Презентация и конспект клубного часа на тему: «Наши древние предки славяне» для 1-3 классов


Бондаренко Ольга Андреевна
воспитатель ГПД

МОУ СОШ №42
г. Белгорода


Конспект клубного часа

на тему:

«Наши древние предки славяне»


Цель: знакомство с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины; расширение кругозора; развитие и пополнение словарного запаса детей

Оборудование: слайды по теме, музыкальное сопровождение, карточки.


Ход мероприятия:


I. Начало.

Учитель: Здравствуйте дети, сегодня наш клубный час будет посвящен нашей с вами Родине, её истории, нашим далеким предкам славянам. Начнем нашу беседу с чтения стихотворения замечательного поэта И. Никитина «Русь».

(Дети по очереди читают отрывки стихотворения «Русь», представленные на отдельных слайдах)

II. Ввод темы.

(Показ слайда с названием темы).

III. Тема.

Учитель: А сейчас обратите внимание на тему клубного часа: «Наши древние предки славяне» Ребята, знаете ли вы что-нибудь о славянах? Сегодня мы познакомимся с их жизни, повседневными занятиями, обычаям, верованиями и богами, которым они покланялись.

IV. Цели.

(Показ слайда с целями).

Учитель: Целью нашей с вами беседы будет знакомство с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины; расширение кругозора; развитие и пополнение вашего словарного запаса новыми названиями и именами.

V. А знаете ли вы?

Учитель: В старину в нашем Отечестве, России, не было таких больших и красивых городов, как Москва или Санкт-Петербург. На месте красивых строений, жилых домов, парков и садов в те времена были непроходимые леса, топкие болота, глубокие реки и дымные избушки, редко встречались города, но не такие обширные как в наши дни. Здесь и жили люди красивые лицом и славные своими делами. Их называли славянами.

(Показ слайда с текстом).

Учитель: Что вы думаете о названии народа «славяне»? Какие однокоренные слова вы можете назвать? (обсуждение с детьми, их ответы, вывод учителя)

Учитель: Поселения, в которых жили славяне, выглядели совсем не так как сегодняшние города и деревни.

(Показ слайда с изображением поселка древних славян).

Учитель: Ребята, как вы думаете почему поселок выглядит именно так и расположен в такой местности? Для чего служила славянам стена? Как они использовали лес и реку?

(обсуждение с детьми, подведение итога учителем).

Учитель: Ребята, нашим предкам приходилось много трудиться для того, чтобы обеспечить себя пропитанием и жильем.

(Показ слайда с изображением занятий древних славян).

Учитель: Глядя на рисунок, скажите пожалуйста, какую работу выполняли славяне? И дляы чего она была необходима?

(обсуждение с детьми, подведение итогов учителем).

Учитель: Славяне были умелыми мастерами, они изготовляли большое количество различных инструментов. Которые облегчали и ускоряли их труд.

(Показ слайда с изображением славянских орудий).

Учитель: Как вы думаете, для чего использовался каждый из этих инструментов?

(обсуждение с детьми, вывод учителя).

Учитель: В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц; считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом, - иначе говоря, что весь окружающий мир пронизан волшебством.

Такая вера получила название язычество, т.е. “народная вера” (“народ” - это одно из значений древнеславянского слова “язык”). Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам и покланялось определённым идолам.

(Показ слайда с текстом).

Учитель: Сегодня мы с вами узнаем о нескольких наиболее известных и почитаемых божествах древних славян, узнаем их имена, олицетворяемые ими силы природы, занятия людей которым они покровительствовали и помогали.

Предварительная работа: раздать ученикам карточки с небольшими заметками о каждом из божеств.

Учитель: Сейчас перед вами изображение бога Рода – Верховного владыки Вселенной.

(Показ соответствующего слайда с изображением и текстом).

Учитель: Бог Род был самым почитаемым из Богов, прародителем всех остальных богов.

(Показ соответствующего слайда).

Учитель: Выберете карточку соответствующую данному деянию бога Рода.

(обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде)

Учитель: Бог Род подарил людям тепло и свет.

(Показ соответствующего слайда).

Учитель: Выберете карточку с соответствующим описанием его поступка?

(обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде)

Учитель: Бог Род заботился о пропитании и безопасности славян и помогал им.

(Показ соответствующего слайда).

Учитель: Выберете карточку с соответствующим описанием его поступка?

(обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде)

Учитель: День почитания бога Рода приходился на 14 ноября.

(Показ соответствующего слайда).

Учитель: Древние славяне изображали своих богов в виде идолов, которым покланялись и приносили дары. Идолы имели разную форму и размер, их изготовляли из дерева и камня. Посмотрите на несколько таких идолов.

(Показ соответствующего слайда).

Учитель: Что вы думаете об этих изображениях Богов?

(обсуждение с детьми, вывод учителя).

Учитель: Кроме верховного бога Рода, существовало множество других богов, которые обладали разной силой, управляли различными явлениями природы, покровительствовали славянам в их занятиях. Одной из таких богинь была Девана (Зевана, Дзевана) - богиня охоты.

(Показ соответствующего слайда).

Учитель: Ребята выберете карточку с описанием, соответствующим Деване.

(обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде).

Учитель: Еще одной доброй и любимой богиней была Леля – богиня весны.

(Показ соответствующего слайда).

Учитель: Ребята, какая карточка соответствует Леле?

(обсуждение с детьми, их ответы, показ правильного ответа на слайде).

Учитель: Ребята, кроме добрых богов и богинь, существовали и злые, которые назывались нечистой силой, и вызывали у наших предков страх и неприязнь. Одной из таких богинь была Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти.

(Показ соответствующего слайда).

Учитель: Какая карточка будет соответствовать этому божеству?

(ответ детей, показ правильного ответа на слайде)

Учитель: Наши предки жили не единым народом и не все вместе. Славяне разделились на разные племена, каждое из которых имело свои особенности и место обитания. Наиболее известными и были славянские племена: поляне, дреговичи, кривичи и родимичи.

(Показ слайда с текстом).

Учитель: А теперь мне потребуется два человека для выполнения задания.

(к доске выходят два ученика).

Учитель: Ребята предложите ваши варианты происхождения таких названий племен?

(предложение отвечающих, обсуждение с остальными детьми, вывод учителя, показ правильных ответов на слайде).

Учитель: А сейчас, ребята ответьте на несколько вопросов.

(Показ слайда с вопросом).

Учитель: Как вы думаете, откуда и как ученые узнают о том, как жили люди раньше, много веков назад?

(обсуждение с детьми, их ответы, вывод учителя).

(Показ слайда с вопросом).

Учитель: Как вы думаете, какими чертами характера обладали древние славяне?

(обсуждение с детьми, их ответы, вывод учителя).

Учитель: На прошлом занятии мы с вами узнали русские пословицы и поговорки о дружбе, храбрости, трудолюбии, патриотизме. Кто из помнит? Сейчас вы будете читать пословицу и говорить о чем она.

(Показ слайда с текстом пословиц).

(на слайде появляется пословица, ученик читает её и говорит о чем она и как он её понимает, обсуждение с детьми и вывод учителя и т. д.).

Учитель: Ребята, ответьте на вопрос, Как вы думаете, какие славянские черты характера, славянские черты внешности, славянские манеры можно отметить в современном русском человеке?

(Показ слайда с вопросом).

(обсуждение с детьми, вывод учителя).

Учитель: И последний вопрос. Как вы думаете, что необходимо знать детям о прошлом нашей Родины?

(Показ слайда с вопросом).

(обсуждение с детьми, вывод учителя).

Учитель: Вот и подошла к концу наша с вами беседа о славянах. Надеюсь, вы узнали много нового и интересного о своих предках, об их верованиях, добрых и злых божествах. Узнали какими качествами они обладали. Славяне жили в непростых природных условиях, окруженные врагами, но они проявили силу, упорство, трудолюбие, они любили и защищали свою родную землю. Такими предками можно только гордиться, и уважать память о них.

Учитель: И в конце нашего клубного часа предлагаю сыграть в очень интересную и древнюю игру наших предков «Колечко», которую очень любили на Руси.

(Показ слайда с текстом).

(дети играют в игру).

.

Используемая литература:

  1. http://www.liveinternet.ru

  2. http://ru.wikipedia.org

  3. http://www.prehistoryforkids.archeologia.ru


3


Слайд 1
Автор: Бондаренко Ольга Андреевна Воспитатель ГПД, МОУ СОШ № 42, г. Белгород
Слайд 2
Цель: знакомство с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины; расширение кругозора; развитие и пополнение словарного запаса детей. Оборудование: слайды по теме, музыкальное сопровождение, карточки.
Слайд 3
И. Никитин «Русь» Музыкальное сопровождение: «Лунная соната» Л. В. Бетховен
Слайд 4
Под большим шатром Голубых небес – Вижу – даль степей Зеленеется И на гранях их, Выше темных туч, Цепи гор стоят Великанами.
Слайд 5
По степям, в моря Реки катятся И лежат пути Во все стороны. Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной Развернулася!
Слайд 6
У тебя ли нет Поля чистого, Где б разгул нашла Воля смелая? У тебя ли нет Про запас казны, Для друзей стола, Меча недругу.
Слайд 7
И во всех концах Света белого Про тебя идет Слава громкая. Уже есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя Назвать матерью. Стать за честь твою Против недруга За тебя в нужде Сложить голову.
Слайд 8
В старину в нашем Отечестве, России, не было таких больших и красивых городов, как Москва или Санкт-Петербург. На месте красивых строений, жилых домов, парков и садов в те времена были непроходимые леса, топкие болота, глубокие реки и дымные избушки, редко встречались города, но не такие обширные как в наши дни. Здесь и жили люди красивые лицом и славные своими делами. Их называли славянами.
Слайд 9
Посёлок древних славян
Слайд 10
Занятия древних славян
Слайд 11
Слайд 12
Древние славяне использовали в работе различные орудия труда, которые изготовляли сами.
Слайд 13
В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц; считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом, иначе говоря, что весь окружающий мир пронизан волшебством. Такая вера получила название язычество, т.е. “народная вера” (“народ” - это одно из значений древнеславянского слова “язык”). Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам и покланялось определённым идолам.
Слайд 14
Бог Род - верховный владыка Вселенной. К нему славяне обращались через любое Божество, как к прадеду своего рода и родоначальнику Божеств.
Слайд 15
Бог Сварог - Отец Небесный Сварог сотворил Землю; создал сушу и океаны; создал новых богов и небесных воинов.
Слайд 16
Сварог подарил людям огонь небесный (Солнце – Ра) и огонь земной (огонь домашнего очага), на котором можно приготовить пищу и у которого можно согреться, научил людей готовить из молока творог и сыр – священную еду, дар Богов.
Слайд 17
Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы люди могли возделывать землю; боевую секиру и меч, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного питья и пищи.
Слайд 18
День почитания Сварога приходится на 14 ноября
Слайд 19
Славянские идолы
Слайд 20
Девана (Зевана, Дзевана) - богиня охоты Опекала лесных зверей, учила их избегать опасности, переносить суровые зимы. Зевану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче, а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи.
Слайд 21
Леля (Ляля) - богиня весны Она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ.
Слайд 22
Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. егенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но в ужасе отступает перед его лучезарной мощью.
Слайд 23
Славяне разделялись на разные племена, которые имели свои особенности и место обитания. Наиболее известными были славянские племена: Поляне - «те кто живет в полях» Дреговичи - от славянского слова «дрегва» - болото Кривичи - те кто жили в местах неровных, с лесами Радимичи - союз восьми племен, которые породнились между собой
Слайд 24
Как вы думаете, откуда и как ученые узнают о том, как жили люди раньше, много веков назад?
Слайд 25
Как вы думаете, какими чертами характера обладали древние славяне?
Слайд 26
Пословицы, в которых отражены черты характера славян: Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Родина – мать, умей за неё постоять. Где смелость, там и победа. Храбрость города берёт. Все за одного, один за всех. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Землю солнце красит, а человека труд.
Слайд 27
Как вы думаете, какие славянские черты характера, славянские черты внешности, славянские манеры можно отметить в современном русском человеке?
Слайд 28
Как вы думаете, что необходимо знать детям о прошлом нашей Родины?
Слайд 29
В заключении нашей с вами беседы, предлагаю вам, ребята, сыграть в русскую народную игру «Колечко», которую очень любили на Руси.
Слайд 30
Используемые интернет ресурсы: 1. http://www.liveinternet.ru 2. http://ru.wikipedia.org 3. http://www.prehistoryforkids.archeologia.ru

Полный текст материала Презентация и конспект клубного часа на тему: «Наши древние предки славяне» для 1-3 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бондаренко Ольга Андреевна  OLGA66
26.11.2010 13 31232 4130

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК