Воспитательный проект развития классного коллектива начального звена; 1 - 6 классы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«Школа–интернат № 18»
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
развития классного коллектива
начального звена (1-6 класс)
Составитель:
классный руководитель
Бойваленко
Елена Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта… 3
Пояснительная записка 6
Цель проекта 7
Задачи проекта… 7
Условия и механизмы реализации проекта… 8
Методы реализации проекта 8
Этапы развития проекта……………………………………………………………………………………….8
Формы реализации проекта… 8
Принципы проекта 9
Основа проекта… 10
Критерии оценки эффективности проекта… 11
Основные направления проекта… 12
Содержание проекта… 13
Ожидаемые результаты от реализации проекта «Круг друзей» 23
Критерии и показатели результативности развития классного
коллектива… 23
Используемая литература 25
Приложение 28
Паспорт проекта
|
Наименование проекта |
Воспитательный проект развития классного коллектива начального звена «Круг друзей» |
|
Составитель проекта |
Бойваленко Елена Николаевна, классный руководитель 4 «Б» класса |
|
Цель и задачи проекта |
Цель: создать условия для социализации обучающихся через ученическое самоуправление. Задачи: 1. Содействовать созданию детского коллектива. 2. Развивать взаимодействие и сотрудничество с родителями учащихся. 3. Развивать социальные умения детей в процессе функционирования коллектива. 4. Создавать благоприятные условий для самоутверждения, самовыражения, самореализации каждого члена коллектива. 5. Сохранять и укреплять здоровье учеников. |
|
Сроки реализации проекта |
Реализация проекта рассчитана на 6 лет (1-6 класс): начало реализации – 1 сентября 2018 года, окончание реализации – 25 мая 2024 года. |
|
Участники проекта |
Обучающиеся (5 человек), классный руководитель, воспитатель, родители, школьная служба сопровождения(медицинский работник, психолог, социальный педагог) |
|
Нормативные документы |
Конституция РФ Федеральный закон РФ «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт Закон «Об образовании РФ» |
|
Основные принципы взаимодействия детей и взрослых |
Принцип самостоятельности Принцип ответственности Принцип равноправия и сотрудничества (в том числе с родителями и педагогами). Принцип коллективности |
|
Содержание воспитательной деятельности по направлениям |
Гражданско-патриотическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Общеинтеллектуальное воспитание Эстетическое воспитание Физическое воспитание и охрана здоровья Профориентация
|
|
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта |
Создание единого благоприятного образовательного пространства, способствующего творческому развитию детского коллектива, через самореализацию каждого его члена; Организация работы детского коллектива, способного влиться и самостоятельно функционировать по окончании начальной ступени в общешкольном коллективе школы; Воспитание детского коллектива, каждый член которого считает себя достойным гражданином своей страны, края, города. |
|
Критерии и показатели результативности проекта |
Состояние духовно-нравственных качеств личности. Социализированность личности. Мотивация участия школьников в деятельности. Общественная активность учащихся. Удовлетворенность учащихся школьной жизнью. Межличностные взаимоотношения в классном коллективе. Уровень развития ученического самоуправления. Результативноть участия в мероприятиях различного уровня. |
|
Система организации контроля над исполнением проекта |
Контроль над реализацией проекта осуществляет заместитель директора по воспитательной работе |
Пояснительная записка
«Самое прекрасное зрелище на свете –
вид ребенка, уверенно идущего по жизненной
дороге после того, как вы показали ему путь»
Конфуций
Школьное ученическое самоуправление в современной педагогической науке вызывает особый интерес. Развитие этого процесса в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определённый образ поведения, и даёт не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях. Поэтому необходимо рассматривать ученическое самоуправление как средство формирования социально-нравственной ориентации, социальной активности и зрелости. Создать систему самоуправления в классе для детей с ОВЗ сложнее, так как дети в коллективе в большинстве своем тревожные и не всегда способны нести груз ответственности за принятые решения. В условиях обучения и воспитания у обучающиеся с нарушениями интеллекта, школьное самоуправление является хорошим средством сплочения ученического коллектива, при этом вся деятельность осуществляется детьми, а учитель берет на себя педагогическое руководство.
Данный проект разработан на период с 2018 до 2024 года, для учащихся 1-6 класса «МКОУ Ш-И №18».
Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать себя взрослым, свою значимость в жизни, свою нужность.
Наш проект призван решить следующие актуальные вопросы:
1.Адаптация учащихся к новым условиям и новым взаимоотношениям при поступлении в начальное звено.
2.Зарождение мотивации к учебе и творчеству
3.Укрепление коллективных связей.
4.Разнообразие форм воспитательной деятельности.
5.Создание психологически комфортной воспитательной среды.
Свое название проект «Круг друзей» получил благодаря основным направлениям его реализации, где в конечном итоге каждый ребенок должен преодолеть трудности и получить положительный социальный опыт и знания.
Цель проекта.
Создать условия для социализации обучающихся через ученическое самоуправление.
Для реализации этой цели необходимо выполнить ряд задач.
Задачи проекта.
1. Содействовать созданию детского коллектива.
2. Развивать взаимодействие и сотрудничество с родителями учащихся.
3. Развивать социальные умения детей в процессе функционирования коллектива.
4. Создавать благоприятные условий для самоутверждения, самовыражения, самореализации каждого члена коллектива.
5.Сохранять и укреплять здоровье учеников.
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; проведение образовательных и интеллектуальных игр, соревнований, викторин, экскурсий. При этом основными видами деятельности являются: познавательная, игровая, спортивная, творческая, коммуникативная, досуговая, общественно- организаторская.
Условия и механизмы реализации проекта:
выстраивание индивидуальной образовательной и воспитательной траектории;
«Портфолио» ученика;
участие в КТД, творческих конкурсах, соревнованиях;
работа в кружках;
Методы реализации проекта
метод педагогического наблюдения
метод убеждения, беседы
метод анкетирования
метод товарищеского и педагогического воздействия
метод личного примера
метод коллективного творчества
Этапы развития проекта
Ведущие педагоги мира полагали, что решающее значение в движении коллектива имеет предъявление требования: т.е. коллектив должен пройти путь от требования педагога, через требование актива, к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении.
В данной таблице представлены следующие этапы развития коллектива:
|
№ этапа |
Класс, год |
Этапы развития коллектива |
|
1 этап |
1 класс – 2 класс 2018-2020 учебный год |
Основную организационную функцию выполняет классный руководитель. Он задает основные правила и нормы взаимоотношений, призывает детей к совместной деятельности.
|
|
2 этап |
3 класс – 4 класс 2020-2022 учебный год |
Актив класса частично берет на себя функции организатора. Классный руководитель помогает наладить отношения внутри коллектива, распределить обязанности и освоить основные навыки управления.
|
|
3 этап |
5 класс – 6 класс 2022-2024 учебный год, |
Взрослые и дети становятся сотрудниками в общем деле управления классом |
Формы реализации проекта
Проект «Круг друзей» представляет собой сочетание принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством
гармоничного развития личности и ученического коллектива. В основу воспитательной работы положены традиционные и нетрадиционные формы работы. Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. развивается, закрепляется и передается из года в год. Традиционными могут быть поздравления именинников, чаепития в конце каждой учебной четверти, праздничные мероприятия к знаменательным датам (23 февраля, 8 марта, новый год, масленица). На таких мероприятиях также развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу.
Традиционные дела нашего класса:
Организационное собрание, итоговое классное собрание “Дружные дела ”
Участие в олимпиадах
Праздники:
“День знаний”, день именинников “Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!”
“Здравствуй, здравствуй Новый год”
“День, пахнущий мимозой” (для девочек и мам)
День Защитников отечества
День невинных обманов – день смеха
День мужества и памяти: 9 мая
4.Экскурсии “В осенний парк”, «В зимний парк», «В весенний парк».
5.Спортивные соревнования
Трудовые десанты
Акции помощи.
Принципы проекта
Проект строится на основе следующих педагогических принципов:
Индивидуальности.Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
Природосообразности.Принимать ребенка таким, каков он есть. Природа - корни, воспитание - крона.
Целостности учебно-воспитательного процесса.Нельзя делить мир на уроки отдельных предметов.
Доверия и поддержки. Принцип позволяет обогатить арсенал педагогической деятельности личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания. Внутренняя мотивация, а не внешнее воздействие должны приводить к успеху в обучении и воспитании.
Сотрудничества. Работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.
Деятельности. В деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе, растет самоуважение.
Возрастной подход. Работа должна соответствовать интересам, потребностям и возможностям младшего школьника.
Основа проекта
Методологическую основу концепции воспитательной системы составили следующие теории:
теория гуманизации и личностной ориентации образования (Е.В. Бондаревская, Ю.Н. Кулюткин, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, И.С. Якиманская);
теория компетентностного образования (М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев, Л.А. Петровская, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской).
теория управления педагогическим процессом (Ю.К. Бабанский, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, М.М. Поташник);
современные подходы к организации дополнительного образования детей (З.А. Андросова, В.П. Голованов, В.А. Горский, Е.Б. Евладова, А.В. Кузнецов, О.Е. Лебедев, Л.Г. Логинова, И.И. Фришман);
научные положения о сущности, становлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения (В.А. Караковский, Б.З. Вульфов, С.Д. Поляков, Ю.П. Сокольников).
Выбор содержания и способов организации деятельности находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Школа по отношению к личности ребенка выполняет следующие функции:
развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребенка;
защитную, связанную с повышением уровня социальной защищенности учащихся;
корректирующую, обеспечивающую осуществление педагогически целесообразной коррекции поведения школьников;
интегрирующую, объединяющую воспитательные воздействия семьи и школы;
компенсирующую, предполагающую создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в жизнедеятельности ребенка;
регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов
Критерии оценки эффективности проекта
Критериями оценки эффективности воспитательного проекта
«Круг друзей» являются:
Состояние духовно-нравственных качеств личности.
Социализированность личности.
Мотивация участия школьников в деятельности.
Общественная активность учащихся.
Удовлетворенность учащихся школьной жизнью.
Межличностные взаимоотношения в классном коллективе.
Уровень развития ученического самоуправления.
Результативноть участия в мероприятиях различного уровня.
Основные направления проекта
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, нами были выбраны следующие направления развития классного коллектива.
Гражданско-патриотическое
воспитание Духовно-нравственное
воспитание
Класс,
личность
Общеинтеллектуальное
воспитание Профориентация
Эстетическое
воспитание Физическое
воспитание
и охрана здоровья
«КРУГ
ДРУЗЕЙ»
Друзья
чистоты и порядка Друзья
интересных дел
Друзья
спорта и здоровья Друзья
природы Друзья
труда и заботы
Содержание проекта
Содержание проекта
Состав учащихся моего класса разнообразен: дети из малообеспеченных, неполных семей, дети-сироты. В сложившихся условиях многие учащиеся не просто нуждаются во внимании со стороны взрослого, а скорее стремятся получить навыки и развить в себе деловые, коммуникативные качества. Задача перед педагогическим коллективом поставлена непростая. Как педагогу действовать в этой ситуации? На этот вопрос сегодня надо обязательно найти ответ. Поэтому, как и многие ведущие педагоги страны, обратилась к самой распространенной форме организации жизнедеятельности учащихся – самоуправлению.
Самоуправление – правильно организованная коллективная жизнь и деятельность, в которой должны находить свое воплощение запросы общества и удовлетворяться возрастные и индивидуальные потребности учащихся. Проект «Круг друзей» направлен на создание условий для формирования Актива старшеклассников, как команды творческих самоопределяющихся личностей, способных к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования усвоенного социального опыта. Проект представляет систему, состоящую из цикла обучающих тематических мероприятий, непосредственными организаторами которых будут выступать сами учащиеся. Программа Проекта многофункциональна и многопланова. Она позволяет удовлетворить широкий диапазон интересов ее участников. Каждый из участников неоднократно попадает в ситуацию выбора. Все мероприятия Школьного Совета взаимосвязаны, взаимодополняемы и направлены на выполнение основных задач Проекта «Молодёжная администрация школы».
Содержание проекта предусматривает изучение учащимися истории родного края и страны, роли каждого человека в обществе, а так же обеспечение нравственной позиции «Я среди людей и в окружающем мире».
Для достижения поставленной цели и реализации задач предполагается использование различных приемов, форм и методов работы:
коллективные творческие дела;
экскурсии, поездки, походы в кинотеатр и т.п.;
классные часы, беседы;
участие во всех проводимых в школе мероприятиях;
создание фотоальбома класса;
индивидуальные беседы с учащимися и их родителями;
тематические родительские собрания и другие формы
Цели и задачи каждого направления
Гражданско-патриотическое воспитание
Чем выше цветы поднимаются
к солнцу, тем глубже идут их
корни в землю, на которой растут.
Гримм Фридрих
Задачи данного направления:
1.Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России и родном крае, развивать чувство патриотизма.
2.Пробудить интерес к прошлому своего народа.
3.Познакомить с национальной культурой.
4.Приобщить детей к духовно – нравственным ценностям своего народа.
5.Воспитывать у учащихся нравственно-этические качества.
Содержание: изучение российской символики и законов страны. Знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями, художниками, с национальным прикладным искусством; разучивание народных игр. Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
1 класс
«Дом, в котором я живу» (Беседа – обсуждение)
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок» (Чтение сказок, обсуждение)
«Слава солдатская – сила богатырская» (Праздник)
«Мои любимые игры и игрушки» (Беседа с играми)
«Милой мамочки портрет» (Выставка рисунков)
2 класс
«Мой город» (Игра - путешествие)
«Русский солдат умом и силой богат» (Литературные посиделки)
«Слава тебе, победитель – солдат!» (Лирико-поэтический час)
«Бабушка рядышком с дедушкой» (Устный журнал)
«Откуда мы родом» (Беседа о родословной)
3 класс
«Знания нужны мне и моей стране»
«Моё Отечество!» (Экскурс по городам и сёлам родного края)
«А в нашей семье…» (Беседа)
«Моя помощь родным» (Беседа)
4класс
«Россия, мы дети твои!» (Беседа)
«В память о героях» (Беседа)
«Семейная летопись» (Семейные посиделки)
«Рождество – праздник семейный» (Беседа о традициях)
«Гармония в природе» (Экологический плакат)
«Права детей» (Игра-путешествие).
Духовно-нравственное воспитание
Взаимодействуя с человеком,
другой человек осознаёт себя.
М.Бахтин.
Задачи данного направления:
1.способствовать формированию ценности человеческого общения.
2. Формировать коммуникативные навыки.
3. Помочь ребёнку осознать свою роль в обществе и в семье.
4.Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими.
5.Способствовать формированию ученического коллектива.
Содержание: ребёнок должен знать, кто он сам. Он должен осознавать свой статус в семье («я надежда и помощник») и в обществе («я гражданин, я ученик»). Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель – ученик», «взрослый – ребёнок». Обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование умения общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции.
1 класс
«Про то, как добро и зло боролись» (Урок – сказка)
«Учимся дружить» (Ролевые игры)
« Что такое хорошо и что такое плохо?» (Беседа)
«Ежели вы вежливы?» (Праздник)
«Как надо разговаривать со взрослыми» (Беседа – игра)
«Что такое правила хорошего тона» (Учебная игра)
2 класс
«Уважай себя, уважай других» (Беседа – диспут)
«Как надо вести себя в школе» (Беседа – игра)
«Вежливые слова» (Разбор ситуаций)
Произведения В. Осеевой и А. Толстого о поступках детей. (Чтение и обсуждение)
«Как лучше поступить?» (Разбор ситуаций)
«Звёздный час вежливости» (Игра)
3 класс
«Мир эмоций и чувств» (Беседа)
«Учимся правильно жить и дружить» (Практические игры)
«Правила хорошего тона» (Учебные игры)
«Учимся выигрывать и проигрывать» (Беседа)
«Какому человеку можно доверять?»
«Портрет моего класса» (Творческая работа)
4 класс
«ЧП в дружеских отношениях, или что мешает дружбе» (Диспут)
«Каждый сам за себя или дружная семья» (Игра)
«Секреты волшебной речи» (Творческая игра)
«Доброе слово, что день ясный» (Разбор ситуаций)
«Друг в беде не бросит, лишнего не спросит!» (Беседа)
Общеинтеллектуальное воспитание.
Учение — это лишь один из лепестков того
цветка, который называется воспитанием.
В. Сухомлинский
Задачи данного направления:
1.Способствовать формированию учебной мотивации.
2.Оказывать помощь обучающимся в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Содержание: определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
1 класс
«Мы школьниками стали» (О правилах поведения в школе)
«Азбука – к мудрости ступенька» (Литературный праздник)
« В гостях у мудрого царя!» (Эрудит – шоу)
Участие в интеллектуальных конкурсах.
«Учебная книга – наш друг и помощник!» (Практическое занятие)
«Увидел слово – прочитай!» (Задание на лето)
2 класс
«Мои любимые книжки» (Литературные посиделки)
«Кто лучше и быстрее?» ( Интеллектуальные соревнования)
«Славит человека труд» (Беседа о значении умственного труда)
Конкурс стихов и пословиц о маме.
«Мои любимые уроки» (Викторина)
Участие в интеллектуальных конкурсах.
3 класс
«С книгой жить – век не тужить» (Обучающая игра)
«По дороге знаний, или учение с увлечением» (Урок – путешествие)
«Турнир умных и находчивых»
Участие в интеллектуальных конкурсах.
«Что мы знаем, что умеем» (Тесты, рефлексия)
«Карусель знаний» (Беседа – обсуждение)
4 класс
«Терпенье и труд всё перетрут» (Диспут)
Школьная олимпиада по русскому языку, чтению, математике.
«Экологическое путешествие»
Участие в интеллектуальных конкурсах.
Физическое воспитание и охрана здоровья
Здоровье дороже золота.
У. Шекспир
Задачи данного направления:
1.Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.
2.Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека.
3.Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта.
4.Формировать умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма.
5.Развивать спортивные умения и навыки, интерес к спорту.
Содержание: помогает понять, как нужно заботиться о своём организме, чтобы не болеть, расти крепким и сильным, что во многом здоровье зависит от самого человека. Познакомить с правилами здорового образа жизни: гигиена тела и жилища, правильное питание, режим труда и отдыха. Сотрудничество с медицинским работником школы, медицинскими и профилактическими заведениями с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
1 класс
«Что такое режим дня?» (Беседа с примерами из литературных произведений)
«Чистота - залог здоровья» (Практическая игра)
«Не шути с огнём» (Правила пользования электроприборами, поведение с огнём)
«Самые ловкие и умелые!» (Спортивные соревнования)
«Как следует питаться?» ( Беседа)
Подвижные игры
2 класс
Здоровые и вредные привычки (Беседа с обсуждением)
«Быстрый бутерброд до добра не доведёт» (О культуре питания)
«Как развивать свои физические возможности»
«Царица Гигиена и её друзья»
«Сильные, смелые, ловкие, умелые» (Соревнования)
«Где нас подстерегает опасность» (Разбор ситуаций)
«Светофор здоровья» (Игра)
3 класс
«Режим дня – здоровый образ жизни» (Беседа)
«Все на лыжи!» (Соревнования)
«Помоги себе сам» (Разбор ситуаций)
«Будем плавать, загорать!» (Правила поведения на воде)
«Путешествие в страну здоровья» (Урок – соревнование)
4 класс
«Значение режима дня в жизни школьника» (Диспут)
«Путешествие в зелёную аптеку» (Игра – путешествие)
«Правила учи – себя береги!» (Викторина о правилах безопасности)
«Вредные привычки» (Беседа)
«Я умею выбирать!» (Тренинг безопасного поведения)
«Правильное питание – залог здоровья!» (Беседа)
«Спортивная карусель» (Соревнования)
Эстетическое воспитание
Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества.
В. Сухомлинский
Задачи данного направления:
1.способствовать полноценному развитию личности через самовыражение и творчество.
2.Способствовать получению знаний о мировой культуре и культуре России. 3.Формировать потребность в творческой деятельности.
Содержание: развитие творческой личности учащихся на основе формирования творческих устремлений в индивидуальной и совместной деятельности. Создание условий для развития личности каждого школьника, его индивидуальности, культуры, творческих способностей. Развивать способность замечать красоту, стремление всё делать красиво. Активное участие учащихся в художественной самодеятельности.
1 класс
«Красота окружающей природы» (Выставка поделок из природного материала)
«Подарок маме» (Театрализованное представление)
«Мы сами своими руками» (Выставка работ, сделанных совместно с родителями)
2 класс
«Кто что любит и умеет делать?» (Конкурс)
«Как прекрасен этот мир…» (Творческий конкурс на лучшее стихотворение)
«Красота живописи» (Экскурсия на выставку)
«Моя семья» (Конкурс рисунков)
Творческий конкурс снежных скульптур.
3 класс
«Умелые руки» (Работа в творческой мастерской)
«Моё хобби» (Диспут)
«Красота движений» (Практическое занятие)
«Природа и фантазия» (Выставка работ)
«Я город свой люблю» (Проектная деятельность)
4 класс
«Красота и уют моего дома» (Выставка поделок)
«Уголки творчества» (Игра – путешествие по местам декоративно-прикладного творчества)
«Родная школа в лицах» (Фотовыставка)
«Муза посетила» (Проба пера)
Примерная тематика родительских собраний
1 класс
«Первый раз в первый класс»: адаптация первоклассников в школе.
Режим дня школьника.
Как помогать ребёнку в приготовлении уроков.
Как поддерживать в школьниках желание учиться.
Дружбы и ссоры в детском коллективе.
Особенности развития внимания детей 7 – 8 лет.
Достижения года.
2 класс.
Воспитанность и воспитуемость.
Особенности режима дня для второклассника.
Развитие самостоятельности школьников при приготовлении домашних заданий.
Товарищество и дружба. Особенности взаимоотношений.
От чего зависит успешность обучения?
Книга – источник знаний.
Итоги года и перспективы развития.
3 класс.
Задачи развития третьеклассника.
Роль семьи в формировании мотивации учения.
Способности и одаренность.
Самостоятельность и её границы.
Развитие творческих способностей учащихся.
Самооценка наших детей.
4класс.
Компьютерные игры: возможные опасности.
Природа детской агрессивности.
Права и обязанности школьника.
Значение проектной деятельности в развитии учащихся.
Оценка или отметка.
Как помочь ребёнку подготовиться к переходу в среднюю школу.
Развитие системы ценностей как основа успешного обучения.
Нравственные уроки начальной школы.
Другие формы работы с родителями
Консультации – индивидуальные и коллективные тематические.
Дни открытых дверей- разрешение родителям присутствовать на уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологами, врачами, педагогами.
Телефон доверия – разрешение родителям в определённые дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребёнка вопросы.
Привлечение родителей к организацииэкскурсий, походов, праздников. Совместные праздники, конкурсы, смотры.
Методы работы:
В течение этого времени воспитательная работа ведётся по шести направлениям:
Гражданско-патриотическое воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Общеинтеллектуальное воспитание
Эстетическое воспитание
Охрана здоровья
Профориентация
Проект «Круг друзей» учитывает преемственность от одной возрастной ступени к другой, обучающийся остается все время в среде, которая представляет для него опыт творчества, самоутверждения и самореализации.
В 4Б классе обучается 5 учеников: 3 мальчика и 2 девочки. Я, Бойваленко Елена Николаевна, классный руководитель, рассматриваю ученическое самоуправление как эффективное средство воспитания и развития детей. Поэтому направляю свои действия, усилия учащихся и родителей на формирование в классе жизненного пространства, в котором дети обретают уверенность в своих возможностях преобразовывать мир вокруг себя, умения и навыки отстаивать собственное мнение, свои интересы, способность проявлять инициативу, самостоятельность, активность и ответственность.
1 класс
Первые шаги по самоуправлению я начинала с дежурства. Обязанности были распределены среди учащихся.:
Были созданы 5 направлений, каждое из которых несло определённую задачу и являлась ступенькой в развитии творчества детей.
Друзья чистоты и порядка (отвечали за чистоту доски; отвечали за уборку в столовой; за проветривание помещения)
Друзья природы (отвечали за полив цветов)
Друзья труда и заботы (были помощниками в проведении субботников)
Друзья спорта и здоровья (отвечали за игры на переменах)
Друзья интересных дел (были помощниками в проведении мероприятий)
Каждую неделю выбирали главного по направлению. Дети пробовали себя в разных должностях и на практике убеждались, подходит ли оно им.
Первоклассники просто учились работать в парах и группах сменного состава, учились взаимодействовать, учились прислушиваться к другому.
2 класс
Уже учитываются интересы детей. В начале года я провела методику «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова) (Приложение №3)
Цель: методика исследует предпочитаемый вид деятельности у детей.
Ребёнку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно даётся три выбора. На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
Игровая
Чтение книг
Труд в уголке природы
Спортивная
Дежурство в классе
Конструирование из разных материалов
Все три выбора фиксируются цифрами 1,2,3
За первый выбор засчитывается три балла
За второй-два балла
За третий-один балл
Результаты оформляются в таблицу:
-
№
Ф.И ребёнка
Выбор деятельности (1,2,3,4,5,6)
Я учитываю их пожелания и вношу в план воспитательной работы.
Выбирается командир класса, который берёт на себя некоторые организационные вопросы (строит детей в столовую, контролирует и напоминает об обязанностях дежурных, участвует в проведении классных часов…).
-вся деятельность проходит при активном участии родителей учащихся, формируется родительский коллектив.
К 3 классу ученики начальной школы уже достаточно ярко проявляют свои личностные качества, индивидуальные особенности в школьном пространстве – учеба хотя и продолжает оставаться ведущим видом деятельности, но уже значительное место отводится общению, творчеству, самореализации в детском коллективе. Ребята уже в достаточной степени способны к самостоятельным действиям в урочной и внеурочной деятельности: выдвигать идеи, составлять план действий, предлагать способы его реализации, организовывать себя и других, руководить действиями пары или малой группы. Поэтому одним надо дать возможность реализовать свои лидерские и организаторские способности, другим – творческий потенциал, а третьим – почувствовать себя нужным для воплощения общей идеи, ощутить уверенность в своих силах, помочь раскрыться, узнать свои возможности.
На 1-2 неделе сентября выбирается командир. В 3 классе я никак не ограничиваю детей, наблюдаю, как они делают свой выбор. Этот этап проходит на общеклассном собрании, классном часе. Дети знакомятся с формой выбора – голосованием.
По числу тех же направлений распределяется обучающиеся (самостоятельно)
Друзья чистоты и порядка
организует уборку класса, школы, территории.
организует дежурство в кабинете и столовой.
определение самых лучших дежурных класса.
Друзья природы
ухаживают за растениями класса.
готовят сообщения о природе, животных, выступают на классных часах.
занимается выращиванием цветов в кабинете, фойе школы.
Учувствует в проведении экологических акций.
Друзья труда и заботы
Участие в организации и проведении классных мероприятий, огоньков, праздников
организация и проведение экскурсий.
организация и проведение «Уроков вежливости», «Уроков краеведения»,
определение самых культурных учеников класса.
помогают в проведении субботников, волонтёрских делах
организует и проводит акции милосердия,
Друзья спорта и здоровья
подготовка и организация походов.
организация спортивных соревнований в классе, с другими классами, с родителями.
организация игровых перемен.
проведение физкультминуток, утренней зарядки.
организация и проведение «Уроков здоровья»
определение лучших спортсменов класса.
Друзья интересных дел
Организуют и учувствуют в творческих мероприятиях, конкурсах.
готовят выпуск классных газет о событиях класса, об учениках, учителях, а также подбирают интересную и занимательную информацию
подготовка реквизита и оформление праздников, вечеров,
изготовление листовок, буклетов и т.д.
То есть дети включаются в работу, осознают ее необходимость. Смена поручений происходит каждую неделю
Совместно с ребятами придумали название классного коллектива, девиз, речёвку и эмблему (Приложение №1).
Создали экран соревнований «Соревноваться – значит дружить!» (Приложение №2)
Появились законы класса. (Приложение №4)
ЗАКОНЫ КЛАССА
БЫТЬ ЧУТКИМ И ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СВОИМ ДРУЗЬЯМ
УВАЖАТЬ И ЦЕНИТЬ МНЕНИЕ ДРУГИХ
ПРИЛЕЖНО РАБОТАТЬ НАД РАСШИРЕНИЕМ СВОИХ ЗНАНИЙ
ДОСТОЙНО И КУЛЬТУРНО ВЕСТИ СЕБЯ В ШКОЛЕ И ЗА ЕЁ ПРЕДЕЛАМИ
ПРОЯВЛЯТЬ УВАЖЕНИЕ КО ВЗРОСЛЫМ
ЗАБОТИТЬСЯ О ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ЖИЗНИ ДРУЗЕЙ
ГОВОРИТЬ ВСЕГДА ПРАВДУ, ИМЕТЬ МУЖЕСТВО СКАЗАТЬ О СВОЁМ ПОСТУПКЕ, А НЕ ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ ВИНУ НА ДРУГИХ
ЗАБОТИТЬСЯ О МЛАДШИХ, ПОМОГАТЬ ИМ, ЗАЩИЩАТЬ ТЕХ, КТО СЛАБЕЕ МЕНЯ
БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ВЕЩАМ
НИКОГДА НЕ ОТКЛАДЫВАТЬ НА ЗАВТРА ТО, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ
На основе законов школьной жизни была создана «Памятка друзей» (Приложение №5)
Не отнимай чужого, поделись, чем можешь.
Не дерись - это очень стыдно.
Играй честно, не подводи и не обманывай своих товарищей.
Старайся быть всегда аккуратным и вежливым.
Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай помогу.
Будь добрым и щедрым на помощь.
Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
Родители класса тоже поддержали идею классного самоуправления. Они помогают в подготовке к школьным мероприятиям, к конкурсам, совместно с детьми готовят классные часы, культпоходы, праздники. Родители и дети чаще стали бывать вместе, появились общие увлечения и интересы.
Один из наиболее эффективных путей вовлечения всех учащихся в самоуправленческую деятельность - это проведение различного рода коллективных творческих дел посредством создания групп для выполнения творческих поручений.
В 4 классе мы продолжили работу по данным направлениям. Продолжили заполнять экран соревнований «Соревноваться, значит дружить!». Выбираем «лидера класса», в его обязаннасти входит:
помогает учителю в организации классных и школьных дел,
составляет график дежурства по кабинету,
контролирует работу класса,
распределяет обязанности при проведении классных дел.
следит за посещаемостью и успеваемостью в классе,
контролирует и оценивает дежурство в кабинете, столовой,
контролирует внешний вид учащихся,
проверяет дневники и учебники.
Во время организаторской деятельности осуществляется контроль с целью получения объективной информации о протекающих процессах. Контроль осуществляется через наблюдение, анкетирование, беседы, социометрические исследования, анализ достижений учащихся.
В период моделирования системы самоуправления практически каждое дело начинается с коллективного планирования. На обсуждение выносились предложения по плану: «Что и для кого сделаем? Кому это принесёт радость и пользу? Когда и как сделаем? Кто будет участвовать? Кто будет отвечать за выполнение?». Каждое проведённое дело обсуждалось .Что получилось хорошего и почему? Что можно сделать лучше и как? Что надо учесть на будущее? С каждым разом дети все активнее участвовали в обсуждении, высказывали интересные мысли и замечания.
Попутно с выстраиванием структуры самоуправления выбирались формы и виды деятельности детей. В деятельность ученического самоуправления было решено внедрить элементы современных образовательных и воспитательных технологий:
информационно-коммуникационные - создание электронных презентаций, видеороликов, выпуск листовок, брошюр, буклетов и т.д.,
здоровьесберегающие - пропаганда валеологической культуры, здорового образа жизни и безопасного поведения через творческие конкурсы, акции, участие в жизни класса и школы, по данному направлению.
групповые -организация и проведение коммуникативных тренингов (Приложение 1), игровые методики, позволяющие формировать адекватную самооценку и взаимооценку по методике Щурковой, посильная волонтерская и шефская деятельность, ролевые игры, мастер-классы,
диалоговые -взаимодействие учащихся, родителей и классного руководителя осуществляется на партнёрской основе во время организации и проведения КТД по методике Иванова, при проведении социологических опросов,
Формируемая модель ученического самоуправления предполагает активное включение в социум, когда взаимодействие детей органично выходит за пределы школы, когда активно используется совместная деятельность детей в таких формах, которые наиболее способствуют сотрудничеству, эффективному взаимодействию.
В развитии социальной активности у детей заложены большие и подчас не раскрытые еще возможности. Совершенствование этого процесса – почётная и важная задача педагогов.
Итоговая диагностика
Для того, чтобы результаты были объективными ведется систематический учет деятельности каждого обучающегося в целом –«экран соревнований», в котором за все классные и общешкольные дела выставляются баллы. В конце полугодия и за год подсчитывается “Рейтинг участия в общественной жизни класса и школы каждого члена команды и экипажа в целом”, так же подсчитывается “Рейтинг успеваемости каждого ученика и экипажа – средний балл успеваемости”. По результатам этих данных выявляется “лучший ученик”, “Лидер класса” и “Экипаж года”. Эти ребята обязательно награждаются грамотами и призами
Для определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе рекомендуется использовать методику, подготовленную профессором М.И. Рожковым.
Обоснование проекта «Круг друзей»
Реализация проекта осуществляется по всем направлениям с учетом возрастных особенностей детей и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую личность ребёнка.
Критерии и показатели результативности развития классного коллектива
Результативность данного опыта подтверждают мониторинги детского развития по следующим критериям:
Состояние духовно-нравственных качеств личности.
Межличностные взаимоотношения в классном коллективе.
Уровень развития ученического самоуправления.
Результативное участие в конкурсах различного типа
формирование портфолио
Социализированность личности.
Для изучения эффективности проекта были использованы диагностики и методики:
Методика исследования состояния духовно-нравственных качеств личности «Репка» (разработана преподавателями кафедры общей педагогики РГПУ им. А. И. Герцена)
Вывод: анализ результатов свидетельствует о стабильном личностном росте каждого ребенка, о развитии адекватной самооценки школьников, о положительных изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии. (Приложение №2)
Методика «Наши отношения» Л.М.Фридмана
Вывод: класс имеет хорошую степень сплоченности, но еще недостаточно развита самостоятельность и инициативность. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о сотруднических взаимоотношениях и доброжелательной атмосфере в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, что еще не все учащиеся чувствуют себя достаточно комфортно в коллективе. Это говорит не только об эффективности работы, но и необходимости ее продолжения. (Приложение 4)
Методика определения уровня развития ученического самоуправления
(проф.М.И. Рожков).
Вывод: прослеживается положительная динамика в развитии ученического самоуправления, что говорит об эффективности работы. Но, средний общий уровень развития говорит о целесообразности продолжения реализации модели ученического самоуправления. (Приложение 4)
Эффективность самоуправленческой деятельности подтверждается и результативностью участия в общественно-значимых делах и конкурсах различного уровня. (Приложение 4)
Индивидуальная работа с учащимися (формирование портфолио);
Важную роль в формировании творческой личности ребенка играет такая совместная деятельность родителей и детей, которая направлена на формирование творческого портфеля учащегося. Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Благодаря участию родителей, неназойливому контролю учителя, портфолио формируется ребенком; по мере взросления, анализируется им, что дает толчок для дальнейших достижений. Здесь важно учителю не оставить без внимания ни одного ребенка и ни одной работы. Поощрять активность школьников, советовать ученикам пробовать свои силы в разных направлениях, воспитывать стремление к совершенствованию. К концу начального обучения большинство портфолио ребят будут иметь разнообразные по направлениям работы: как творческие, так и интеллектуальные.
Анализируя результаты работы, можно утверждать, что внедрение в практику работы классного руководителя предлагаемой модели ученического самоуправления способствует эффективному формированию социального опыта младших школьников, обогащению жизненного опыта и расширению социальных связей, позволяет воспитывать социально активного гражданина.
Приложение №5
МЕТОДИКА «РЕПКА» или Какие качества я в себе вырастил?»
Методика разработана преподавателями кафедры общей педагогики
РГПУ им. А.И. Герцена для определения изменений, происшедших в личности учащегося в течение учебного года. Тестирование проводилось в стандартных условиях ,1 раз в год. Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Цель: определить изменения, происшедшие в личности учащегося в течение учебного года.
Ход проведения. Учащимся предлагаются следующие вопросы:
1. Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше (поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак «-»):
а) физическая сила и выносливость;
б) умственная работоспособность;
в) сила воли;
г) выдержка, терпение, упорство;
д) ум, сообразительность;
е) память;
ж) объем знаний;
з) внимание и наблюдательность;
и) критичность и доказательность мышления;
к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);
л) умение планировать работу;
м) умение организовать свой труд (организованность);
н) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;
о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;
п) чуткость и отзывчивость к людям;
р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;
с) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;
т) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
у) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.
Над какими из названных качеств ты собираешься работать в ближайшее время (перечисли буквы из предыдущего вопроса)?
Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.)?
Над какими из них ты сейчас работаешь?
Что бы ты хотел себе пожелать на будущее?
Обработка полученных данных. Полученные результаты были систематизированы с помощью следующей таблицы:
|
Фамилия, имя учащегося
Качества личности |
Зевякина Кристина |
Карпицкий Ян |
Манин Сергей |
Меркулова Софья |
Янышевский Станислав |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
КЛАСС |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
физическая сила и выносливость; |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
умственная работоспособность; |
|
|
|
+ |
_ |
+ |
+ |
+ |
_ |
|
_ |
+ |
_ |
_ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
сила воли; |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
- |
|
+ |
- |
|
|
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Выдержка и терпение; |
|
|
|
+ |
_ |
|
|
+ |
- |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
сообразительность; |
|
|
+ |
+ |
|
|
- |
+ |
|
|
- |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
память; |
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
- |
- |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
внимание и наблюдательность; |
|
|
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность); |
|
|
_ |
_ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
_ |
_ |
|
|
|
_ |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
умение планировать работу; |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
- |
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
умение организовать свой труд (организованность); |
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки; |
- |
- |
- |
- |
|
|
- |
- |
_ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи; |
|
- |
- |
+ |
|
- |
- |
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
чуткость и отзывчивость к людям; |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
- |
|
|
|
|
|
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь; помогать и принимать помощь от других; |
|
|
|
+
_ |
|
|
|
+
+ |
|
|
+ |
+
+ |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве; |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться. |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||
Анализ ответов обучающихся на вопросы методики позволил получить информацию о личностном росте каждого обучающегося, о самооценке обучающихся, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии. Сопоставление полученных данных с целями и содержанием проекта помогает определить эффективность воспитательной деятельности. Результаты анкетирования использовались при перспективном и текущем планировании жизнедеятельности и воспитании обучающихся.
Приложение № 6
Методика «Наши отношения»
(составлена Фридман Л.М.)
Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с двумя блоками утверждений (каждый блок состоит из шести предложений).
В каждом блоке учащийся отмечает только одно утверждение, которое больше всего совпадает с его мнением.
|
I блок: Изучение взаимоприемлемости друг друга (или конфликтности) |
II блок: Изучение состояния взаимопомощи (или её отсутствие) |
||||
|
1. |
Наш класс очень дружный и сплочённый. |
|
1. |
В нашем классе принято помогать без напоминания |
|
|
2. |
Наш класс дружный. |
|
2. |
В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям. |
|
|
3. |
В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе. |
|
3. |
В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик. |
|
|
4. |
В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя. |
|
4. |
В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель. |
|
|
5. |
Наш класс недружный, часто возникают ссоры. |
|
5. |
В нашем классе не принято помогать друг другу. |
|
|
6. |
Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе. |
|
6. |
В нашем классе отказываются помогать друг другу. |
|
Обработка результатов: подсчитывается общее количество учащихся по каждому утверждению, в последней строке записываются утверждения выбранные большинством учащихся.
|
|
Приложение №
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (подготовлена М.И. Рожковым)
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Каждый ученик заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями.
4 – да
3 – скорее да, чем нет
2 – трудно сказать,
1 – скорее нет, чем да,
0 - нет
|
|
Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше |
4 3 2 1 0 |
|
|
Вношу предложения по совершенствованию работы класса. |
4 3 2 1 0 |
|
|
Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. |
4 3 2 1 0 |
|
|
Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. |
4 3 2 1 0 |
|
|
Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям. |
4 3 2 1 0 |
|
|
У нас в классе обязанности четко о равномерно распределяются между учениками. |
4 3 2 1 0 |
|
|
Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива. |
4 3 2 1 0 |
|
|
Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями. |
4 3 2 1 0 |
|
|
Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей. |
4 3 2 1 0 |
|
|
Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса. |
4 3 2 1 0 |
|
|
Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены. |
4 3 2 1 0 |
|
|
Готов ответить за результаты своей работы и своих товарищей. |
4 3 2 1 0 |
|
|
Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы. |
4 3 2 1 0 |
|
|
Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы. |
4 3 2 1 0 |
|
|
Мы стремимся помочь представителям класса в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед ними. |
4 3 2 1 0 |
|
|
Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы. |
4 3 2 1 0 |
|
|
Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями. |
4 3 2 1 0 |
|
|
Я удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. |
4 3 2 1 0 |
|
|
Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. |
4 3 2 1 0 |
|
|
Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом. |
4 3 2 1 0 |
|
|
Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего класса. |
4 3 2 1 0 |
|
|
Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов |
4 3 2 1 0 |
|
|
Готов отстаивать интересы всего коллектива в других коллективах и общественных организациях. |
4 3 2 1 0 |
|
|
Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива |
4 3 2 1 0 |
Обработка результатов:
24 предложения разбиваются на 6 блоков:
Включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1,2,3,4)
Организованность классного коллектива (предложения 5,6,7,8)
Ответственность членов первичного коллектива за его дела (предложения 9, 10, 11, 12)
Включенность класса в дела общешкольного коллектива (предложения 13, 14, 15, 16)
Отношение класса с другими ученическими общностями (предложения 17, 18, 19, 20)
Ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (предложения 21, 22, 23, 24)
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем они делятся на число участников опроса и на 16 (максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке).
Уровень самоуправления коллектива класса определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний, если больше 0, 85 – высокий.
Анализ
воспитательной работы в 4 «Б» классе по проекту «Круг друзей»
(за 2021 – 2022 учебный год)
Воспитательная работа в классе в 2021-2022 учебном году построена в соответствии с задачами проекта «Круг друзей».
Разнообразие средств педагогического влияния, правильность выбора содержания и форм работы, приёмов включения учащихся в деятельность и общение, способствовали сплочению коллектива, проявлению дружеских чувств, взаимопомощи и взаимовыручки. Данная работа будет продолжена.
Таким образом, благодаря поставленным задачам, достигнут положительный результат в воспитании учащихся класса и в развитии классного коллектива. Авторитетом в классе пользуются учащиеся успешные в учёбе. Они являются примером для одноклассников и той высокой планкой, к которой стремятся многие ученики класса.
Нравственно-психологический климат в классе носит доброжелательный характер, взаимоотношения учащихся строятся на тактичности, вежливости, толерантности, уважении друг к другу. Если и есть какие - то ситуации, то эти проблемы рассматриваются ребятами класса, обсуждаются на собраниях, пресекаются со стороны одноклассников.
По отношению к школе, ученью и учителям доминирует положительный эмоциональный настрой, дети с удовольствием посещают школьные занятия, с классным руководителем и учителями-предметниками у них сложились доверительные отношения.
Дети принимают активное участие в жизнедеятельности класса и школы, проявляя инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности.
Большой интерес вызывает у ребят организация и проведение коллективных творческих дел, например, таких как: концерт ко Дню матери, подготовка и участие в Днях именинников, во внеклассных мероприятиях, где ребята работали в группах и др.
Большинство обучающихся класса имеют хорошую степень развития познавательных интересов и творческих способностей, многие владеют первоначальным навыком работы со справочной литературой и Интернетом. Ребята с удовольствием участвуют в интеллектуальных конкурсах, любят выполнять тестовые задания, принимают участие во всероссийских конкурсах по учебным предметам.
Так же, ребята активно участвуют в конкурсах рисунков на различные темы, разыгрывании сценок,» и т. п.
По итогам года и реализации второго этапа проекта можно сделать следующие выводы:
Классный коллектив сформирован (он сложился ещё в конце первого класса);
90% учащихся имеют хороший уровень воспитанности;
Доля учащихся, вовлеченных в коллективную творческую деятельность к концу года выросла до 79%;
Уровень удовлетворенности обучающихся и их родителей воспитательной системой класса – выше среднего;
Уровень состояния физического и психического здоровья учащихся – средний.
Кроме того, учащиеся знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи, уважительно относятся к родителям, их взглядам и чувствам. Ребята имеют первоначальное представление об эстетике , стремятся всё делать красиво, стараются соблюдать гигиенические правила, способствующие укреплению здоровья, знают правила учебного труда, нормы учебно-познавательной деятельности, правила общения в различных жизненных ситуациях, соблюдают режим дня.
Приложение №1
|
Название классного коллектива |
«Круг друзей»
|
|
Девиз |
«Мы как в радуге цвета, неразлучны никогда!» |
|
Речёвка |
« Самый лучший в мире класс- это сказано про нас! Мы вперёд шагаем смело, по плечу любое дело!» |
|
Эмблема
|
|
Приложение №2
Создали экран соревнований «Соревноваться – значит дружить!»
Приложение №3
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ
СПОСОБАМИ ПОИКОВО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методика «Выбор деятельности» (Л.Н.Прохорова).
Цель: методика исследует предпочитаемый вид деятельности детей.
Индивидуальные результаты по методике «Выбор деятельности»
|
№ |
Ф.И ребёнка |
Игровая деятельность |
Чтение книг |
Трудовая деятельность в уголке природы |
Спортивная деятельность |
Конструирование из разных материалов |
Дежурство в классе |
|
1 |
Зевякина Кристина |
1 |
|
2 |
3 |
|
|
|
2 |
Карпицкий Ян |
|
3 |
|
1 |
|
2 |
|
3 |
Манин Сергей |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
|
4 |
Меркулова Софья |
1 |
|
|
2 |
3 |
|
|
5 |
Янышевский Станислав |
|
|
1 |
2 |
3 |
|
Результаты обследования показали, что наибольший процент детей предпочитает игру и занятия спортом. Наименьшее число детей предпочитают труд в уголке природы и конструирование из различных материалов. И меньше всего дети хотят дежурить в классе и читать книги.
Приложение №4
ЗАКОНЫ КЛАССА
БЫТЬ ЧУТКИМ И ВНИМАТЕЛЬНЫМ К СВОИМ ДРУЗЬЯМ
УВАЖАТЬ И ЦЕНИТЬ МНЕНИЕ ДРУГИХ
ПРИЛЕЖНО РАБОТАТЬ НАД РАСШИРЕНИЕМ СВОИХ ЗНАНИЙ
ДОСТОЙНО И КУЛЬТУРНО ВЕСТИ СЕБЯ В ШКОЛЕ И ЗА ЕЁ ПРЕДЕЛАМИ
ПРОЯВЛЯТЬ УВАЖЕНИЕ КО ВЗРОСЛЫМ
ЗАБОТИТЬСЯ О ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТИ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ЖИЗНИ ДРУЗЕЙ
ГОВОРИТЬ ВСЕГДА ПРАВДУ, ИМЕТЬ МУЖЕСТВО СКАЗАТЬ О СВОЁМ ПОСТУПКЕ, А НЕ ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ ВИНУ НА ДРУГИХ
ЗАБОТИТЬСЯ О МЛАДШИХ, ПОМОГАТЬ ИМ, ЗАЩИЩАТЬ ТЕХ, КТО СЛАБЕЕ МЕНЯ
БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ВЕЩАМ
НИКОГДА НЕ ОТКЛАДЫВАТЬ НА ЗАВТРА ТО, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ
Приложение №5
«Памятка друзей»
Не отнимай чужого, поделись, чем можешь.
Не дерись - это очень стыдно.
Играй честно, не подводи и не обманывай своих товарищей.
Старайся быть всегда аккуратным и вежливым.
Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай помогу.
Будь добрым и щедрым на помощь.
Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
Направления работы по организации классного и школьного самоуправления.
2. Педагогическое руководство по развитию детского самоуправления;
Одним из важнейших направлений в деятельности классного самоуправления является создание и оформление информационных стендов, в которых отражается жизнь классных коллективов. Содержание стендов: структура классного самоуправления, список класса по группам с распределением поручений, план мероприятий на текущий месяц, уголок заметок, поздравительный (отдельно для именинников), «Наши успехи», «Досуг» (экскурсии, праздники), фото класса (или ребят отдельно по группам).
3. Направления работы с учащимися класса;
4. Индивидуальная работа с учащимися (формирование портфолио);
Важную роль в формировании творческой личности ребенка играет такая совместная деятельность родителей и детей, которая направлена на формирование творческого портфеля учащегося. Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Благодаря участию родителей, неназойливому контролю учителя, портфолио формируется ребенком; по мере взросления, анализируется им, что дает толчок для дальнейших достижений. Здесь важно учителю не оставить без внимания ни одного ребенка и ни одной работы. Поощрять активность школьников, советовать ученикам пробовать свои силы в разных направлениях, воспитывать стремление к совершенствованию. К концу второго года обучения большинство портфолио ребят будут иметь разнообразные по направлениям работы: как творческие, так и интеллектуальные.
5. Работа с родителями;
Совместно с родителями проводить праздники, совместные собрания, экскурсии, походы в театр. Задачей такого сотрудничества научить общаться, дружить, трудиться, отдыхать.
6. Подведение итогов работы по развитию личности и классного самоуправления (рефлексия).
Выпуск классной газеты.
Уже лет 15 в моем классе дети выпускают классные газеты. Сначала это было общеклассным делом – каждый что-то пишет, рисует, фотографирует, находит занимательный материал. Первые газеты собирала и печатала я сама, потом ребята сами захотели это сделать. Сейчас газету выпускает команда журналистов. Дети сами решают, как будет оформлена газета, распределяют обязанности художника-оформителя, фотографа, журналиста. Учитель только в особых случаях определяет тематику газеты или отдельных листов, например, после каких-то мероприятий, событий.
Для учителя это сложный труд, потому что каждый раз я учу их с уважением выслушивать мнение других, сочетать свои интересы с общими. Мы вместе планируем, обсуждаем и даём оценку сделанному. Каждый ребёнок стремится поучаствовать в ежедневной работе, направленной на выполнение задуманного.
Деятельность ученического самоуправления – это не только отдельные дела и мероприятия, но и морально-психологический климат в классе.
Каждый ребёнок должен руководствоваться нравственными ценностями, которые утверждаются в классе, на основе которых он делает самостоятельный нравственный выбор. Одним из первых коллективных дел для нас стало создание ЗАКОНОВ класса. Содержание законов нашего класса определили сами ребята в процессе обсуждения в микрогруппах правил поведения.
Динамика самоуправления на разных этапах развития коллектива
|
|
I этап |
II этап |
III этап |
|
Качества коллектива |
Создание актива, формирование общих целей, интереса к деятельности в коллективе |
Заинтересованность учащихся в делах класса, формирование коллектива |
Организация самоуправления |
|
Функция самоуправления |
Исполнительская |
Исполнительно-организаторская |
Управленческая |
|
Способы привлечения учащихся к самоуправлению: |
назначение ответственных лиц |
выборность актива демократическим путем |
участие каждого в организации дел в порядке очередности |
|
Содержание самоуправления |
Система временных поручений, назначение ответственных лиц, самооценка, самоконтроль и др |
Самостоятельное выполнение небольших заданий, разработка идей, распределение обязанностей, помощь в проведении мероприятий |
Принятие решений, организация, контроль, разработка проектов, коллективное планирование, проведение, анализ дела |
|
Позиция классного руководителя |
Учитель |
Консультант |
Партнер |
|
Характер деятельности педагога: |
сообщает учащимся знания о значении самоуправления, формирует положительные мотивы у учащихся к самоуправленческой деятельности, вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы |
передает учащихся организаторский опыт, показывает пример участие в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы |
сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач |
Классное собрание является высшим органом классного самоуправления и обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса. Во время классного собрания:
-планируется жизнедеятельность классного коллектива
-распределяются обязанности, поручения среди обучающихся,
- Назначаются ответственные за подготовку и проведение различных дел в классе;
-обсуждается проделанная работа и выполнение поручений
-рассматриваются конфликтные ситуации в классе;
- высказываются свои пожелания и предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса в классе.
Решение собрания считается принятым и обязательным для всех учащихся класса, если за него высказались не менее половины всех учащихся. Собрание проводится не реже одного раза в месяц.
Каждый обучающийся отвечает за одно из основных направлений и отчитывается о проделанной работе перед классным собранием.
У каждого обучающегося могут быть помощники из учеников класса, проявляющих интерес к данному направлению работы.
Классный руководитель помогает, в меру необходимости.
Итоговая диагностика
Для того, чтобы результаты были объективными ведется систематический учет деятельности каждого обучающегося в целом –«экран соревнований», в котором за все классные и общешкольные дела выставляются баллы. В конце полугодия и за год подсчитывается “Рейтинг участия в общественной жизни класса и школы каждого члена команды и экипажа в целом”, так же подсчитывается “Рейтинг успеваемости каждого ученика и экипажа – средний балл успеваемости”. По результатам этих данных выявляется “лучший ученик”, “Лидер класса” и “Экипаж года”. Эти ребята обязательно награждаются грамотами и призами
Для определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе рекомендуется использовать методику, подготовленную профессором М.И. Рожковым.
Диагностические методы и методики по выявлению уровня развития коллектива класса и его самоуправления, взаимоотношений между учащимися
Я бы хотела поделиться с Вами моими педагогическими находками по вопросу организации самоуправления в начальной школе, рассказать о первых шагах по закладке основ самоуправления и развития коллектива в моём классе.
Список литературы:
1. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991.
2. Опыт воспитания в процессе самоуправления учащихся // Классный руководитель, 1994–4. С. 19–25.
3. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. М.: Сфера, 2008.
4. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. М.: Владос, 2002.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Бойваленко Елена Николаевна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.