок по-Керженски». Обнимая огромную ель, растущую прямо в поселке, дети скандировали кричалки о необходимости беречь и сохранять природу. В результате получилось познавательное и яркое мероприятие, которое привлекло внимание взрослых жителей поселка.
Наконец, значимым событием стала Библионочь-2017, которая в этом году была посвящена 400-летию р.п. Красные Баки. Для младших школьников были проведены викторины по краеведению, организована экскурсия в Краснобаковский краеведческий музей, показан репортаж об истории поселка.
Ветлужская поселковая модельная библиотека семейного чтения является филиалом Краснобаковской централизованной библиотечной системы, и не менее активно ведет работу с читателями младшего школьного возраста. В неделе детской и юношеской книги в 2015 году участвовало более 150 человек, проведено более 15 мероприятий.
Также ведется работа по экологическому воспитанию: совместно с семейным клубом «Радуга» прошел литературно-экологический час «Мы с Ветлуги-реки», в котором участвовали не только члены семейного клуба, но и учащиеся младших классов Ветлужской средней школы.
В познавательном мероприятии «Океанские дали», приуроченном ко дню воды, детям рассказали о полезных свойствах воды, назвали новые факты о воде, а также порекомендовали к прочтению художественные книги и энциклопедии на эту тему.
В марте прошлого года благодаря ученикам 4-х классов было «вылечено» около 50 книг, а также принято в дар примерно 65 книг. Ребята узнали, как правильно пользоваться книгой, чтобы она дольше служила читателям, чего не любит книга и что нужно делать, если она вдруг потерялась.
В 2017 году Ветлужская поселковая модельная библиотека семейного чтения приняла участие в международной акции, организованной Самарской областной детской библиотекой «Читаем детям о войне», в ходе которой воспитанникам детских садов, и также ученикам младших классов были прочитаны художественные произведения на военную тематику, был проведен опрос на тему «Что значит война», а еще дети прочитали стихи о войне. Всего в акции приняло участие более 100 человек.
Таким образом, продолжая вести активную работу с читателями младшего школьного возраста, наша библиотека привлекает новых читателей, возрождает культуру чтения, повышает интерес к книге. Хочется также сказать, что библиотека привлекает детей к участию в проекте «Страна читающая», призванном по-новому взглянуть на чтение поэзии.
Заключение
Проблема свободного времени во все времена во многих странах являлась предметом изучения многих авторов. Подчеркивалось, что оно способно влиять на личность, обеспечивать ее развитие, становление, формирование и мироощущения. Досуг занимает часть свободного времени, которая является личной сферой человека, предоставляет возможности для добровольного выбора занятий, исходя из интересов и потребностей личности, готовит учащегося к меняющимся условиям жизни.
Детский досуг имеет своеобразное содержание в виду особенностей возраста и выступает средством выработки навыков социального взаимодействия, является временем личной свободы учащихся, способом самореализации, самосовершенствования, самореабилитации.
Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга детей, лидирующее место занимают библиотеки. Дети и подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками.
Именно поэтому основной задачей органов управления и библиотеки должна стать организация досуговой занятости детей и подростков, совершенствование и расширение перечня предоставляемых культурных услуг с учетом досуговых предпочтений этой категории населения.
Организация досуговой деятельности младших школьников на практике по своим масштабам воздействия на личность должна выходить далеко за рамки обычного досугового времяпрепровождения. Это крупномасштабная социальная сфера, цель которой не просто занять ребёнка в свободное время, но и развивать его личность, по средствам досуга, например в игровой деятельности.
Библиотеки сегодня ищут возможности улучшения и преобразования, формируют имидж места привлекательного для пользователей. Культурно-досуговая деятельность в таком случае является наиболее мощным инструментом создания положительного образа в обществе. Не стоит забывать про то, что сегодня библиотеки нуждаются в финансировании со стороны государства в гораздо большем объёме, чем это происходит на данный момент (1,7% от общих расходов нашего государства приходится на сферу культуры, что более чем недостаточно, поскольку это важная часть нации). Только полное государственное обеспечение поможет библиотекам осуществить информатизацию и развивать свою культурно-досуговую деятельность в полной мере. Это обеспечит на начальном этапе библиотекам возможность конкуренции на рынке услуг и предоставит возможность продвижения своего продукта, то есть возможность преобразования в культурно-досуговый центр.
Поддержать осуществляемую библиотеками культурно-досуговую деятельность на современном этапе - значит дать дополнительный доход и окупаемость библиотек в ближайшем будущем. Ведь именно передача культурного опыта, воспитание культурной личности, её социализация и эффективная организация досуга – наиболее действенный способ воспитать молодое поколение, основу общества, людьми мыслящими, всесторонне развитыми и умеющими верно организовывать своё свободное время.
Таким образом, существование библиотек на нынешнем этапе развития общественных отношений возможно лишь при акцентировании внимания самими библиотеками на культурно-досуговой составляющей проводимой работы.
Культурно-досуговая деятельность библиотек в современный период находится в состоянии постоянного развития и библиотекам, нужно осознать необходимость срочных преобразований в своей работе.
Проведение эффективных рекламных компаний, интеграция с информационными технологиями, использование инноваций в работе – вот что сделает культурно-досуговую деятельность в библиотеках реально эффективным инструментом для создания гармонично развитой творческой личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]/ Г.С. Абрамова. – Москва: Владос, 2002. – 698 с.
-
Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации [Текст]/ Г.С. Аванесова. – Москва: Аспект-Пресс, 2006. – 236 с.
-
Акимова, М. К. Психофизические особенности школьников: учет и коррекция: учеб. пособие для студ. вузов [Текст]/М. К. Акимова. – Москва: Академия, 2002. – 158 с.
-
Библиотека и юный читатель: практическое пособие [Текст]/Сост. Ю.В.Просалкова, Х.Д.Хамракулова. – Москва: Изд-во «Книжная палата», 1987. – 256 с.
-
Библиотечное обслуживание: теория и методика [Текст]/Под ред. А.Я. Айзенберга. – Москва: Профессия, 1996. – 236с.
-
Бородина, В.А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты [Текст]/В.А. Бородина: доктор педагог. наук. – Санкт-Петербург: Скифия, 2007. – 30с.
-
Волков, Б.С. Психология младших школьников [Текст]/ Б.С. Волков. – Москва: Профессия, 2002. – 230 с.
-
Воловик, А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: учебник [Текст]/ А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. – Москва: Флинта, 1998. – 235с.
-
Выготский, Л.С. Детская психология [Текст]/ Л.С. Выготский // Собр. соч. В 6 т. – Т. 4 – Москва: Профессия, 1984. – 248 с.
-
Домаренко, Е.В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки: научно-практическое пособие [Текст]/Е.В. Домаренко. – Москва: Либерея-Бибинформ, 2006. – 80 с.
-
Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие для вузов культуры и искусства [Текст]/А. Д. Жарков. – Москва: Профиздат, 2002. – 202с.
-
Зацепина, М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников и младших школьников [Текст]/ Под ред. Т.С. Комаровой. – Москва: Гранд-Фаир, 2004. – 245 с.
-
Зобнина, М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? [Текст] //М. А. Зобнина/Начальная школа. – 2007. – № 8. – С. 35-43.
-
Карташов, Н.С. Общее библиотековедение: учеб. В 2 ч. Ч. 2 Общая теория библиотечного дела [Текст]/ Н.С. Карташов. – Москва: Изд-во МГУК, 1997. – 256с.
-
Крылова, Н.Б. Формирование художественной культуры: чтение и библиотеки [Текст]/ Н.Б. Крылова //Библиотековедение. – 2007. – № 3. – С. 69-72.
-
Курганский, С.М. Организация досуга младших школьников [Текст]/С.М. Курганский. – Москва: Знание, 2008. – 230 с.
-
Максютин, Н.Ф. Очерки истории досуга [Текст]/ Н.Ф. Максютин. – Казань: Медицина,1998. – 128с.
-
Максютин, Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность [Текст]/ Н.Ф. Максютин. – Казань: Медицина, 1995. – 330 с.
-
Мелентьева, Ю.П. Библиотечное обслуживание: учебное пособие [Текст]/ Ю.П. Мелентьева. – Москва: Гранд-Фаир. – 2006. – 256 с.
-
Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотек: учебно-методическое пособие [Текст]/ Г.К. Олзоева. – Москва: Либерея-Бибинформ, 2006. – 120 с.
-
Орлов, В.Н. Культура и досуг [Текст]/ В.Н. Орлов. – Москва: Профиздат, 1991. – 80 с.
-
Отчеты о работе детских библиотек Нижегородской области за 2013-2016 года [Электронный ресурс]/
-
Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Текст]//Н.Н. Светловская/Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11-18.
-
Соколов, Э.В. О культурной ценности досуга [Текст]/ Э.В. Соколов. – Москва: Знание, 1998. – 24 с.
-
Стрельцов, Ю.А. Научно-методические основы культпросвет работы: учебное пособие [Текст]/ Ю.А. Стрельцов. – Москва: Просвещение, 1998. – 125с.
-
Чудинова, В.П. Исследования детского чтения: проблемы и перспективы [Текст]/ В.П. Чудинова, Е.И. Голубева. – Москва: Знание 2002. – 103 с.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Миролюбова Нина Сергеевна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.