Из опыта работы по теме "Об исполнении индивидуальной программы реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях МДОУ"


Департамент образования Администрации города Ноябрьска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«СНЕГУРОЧКА»















Об исполнении индивидуальной программы реабилитации ребенка с ограниченными

возможностями здоровья в условиях МДОУ










Халява Мария Степановна

Тюменская обл.

г.Ноябрьск

МДОУ «Снегурочка»

заведующая

Из опыта работы







Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Психическое развитие детей с врожденным нарушением слуха отмечается рядом характерных особенностей. Медицинские исследования причин нарушения слуха указывают на инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, акустические или конфузные травмы. Глухота или тугоухость могут быть как наследственными, так и врожденными или приобретенными.

Раннее выявление слуха и раннее начало слуховой тренировки являются первостепенным условием успешной слуховой реабилитации, и невыполнение его не может быть скомпенсировано в полной мере ни особенной аппаратурой, ни интенсивной тренировкой.

С 2003 года на базе МДОУ «Снегурочка» функционирует группа для детей с нарушенным слухом. За время функционирования этой группы было выпущено 11 детей в СОШ города Ноябрьска, 5 из которых, обучаются в массовой школе, 6 детей – в С(К)ОШ. . В МДОУ в 2009 – 2010 учебном году в специальной группе II вида обучалось 6 детей с нарушенным слухом, из них 3 ребенка – инвалида, в нынешнем учебном году – в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха обучается 6 детей, из них - 2 ребенка - инвалида. МДОУ «Снегурочка» обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья условия для обучения, воспитания, лечения, реабилитации, социальной адаптации, интеграцию в социум. Существует определенная организация реабилитационных мероприятий с детьми данной группы, которая разрешает многие проблемы. Степень воздействия этих мероприятий на каждого ребенка разная, но все они влияют на процесс его развития и обучения. Педагогами ДОУ пристально изучаются рекомендации индивидуальных программ реабилитации.

Основные реабилитационные мероприятия, проводимые с детьми с ограниченными возможностями здоровья, включают в себя:

  • технические средства реабилитации;

  • медицинские средства реабилитации;

  • социальную реабилитацию;

  • психолого-педагогическую реабилитацию.


За время существования данной группы кохлеарная имплантация сделана 5 детям - инвалидам, слуховым заушным аппаратом на оба уха протезированы 3 ребенка.

Кабинет учителя – дефектолога оснащен индивидуальным слуховым тренажером «Соло», звукоусиливающей аппаратурой «Эхо» для групповых и индивидуальных занятий.

Медицинская реабилитация – это комплекс восстановительных терапевтических мероприятий проводимых в МДОУ и направленных на компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, которые заключаются в получении следующих услуг:

- массаж;

- медикаментозное лечение;

- физиотерапия – 2 раза в год;

- электрофорез;

- консультация специалистов.

Реабилитация средствами образования заключается в целостном влиянии на личность нетипичного ребенка, в целях формирования способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами, окружающей действительности, на определение и предупреждение вторичных отклонений в развитии.

Многие дети с нарушенным слухом отличаются характерными особенностями поведения в виде повышенной психической истощаемости, эмоциональной возбудимости, склонности к негативизму, двигательной расторможенностью.

Поэтому реабилитация средствами образования направлена на проведение:


  • психолого-педагогической коррекции;

  • коррекции эмоционально-волевых реакций;

  • коррекции поведенческих реакций;

  • коррекции речевых недостатков.

Она заключается в целостном влиянии на личность ребенка в целях формирования успешной социализации.

Речь ребенка с нарушенным слухом имеет свои особенности, характеризуется неразборчивостью, глухостью, замедленным темпом или полным ее отсутствием.

Работа по реабилитации таких детей направлена на решение следующих задач:

  • обучению восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний;

  • создание и совершенствование слухо-зрительной основы восприятия устной речи,

  • формирование навыков речевой коммуникации.

Реабилитацию средствами образования осуществляют учитель-дефектолог, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Для того, чтобы работа с глухими и слабослышащими детьми давала ожидаемые результаты, способствовала возможному преодолению специфических трудностей, испытываемых ими в ходе обучения, должна строиться на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей развития детей. Такое изучение осуществляется в процессе анализа заключения психолого- педагогической комиссии, рассмотрения медицинской документации, тщательного психолого-педагогического обследования ребенка.

Всестороннее психолого-педагогическое обследование ребенка с нарушенным слухом является начальным этапом подготовки к разработке индивидуальной коррекционно-развивающей программы. К составлению индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы преступают после завершения обследования все участвовавшие в нем специалисты.

В индивидуальные программы включаются материалы по всем направлениям коррекционно-развивающей работы, подобранные в соответствии с результатами психологического обследования, обеспечивающий физическое, познавательное, речевое, эстетическое развитие, формирование всех видов детской деятельности.

В программе отражается последовательность этапов проведения индивидуальной работы. В реализации индивидуальной программы развития участвуют и родители ребенка. Такая работа ведется на протяжении всего учебного года. В плане индивидуальной работы фиксируются результаты проведенной работы за первое полугодие и учебный год соответственно с указанием рекомендаций по дальнейшей коррекционной работе.

Индивидуальные коррекционно-образовательные программы учителя-дефектолога направлены на формирование речи детей с нарушенным слухом. На развитие ее различных форм, прежде всего устную, которая является основой общения. Формирование произносительных навыков у детей с нарушенным слухом происходит в процессе проведения упражнений, направленных на поддержание этих реакций и появление новых звуков и их сочетаний. Развитие слухового восприятия имеет большое значение для познавательного развития ребенка, формирования механизмов восприятия речи и произношения. В содержании работы учителя-дефектолога отражается направление работы с ребенком по развитию разных видов восприятия, мышления, количественных представлений.

Работа воспитателей индивидуальных коррекционно-образовательных программ направлена на формирование ведущей (игровой) и продуктивных видов деятельности. Содержание работы по формированию у детей игровой деятельности направлена на формирование предметных действий, формированию сюжетной игры и элементов сюжетно-ролевой игры. Содержание работы по формированию у детей продуктивных видов деятельности направлено на формирование интереса к изобразительной деятельности, элементов технических умений в рисовании, лепке, аппликации, разных способов моделирования, формирования ручной умелости и хозяйственно-бытовых навыков.


Индивидуальные коррекционно-образовательные программы инструктора по физической культуре направлены на общефизическое укрепление здоровья ребенка, восстановление и компенсацию моторно-двигательного развития. Работа направлена на совершенствование имеющихся двигательных функций ребенка, развитию и коррекции основных движений, а также двигательных навыков.

Индивидуальные коррекционно-образовательные программы музыкального руководителя направлены на развитие слухового внимания, музыкально-ритмических движений, на способность эмоционально воспринимать музыку.

Психологическая реабилитация направлена на психокоррекционную работу с детьми и созданию благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с отклонениями в развитии, формирование положительных установок в сознании родителей.

Педагог-психолог проводит игровые занятия в сенсорной комнате с целью снятия психоэмоционального напряжения, развития двигательной активности, моторики, формирование саморегуляции поведения.

Содержание психологической реабилитации с родителями – это обеспечение эмоциональной, смысловой поддержки семьи в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного или социального бытия.

Психологическая реабилитация семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья ориентирована на оказание помощи в решении проблем в семье, на восстановление, укрепление и развитие ее внутреннего потенциала и общественно значимых функций семьи.

Для преодоления внутриличностных конфликтов и проблем родителей, в нашем ДОУ организована работа детско–родительского клуба поддержки матерей имеющих детей с нарушенным слухом «Мой особый ребенок».

На занятиях клуба мамы получают информацию о значимости своей роли в процессе развития детей, необходимости учета индивидуальных особенностей детей и вреде, который наносит ребенку неправильное отношение к нему в семье. Проводиться работа по формированию и отработке навыков установления различных видов контакта (голосового, визуального, тактильного, эмоционального) матери и ребенка.

Цель клуба – оптимизация детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушенным слухом.

Задачи клуба:

- получение родителями информации об особенностях развития детей с нарушенным слухом, роли среды и родителей в этом процессе;

- формирование у родителей навыков установления визуального, тактильного и голосового контактов с детьми;

- формирование положительного восприятия эмоционального отношения родителей к ребенку.

Социальная реабилитация, проводимая в нашем ДОУ, заключается в приспособлении ребенка с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе, в развитии их социальной самодостаточности, компетентности и активности.

Социальная реабилитация способствует интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество сверстников, поддержания контактов с родственниками, друзьями, участие в общественных мероприятиях.

Дети принимают участия в праздниках, развлечениях, конкурсах проводимых в ДОУ.

На городском уровне они участвовали в:

  • конкурсе детских работ «Дорога и мы»;

  • фестивале детского творчества «Дорогой добра»;

  • фестивале творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья «Будущее для всех»;


Также посещают кружки «Оригами», «Секция мяча»

Таким образом, реабилитационные мероприятия сопровождают ребенка все время его пребывания в детском саду и способствуют повышению:

  • положительной динамики состояния здоровья ребенка;

  • успешной интеграции в социум;

  • психолого-педагогической компетенции родителей.






































Использованная литература:

  1. Головчиц Л.А. Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха.- Москва ВЛАДОС. 2001

  2. Назарова Л.П. Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха.- Москва ВЛАДОС. 2001

  3. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе.- Москва ВЛАДОС. 2000

  4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Под редакцией Л.М.Шипициной.- Москва ВЛАДОС. 2003










Полный текст материала Из опыта работы по теме "Об исполнении индивидуальной программы реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях МДОУ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Халява Мария Степановна  wolverine
17.06.2011 0 2680 444

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК