Создания СМК в гимназии
Глыбина Т.А.
заместитель директора по ВР
МОУ гимназия №22, г. Калининград
Создания СМК в гимназии.
Федеральная программа развития образования, Концепция модернизации российского образования перед образовательными учреждениями ставят задачу оперативно реагировать на возрастающую сложность и динамизм развития экономических и социальных условий.
Одним из актуальных понятий в современной педагогике является качество образования и сопутствующие ему понятия «управление качеством», «качество педагогического процесса», «качество подготовки специалистов» и многие другие. Работа в рамках проекта по СМК в гимназии направлена на то, чтобы понятие «качество» носило системный характер и объединяло в себе качество управления, качество образовательного процесса, качество подготовки выпускников.
Наша гимназия ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы ее улучшения и обеспечение соответствия требованиям потребителей и требованиям государственных образовательных стандартов. Действие системы менеджмента качества распространяется на образовательную деятельность по программам общего среднего , дополнительного образования в соответствии с лицензией, управлению инновационной и научно-исследовательской деятельностью, учебно-воспитательным процессом. Все наши действия направлены на подготовку грамотного, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками выпускника с широким мировоззрением и высокой культурой. Высокое качество подготовки выпускников для нас является стратегическим показателем и залогом благополучия и развития всего коллектива и отдельно каждого сотрудника.
В августе 2008 года инициативная группа педагогов гимназии предложила разработать проект по системе менеджмента качества для нашей гимназии. И мы стали искать ответ на вопрос: «Необходима ли нам СМК?» Таким образом, начался первый этап проекта по созданию и реализации системы менеджмента качества в гимназии. Была создана рабочая группа, которая изучала документы, российский и международный опыт по созданию и реализации СМК. Затем члены рабочей группы выступали на заседании педагогического совета, родительской и ученической конференции. Итоговое решение об участие в проекте по СМК принято Управляющим советом гимназии.
На втором этапе нам необходимо было оценить имеющуюся в гимназии базу и разработать необходимые изменения. Посредством выборочной проверки документации и деятельности оценили действующую СМК, её "слабые места", объёмы доработки и разработали план реализации проекта. В систему работы гимназии введена практика внутришкольного контроля, касающегося всех сторон жизнедеятельности гимназии: тематический, персональный, классно – обобщающий, фронтальный и др. В рамках каждого процесса спланированы мониторинги по отслеживанию результативности, эффективности процесса и удовлетворённости заинтересованных сторон. Определена группа, занимающаяся проведением мониторингов: психологическая служба, руководители процессов. Разработаны механизмы улучшения качества и управления несоответствиями (процедуры: внутреннего аудита; предупреждающих действий; корректирующих действий; обработки жалоб; управления несоответствиями)
Для того, чтобы реализовывать проект необходимы квалифицированные специалисты.
Таким образом, третьим этапом стало обучение сотрудников гимназии, которое было необходимо для обеспечения осознанного и ответственного вовлечения сотрудников гимназии в проект создания СМК. Программа обучения разрабатывалась с учетом результатов первоначальной оценки.
Слушателями стали руководители процессов и работники, наиболее заинтересованные в реализации СМК. Проводили занятия сотрудники гимназии, обученные специалистами НИИ УК МЭСИ.
Основные темы, которым мы уделили наибольшее внимание при обучении:
история создания стандартов серии ИСО 9000;
восемь принципов менеджмента качества;
требования стандарта ИСО 9001:2000;
процессный подход в ИСО 9001:2000;
роль и ответственность высшего руководства в создании СМК;
система менеджмента качества (СМК) предприятия.
законодательство в области качества;
процессный подход;
постоянное улучшение;
документация СМК;
аудит СМК, процессов, продукта;
анализ и оценка СМК в структурных подразделениях Гимназии , включая тенденции продукции и процессов;
корректирующие и предупреждающие действия;
затраты на плохое качество.
мотивация.
Четвёртым этапом стал процесс разработки документации и внедрения СМК в гимназии.
Цель этапа - Разработать и внедрить документированную СМК, соответствующую требованиям ИСО 9001:2000, в основе которой - деятельность персонала в соответствии с принятыми документами и правилами.
На данном этапе был создан стартовый комплект документов (доработаны имеющиеся и созданы новые):
Общая структура системы качества.
Руководство по качеству.
Политика и организация.
Документооборот.
Механизмы улучшения качества и управления несоответствиями.
Менеджмент ресурсов.
Технологические процессы.
Положения и инструкции.
Профили процессов.
Рекомендуемые бланки документов и обязательных записей.
Политика качества.
Миссия гимназии
Миссия гимназии заключается в создании условий для развития личности, ориентированной на творческую деятельность и активную жизненную позицию, в получении качественного образования с помощью инновационных образовательных технологий.
Цели
- Дальнейшее повышения качества образования;
- Совершенствование системы управления;
- Разработка механизма постоянного улучшения, позволяющего повышать
результативность и эффективность деятельности;
- Создание Системы Качества европейского уровня;
- Повышение имиджа и рейтинга Гимназии.
Одной из главных задач гимназии является удовлетворение образовательных запросов обучающихся и их родителей путем повышения вариативности образования, реализации программ непрерывного образования, обеспечивающих качество подготовки специалистов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и международных стандартов серии ISO 9000.
Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:
Совершенствовать содержание и технологии обучения.
Удерживать уровень современного качества образования.
Сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.
Совершенствовать воспитательную систему.
Повышать роли семьи в воспитательно-образовательном процессе гимназии.
Совершенствовать систему управления гимназией.
Совершенствовать экономические механизмы финансирования учебной деятельности.
Достижение поставленных целей гимназии планируется за счет развития современной единой информационно-технологической образовательной среды для достижения более высокого качества образования путем формирования и развития личностных компетенций: общих компетенций, которые охватывают все сферы отношений между людьми и обществом (политические, экономические, социальные, культурные и коммуникативные и др.), предметных, профессиональных и инновационных компетенций за счет широкого внедрения в учебный процесс информационных технологий, а также организации сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями региона, РФ и учреждениями международного образовательного сообщества.
Рабочая группа на данном этапе решала следующие задачи:
определение потребности в разработке (доработке) документации;
определение формы и содержания документов;
идентификацию и последовательность процессов;
согласование входов и выходов документов и процессов;
оценку внедрения документации.
На пятом этапе была проведена самооценка СМК гимназии
В наших планах:
Шестой этап – проведение начального (тренировочного) аудита.
Тренировочный аудит проводится с целями:
выборочной проверки соответствия СМК требованиям стандарта ИСО 9001:2000.
тренинга персонала для подготовки к проведению сертификационного аудита.
разработки рекомендаций по устранению, выявленных несоответствий.
установления необходимости проведения предварительного аудита и окончательных сроков проведения сертификации.
Седьмой этап - предсертификационный и сертификационный аудиты.
Таким образом, в основе работы гимназии лежит менеджмент качества, который затрагивает все процессы гимназии. Понятие менеджмента качества предполагает признание очевидной истины: чтобы выжить и реализоваться, необходимо постоянно улучшать свою деятельность на основе всеобщего управления качеством.
Суть внедрения в гимназии системы менеджмента состоит в разработке механизма постоянного улучшения, позволяющего повышать результативность и эффективность её деятельности.
Кроме того, наличие в гимназии системы менеджмента способствует росту конкурентоспособности.
Мы стремимся максимально удовлетворять запросы потребителей, быстро реагировать на изменения рынка образовательных услуг.
Мы сотрудничаем с учебными заведениями всех типов: детские сады, школы, лицеи, гимназии, профессиональные лицеи, колледжи, высшие учебные заведения и вовлекаем их в нашу политику обеспечения качества подготовки выпускников через создание единого образовательного пространства. Постоянно уделяем внимание повышению квалификации преподавателей и сотрудников, совершенствованию образовательных технологий, создаем условия для мотивации персонала гимназии в результатах эффективного труда.
Педагоги, гимназисты и родители гимназии являются партнерами в реализации и совершенствовании системы менеджмента качества.
Реализация СМК в гимназии направлена на то, чтобы каждый сотрудник и гимназист нёс ответственность за эффективность и качество своей деятельности, не принимал решений и не совершал действий, негативно влияющих на качество подготовки учащихся.
Система менеджмента качества разработана с целью повышения удовлетворенности потребителей. Разработанная модель системы менеджмента качества позволяет осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности гимназии.
Анализ внедрения процессного подхода к управлению качеством образовательных услуг позволил нам выделить основные его преимущества, заключающиеся в возможности быстрого реагирования на изменения внешней и внутренней среды гимназии, что значительно повышает эффективность управленческих решений; эффективном управлении не столько структурными и должностными единицами, сколько их взаимодействиями; обеспечении контроля качества в каждой фазе жизненного цикла образовательной услуги; возможности определения «узких мест» и причин проблем, что позволяет своевременно принимать корректирующие и предупреждающие действия; эффективном анализе процессов СМК гимназии и их оптимизации путем перестройки взаимосвязей между ними; усилении наглядности деятельности посредством достаточного точного, лаконичного, удобного для восприятия и анализа описания объектов управления; оперативном управлении планированием и осуществлением деятельности по улучшению качества образовательных услуг; непрерывности процесса управления.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Глыбина Татьяна Андреевна
→ Сегодня 16.03.2010 0 5591 591 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.