Слайд 1
Информационная
культура и
безопасность среди
подрастающего
поколения
Одинцова Алена
Михайловна,
заместитель директора по ИТ
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Одинцова Алена Михайловна (odinz-alena@mail.ru)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №155 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (МАОУ лицей №155)
Аннотация
Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников и даже дошкольников. С помощью компьютера они быстрее усваивают тот или иной материал, вовлекаются в учебный процесс в качестве активных участников. С другой стороны, стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения. В статье подымается вопрос по обеспечению информационной безопасности обучающихся.
На сегодняшний день информационная компетентность для выпускника является не привилегией, а необходимостью для успешной социализации. Дети поколения Рунета растут в обществе, сильно отличающемся от того, где росли их родители. Одной из важнейших координат в новой социальной ситуации развития подростков становится Интернет.
По данным Госкомстата России, ВЦИОМ, ФОМ в России на сегодняшний день насчитывается около 8-10 млн. пользователей Интернета в возрасте до 14 лет. Всего 44% школьников заявили, что используют интернет для учебы, причем только 10% делают это часто, а 34% — иногда. Более четверти детей проводят в сети от 7 до 14 часов в неделю — т.е. около 1-2 часов в день, каждый шестой ребенок — от 14 до 21 часа. В то же время каждый пятый ребенок находится в онлайне более 21 часа в неделю, а это уже практически сутки. В среднем по российским регионам примерно каждый восьмой школьник признался, что "живет в интернете" — они проводят онлайн по двое или трое суток в неделю.
Стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения.
Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования.
В число интернет-угроз, подстерегающих юных пользователей, входят: доступ к нежелательному содержимому; сообщение конфиденциальной информации собеседникам в сети; контакты с незнакомыми людьми посредством чатов, интернет-пейджеров, электронной почты; угроза заражения компьютера вредоносным ПО; неконтролируемые покупки в интернет-магазинах и т.д.
По данным исследования европейского Агентства Защиты Детей, 44% ребят, регулярно выходящих в Интернет, подвергались сексуальным домогательствам при виртуальном общении, 11% испытывали его несколько раз. Ещё большее число детей получало оскорбительные сообщения от других интернет-пользователей.
Кроме того, исследование показало, что 19% детей иногда просматривают порносайты, еще 9% делают это регулярно. Эротические чаты посещают 26% юных интернетчиков, на сайты, содержащие сведения о насилии, заглядывают 38%, пропагандирующие национализм — 16%.
Самую большую угрозу, по оценке европейских исследователей, представляет выманивание и распространение личной информации в Сети. Больше половины опрошенных старшеклассников часто дают в интернете номер своего домашнего телефона, номер мобильного, номер школы или класса, свои фотографии и фотографии родственников, адрес своей электронной почты.
14.5% детей, принявших участие в опросе, назначали встречи с незнакомцами через Интернет, 10% из них ходили на встречи в одиночку, а 7% никому не сообщили, что с кем–то встречаются.
Помимо перечисленных рисков интернет несет еще одну опасность, напрямую связанную с личностными изменениями пользователей, — развитие интернет-зависимости. Подростки в наибольшей степени подвержены этой угрозе.
Родители и педагоги сначала сами должны научиться азам компьютерной безопасности, а потом научить этому своих детей. Для этого нужна хорошо продуманная методика обучения основам информационной безопасности.
Учитель должен понимать, зачем он отправляет детей в Интернет. Учить «с интернетом» нынче модно. Всегда ли это оправдано? Учителя информатики на уроках информатики проводят инструктажи по правилам поведения в сети Интернет, однако этого не достаточно.
В МАОУ лицей №155 разработана политика приемлемого использования Интернета, представляющая собой список правил, в соответствии с которыми дети должны работать в Сети. Проведен педагогический совет на тему «Информационная безопасность в Сети Интернет». На родительских собраниях классные руководители проинформировали родителей о проблемах информационной безопасности в Интернет, о способах ограждения детей от опасного контента (фильтры, программы родительского контроля, антивирусные программы, детские браузеры и поисковые системы, детские социальные сети).
Учителя лицея активно привлекают родителей к совместному участию с детьми в различных сетевых проектах.
По сравнению с родителями и педагогами российские подростки в целом имеют не только более высокий уровень пользовательской интернет-активности, но значительно быстрее накапливают пользовательский опыт. Это серьезный фактор, способный помешать взрослым активно включаться в деятельность ребенка в Сети и влиять на перспективы его развития. Поэтому сегодня особенно важно, чтобы родители и педагоги, осознав значимость Интернета в развитии школьников, сами могли соответствовать новой социальной ситуации. Только тогда станут реальными и эффективное использование возможностей глобальной Сети в обучении и воспитании, и адекватные стратегии защиты подростков от интернет-рисков.
Литература
http://www.fid.su/projects/research/mysafernet/01/ — Фонд развития Интернет.
Семенова О. Н. « Безопасность детей при работе за компьютером», http://festival.1september.ru/authors/219-944-397
Автор: Одинцова Алена Михайловна
→ alena0870 22.05.2011 6 13868 2936 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.