Статья "Образовательная программа как средство управления качеством образования в лицее"
Образовательная программа как средство управления
качеством образования в лицее
Директор МАОУ
Одинцовского лицея №6
им. А.С. Пушкина
Стрижак И. Г.
В условиях реформирования всех сфер общественной жизни довольно трудно четко и однозначно определить во всей полноте общественный и государственный заказ на качество образования подрастающих граждан. Однако некоторые черты этого общества нетрудно предсказать: вся мировая политика указывает, что в XXI веке главным ресурсом воспроизводства и развития общества станет образование. Качественное образование обеспечит развитие кадрового потенциала новой экономики, обеспечит конкурентоспособность молодежи в рыночной среде, способствует предотвращению обострения социальных процессов в обществе и укреплению стабильности государственной системы. Соответственно высокое качество образования становится основным критерием и фактором формирования полноценной личности, развития общества.
Следует отметить, что, актуальность управления качеством образования во многом объясняется следующей совокупностью факторов:
Во-первых, в настоящее время очевидно возрастание значимости качества образования для человека, и для общества, и для государств. Как показал опыт многих стран, в новых условиях не только и не сколько интеллектуальная элита, сколько качество общего среднего образования определяют интеллектуальный потенциал нации, народа и государства. Не только доступность образовательных учреждений, но и высокое качество образования, отвечающее требованиям прогресса, является приоритетом эффективного обновления системы образования сегодня и завтра. Значимость качества образования усиливается масштабом системы образования, охватывающей одну пятую часть населения России, которая в ближайшем будущем будет определять судьбы стран.
Во-вторых, злободневность управления качеством образования определяется широкоформатностью, глубиной развала системы образования и необходимостью превращения энергии распада в энергию созидания. Современный кризис российского образования проявляется, прежде всего, в кризисе базовой подсистемы - современной общеобразовательной школы.
В-третьих, актуальность управления качеством образования объясняется сложностью, многоукладностью системы образования, требующей адекватного управленческого воздействия, обеспечивающего преемственность, координацию, стабильность образовательных услуг.
Решение проблемы управления качеством образования осложняется недостаточной сформированностью структуры процесса управления качеством образования. Сегодня можно констатировать, что данный процесс не получил необходимого системного осмысления и операционального технологического воплощения. Однако в настоящее время руководители школ уже вооружены легитимным инструментом управления качеством образования - основной образовательной программой.
«Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие научающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успеш- ность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».
В соответствии с Законом «Об образовании», внутришкольным нормативным документом, фиксирующем, определяющим стратегические приоритеты, содержательные, организационные и методические аспекты образовательного процесса, является основная образовательная программа школы. Этим объясняется определение образовательной программы как одного из приоритетных объектов внутришкольного управления.
Назначение образовательной программы школы определяется тем, что внутренний образовательный стандарт, обусловленный федеральной и региональной образовательной политикой, федеральными и региональными образовательными стандартами, логикой развития муниципальной системы образования, образовательным запросом детей и их родителей, а также особенностями конкретного образовательного учреждения. Другое назначение образовательной программы исходит из современной парадигмы системы образования, которая рассматривает образование как сферу специфических услуг. Логика рынка образовательных услуг предполагает обязательную защиту прав потребителя посредством представления информации о деятельности образовательных учреждений, право на выбор образовательных услуг, гарантию качества потребительских прав, обеспечивается, в первую очередь, образовательными программами образовательных учреждений.
Управленческий потенциал образовательной программы заключается в ежегодной ревизии реализуемого содержания образования, фиксировании и утверждении образовательных программ образовательных учреждений как приоритетных объектов управления качеством образования. Образовательное учреждение самостоятельно определяет способы и механизмы разработки и утверждения ООП с учетом своей специфики. В образовательном учреждении должны быть созданы условия, обеспечивающие участие в процессе разработки и утверждения данной программы родительской общественности, педагогов всех ступеней школьного образования, администрации образовательного учреждения, исходя из целей и задач образовательного учреждения.
Качество образования трактуют как совокупность существенных свойств образования, соответствующую современной педагогической теории, требованиям нормативно-правовых документов и способную удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства. В свою очередь, под управлением качества образования понимают обеспечение проектирования, достижения и стабилизации качества условий образовательного процесса, качества осуществления образовательного процесса и качества результатов. Таким образом, с определенной долей упрощения можно сказать, что качество - соответствие неким заданным стандартам, а управление качеством есть ничто иное, как приведение системы к стандарту.
В нашем лицее сложилась определенная система по стабилизации качества образования. Ежегодно администрация лицея выполняет следующие мероприятия:
1 .Разработка (корректировка) пакета инструментария по определению образовательного запроса лицеистов и их родителей. Январь.
Определение образовательного запроса. Февраль.
Обобщение и педагогическая интерпретация информации но образовательному запросу. Февраль.
Изучение нормативных документов для внесения корректив в идеологическую часть образовательной программы. Февраль.
Обсуждение и утверждение изменений идеологии образовательного процесса. Февраль.
Инструктаж и консультирование участников инициативных групп, разрабатывающих новую версию образовательных программ. Февраль - март.
Предварительное комплектование педагогического коллектива лицея в аспекте реализации образовательной программы. Март - апрель.
Формирование проекта образовательной программы лицея как целостного документа. Апрель - август.
Разработка регламента экспертизы образовательной программы лицея. Июнь - июль.
Экспертиза и согласование образовательной программы образовательного учреждения. Август.
Обсуждение и утверждение образовательной программы. Август.
Определение полномочий и ответственности структурных подразделений, сотрудников и руководителей лицея по реализации образовательной программы. Сентябрь.
Контрольно-аналитическое обеспечение реализации образовательной программы. Сентябрь - май.
Определение приоритетных объектов и организационной системы контроля реализации образовательной программы.
Аккумулирование, разработка и систематизация инструментария контроля реализации образовательной программы.
Сбор информации о реализации приоритетных компонентов образовательной программы.
Текущий итоговый анализ реализации образовательной программы. Сентябрь - июнь.
Подготовка и реализация управленческих решений. Сентябрь - август.
Разработка управленческих решений.
Организация исполнения управленческих решений.
Контроль и анализ выполнения управленческих решений.
Реализация регламента обновления основной образовательной программы - Апрель - август.
Анализ работы показывает, что образовательная программа, стандартизируя содержание образовательного процесса и его программно-Методическое обеспечение, является эффективным инструментом управления качеством образования, а значит, деятельность руководителей школы должна быть в первую очередь направлена На управление реализацией образовательной программы, её ежегодное корректирование.
Литература
Субмуниципальная образовательная программа: управление качеством / под ред. Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщикова. - Челябинск: 2001. - С. 6-15.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от «17 декабря» 2010 г. - № 1897.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, от «6 октября» 2009 г. - № 373.
Управление качеством образования: вхождение в проблему. – Челябинск: Книга, 1995.-С. 13
На странице приведен фрагмент.
Автор: Стрижак Ирина Георгиевна
→ s3jak_irina 22.03.2013 0 4230 460 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.