Мастер-класс «Работа с учебником: проблемы, поиск, результат», 10 класс


Королева Ирина Борисовна

заместитель директора по УВР

МОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г. Озёры



Мастер класс «Работа с учебником: проблемы, поиск, результат»


Проводится на учениках 10 класса

Цель: представить практический опыт работы учителя вечерней школы по внедрению технологии развития критического мышления и элементов исследовательской и поисковой деятельности в учебно-воспитательный процесс.

Форма проведения: мероприятие должно носить практико-ориентированный характер с использованием активных форм работы с элементами дискуссии.

Проводит: учитель биологии Королева И.Б.ВКК

Категория участников: учителя-предметники.

Продолжительность: 20-30 мин.

Этапы работы

Содержание этапа

  1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером: минут.

Общие положения. Рекомендации.

«Ведь если я гореть не буду,

Ведь если ты гореть не будешь,

Ведь если он гореть не будет,

Ведь если мы гореть не будем,

то кто тогда согреет Мир»


Ко мне на урок приходят одновременно дети с разными способностями, склонностями, увлечениями, различным уровнем подготовки. В этом случае моя задача– включить в активную работу по своему предмету каждого ребенка, чтобы каждому было интересно, чтобы каждый за 45 минут урока прожил маленькую жизнь сопряжения с другими, а не просто считал минуты до звонка. Поэтому я стараюсь предоставить каждому ученику вечерней школы возможность испытать свои силы в разнообразной по форме, содержанию и направленности, совместной деятельности с учетом его индивидуальности и выбора, используя при этом различные современные образовательные технологии. НО любая технология бессильна при отсутствии под рукой рабочего учебника.

Задача образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях биологии, географии, математики или физики но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить обычный школьный учебник.
Существует множество различных объективных и субъективных причин, по которым учителя редко обращаются к учебнику на уроке: желание показать свою эрудицию, ложный страх, что ученики сочтут незнайкой, неудачные учебники, стремление к новым формам работы и т.д. Как правило, учебник используется для закрепления и повторения материала дома и то не всегда. Но работа с учебником именно на уроке, под руководством учителя, позволяет использовать его не только как источник информации, но и как средство для формирования учебных навыков. Таких, как умение самостоятельно получать знания, находить и выделять главное, систематизировать и фиксировать мысли в виде планов, конспектов, схем, таблиц и опорных конспектов, которые облегчают формирование приемов сравнения и обобщения.


Анкета для учеников


1.Что такое учебник?



  1. Насколько он необходим в учебном процессе?

а) без него не обойтись б) не так уж и важен в) не нужен


3.Умеешь ли ты работать с учебником?

а) умею б) не с каждым в) не умею

  1. Самый нужный учебник –

  2. Самый ненужный учебник –

  3. Каким ты видишь идеальный учебник?


Анкета для учителя


  1. Что такое учебник?




  1. Довольны ли Вы учебниками по своему предмету?

а) да б) не совсем в) нет

  1. Как часто Вы используете учебник на уроке?

а) каждый урок б) иногда в) не использую

4. Есть ли у Вас система работы с учебником на уроке?

а) да б) в поиске в) нет

5. Умеют ли дети работать с учебником?

а) да б) не все в) нет

6. Можно ли провести урок по Вашему предмету без учебника?

а) да б) иногда в) нельзя

7. Можно ли усвоить материал по вашему предмету, не обращаясь к учебнику?

а) да б) некоторые темы в) нельзя

8. Что бы Вы изменили в учебниках по Вашему предмету?

а) сократить теоретический материал

б) добавить практические задания

в) оставить без изменений

9. Ваш любимый учебник?


10. Каким Вы видите идеальный учебник?




Задания при работе с учебником могут носить различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении. Кроме того, при этом значительно облегчается выполнение домашних заданий.
По данным анкетирования, проводимого педагогом-психологом школы все здесь собравшиеся – в будущем мои коллеги, т.е. люди, которые хотели бы поступить в педвузы и стать учителем.

Для учителя, начинающего работу, большое подспорье оказывает рабочий учебник, который в нужный момент всегда под рукой. Бывает и так, что интернет отключили, библиотека – не работает, а подготовиться к уроку надо. И единственное, что есть под рукой - твой учебник. Сегодня мы на конкретных примерах покажем, как работаем на уроках с учебником.


2.     Представление системы работы: 5-7 минут

Первая форма работы – устные или письменные ответы на вопросы к параграфу. Эта работа часто игнорируется учителями, хотя позволяет решать сразу несколько задач:

способствует закреплению материала в ходе урока (фронтально);
– формирует умение отвечать кратко и четко;
– облегчает дифференцированный подход к обучению: ученикам с разным уровнем подготовки даются разные по сложности вопросы (при этом слабоуспевающие ученики могут получать положительные оценки);

УЧЕБНИК БИОЛОГИИ 11 класса: тема «Строение клетки»

Ответить на вопросы после параграфа.


Более сложной формой работы является заполнение таблиц. Оно развивает умения краткости изложения и отбора информации. Тема «Страны Азии»


Название страны

Столица

Численность населения

Форма АТУ






Одной из наиболее важных сторон обучения является работа с терминами. От усвоения новой терминологии во многом зависит и усвоение самого материала. Если учащиеся не могут до конца понять, что обозначает термин, или пропустят объяснение какого-либо понятия, то в дальнейшем им будет трудно усвоить новую информацию.

1. Устная работа. Машиностроение.


Письменная работа

2.


Составление схем, которые являются наиболее кратким и наглядным изложением текстовой информации – также весьма важная форма работы.

Сравнительно-аналитическая работа

Сравнение и анализ – иной уровень работы с учебником. Обучение соответствующим приемам ведется практически параллельно с описанными выше, т.к. они также требуют умения находить главное, кратко записывать и четко формулировать мысли.

«Сравнительная характеристика молекул ДНК и РНК»

Большую помощь в работе с учебником оказывают и рисунки. Их можно использовать для выполнения заданий по анализу и сравнению. Такие задания целесообразно предварять небольшими инструкциями.

1. Как называется рисунок?
2. Что на нем показано?
3. Расскажите об изображенных явлениях или процессах и сравните их
4. Сделайте вывод.

Творческая работа с учебником

Составление вопросов. Ну что, казалось бы, может быть проще, чем задавать вопросы? Однако на самом деле это требует от учеников вполне определенных усилий. Тем более что их вопросы не должны дублировать вопросы, приведенные в параграфе учебника.
Вопросы могут носить произвольный характер или начинаться определенным образом. Например: «Докажите, что... »; «Объясните, почему...»; «Какой вывод можно сделать из... ».














Какой вывод можно сделать из данного графика?


увеличился ежегодный прирост населения по сравнению с серединой ХХ в.



  1. Проведение имитационной игры:

1-2 минуты

Сегодня мы вместе научимся анализировать рабочий учебник на предмет полного и интересного изложения в нем конкретной темы. Тем более что эту работу вы проделаете и как ученики, и как будущие учителя.

А тему сегодняшнего исследования вы подскажите сами.

26 лет до выхода на орбиту земля советского космического корабля « Восток» с человеком на борту Константин Эдуардович Циолковский сказал: «Не хочется умирать на пороге проникновения человека в Космос. Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего  в межпланетное пространство… Он русский… Он гражданин Советского Союза. По профессии, вероятнее всего, лётчик. У него отвага умная, лишённая дешёвого безрассудства. Представляю его открытое «русское лицо, глаза сокола».
Эти слова произнесены великим учёным в 1938 году. Этому известному мальчику было в то время около года. Кто мог предречь тогда, что именно этот мальчик, рожденный в семье смоленских колхозников, станет первым из тех обитателей планеты, на чью долю выпадает, разорвав путы земного притяжения, проникнуть в межпланетное пространство? О ком идет речь?

О Ю.А. Гагарине

Программа изучения предмета такова, что на изучение тем, связанных с полетом человека в космос отводится 1 час в 9 классе и то материал для проведения урока учитель находит сам из разных источников. Сейчас я прошу поднять вверх руки учеников с карточками красного цвета: вы становитесь рецензентами учебника 9 класса.

У кого синие карточки- рецензенты учебника 10 класса, а желтого - рецензентами учебника 11 класса. Для работы вашим группам предоставляются учебники и 5 минут времени, что бы ответить на вопросы:

1. По оглавлению посмотрите, есть ли в учебнике темы о полете человека в космос?



  1. Полно ли изложен материал? (если он там есть)


3. Укажите темы, в которых можно представить материал о космосе, но его там нет


Проанализировав учебники, мы совместно пришли к выводу, что тема полета человека в космос, в том числе о первом человеке, полетевшем в космос - Ю.А. Гагарине не раскрыта.

Сейчас у вас есть возможность представить макеты страниц, которые вы бы хотели видеть в учебнике.

  1. Моделирование:

5 минут

Представление группами макетов страниц. (см. приложение)

  1. Рефлексия:

  2. 2-3 минуты

         проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.



Для меня очень жаль, что учебник не может передать звука полета космического кораблю, мы не можем услышать знаменитые слова Гагарина «Поехали». Он не может передать тех красок космоса, что Гагарин первым из людей увидел. Но простой школьный учебник, со словами «Петька-дурак» должен быть запоминающимся. И как знать, может кто то из вас еще дополнит страницы этих учебников этими интересными фактами.

ВИДЕО о ГАГАРИНЕ.






















































































Макет № 1.




Страна:  СССР

Специальность: Лётчик-космонавт

Воинское звание:

Миссии: Восток-1 (12 апреля 1961)
1-й человек в космосе

Дата рождения: 9 марта 1934(1934-03-09)

Место рождения: деревня Клушино,
Гжатский район,
Западная область, РСФСР, СССР

Дата смерти: 27 марта 1968(1968-03-27) (34 года)

Место смерти: около города Киржач,
Владимирская область,
РСФСР, СССР

Награды:





Иностранных государств:

Множество почётных званий, зарубежных наград





Макет № 2.

Память…

Почтовый конверт, посвящённый Ю. Гагарину

Почтовый конверт, посвящённый Ю. Гагарину

Почтовая карточка, на которой изображены Ю. Гагарин и Г. Титов

Почтовая карточка, посвящённая Ю. Гагарину

Туркменский ковёр-портрет Ю. А. Гагарина


Памятник Юрию Гагарину на аллее Космонавтов в Москве


Макет № 3.

То, что вы не знали о космонавтах

Когда в Космос полетел Гагарин, его тоже немного покормили. Ему давали гомогенизированные продукты в тубах. У Гагарина было всего девять продуктов.

Теперь в Космос посылают продукты сублимированные. Сублимация - это обезвоживание продукта сначала путем заморозки до минус 50 градусов, а затем, в условиях вакуума, высушивания: в течение 32 часов он нагревается до плюс 50-70 градусов. При сублимации лед не превращается в воду, а сразу испаряется, а ценные вещества, обычно выходящие с влагой, остаются на месте.
Один из самых сложных для приготовления сублимированных продуктов – это чай. А один из самых вкусных, по признанию космонавтов - это сублимированный творог с клюквой и орехами. На вкус он как свежий.
Космические продукты - самые безопасные и самые натуральные. В них нет ни химических, ни синтетических добавок: неизвестно, как они себя поведут в космосе, где, в том числе, присутствуют солнечная радиация и магнитные волны.
В меню американских астронавтов раньше не было первых блюд. На 70% питание астронавтов состояло из готовых продуктов и только 30% блюд делалось специально.
Труднее всего в Космосе с водой. На космических кораблях осуществляется полная регенерация воды: даже отходы жизнедеятельности очищаются и снова превращаются в водичку.
Хлеб запаковывают в упаковки, которых хватает ровно на один укус. Дело в том, что летающие крошки могут попасть в дыхательные пути. Хлеб поставляет институт хлебопекарной промышленности, в вакуумной упаковке. Космонавты его подогревают.
Подогрев еды происходит в специальном приспособлении для этого на рабочем столе. И в нем же подогревают консервные банки - в закрытом виде. А в сублимированную еду просто наливают горячей воды.
Иностранцы пытаются провести в Космос продукты, к которым они привыкли. Правда, сначала их проверяют. Когда летал француз, один сыр не допустили – уж слишком он был биологически активен.
Поднять в космос 1 кг веса стоит от 5 до 10 тысяч долларов. А человеку в сутки требуется 1,5-1,7 кг еды. Так что еда космонавта стоит от 10 000 рублей в день.


Полный текст материала Мастер-класс «Работа с учебником: проблемы, поиск, результат», 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Королева Ирина Борисовна  учитель2009
20.03.2011 4 5140 1003

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК