Статья "Информатизация учебного процесса"


«Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий…»

Герберт Маршалл Маклюэн.



Информационная революция означает переход общества на использование принципиально новых средств информатики и на качественно новый уровень развития процессов информационного взаимодействия.

За своё время существования общество претерпело шесть информационных революций:

1.появление языка, и членораздельной человеческой речи;

2.изобретение письменности, изобретение книгопечатания,

3.изобретение средств массовой коммуникации,

4.распространение средств вычислительной и информационной техники,

5.формирование глобальных информационных сетей,

6.формирование информационного общества.



Информационное общество – характеризуется тем, что в нем главным продуктом производства являются знания.

Созданные не отнюдь для нужд системы образования, современные информационные и коммуникационные технологии ведут к подлинной революции в образовании, в частности в учебном процессе школы.



Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использование новых информационных и телекоммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.



Задача вхождения школы в информационное общество является сегодня чрезвычайно актуальной. На сегодняшний день использование информационных и коммуникационных технологий в ключевых сферах жизни общества: государственном управлении, образовании, бизнесе, культуре и других сферах представляет только начальные формы. Поэтому перед педагогами встают новые задачи и проблемы связанные с информатизацией системы образования. Основные компоненты реализации этой программы лежат в проекте «Информатизации системы образования», представленном в сборнике информационно-методических материалов в 2005 году.

В январе 2006 года стартовал приоритетный национальный проект "Образование". Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно  дать системе образования стимул к движению. 

Важными особенностями этого проекта являются его комплексный, системный характер, ориентация на изменение содержания образования, радикальное обновление всего арсенала технологий, методов и приемов педагогической деятельности. Министерство образования и науки Российской Федерации, а также рядовые педагоги связывает с проектом ИСО большие ожидания.

Информационные технологии во всем мире признаны ключевыми технологиями 21 века. На ближайшие десятилетия они станут основными двигателями научно-технического прогресса. За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.

В последнее время произошли качественные изменения в использовании информации и информационной среды в процессе обучения. Формирование среды обучения – сложный процесс, на который влияют как социально-исторические факторы, так и атмосфера в школе и личность учителя. Процесс обучения происходит в конкретной информационной среде и связан с передачей определенных знаний, умений и схем поведения. Принципиальным этапом в моделировании и конструировании информационных сред стало использование компьютера. Перед педагогом стоит основная задача: использовать компьютер как технологическое средство в организации учебной и воспитательной работы. Применение компьютеров дает возможность преподавателям поставить обучение на качественно новую ступень, т. к. процесс обучения носит более деятельностный и операционный характер. Использование информационно-коммуникационных технологий придает обучению технологичность, при этом снижается объем рутинной работы учителя и увеличивается эффективность его труда.

Современное инновационное образование в школе предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля учащихся в учебном процессе.

Но ни одна технология не может считаться нейтральной. Информационные технологии неизбежно несут в нашу жизнь изменения, которые нельзя недооценивать или бояться, недопустимо и безоговорочно принимать их. Наиболее важно определить их истинную роль и то место, которое им должно быть отведено в учебном процессе. Помимо доступа к той или иной технологии требуются фундаментальные исследования её возможностей и способностей. Эффективность компьютерных технологий зависит от того, как мы их используем, что всё зависит от способов и форм применения этих технологий.

На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение, ведь школа должна готовить образованных людей, способных легко и быстро ориентироваться в мире информации, самостоятельно мыслить. Модернизация образования предполагает широкое использование информационно-коммуникативных технологий во всех сферах образовательного процесса и, прежде всего, обучения. Применение информационных технологий позволяет усилить дифференцированный подход к обучению, дает больше возможностей каждому ребенку работать в своем темпе. Создает условия для осуществления принципа наглядности в обучении, приучает ребенка к самостоятельной работе с материалом, открывает разнообразные формы работы на уроке и вне его (как самостоятельной, так и коллективной). Компьютерные технологии помогают в обеспечении учебного процесса новыми, ранее недоступными материалами, которые делают урочную деятельность более эффективной и интересной. Уроки, на которых используются информационные технологии, отличаются высокой организованностью, слаженностью. Применение компьютеров позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширить возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения.

При методически грамотном подходе к применению информационных технологий в учебном процессе школы учащиеся приобретут умение квалифицированно находить информацию, анализировать полученные знания и оформлять информацию с применением компьютерных приложений.



Одним из перспективных направлений деятельности является интенсификация использования ресурсов в образовательном процессе. Мы стараемся использовать имеющийся потенциал в полной мере.

При работе с компьютером учащиеся выполняют различные виды работ творческого и методического содержания. Оформляют рефераты по различным предметам, составляют кроссворды, формируют свои портфолио, создают различного вида презентации. Учащимся нужно уметь ориентироваться в мире прессы, кино, телевидения, видео, Интернета и т.д. С развитием средств новых информационных технологий усложняется язык средств массовой коммуникации. Такой режим работы обеспечивает активную учебную работу учащихся, формирует у них способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в коллективе, решать нестандартные и не встречавшиеся ранее задачи.



Значительно расширяется роль учителя – он становится и координатором информации учебного процесса.



Компьютер позволяет значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.




Литература:

  1. Журнал "Управление начальной школой" №2 2010 год

  2. http://msk.ito.edu.ru/section/61/2518/?show_workflow=Y

  3. http://festival.1september.ru/articles/100064/

  4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). - М.: Педагогика, 1977. - 256 с.

  5. Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС - обучение в глобальных информационных сетях // Школьные технологии, 2000. - № 5. - С. 243-248; № 6. - С. 159-167.


Трегубова Ольга Ивановна,

учитель информатики МОУ «Нижнесортымская СОШ»,

Тюменская обл., Сургутский р-он, ХМАО – Югра


Выступление на педагогическом совете по теме:

«Информатизация учебно-воспитательного процесса».


В данном выступлении рассмотрен вопрос информатизации учебного процесса, информатизации школы. Совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение качества образования на основе использования новых информационных технологий.


Полный текст материала Статья "Информатизация учебного процесса" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Трегубова ольга Ивановна  Ольг
13.02.2011 2 6897 916

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК