Образовательная программа по предмету ««Изобразительное искусство» (для профориентационного класса)
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
Муромцевская детская школа искусств «Школа ремесел»
Администрации Муромцевского муниципального района Омской области
Образовательная программа по предмету
«Изобразительное искусство»
(для профориентационного класса)
Муромцево 2008
Обсуждено на заседании
методического объединения
протокол № 1 от 8.10.2010 г.
Руководитель МО_________
Зеленев Д.И.
Утверждено педагогическим
советом
протокол № 2 от 8.11.2008 г.
Директор ДШИ «Школа
ремесел»________________
Непочатова Н.В.
Образовательная программа по предмету
««Изобразительное искусство»
(для профориентационного класса)
Составитель:
Савенко Тамара Георгиевна
Муромцево 2008
Пояснительная записка.
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов относится вопрос подготовки детей к дальнейшему поступлению в средние и высшие учебные заведения. Решение этого вопроса в Муромцевской ДШИ «Школа ремесел» связано с необходимостью, как получения дополнительных знаний, не предусмотренных программой обучения в школе, так и повторением пройденного материала, соответствующих программе вступительных экзаменов. Необходимость введения данного курса обусловлена еще и тем, что между моментом окончания ДШИ «Школа ремесел» и временем окончания общеобразовательной школы проходит год и более (возраст выпускников школы 13 - 15 лет).
Данная программа составлена с учетом тенденций в изобразительном искусстве нашего времени соответствует уровню развития современной подростковой аудитории. Разработанная программа учитывает местные условия, включает темы в зависимости от уровня подготовки учащихся.
Отличительными чертами данной программы является:
1. Прохождение и закрепление основных знаний по изобразительному искусству.
2. Акцент на требованиях, предъявляемых при выполнении работ на вступительных экзаменах специальных средних учебных заведений.
3. Изучение курса «Формальная композиция».
Программа рассчитана на обучение детей 15 - 16 лет, получивших начальное художественное образование в детской школе искусств «Школа ремесел» и адресована выпускникам, решившим связать свою жизнь с изобразительным творчеством или находящимся в процессе поиска и определения своего потенциала для будущей профессиональной жизни.
Цели программы:
Создание условий непрерывности процесса художественного образования;
Оказание выпускнику профессиональной поддержки, психологической помощи в самоопределении и выборе будущей профессии;
Подготовка детей к вступительным экзаменам в СУЗы и ВУЗы по профильным предметам (рисунку, живописи, композиции).
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
Воспитание творческой личности с особым типом образованности, нацеленной на продолжение художественного образования.
Помощь в раскрытии уникального личного потенциала, индивидуально - личностное воспитание, развитие природных дарований;
Совершенствование художественных умений и навыков, полученных ранее;
Развитие творческого художественного мышления, фантазии.
Программа основана на:
тематическом принципе планирования учебного материала от простого к сложному;
единстве воспитания и образования, сочетании практической работы с развитием способностей воспринимать и понимать произведения искусства;
системе учебно-творческих заданий на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства как важным средством нравственного и эстетического воспитания.
В структуре изучаемой программы, рассчитанной на 1 год обучения, выделяются следующие разделы: «Рисунок», «Живопись», «Композиция». Все эти разделы связаны между собой. Вместе с тем это деление указывает на специфические учебные задачи, которые ставятся в конкретных заданиях.
Для активизации творческой инициативы детей и рациональной организации учебного процесса, большей доступности изучаемого материала на занятиях демонстрируется наглядный материал: произведения изобразительного искусства в подлинниках, репродукциях, книжные иллюстрации, методические пособия и детские работы.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков с объяснением учебного материала и выполнением самостоятельной работы. Задания по рисунку выполняются в карандаше, по живописи и композиции в соответствии с требованиями вступительных экзаменов. Формат выполняемых работ А2, А3.
Основными видами контроля полученных умений и навыков по предметам, а также формами промежуточной и итоговой аттестации являются просмотры работ учащихся. Проводимые в конце каждой четверти, а также выставки работ.
Курс завершается выполнением итоговых работ по рисунку, живописи и композиции в которых учащиеся должны показать знания и умения, приобретенные за год в процессе обучения. В программе обозначен обязательный минимум этих умений и навыков.
Программа курса рассчитана на 10 часов теоретико–практических занятий в неделю, общим объемом 344 часа в год.
Впрограмму внесены изменения в 2010 году в раздел «Композиция».
Учебно – тематические планы занятий.
№ п/п |
Наименование разделов и тем.
|
кол-во часов |
теоретич. занятия |
практич. занятия |
|
Раздел 1. Рисунок. 1 четверть |
|
|
|
1 |
Натюрморт из простых геометрических тел (цилиндр, пирамида, куб). |
12 |
1 |
11 |
2 |
Натюрморт из стеклянных предметов. |
8 |
1 |
7 |
3 |
Натюрморт из предметов быта с крынкой. |
12 |
1 |
11 |
|
2 четверть |
|
|
|
4 |
Гипсовый трилистник. |
10 |
0,5 |
9,5 |
5 |
Рисунок драпировки. |
10 |
0,5 |
9,5 |
6 |
Натюрморт с темными предметами и светлыми драпировками. |
12 |
|
12 |
|
3 четверть |
|
|
|
7 |
Натюрморт с темными драпировками и светлыми предметами. |
16 |
|
16 |
8 |
Натюрморт из предметов быта и гипсовой фигуры. |
14 |
|
14 |
9 |
Натюрморт с бидоном и кружкой. |
10 |
|
10 |
|
4 четверть |
|
|
|
10 |
Двухуровневый натюрморт с веткой. |
12 |
|
12 |
11 |
Натюрморт с металлическим предметом и гипсовой фигурой. |
12 |
|
12 |
12 |
Контрольный разнофактурный натюрморт. |
12 |
|
12 |
|
итого |
140 |
4 |
136 |
|
Раздел 2. Живопись. 1 четверть |
|
|
|
1 |
Натюрморт из предметов быта из крынок в теплой цветовой гамме. |
12 |
1 |
11 |
2 |
Натюрморт в холодной гамме с чугунком. |
12 |
1 |
11 |
|
2 четверть |
|
|
|
3 |
Этюды драпировок. |
8 |
0,5 |
7,5 |
4 |
Этюд гипсовой розетки. |
8 |
0,5 |
7,5 |
5 |
Натюрморт «Вазы с сухоцветами» в контрастной цветовой гамме. |
8 |
0,5 |
7,5 |
|
3 четверть |
|
|
|
6 |
Многопредметный натюрморт из сложных по форме предметов и богатыми по фактуре драпировками. |
16 |
|
|
7 |
Контрастный по тону разнофактурный натюрморт с гипсовой фигурой. |
14 |
1 |
13 |
|
4 четверть |
|
|
|
8 |
Тематический натюрморт двухуровневый. |
12 |
|
|
9 |
Итоговый натюрморт с гипсовым орнаментом. |
12 |
|
|
|
итого |
102 |
4,5 |
97,5 |
|
Раздел 3. Композиция. 1 четверть |
|
|
|
1 |
Основные законы формальной композиции. Роль линии. «Детство, юность, зрелость, старость». |
3 |
1 |
2 |
2 |
Закон равновесия, виды гармоний. «Другой мир». Ахроматическая гармония. |
6 |
0,5 |
5,5 |
3 |
Стилизация растений. |
6 |
0,5 |
5,5 |
4 |
Основные законы создания раппортной композиции. |
9 |
0,5 |
8,5 |
|
2 четверть |
|
|
|
5 |
Монохромная гармония. «Утро, день, вечер, ночь» |
9 |
0,5 |
8,5 |
6 |
Стилизация предметов. Декоративный натюрморт. |
15 |
1 |
14 |
|
3 четверть |
|
|
|
7 |
Родственная гармония. «Зима, весна, лето, осень». |
9 |
0,5 |
8,5 |
8 |
Родственно-контрастная гармония. «Радость, горе, ностальгия». |
9 |
0,5 |
8,5 |
9 |
Стилизованная композиция. Декоративное панно с использованием зооморфного орнамента (в родственной или родственно-контрастной гармонии). |
12 |
0,5 |
11,5 |
|
4 четверть |
|
|
|
10 |
Контрастная гармония. «Рождение, жизнь, смерть». |
9 |
0,5 |
8,5 |
11 |
Гармония всего цветового круга. «Самопознание» |
9 |
0,5 |
8,5 |
12 |
Контрольное задание на стилизацию и создание декоративной стилизованной композиции. |
6 |
|
6 |
|
итого |
102 |
6,5 |
95,5 |
Содержание программы.
Раздел 1. Рисунок.
В процессе обучения учащиеся приобрести следующие навыки: Умение анализировать, видеть и правильно передавать форму предмета, грамотно располагая его на плоскости листа в соответствии с их различным расположением к линии горизонта. Построение предметов с углубленным анализом конструктивной формы предметов. Знания по перспективе, с учетом которых анализируются и строятся предметы, расположенные в пространстве. Рисование гипсовых орнаментов, драпировок со складками.
Передача с помощью светотеневых отношений объема, тона, фактуры предметов (дерево, гипс, металл, стекло, керамика) пространственного расположения и освещенности. Учащийся должен знать принципы последовательности ведения рисунка, применять их в работе. Уметь доводить рисунок до определенной степени завершенности, целостно видеть натуру. Последовательно работать над рисунком по принципу: от общего к частному и от частного к обобщению.
Размеры рисунков А3, А2. Материал: карандаши разной мягкости.
1 четверть – 32 ч.
Тема 1.1. Натюрморт из простых геометрических тел (цилиндр, пирамида четырехгранная, куб) поставленных ниже уровня горизонта. Освещение верхнее боковое.
Задачи: Конструктивно – линейное сквозное построение предметов с учетом правил перспективы. Решение пространства и пространственных отношений. Передача объема средствами светотени. 12 ч.
Тема 1.2. Многопредметный натюрморт из стеклянных предметов. Предметы подбираются разные по форме (бочонок, ваза для конфет, банка, бутылка).
Задачи: Оценка пропорциональных отношений, сквозное конструктивно-линейное построение, элипсное построение в зависимости от удаления от линии горизонта и ширины предмета. Определение активности линий, выявление конструктивного образа каждого предмета. 8 ч.
Тема 1.3. Натюрморт из предметов быта с крынкой, объединенный смысловым значением.
Задачи: Конструктивное построение с учетом глубины и законов линейной перспективы, передача пропорций и формы предметов, способы наложения штриха, активность тона, передача объема, воздушной перспективы.
12 ч.
2 четверть – 32 ч.
Тема 1.4. Гипсовый растительный орнамент несложной формы (трилистник) при верхнем боковом освещении.
Задачи: Конструктивное построение, способы наложения штриха, лепка формы тон, передача объема. 10 ч.
Тема 1.5. Рисунок вертикальной драпировки с разными по характеру складками.
Задачи: Изучение конструктивных особенностей строения складок, выявление специфики графического изображения, передача объема складок штрихом.
10 ч.
Тема 1.6. Натюрморт из светлых драпировок и темных предметов при искусственном освещении.
Задачи: Конструктивные особенности строения складок, выявление специфики графического изображения, взаимосвязь с предметами, передача объема и фактуры, особенность тональных отношений. 12 ч.
3 четверть – 40 ч.
Тема 1.7. Натюрморт с темной драпировки со складками и светлыми предметами разной фактуры при естественном освещении.
Задачи: Изучение конструктивных особенностей строения складок, выявление специфики графического изображения, взаимосвязь с предметами, передача объема и фактуры. 16 ч.
Тема 1.8. Натюрморт из предметов быта сложной формы и гипсовой фигуры на фоне драпировки при верхнем боковом освещении.
Задачи: Выделить особенности контрастных тональных отношений, закрепить умение конструктивного построения, передачи объема и фактуру складок предметов. Выявить характерные особенности изображаемых предметов в световоздушной среде.
14 ч.
Тема 1.9. Многопредметный натюрморт с металлическими бидоном и кружкой.
Задачи: Конструкция объемных форм, принципы построения воздушной линейной перспективы в передаче пространственных тоновых отношений изображаемых предметов. Передача материальности и объема.
10 ч.
4 четверть – 36 ч.
Тема 1.10. Двухуровневый натюрморт из предметов разных по форме и размерам.
Задачи: Конструктивное решение, взаимосвязь уровней, объемнопространственное решение, передача фактуры, выявление образа всей постановки, сохранение цельности.
12 ч.
Тема 1.11. Разнофактурный натюрморт с гипсовой фигурой и контрастных предметов в разных ракурсах.
Задачи: Линейно – конструктивное построение, роль тоновых контрастов в передаче фактуры и плановости, цельность постановки. 12 ч.
Тема 1.12. Контрольный разнофактурный натюрморт.
Задачи: Выявление полученных за год знаний, умений. Решение пространственных отношений. 12 ч.
Всего – 140 ч.
Раздел 2. Живопись.
При выполнении заданий по живописи перед учащимися ставятся задачи в соответствии уровнем их подготовки и с постепенным усложнением. Передача светотеневых отношений от простых до более сложных. Передача различных цветовых решений: теплые и холодные, сближенные и контрастные.
Учащиеся должны научиться приемам правильного последовательного выполнения натюрмортов: одновременное написание всех предметов, сравнивая пятна по светлоте, цвету и насыщенности цвета, сохраняя цельность всей постановки. Соблюдать колористическое единство (общей цветовой и тоновой гаммы всех красок) в условиях определенного освещения. При проработке объемной формы предметов учитывать наличие теплых и холодных оттенков на его поверхности, передавать материальность предметов, владеть приемами лепки формы цветом, передачи пространственной среды, плановости: умение «отдалять» и «приближать» предметы. Уметь выделять главное в картине контрастами и детализацией.
Материал: гуашь, акварель. Размер работ А2, А3.
1 четверть – 24 ч.
Тема 2.1. Натюрморт из предметов быта (крынок и кувшинов) в теплой цветовой гамме при верхнем боковом освещении.
Задачи: Компановка предметов в плоскости листа, построение предметов. Определение общего колорита работы (теплая цветовая гамма), использование цветовых нюансов, передача объем с учетом конкретного освещения. 12 ч.
Тема 2.2. Тематический натюрморт в холодной гамме с чугунком (например: «Старые вещи»).
Задачи: Закомпановать предметы, построить предметы. Написать натюрморт в холодных цветовых отношениях, передать объем с учетом цветовой насыщенности предметов и освещения. 12 ч.
2 четверть – 24 ч.
Тема 2.3. Этюды драпировок со складками разных по цвету и тону при искусственном освещении.
Задачи: Передача цветового тона, объема и характера складок драпировок, взаимовлияния, передача глубины пространства. 8 ч.
Тема 2.4. Этюд гипсовой розетки несложной формы на фоне цветных драпировок.
Задачи: Конструктивное построение, роль фона и освещения в передаче объема розетки, определение цветового колорита работы, лепка объема цветом, использование тонового контраста. 8 ч.
Тема 2.5. Натюрморт «Вазы с сухоцветами» в контрастной цветовой гамме при естественном освещении.
Задачи: Техника пуантелизма. Декоративность решения, лепка формы цветом, контакт цветовых пятен, создание гармоничного образа (приемы гармонизации), выделение главного. 8 ч.
3 четверть – 30 ч.
Тема 2.6. Многопредметный натюрморт из сложных по форме предметов и богатыми по фактуре драпировками.
Задачи: Закомпановать изображение в формате листа, построить предметы с соблюдением формы и размеров. Написать предметы с учетом конкретного освещения, передав цветом объем и композиционный центр, найти взаимодействие предметов и драпировок, соблюдать гармонию всей постановки. 16 ч.
Тема 2.7. Контрастный по тону разнофактурный натюрморт с гипсовой фигурой при верхнем боковом освещении.
Задачи: Закомпановать, построить, написать работу, соблюдая цветовую гармонию, плановость, световоздушную среду, передать фактуру предметов. Использовать приемы гармонизации и выделения главного. 14 ч.
4 четверть – 24 ч.
Тема 2.8. Тематический двухуровневый натюрморт при естественном освещении (с введением цветка в горшке).
Задачи: Закомпановать, построить. Написать предметы с учетом конкретного освещения, плановости, цветовой гармонии, передав объем и фактуру цветом, выделить композиционный центр. 12 ч.
Тема 2.9. Итоговый натюрморт с гипсовым орнаментом при верхнем боковом освещении.
Задачи: Написать натюрморт, применяя полученные знания и умения (соблюдая основные законы и приемы живописи). 12 ч.
Всего – 102 ч.
Раздел 3. Композиция.
Программа курса построена на изучение законов формальной и декоративной композиции.
Задания включают изучение роли линии (ее характеристики) и пятна в создании раппортной ритмичной композиции. Виды пропорций: вялые, гармоничные, напряженные. Виды гармоний: монохромные, родственные, родственно-контрастные, контрастные. Пути гармонизации цветового решения через добавление ахроматических цветов, соподчинение цветов и преобладание доминирующего цвета.
Приемы стилизации растительных форм, предметов и животных; условность стилизации. Создание образа в соответствии с замыслом, роль пластики и фактуры, колористического решения в его передачи. Использование принципов контраста и нюанса: линий, форм, величин, тона, цвета. Декоративное плоскостное решение стилизованной композиции.
Формат работ А3, А4. Материал: карандаш, гуашь.
1 четверть – 24ч.
Тема 3.1. Основные законы формальной композиции. Роль линии. Основные ее характеристики: количество, длина, яркость, ширина, конфигурация, направление. Упражнения по передаче настроения. Создание образных композиций «Детство, юность, зрелость, старость».
Задача: Создание образа посредством линий. 3 ч.
Тема 3.2. Закон равновесия, виды пропорций. Ахроматическая гармония. Образная композиция «Другой мир». Тональная пластика композиции. Соотношение черного и белого.
Задача: Ахроматическая гармония (серия упражнений). Контакт тоновых пятен, пластика форм при создании образа с использованием изученных законов. Виды пропорций: вялые, гармоничные, напряженные. 6 ч.
Тема 3.3. Стилизация растений.
Задача: Зарисовка растений (в карандаше и в цвете). Варианты стилизации растительных мотивов. Тоновые эскизы. Роль линии и пятна. Декоративность решения.
6 ч.
Тема 3.4. Основные законы создания раппортной композиции.
Задача: Создание стилизованной раппортной композиции из растительных форм с использованием модулей в ахроматическом цвете. Ритм. Динамическая и статическая композиции. Раппорты с изменением размеров модулей, их направлений, расстояния между ними. Контакт тоновых пятен, роль акцентов. 9 ч.
2 четверть – 24ч.
Тема 3.5. Монохромная цветовая гармония. Образные композиции «Утро, день, вечер, ночь».
Задача: Законы монохромной гармонии: гармонизация с использованием ахроматических цветов. Создание образа, основанного на внутреннем восприятии времени суток. Использование разных пластических форм, тоновых нюансов и контрастов. 9 ч.
Тема 3.6. Стилизация предметов. Декоративный натюрморт.
Задача: Варианты стилизации предметов. Поиски выразительных форм, тоновых сочетаний. Создание стилизованной композиции на основе предложенного натюрморта в монохромной гармонии. Использование различных графических материалов для декорирования форм. 15 ч.
3 четверть – 30ч.
Тема 3.7. Родственная цветовая гармония. «Зима, весна, лето, осень».
Задача: Законы родственной гармонии (упражнения). Гармонизация посредством добавления ахроматических примесей, преобладания одного цвета. Создание образа, основанного на внутреннем восприятии времени года, используя изученные приемы и законы. 9 ч.
Тема 3.8. Родственно-контрастная гармония. «Радость, горе, ностальгия».
Задача: Законы родственно-контрастной гармонии (упражнения). Гармонизация посредством добавления ахроматических примесей, преобладания одного цвета над другими. Создание образа, основанного на внутреннем восприятии, пластики форм и цветового колорита. 9 ч.
Тема 3.9. Стилизованная композиция. Декоративное панно с использованием зооморфного орнамента (в родственной или родственно-контрастной гармонии). Задача: Упражнения по стилизации животных. Использование стилизованных модулей в оформлении декоративного панно, разработка эскизов разных вариантов композиции, выбор цветовой гаммы. Выполнение панно на темы: «Древний мир», «Мир зверей».
12 ч.
4 четверть – 24 ч.
Тема 3.10. Контрастная цветовая гармония. «Рождение, жизнь, смерть». Взаимодействие холодных и теплых тонов.
Задача: Законы контрастной гармонии (упражнения). Гармонизация композиции посредством добавления ахроматических примесей, преобладания одного цвета над другими. Создание образа, передающего внутреннее восприятие, подчинение пластического и колористического решения поставленным задачам, применение различных технических приемов. 9 ч.
Тема 3.11. Гармония всего цветового круга. «Самопознание».
Задача: Выбор способа гармонизации в соответствии с создаваемым образом. Создание декоративной абстрактной композиции. Роль линии, пятна, фактуры, цветового колорита в раскрытии образа. 9 ч.
Тема 3.12. Контрольное задание на стилизацию и создание декоративной стилизованной композиции в соответствии с требованиями вступительных экзаменов выбранного учебного заведения.
Задача: Выявление полученных знаний, создание композиции за ограниченное время. 6 ч.
Всего – 102 ч.
Требования к уровню подготовки выпускников,
обучающихся по данной программе.
Выпускник должен иметь достаточные знания и умения для выполнения учебной работы, которая соответствует требованиям, предъявляемым к абитуриентам средних специальных художественных заведений.
Учащиеся должны творчески, осознанно решать поставленные задачи по композиции, рисунку и живописи, уметь грамотно пользоваться художественными материалами и применять различные техники в зависимости от замысла.
Обязательный минимум знаний, умений,
навыков учащихся.
Рисунок:
Грамотное расположение предметов на листе.
Точная передача пропорций и формы предметов (владение конструктивным анализом формы).
Передача объема предметов любой формы.
Уверенная передача материальности предметов и фона, пространства.
Выделение композиционного центра, соподчиненность предметов натюрморта.
Передача образности и цельности натюрморта.
Творческий поиск выразительных средств.
Живопись:
Умение передавать изменение цвета предметов в зависимости от окружающей среды и освещенности.
Владение навыками передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передача их материальности, фактуры с выделением планов, на которых они расположены.
Грамотное колористическое решение, цельность и единство цветового строя.
Умение выразить свое индивидуальное отношение к изображаемому. Творческий подход к выборы техники выполнения.
Композиция:
Знание законов формальной и декоративной композиций и применение их на практике.
Знание принципов стилизации формы, умение стилизовать любой предложенный предмет.
Правила и варианты создания раппортной и декоративной композиций.
Творческое решение композиционной задачи.
Список литературы.
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.: «Академия», 2008. - 270 с.
Молодцов Н.Н. Авторская программа. Формальная композиция. – Омск: 2000 г.
Морозова Т.А. «Рисунок» Примерная учебная программа для детских художественных школ искусств, - М.: 2002. - 10 с.
Проценко Т.М. «Живопись» Примерная учебная программа для детских художественных школ искусств, - М.: 2002. - 22с.
Сокольникова Н.М. «Основы композиции». – Обнинск: «Титул», 1996. - 80 с.
Сокольникова Н.М. «Основы рисунка». – Обнинск: «Титул», 1996. - 95 с.
Сокольникова Н.М. «Основы живописи». - Обнинск: «Титул», 1996. - 80 с.
Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов». – Обнинск: «Титул», 1996. - 76 с.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: «Академия», 1999. - с. 3 - 204, 232 - 235, 295 - 355.
Шембель А.Ф. Основы рисунка. - М.: «Высшая школа». 1994. - с. 3 - 76.
Щербаков А.В. Копии из 7 брошюр. Рисунок, живопись, композиция. Программа для художественных отделений школ искусств. - М.: «Просвещение», 1988. - 92 с.
Список литературы для учащихся.
Кузин В.С. Изобразительное искусство в начальной школе. М.: «Дрофа», 1996. – 237 с.
Сокольникова Н.М. «Основы композиции». - Обнинск: «Титул», 1996. – 80 с.
Сокольникова Н.М. «Основы рисунка». - Обнинск: «Титул», 1996. – 95 с.
Сокольникова Н.М. «Основы живописи». - Обнинск: «Титул», 1996. – 80 с.
Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов». - Обнинск: «Титул», 1996. - 76 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савенко Тамара Георгиева
→ Savenko_Tamara 26.06.2012 0 2874 510 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.