Презентация и статья "Информационная безопасность подрастающего поколения"


ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Одинцова Алена Михайловна (odinz-alena@mail.ru)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №155 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (МАОУ лицей №155)


Аннотация

Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников. С помощью компьютера они быстрее усваивают тот или иной материал, вовлекаются в учебный процесс в качестве активных участников. С другой стороны, стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения. В статье подымается вопрос по обеспечению информационной безопасности обучающихся.


На сегодняшний день информационная компетентность для выпускника является не привилегией, а необходимостью для успешной социализации. Дети поколения Рунета растут в обществе, сильно отличающемся от того, где росли их родители. Одной из важнейших координат в новой социальной ситуации развития подростков становится Интернет.

По данным Госкомстата России, ВЦИОМ, ФОМ в России на сегодняшний день насчитывается около 8-10 млн. пользователей Интернета в возрасте до 14 лет. Всего 44% школьников заявили, что используют интернет для учебы, причем только 10% делают это часто, а 34% иногда. Более четверти детей проводят в сети от 7 до 14 часов в неделю т.е. около 1-2 часов в день, каждый шестой ребенок от 14 до 21 часа. В то же время каждый пятый ребенок находится в онлайне более 21 часа в неделю, а это уже практически сутки. В среднем по российским регионам примерно каждый восьмой школьник признался, что "живет в интернете" они проводят онлайн по двое или трое суток в неделю.

Стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения.

Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования.

В число интернет-угроз, подстерегающих юных пользователей, входят: доступ к нежелательному содержимому; сообщение конфиденциальной информации собеседникам в сети; контакты с незнакомыми людьми посредством чатов, интернет-пейджеров, электронной почты; угроза заражения компьютера вредоносным ПО; неконтролируемые покупки в интернет-магазинах и т.д.

По данным исследования европейского Агентства Защиты Детей, 44% ребят, регулярно выходящих в Интернет, подвергались сексуальным домогательствам при виртуальном общении, 11% испытывали его несколько раз. Ещё большее число детей получало оскорбительные сообщения от других интернет-пользователей.

Кроме того, исследование показало, что 19% детей иногда просматривают порносайты, еще 9% делают это регулярно. Эротические чаты посещают 26% юных интернетчиков, на сайты, содержащие сведения о насилии, заглядывают 38%, пропагандирующие национализм 16%.

Самую большую угрозу, по оценке европейских исследователей, представляет выманивание и распространение личной информации в Сети. Больше половины опрошенных старшеклассников часто дают в интернете номер своего домашнего телефона, номер мобильного, номер школы или класса, свои фотографии и фотографии родственников, адрес своей электронной почты.

14.5% детей, принявших участие в опросе, назначали встречи с незнакомцами через Интернет, 10% из них ходили на встречи в одиночку, а 7% никому не сообщили, что с кем–то встречаются.

Помимо перечисленных рисков интернет несет еще одну опасность, напрямую связанную с личностными изменениями пользователей, развитие интернет-зависимости. Подростки в наибольшей степени подвержены этой угрозе.

Родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей. Для этого нужна хорошо продуманная методика обучения основам информационной безопасности.

Учитель должен понимать, зачем он отправляет детей в Интернет. Учить «с интернетом» нынче модно. Всегда ли это оправдано? Учителя информатики на уроках информатики проводят инструктажи по правилам поведения в сети Интернет, однако этого не достаточно.

В МАОУ лицей №155 разработана политика приемлемого использования Интернета, представляющая собой список правил, в соответствии с которыми дети должны работать в Сети. Проведен педагогический совет на тему «Информационная безопасность в Сети Интернет». На родительских собраниях классные руководители проинформировали родителей о проблемах информационной безопасности в Интернет, о способах ограждения детей от опасного контента (фильтры, программы родительского контроля, антивирусные программы, детские браузеры и поисковые системы, детские социальные сети).

Учителя лицея активно привлекают родителей к совместному участию с детьми в различных сетевых проектах.

По сравнению с родителями и педагогами российские подростки в целом имеют не только более высокий уровень пользовательской интернет-активности, но значительно быстрее накапливают пользовательский опыт. Это серьезный фактор, способный помешать взрослым активно включаться в деятельность ребенка в Сети и влиять на перспективы его развития. Поэтому сегодня особенно важно, чтобы родители и педагоги, осознав значимость Интернета в развитии школьников, сами могли соответствовать новой социальной ситуации. Только тогда станут реальными и эффективное использование возможностей глобальной Сети в обучении и воспитании, и адекватные стратегии защиты подростков от интернет-рисков.


Литература

  1. http://www.fid.su/projects/research/mysafernet/01/ — Фонд развития Интернет.

  2. Семенова О. Н. « Безопасность детей при работе за компьютером», http://festival.1september.ru/authors/219-944-397


Слайд 1
Информационная культура и безопасность среди подрастающего поколения Одинцова Алена Михайловна, заместитель директора по ИТ
Слайд 2
Скорость распространения информационных технологий в наши дни становится все стремительнее. Сегодня мы говорим уже о 600 миллионах пользователей персональных компьютеров, и в ближайшей перспективе 2 эта цифра может превысить 1 миллиард.
Слайд 3
3
Слайд 4
Для защиты детей в онлайновой среде не существует единственно верного решения. Это глобальная проблема, которая требует глобального решения всех слоев общества, включая самих детей и подростков. 4
Слайд 5
Данные Госкомстата России, ВЦИОМ, ФОМ, опросов Рамблера, Рамблера Топ100  в России на сегодняшний день насчитывается около 8-10 млн. пользователей Интернета в возрасте до 14 лет;  25% пятилетних детей используют Интернет;  порядка 6,3 млн. детей выходят в Интернет из школы;  две трети детей, выходящих в сеть из дома, делают это самостоятельно;  родительский контроль над пользованием ребёнком Интернетом сохраняется до 11 лет. 5
Слайд 6
6
Слайд 7
7
Слайд 8
8
Слайд 9
9
Слайд 10
В число интернет-угроз, подстерегающих юных пользователей, входят:  доступ к нежелательному содержимому;  сообщение конфиденциальной информации собеседникам в сети;  контакты с незнакомыми людьми посредством чатов, интернет-пейджеров, электронной почты и т.д.  назначение личных встреч;  угроза заражения компьютера вредоносным ПО;  неконтролируемые покупки в интернет-магазинах и т.д. 10
Слайд 11
Контентные риски 11
Слайд 12
Вредоносные программы 12
Слайд 13
Кибермошенничество. ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ХИЩЕНИЯ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ? Если вы подозреваете, что ваши личные данные украдены, немедленно принимайте меры:  Измените пароли.  Поставьте в известность отдел обслуживания клиентов соответствующих организаций.  Поставьте в известность свой банк или финансовую организацию, если необходимо, то закройте или временно заблокируйте ваши счета.  Запросите отчет о финансовых операциях и проверьте их корректность, о выявленных расхождениях поставьте в известность вашу финансовую организацию.  Записывайте и сохраняйте абсолютно все.  После выполнения всех действий всегда делайте копии документов. 13
Слайд 14
Коммуникационные риски  Незаконный контакт - это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка.  Киберпреследование это преследование человека сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью интернет-коммуникаций 14
Слайд 15
15
Слайд 16
Нормативные документы, обеспечивающие информационную безопасность в школе  Регламент работы в сети Интернет.  Регламент работы с электронной почтой.  Регламент работы по запуску и обновлению антивирусного программного обеспечения.  Положение о локальное вычислительной сети.  Инструкция для сотрудников школы о порядке действия при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет.  Должностная инструкция ответственного за использование ресурсов Интернет.  Должностная инструкция, ответственного за внедрение системы контентной фильтрация.  Положение о школьной команде по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете.  Классификаторы информации, распространение которой запрещено в соответствие с 16 законодательством Российской Федерации.
Слайд 17
 Варианты обеспечения безопасности учителемполитика приемлемого использования Сети; предметником:  использование закрытых сред обучения, например, где могут оставлять свои комментарии только те, кто получил соответствующий доступ от учителя, ведущего блог;  постановка конкретной учебной задачи: что хочу найти? где? как использую?  формирование навыков критического мышления;  список проверенных учителем ресурсов, с которых предлагается использовать информацию;  фильтры и контроль системного администратора;  вовлечение родителей в школьную жизнь;  безопасность школьных вебсайтов. 17
Слайд 18
Фильтрация контента 18
Слайд 19
Детские поисковые системы Поисковая система "АгА" Детский браузер Гогуль 19 Интерактивное облако подсказо
Слайд 20
Детские социальные сети Мир Бибигона Смешарики (http://www.smeshariki.ru/ ) Webkinz (http://www.webkinz.com/ru_ru/ 20 Твиди (http://www.tvidi.ru/ch/Main/) ClassNet(http://www.classnet. ru/ )
Слайд 21
21

Полный текст материала Презентация и статья "Информационная безопасность подрастающего поколения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Одинцова Алена Михайловна  alena0870
22.05.2011 6 13567 2919

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК