Внеклассное мероприятие для младших школьников "Птичьи разговоры"
(Внеклассное мероприятие)
МОУ гимназия №3
город Грязи, Липецкая область
классный руководитель:
РОДИНА ИРИНА СЕМЕНОВНА
Тему сегодняшнего мероприятия вы узнаете, отгадав загадку:
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица)
Сегодня мы поговорим о птицах.
Птиц на земле довольно много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.
Одни птицы живут в лесу, другие – только в степи, третьи – там и тут. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в городах. А другие – только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят растительную пищу, в основном ягоды и семена.
Одни птицы селятся в дуплах, другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают разные. У одних птиц они появляются на свет голенькими и беспомощными, и родители с утра до позднего вечера хлопочут около них. Постепенно птенчики оперяются и вылетают из гнезда.
А у других птиц детишки, едва вылупившись из яйца, сразу встают на ножки и бегут за матерью. Они почти сразу умеют находить себе еду и прятаться в случае опасности. Одни птицы получили свои имена за голоса, другие – за цвет, третьи – за поведение.
Ученица
Символом мудрости со времен античной Греции является сова, символом храбрости и силы – орел. Не зря двуглавый орел присутствует в гербе России, а символом США является белоголовый орлан.
Учитель
О птицах написано много книг. Насколько хорошо вы знаете жизнь и повадки птиц, мы узнаем сегодня из игры.
(Участники делятся на две команды)
1 К О Н К У Р С «РАЗМИНКА»
Вопросы 1 команде
1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)
2. Какая птица выше всех летает? (Орел)
3. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)
Вопросы 2 команде
1.Какая птица в мире самая большая? (Страус)
2. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинаковая)
3. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)
2 КОНКУРС «Подумай и ответь»
Ведущий. Следующее задание легко выполнит тот, кто внимательно прочитал книги А. Поповкиной «Черные лебеди», В. Флинта «Где живет белый журавль», В. Суровой «Путешествие к пеликанам»
(Книги для домашнего чтения были предложены заранее на одном из уроков внеклассного чтения).
Вопросы 1 команде
1.В какой стране строят гнезда и выводят птенцов белые журавли?
(В России)
2. Каким образом пеликаны-матери выкармливают своих птенцов?
(Отрыгивают из зоба рыбу в клюв птенца)
3.Какие птицы прилетают в первой половине мая? (Соловьи)
Вопросы 2 команде
1. Сколько яиц откладывают журавли? (Два)
2. Как охотится серая цапля? (Стоит неподвижно, поджав одну ногу)
3.Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)
Подводятся итоги за 1и 2 конкурсы.
3 КОНКУРС «Кто быстрее»
(балл получает та команда, которая ответила первой)
1. На каких птиц похожи маленькие лебеди? (На утят)
2. Кто написал сказку «Гадкий утенок» (Г-Х Андерсен)
3. Какие еще сказки Андерсена вы помните, в заголовках которых есть название птиц? («Соловей», «Дикие лебеди»)
4.У какой птицы самый длинный язык? (у дятла – до 15 см)
5. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)
7. Какую пользу приносят синички? (Поедают жуков и личинок)
8. Как гуси защищают своих детей от непогоды? ( Прячут под своими крыльями)
9. Когда гуси бывают сильно злыми? (Когда у них появляются гусята)
10. Какая птица имеет очень длинный хвост ? ( Сорока)
4 КОНКУРС «Нарисуй»
Подумайте и нарисуйте правила поведения в природе, которые каждый человек должен соблюдать, чтобы птицы всегда радовали нас своим чудесным пением.
(В лесу нельзя кричать, чтобы не спугнуть птицу с гнезда; нельзя разорять птичьи гнезда; нельзя трогать яйца; весной нужно вывешивать скворечники, а зимой подкармливать птиц и др.)
Подвести итоги
5 КОНКУРС «Составь слово»
Из букв составь слово.
1 команде (тетерев)
2 команде (перепел)
6 КОНКУРС «Кто лучше знает пословицу»
Каждой команде раздают карточки, на которых написано начало пословиц.
* Птицу узнают в полете , а … (человека в работе).
* Слово – не воробей … (вылетит – не поймаешь).
* Лучше синица в руках, чем … (журавль в небе).
* Плоха птица, которая … (свое гнездо марает).
* Всяк кулик свое … (болото хвалит).
* Старого воробья на мякине … (не проведешь).
* Где птица не летает, а … (свое гнездо знает).
* Всякая пташка хлопочет - … (своего гнезда хочет).
Подвести итоги
7 КОНКУРС «Назвать автора»
Вопросы 1 команде
-Галчонок. (Э. Успенский « Дядя Федор, пес и кот»)
- Соловей . (Х.К. Андерсен «Соловей»)
- Гусь (С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»)
Вопросы 2 команде
- Утенок. (Х.К.Андерсен «Гадкий утенок»)
-Ласточка. (Х.К.Андерсен «Дюймовочка»)_
- Лебедь. («Х.К. Андерсен «Дикие лебеди»)
8 КОНКУРС «Кто больше знает народных примет»
Ворона кричит зимой — к метели.
Воробьи дружно расчирикались — к оттепели.
Зимой вороны летают и кружатся стаями — к морозу.
Вороны и галки зимой вьются в воздухе — перед снегом; садятся на землю—к оттепели.
Галки на вечер собираются гурьбой и кричат — к ясной погоде.
Синичка сутра пищит — ожидай мороза.
Снегирь зимой скрипит — на снег, вьюгу слякоть.
Гуси и утки зимой купаются в снегу — к оттепели и метели.
Воробьи прячутся в хворост — на мороз или перед метелью.
Куры стоят на одной ноге — к стуже, вертят хвостами — к метели.
Поздний отлет птиц — к теплой зиме.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Учитель
Ребята! Кто из вас знает, какая птица является символом мира на нашей планете?
Дети: Белый голубь.
Ученик
Белый голубь — это символ мира, а придумал его и изобразил знаменитый французский художник, испанец по происхождению, Пабло Пикассо в 1947 г. Свой рисунок он назвал «Голубь мира»
Ученик
Люди на улице подняли головы:
Голуби, голуби, белые голуби.
Шумом их крыльев город наполнен,
Людям о мире голубь наполнил.
Звучит песня «Летите, голуби!» (муз. И. Дунаевского, ел. М .Матусовского).
Танцевальная группа — несколько учащихся в «костюмах» белых голубей — исполняет танец.
Учитель.
Хочу рассказать вам, ребята, о Красной книге. Много разных зверей и птиц истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили клочка леса или степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники. Немало исчезло растений с лица Земли. Их срывали, выкорчевывали, сжигали. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, животных будет гибнуть все больше и больше, а растения больше не смогут расти. Чтобы этого не случилось, ученые составили официальную книгу – Красную книгу.
Писатель Николай Сладков, написавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: «Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя! В Красную книгу мира уже занесено 295 видов зверей, 312 видов птиц, которых уже нет на планете Земля или осталось очень мало – единицы. Но записать животное или растение в Красную книгу – еще не значит их сохранить, это пока только сигнал тревоги. Красная книга состоит из цветных иллюстрированных страниц. На черных страницах списка тех животных, кого мы уже никогда не увидим. На красных страницах записаны особо редкие животные. На желтых страницах те животные, количество которых быстро уменьшается. На белых страницах записаны те животные, численность которых всегда была невелика. На зеленых страницах – самых обнадеживающих – те животные, численность которых удалось сохранить.
Идея Красной книги – спасти весь животный и растительный мир Земли. А наша главная с вами обязанность – чтобы ни одно живое существо больше не попало в черные списки черных страниц.
Игра «Птицы и клетка».
Половина играющих, взявшись за руки, образуют круг — «клетку». Другая половина — «птицы». Они располагаются свободно по внешней стороне круга.
По сигналу руководителя игроки «клетки» движутся шагом (можно скачками) вправо, а «птицы» — влево.
По следующему сигналу «клетка» останавливается, играющие поднимают соединенные руки вверх. «Птицы» начинают пробегать под поднятыми руками в «клетку» и выбегаю из нее. По сигналу клетка закрывается, при этом игроки опускают руки, слегка приседая.»Птицы», оказавшиеся в клетке, считаются пойманными. Они в круг и берутся за руки с остальными игроками, увеличивая размер «клетки». После того как «клетка» захлопнется три или четыре раза, подводят итоги. Отмечают самых быстрых и ловких «птиц». Затем играющие меняются ролями.
Если в момент сигнала голова «птицы» будет внутри «клетки», она считается пойманной. Те «птицы», которые стараются не перебегать через «клетку», считаются пойманными.
Учитель
Это только игра. А можно ловить птиц и сажать их в клетки.
Ученица
Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойнее тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора –
Оно высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.
Источники материала:
1. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»
Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина «ВАКО» Москва 2004
2. «Я иду на урок в начальную школу» (природоведение) Москва
«Первое сентября» 2002
3. Воспитательная работа в 4 классе. Волгоград «Экстремум» 2004
4. Картинка
http://hunter07.mylivepage.ru/image/1347_%D0%9F%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B
На странице приведен фрагмент.
Автор: Родина Ирина Семеновна
→ rodina16 21.01.2011 0 6680 742 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.