Управленческий проект "Модернизация модели методической службы в рамках перехода на новые образовательные стандарты"
Анисимова Галина Павловна,
директор МБОУ «СОШ №4» г. Братска
Груздева Антонина Александровна,
заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №4» г. Братска
Управленческий проект "Модернизация модели методической службы в рамках перехода на новые образовательные стандарты"
Введение.
Обоснование необходимости модернизации
школьной методической службы
Одним из ключевых направлений
Национальной образовательной инициативы
«Наша новая школа» является развитие
учительского потенциала. Это, прежде
всего, связано с новой парадигмой
образования, ориентированной на
формирование у учащихся практических
навыков, на способность применять
знания, реализовывать собственные
проекты, т.е. формирование УУД. Актуальность
проблемы формирования универсальных
учебных действий обусловлена новыми
требованиями к системе образования,
которые определены в Федеральном
государственном образовательном
стандарте второго поколения.
Методологическую основу стандарта
составляет Программа формирования
универсальных учебных действий,
реализующая системно - деятельностный
подход в обучении, и их формирование
является приоритетным.
Так как любые преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой зависимости от уровня профессионально-педагогической компетентности, их личностных качеств, а также от уровня развития мотивационно - ценностной ориентации на профессию «педагог», то встает вопрос о необходимости развития профессиональной компетентности педагога, его мастерства, развития профессионально-ценностных ориентаций и качеств, творческого стиля мышления, освоение современных педагогических технологий, саморазвитии и полноценной самореализации в избранной профессии.
Современная
МС – это связующее звено между
деятельностью педагогического коллектива,
государственной системой образования,
психолого-педагогической наукой,
передовым педагогическим опытом. Она
содействует становлению, развитию и
реализации профессионального творческого
потенциала каждого педагога,
развитию и повышению творческого
потенциала педагогического коллектива
в целом.
Анализ работы методической службы в
нашей школе за последние 3 года
показывает, что структура МС
претерпевает изменения, однако очевидно,
что проведенные преобразования не
достаточны. (Таблица
1)
Так, например, ШМО учителей естественно
- научного цикла и учителей технических
дисциплин и физической культуры, на
протяжении нескольких лет показывают
недостаточный уровень эффективности
работы.
Таблица 1
Структура методической службы МБОУ «СОШ№4»
Директор
школы
Совет
школы
Заместитель
директора по УВР
Педсовет
Методсовет
МО
учителей начальных классов
МО
общественных дисциплин
МО
учителей
русского языка и литературы
МО
учителей иностранного языка
МО
точных наук
МО естественно
-научного цикла
МО
технических дисциплин, физ. культуры
МО
классных руководителей
На
современном этапе методическую службу
характеризует:
- инерционность в определении ее целей;
- ориентация на решение преимущественно краткосрочных задач тактического характера;
- отсутствие опережающего видения роли методической работы в развитии кадровых ресурсов образовательного учреждения;
- невысокий инновационный потенциал системы методической работы;
- приверженность к линейно-функциональной организационной структуре управления, что существенно затрудняет адаптацию системы методической работы к изменениям в современном образовании.
Результаты работы МС по повышению профессионального мастерства педагогов в настоящее время не имеют 100% повышения квалификации педагогов.
Поскольку
работа МС в современном ОУ направлена
на развитие творческого потенциала
педагогов, а, в конечном счете, на рост
успеваемости и качества знаний учащихся,
то результаты сдачи ЕГЭ, результаты
участия школьников в олимпиадах
муниципального уровня, так же характеризуют
эффективность работы МС ОУ.
Анализ
результатов ЕГЭ и участия школьников
в муниципальном этапе олимпиад за
последние три года показывает, что нашей
школе необходима модернизация МС,
поскольку множество проблем остаются
нерешенными в течение нескольких лет,
а модернизация всей системы образования
обязывает создать гибкую модель,
способную предоставить педагогу право
выбора индивидуальной траектории
профессионального развития, формированию
профессиональной компетентности.
Таким образом, существуют противоречия, препятствующие модернизации методической службы:
- между возросшими требованиями и сложностью задач, стоящих перед методической службой, и их реальным состоянием;
- между необходимостью развития инициативы, самостоятельности и творчества участников методической деятельности и существующими методами управления методической работой в полном функциональном цикле;
- между постоянно растущими требованиями к педагогам и недостаточно высоким уровнем их профессионального мастерства;
- между требованиями по-новому осуществлять формы и направления методической деятельности и отсутствием готовности руководителей методических служб к этому процессу.
Концептуальные идеи развития ШМС.
Новая школа - это учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Социокультурные
вызовы современного общества предъявляют
все более высокие требования к педагогу,
уровню его общей культуры, интеллекту,
профессиональной подготовке. Обновление
системы общего образования предусматривает
повышение профессиональной самостоятельности
педагогов, предоставление им права на
конструирование содержания образования,
выбор форм и методов обучения и воспитания.
Все это увеличивает степень ответственности
МС за конечные результаты процесса
модернизации повышения квалификации
педагогов, совершенствование
профессиональной компетентности
педагогов, подготовку их к работе в
новой образовательной ситуации, в
создании условий для личностно -
профессионального роста.
Методическое
творчество возможно лишь при поддержке
позитивных инициатив педагогов,
налаженной системе сбора информации,
связанной с инновационными разработками
в системе образования.
В
процессе развития МС накапливает
собственный бесценный опыт. Движение
к новому, - например, к сетевому общению,
дистанционному обучению, работа по
инновационным программам и т.д.- желание
изменить практику, возникшие процессы
коллективного мышления и коллективного
действия, организация групп и команд и
как результат – переход к новому качеству
жизни школы – вот те реалии, которые
появились и должны получить качественное
развитие в процессе обновления школы.
Концепция
модели ШМС.
ШМС - это системная, коллективная
и индивидуальная деятельность
педагогических кадров, направленная
на повышение уровня профессиональной
компетентности, развитие способности
к внедрению инновационных изменений в
образовательном и воспитательном
процессах, а, в конечном счете, на
повышение качества и эффективности
образовательного процесса, достижение
целей, обусловленных потребностями
современного общества, социума, самой
школы. Принципы
создания новой модели МС.
- Коллективность
(коллегиальность). В
современных условиях, когда поток
научной, учебной, технической и иной
информации практически удваивается с
каждым годом, одному очень трудно
уследить за всем новым. Выход один –
коллективная работа. Успешная методическая
работа – плод только коллективного
труда.
- Учет
индивидуальных особенностей каждого
педагога.
Опора
на инициативу, интересы, возможности и
способности личности – существенно
важное условие эффективности методической
работы в целом.
- Комплексный
подход
к
решению проблемы позволяет определить
основные реальные и генеральные
направления деятельности.
- Конкретность
и актуальность
содержания методической работы.
Цель
проекта.
Модернизировать систему общешкольной
методической работы, посредством
введения новых форм МС, способных
разрешить противоречия между достигнутым
уровнем методической работы и новыми
требованиями, предъявляемыми к
образовательным результатам в условиях
перехода на новые образовательные
стандарты.
Миссия
методической службы школы:
Создание условий для успешной работы
педагогического коллектива в период
перехода от «знаниевой» парадигмы
образования в школе к «деятельностной».
Задачи работы методической службы школы.
Выбор и апробация управленческих механизмов, используемых в работе с педагогическим коллективом.
Изучение и внедрение в структуру методической службы школы современных форм методической работы, способствующих развитию мобильности педагогов.
Развитие кадрового потенциала посредством внешнего взаимодействия.
Создание новой модели школьной методической службы, обеспечивающей формирование компетентности, и повышение мотивации педагогов.
Организация системного, качественного мониторинга развития системы методической службы школы и результатов образовательной деятельности обучающихся.
Принципы деятельности методической службы.
Научность. Принцип научности заключается в необходимости формирования системы научных знаний, которые оказывают решающее влияние на развитие личности педагогического работника, на характер его мыслительной деятельности.
Проблемность. Принцип проблемности служит основанием для теоретического построения процесса усвоения новых понятий и способов действия в определенной логике.
Практическая направленность. Принцип практической направленности позволяет приблизить содержание учебного процесса к реалиям современного общества, учитывая его особенности. Здесь главное - научить решать свои собственные проблемы, осваивая новые методы и средства деятельности, сочетать процесс обучения с творческим решением проблем - познавательных, практических и прочих.
Оперативность, гибкость, мобильность. Предполагает гибкое реагирование на все изменения, перестройку в случае необходимости методической работы.
Систематичность. Принцип системности характеризует наличие в сознании педагогического работника структурных связей (связей строения), адекватных связям между знаниями внутри научной теории.
Преемственность и непрерывность. Преемственность в общем смысле понимается как «объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития», подразумевающая «не только ликвидацию старого, но сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед.
Дифференциация. Принцип дифференциации позволяет избежать дублирования видов деятельности, осуществляемых другими подразделениями, органами самоуправления (например, педагогическим советом и т.п.).
Конкретность. Предусматривает учет особенностей конкретной школы, дифференцированный подход к учителям.
Направления деятельности
- научно - методическая деятельность (изучение, апробация, внедрение научных достижений в области педагогики и психологии);
- организационно - методическая (помощь молодым специалистам, помощь педагогам в период подготовки к аттестации, организация работы всех структурных подразделений МС, методическая помощь в подготовке к ЕГЭ и реализации новых стандартов обучения);
- консультационная (организация групповых и индивидуальных консультаций для педагогов);
- аналитическая (мониторинг потребностей, затруднений, проблем педагогов, связанных с профессиональной деятельностью).
Методологическую
основу проектирования деятельности
методической службы составляют:
-
идеи
гуманизации образования, разработанные
в научных исследованиях Д.Лихачева,
В.П. Зинченко, А. Маслоу, Э. Фромма, А.Д.
Спирина;
- культурологический и ценностный подходы к образованию, отраженные в трудах И.Ф. Исаева, А.Г. Здравомыслова, В.А. Караковского;
- личностно-деятельностный подход в образовании (А.Н. Леонтьев, С.П. Рубинштейн, И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, и др.);
- теория личностно-ориентированного подхода в образовании (В.А.Беликов, В.Л. Ляудис, Н. Роджерс, И.С. Якиманская и др.);
- теория педагогической поддержки и психолого-педагогического сопровождения (О.С. Газман, М.Р. Битянова);
- теоретические положения об открытых образовательных системах (В.Г. Бочарова, В.А. Караковский, Ю.А. Конаржевский, О.Е. Лебедев, Л.И.Новикова, М.Н. Певзнер, Н.Л. Семенова);
- идея программно-целевого управления педагогической системой (В.А. Караковский, М.М. Поташник, Л.Ф. Спирин).
Управленческо-кадровый аспект
1. Каждое из направлений проекта курируется одним из заместителей директора, которые ежегодно представляет аналитическую справку о ходе реализации мероприятий проекта.
2. По каждому из направлений будут созданы проблемные творческие группы, ответственные за его реализацию.
3. Функция общей координации реализации проекта выполняет методический совет школы.
4. Мероприятия по реализации проектов являются основой годового план работы школы.
5. Информация о ходе реализации проекта ежегодно представляется на заседаниях Управляющего совета.
Механизмы
реализации проекта - деятельность
педагогического коллектива направлена
на решение каждой из поставленных задач
проекта. При выборе стратегии и механизмов
достижения поставленной цели ОУ
руководствуется как ранее апробированными,
обеспечивающими решение локальных
проблем, так и модифицированными
способами и методами: анализа,
программирования, оценки, мониторинга
и другими, направленными на решение
комплексных задач.
Выбор
мероприятий обеспечивает логическую
цепь педагогических действий и
руководствуется следующими критериями,
а именно, наличием у нашей школы:
- концептуального видения своей деятельности в проекте;
- результатов анализа всех составляющих школьного образования;
- необходимые ресурсы и условия (материальные, технические, информационные, кадровые и другие).
- идеи долгосрочного развития образовательного учреждения.
Формы
методической работы
(теоретические
и практико-ориентированные)
Теоретические
формы работы
- курсовая переподготовка (очная и заочная формы):
- самообразование;
- лекции, семинары.
Практико-ориентированные
формы работы:
-
защита дистанционных проектов;
- вебинары;
- ведение личных блогов;
- сайт учителя в Интернете;
- сетевое сообщество педагогов;
- брифинги;
- научно-методические конференции;
- мастер-классы;
- конкурсы профессионального мастерства (различной тематики и направленности);
- методические интерактивные выставки;
-
временные и постоянно - действующие
творческие, проблемные группы, творческая
лаборатория.
Содержательные
характеристики модели МС.
Сложившаяся в практике методической
работы школы структура методической
службы в своей основе претерпевает
изменения. В структуре управления-самоуправления
учителем своей методической деятельности
отсутствуют иерархические связи власти
и подчинения. В этой структуре доминируют
координационные связи между всеми
субъектами, причем эти связи везде
прямые и обратные, непосредственные и
опосредованные. Все объекты (субъекты),
с кем взаимодействует учитель, расположены
по кругу в произвольном порядке, поэтому
стрелки, отражающие их взаимодействие
между собой, у каждого объекта (субъекта)
относятся не только к двум соседним, но
и ко всем остальным. По кругу изображены
все возможные объекты (субъекты), с кем
мог бы взаимодействовать учитель,
выстраивая в процессе самопроектирования
свою
личную систему, структуру своей
методической деятельности. Не администрация
навязывает учителю формы методической
работы, а сначала учителя (каждый в
отдельности) подают завучам свои
предложения и пожелания, которые
рассматриваются, обсуждаются всеми
субъектами методической работы, на
основе чего и выносится
согласованное решение. Главное в этом
варианте оргструктуры управления
(самоуправления) то, что главным субъектом
выступает сам учитель.
Новизна
модели МС в нашей школе заключается в
следующем:
-
создание
и организация работы школьного
методического кабинета (осуществляет
работу под руководством методсовета,
тесно взаимодействует со структурными
подразделениями);
-
создание и организация работы мониторинг
- центра (осуществляет работу под
руководством методсовета, осуществляет
мониторинг всех параметров учебно -
воспитательного процесса);
-
организация
работы проблемной творческой группы:
« Преемственность»
(апробация, коррекция, освоение, внедрение
программы адаптации школьников при
переходе на новую ступень обучения в
рамках ФГОС ООО);
-
создание
и организация работы ПТГ «Современные
педагогические технологии» (изучение,
освоение, коррекция, внедрение современных
педагогических технологий, мониторинг
эффективности, сетевое взаимодействие
с педагогами других школ, участие
педагогов и учащихся в очных и заочных
конкурсах);
-
формирование
и организация работы временных
исследовательских, проблемных и
проектных групп (формирование групп
и определение тематики их работы
планируется осуществлять как традиционно
сложившимися методами, так и на
основе выявления потребностей и
проблем педагогов);
-
организация
работы ПГ: « Организация работы со
слабоуспевающими учащимися», « Организация
работы с учащимися с высоким уровнем
учебной мотивации»;
-
расширение
состава ТЛ « Переход на новые образовательные
стандарты, привлечением к работе учителей
– предметников.
Помимо изменений в структуре МС школы планируется проведение конкурсов, выставок, конференций, с целью активизации методической деятельности педагогов. Конкурсы помогут выявить сильные и слабые стороны профессиональной деятельности педагогов; проведение выставок, конференций и т. п. будет способствовать популяризации достижений коллег; итоговые мероприятия позволят оценить работу всей ШМС в целом и её СП в отдельности, позволят наметить вектор развития ШМС в следующем учебном году.
Этапы
реализации проекта
1
этап - подготовительный (ноябрь - май
2013 года)
Изучение
материалов, необходимых для разработки
модели; анализ деятельности ШМС;
разработка модели ШМС; формирование
составов СП и выбор руководителей СП;
ориентирование педагогического
коллектива на предстоящую деятельность.
2
этап - организационный (1-2 недели сентября
2013-2014 учебного года)
Проведение
первых заседаний СП; корректировка и
утверждение планов работы; распределение
обязанностей среди членов СП.
3
этап - внедрения и реализации (сентябрь
2013-2014 учебного года – апрель 2014-2015
учебного года)
Реализация
планов работы всех СП; контроль и
координация деятельности СП методическим
советом; анализ промежуточных результатов
мониторинговой деятельности СП; создание
и организация работы ВПГ и ВТГ;
своевременное корректирование
деятельности СП.
4
этап - обобщение (апрель – июнь 2014-2015
учебного года)
Подведение
итогов работы, анализ работы СП и ШМС;
проведение итоговых мероприятий;
разработка проекта модели ШМС, составление
планов работы на новый учебный год;
участие в разработке плана работы школы
на новый учебный год; обобщение
положительного опыта работы.
Предполагаемые
результаты внедрения модели ШМС.
1.
Повышение уровня методической активности
у 30 - 40% педагогов.
2. Внедрение современных педагогических технологий в практику работы (не менее чем у 50 % учителей).
3. Участие учителей – предметников в работе по переходу на новые образовательные стандарты (100 %).
4. Участие учителей в работе сетевых сообществ (не менее 30 %).
5. Повышение качества знаний учащихся (на 5-10 %).
6. Создание программ по работе со слабоуспевающими учащимися и учащимися с высоким уровнем учебной мотивации.
7. Разработка перспективного плана работы по подготовке учащихся к олимпиадам различного уровня.
8.
Повышение профессионального уровня
педагогов школы.
Возможные риски.
1.
Инертность и низкий уровень методической
активности отдельных педагогов.
2. Несвоевременность проведения мероприятий, выполнение намеченного плана работы не в полном объеме.
3.
Чрезмерная загруженность квалифицированных
и методически активных педагогов.
Пути
преодоления возможных рисков.
1.
Создание и введение системы стимулирования.
2. Изменение кадровой политики.
3. Проведение системного контроля за деятельностью СП и педагогов.
4. Популяризация положительного опыта работы и профессиональных достижений.
5. Своевременное корректирование работы СП.
6.
Организация тесного взаимодействия
всех СП.
Перспективы
развития ШМС.
1.
Дальнейшее развитие и эффективное
использование педагогического потенциала
путем участия учителей в деятельности
ПТГ, ПГ, ВГ, тематика работы которых не
будет оставаться неизменной. В перспективе
- всему коллективу предстоит принять
участие в работе ТЛ « Переход на стандарты
нового поколения ООО». Не исключено
введение в структуру ШМС модульных
групп и создание новых творческих
лабораторий.
2.
Дальнейшее
разрешение проблемы адресности оказания
методической помощи на основе диагностики
путём обновления содержания и форм
обучения. Роль деятельности мониторинг
- центра должна возрасти; школьный
методкабинет должен стать эффективным
помощником в работе учителя.
3.
Повышение
уровня личностно - профессиональной
готовности педагогов к использованию
нетрадиционных форм непрерывного
образования в межкурсовой период,
позволяющих оптимизировать педагогическую
деятельность.
Способ
оценки планируемых результатов.
Для оценки планируемых результатов существует внутришкольная система показателей эффективности проекта (Приложение 6). В существующую внутришкольную систему показателей эффективности проекта будут введены новые критерии (критерии промежуточного результата), позволяющие в сравнении определить уровень эффективного управления:
Критерий результативности
«Он определяется по изменению затруднений учителя после проведения работы по повышению уровня знаний, мастерства, квалификации по сравнению с тем, что был у них до начало работы с ними» - [6,24].
Критерий рационального расходования времени
«Применение критерия рационального расходования времени предполагает дифференцированно-групповой и даже индивидуальный подход к учителям. Одних нужно вообще освободить от проводимых администрацией мероприятий, дать им возможность самим выбирать способы обеспечения профессионального роста, предоставить полную свободу в занятиях самообразованием, ибо эта та категория, которая умеет учить, воспитывать и развивать детей. Это те, кого никогда не надо подстегивать, кого всегда нужно освобождать от участия в обязательных мероприятиях. Другие педагоги нуждаются в консультации руководителей с целью определения необходимых для них мероприятий методического характера, а значит, - и во времени на свое развитие» - [6,24].
Критерий стимулирующей роли методической работы
«Чтобы этот критерий начал выполняться, необходимо резко уменьшить число методических мероприятий в школе, существенно повысив их качество» - [6,24].
Начиная с 2013-2014 учебного года, в школе будет введен аутсорсинг - передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. Внешнюю оценку методической деятельности будет осуществлять кафедра психологии и педагогики БрГУ, заведующая кафедрой Лодкина Е.В..
Бюджет. Материально-техническое обеспечение.
-
№ п/п
Программные мероприятия
Необходимое финансирование
(тыс. рублей ежегодно)
Источники финансирования
1.
Освоение новых образовательных технологий, приобретение учебников и методической литературы.
10 000
Бюджетные и внебюджетные средства
2.
Организация диагностики и мониторинга основных показателей процессов обучения и воспитания в школе.
5 000
Внебюджетные средства
3.
Проведение программных мероприятий для детей.
5 000
Внебюджетные средства
4.
Повышение квалификации педагогов, поощрение за освоение новых технологий.
30 000
Бюджетные средства
5.
Приобретение новых компьютеров и мультимедийного оборудования к ним.
50 000
Бюджетные и внебюджетные средства
6.
Приобретение спортивного инвентаря для проведения соревнований и туристических слетов.
10 000
Бюджетные и внебюджетные средства
7.
Приобретение современного оборудования, наглядных пособий для кабинетов информатики, химии, биологии, начальных классов и учебных мастерских.
10 000
Бюджетные средства
8.
Обеспечение учебно-методическими, наглядными и дидактическими пособиями, наборами диагностических и психологических методик.
5 000
Бюджетные средства
9.
Обеспечение библиотеки учебниками.
100 000
Бюджетные и внебюджетные средства
10.
Приобретение современного оборудования для столовой школы
50 000
Бюджетные и внебюджетные средства
11..
Благоустройство спортивного городка
10 000
Бюджетные средства
12.
Ремонт актового и спортивного залов
100 000
Бюджетные средства
Итого:
241 000
Заключение
Одной из серьезных задач, стоящих перед школьной администрацией, остается создание условий для роста профессионального мастерства педагогов. А для этого в свою очередь необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении, поскольку мастерство учителя формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на местах. Методическая работа – важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы. Кроме того, повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и учитель имеет возможность в ходе работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания. Важен и тот факт, что, сотрудничая в течение длительного времени, руководители методической службы в состоянии изучить стиль, почерк работы учителя и его личностные качества, видеть рост его профессионализма и взаимодействие с коллективом. Методическая служба в образовательном учреждении дает возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций. Она постоянно стимулирует развитие творческого потенциала учителя, направленного на формирование и развитие личности учащегося.
Образование в современном мире выступает важнейшим фактором национальной безопасности, социальной стабильности и развития. Подходы к совершенствованию отечественного образования сформулированы во многих нормативно-правовых документах федерального и регионального уровня. В этих документах подчеркивается необходимость постоянного повышения уровня профессиональной квалификации и компетентности.
Таким образом, успешность развития методической службы обусловлена:
-
разработкой и реализацией проекта
развития методической службы;
-
моделированием процесса управления
методической службой, основанной на
принципах целостности, структурности,
надежности и гибкости, преемственности,
социального партнерства;
-
развитием профессиональной компетентности
педагогических кадров, повышением
мотивации участников учебно-воспитательного
процесса на методическую работу,
направленную на постоянное совершенствование
содержания образования.
Важнейшим условием повышения качества образования является создание современных условий, активизирующих профессионально-познавательный поиск педагога, способствующий развитию его творческих сил, самостоятельности, нового научного стиля мышления.
Список используемой литературы
1.Авдеева С.М. Российская школа на пути к информационному обществу: проект "Информатизация системы образования"/С.М. Авдеева, А.Ю. Уваров//Вопросы образования. - 2005. - №3.- С.33 - 53.
2. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. – Н.Новгород: НИМБ, 2009. – 320 с.
3. Лизинский В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000.
4. Лизинский В.М. О методической работе в школе. – М.: Центр
«Педагогический поиск», 2011. – 210 с.
5. Менеджмент в управлении школой. Учебное пособие для слушателей. – М.: Магистр, 2011.- 127 с.
6. Поташник М.М.. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 448с.
7. Михеев В.А. Социальное партнерство и пути совершенствования публичной политики. http://www.transpress.ru/vlast/0507/13.html
На странице приведен фрагмент.
Автор: коллектив авторов
→ bratchanka 21.03.2013 0 7567 1147 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.