Создания СМК в гимназии


Глыбина Т.А.

заместитель директора по ВР

МОУ гимназия №22, г. Калининград


Создания СМК в гимназии.

Федеральная программа развития образования, Концепция модернизации российского образования перед образовательными учреждениями ставят задачу оперативно реагировать на возрастающую сложность и динамизм развития экономических и социальных условий.

Одним из актуальных понятий в современной педагогике является качество образования и сопутствующие ему понятия «управление качеством», «качество педагогического процесса», «качество подготовки специалистов» и многие другие. Работа в рамках проекта по СМК в гимназии направлена на то, чтобы понятие «качество» носило системный характер и объединяло в себе качество управления, качество образовательного процесса, качество подготовки выпускников.

Наша гимназия ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы ее улучшения и обеспечение соответствия требованиям потребителей и требованиям государственных образовательных стандартов. Действие системы менеджмента качества распространяется на образовательную деятельность по программам общего среднего , дополнительного образования в соответствии с лицензией, управлению инновационной и научно-исследовательской деятельностью, учебно-воспитательным процессом. Все наши действия направлены на подготовку грамотного, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками выпускника с широким мировоззрением и высокой культурой. Высокое качество подготовки выпускников для нас является стратегическим показателем и залогом благополучия и развития всего коллектива и отдельно каждого сотрудника.

В августе 2008 года инициативная группа педагогов гимназии предложила разработать проект по системе менеджмента качества для нашей гимназии. И мы стали искать ответ на вопрос: «Необходима ли нам СМК?» Таким образом, начался первый этап проекта по созданию и реализации системы менеджмента качества в гимназии. Была создана рабочая группа, которая изучала документы, российский и международный опыт по созданию и реализации СМК. Затем члены рабочей группы выступали на заседании педагогического совета, родительской и ученической конференции. Итоговое решение об участие в проекте по СМК принято Управляющим советом гимназии.

На втором этапе нам необходимо было оценить имеющуюся в гимназии базу и разработать необходимые изменения. Посредством выборочной проверки документации и деятельности оценили действующую СМК, её "слабые места", объёмы доработки и разработали план реализации проекта. В систему работы гимназии введена практика внутришкольного контроля, касающегося всех сторон жизнедеятельности гимназии: тематический, персональный, классно – обобщающий, фронтальный и др. В рамках каждого процесса спланированы мониторинги по отслеживанию результативности, эффективности процесса и удовлетворённости заинтересованных сторон. Определена группа, занимающаяся проведением мониторингов: психологическая служба, руководители процессов. Разработаны механизмы улучшения качества и управления несоответствиями (процедуры: внутреннего аудита; предупреждающих действий; корректирующих действий; обработки жалоб; управления несоответствиями)

Для того, чтобы реализовывать проект необходимы квалифицированные специалисты.

Таким образом, третьим этапом стало обучение сотрудников гимназии, которое было необходимо для обеспечения осознанного и ответственного вовлечения сотрудников гимназии в проект создания СМК. Программа обучения разрабатывалась с учетом результатов первоначальной оценки.

Слушателями стали руководители процессов и работники, наиболее заинтересованные в реализации СМК. Проводили занятия сотрудники гимназии, обученные специалистами НИИ УК МЭСИ.

Основные темы, которым мы уделили наибольшее внимание при обучении:

  • история создания стандартов серии ИСО 9000;

  • восемь принципов менеджмента качества;

  • требования стандарта ИСО 9001:2000;

  • процессный подход в ИСО 9001:2000;

  • роль и ответственность высшего руководства в создании СМК;

  • система менеджмента качества (СМК) предприятия.

  • законодательство в области качества;

  • процессный подход;

  • постоянное улучшение;

  • документация СМК;

  • аудит СМК, процессов, продукта;

  • анализ и оценка СМК в структурных подразделениях Гимназии , включая тенденции продукции и процессов;

  • корректирующие и предупреждающие действия;

  • затраты на плохое качество.

  • мотивация.


Четвёртым этапом стал процесс разработки документации и внедрения СМК в гимназии.

Цель этапа - Разработать и внедрить документированную СМК, соответствующую требованиям ИСО 9001:2000, в основе которой - деятельность персонала в соответствии с принятыми документами и правилами.

На данном этапе был создан стартовый комплект документов (доработаны имеющиеся и созданы новые):

  1. Общая структура системы качества.

  2. Руководство по качеству.

  3. Политика и организация.

  4. Документооборот.

  5. Механизмы улучшения качества и управления несоответствиями.

  6. Менеджмент ресурсов.

  7. Технологические процессы.

  8. Положения и инструкции.

  9. Профили процессов.

  10. Рекомендуемые бланки документов и обязательных записей.

Политика качества.

Миссия гимназии

Миссия гимназии заключается в создании условий для развития личности, ориентированной на творческую деятельность и активную жизненную позицию, в получении качественного образования с помощью инновационных образовательных технологий.

Цели

- Дальнейшее повышения качества образования;

- Совершенствование системы управления;

- Разработка механизма постоянного улучшения, позволяющего повышать

результативность и эффективность деятельности;

- Создание Системы Качества европейского уровня;

- Повышение имиджа и рейтинга Гимназии.

Одной из главных задач гимназии является удовлетворение образовательных запросов обучающихся и их родителей путем повышения вариативности образования, реализации программ непрерывного образования, обеспечивающих качество подготовки специалистов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и международных стандартов серии ISO 9000.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:

  1. Совершенствовать содержание и технологии обучения.

  2. Удерживать уровень современного качества образования.

  3. Сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса.

  4. Совершенствовать воспитательную систему.

  5. Повышать роли семьи в воспитательно-образовательном процессе гимназии.

  6. Совершенствовать систему управления гимназией.

  7. Совершенствовать экономические механизмы финансирования учебной деятельности.

Достижение поставленных целей гимназии планируется за счет развития современной единой информационно-технологической образовательной среды для достижения более высокого качества образования путем формирования и развития личностных компетенций: общих компетенций, которые охватывают все сферы отношений между людьми и обществом (политические, экономические, социальные, культурные и коммуникативные и др.), предметных, профессиональных и инновационных компетенций за счет широкого внедрения в учебный процесс информационных технологий, а также организации сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями региона, РФ и учреждениями международного образовательного сообщества.

Рабочая группа на данном этапе решала следующие задачи:

  • определение потребности в разработке (доработке) документации;

  • определение формы и содержания документов;

  • идентификацию и последовательность процессов;

  • согласование входов и выходов документов и процессов;

  • оценку внедрения документации.

 На пятом этапе была проведена самооценка СМК гимназии

В наших планах:

Шестой этап – проведение начального (тренировочного) аудита.

Тренировочный аудит проводится с целями:

  • выборочной проверки соответствия СМК требованиям стандарта ИСО 9001:2000.

  • тренинга персонала для подготовки к проведению сертификационного аудита.

  • разработки рекомендаций по устранению, выявленных несоответствий.

  • установления необходимости проведения предварительного аудита и окончательных сроков проведения сертификации.

Седьмой этап - предсертификационный и сертификационный аудиты.


Таким образом, в основе работы гимназии лежит менеджмент качества, который затрагивает все процессы гимназии. Понятие менеджмента качества предполагает признание очевидной истины: чтобы выжить и реализоваться, необходимо постоянно улучшать свою деятельность на основе всеобщего управления качеством.

Суть внедрения в гимназии системы менеджмента состоит в разработке механизма постоянного улучшения, позволяющего повышать результативность и эффективность её деятельности.

Кроме того, наличие в гимназии системы менеджмента способствует росту конкурентоспособности.

Мы стремимся максимально удовлетворять запросы потребителей, быстро реагировать на изменения рынка образовательных услуг.

Мы сотрудничаем с учебными заведениями всех типов: детские сады, школы, лицеи, гимназии, профессиональные лицеи, колледжи, высшие учебные заведения и вовлекаем их в нашу политику обеспечения качества подготовки выпускников через создание единого образовательного пространства. Постоянно уделяем внимание повышению квалификации преподавателей и сотрудников, совершенствованию образовательных технологий, создаем условия для мотивации персонала гимназии в результатах эффективного труда.

Педагоги, гимназисты и родители гимназии являются партнерами в реализации и совершенствовании системы менеджмента качества.

Реализация СМК в гимназии направлена на то, чтобы каждый сотрудник и гимназист нёс ответственность за эффективность и качество своей деятельности, не принимал решений и не совершал действий, негативно влияющих на качество подготовки учащихся.

Система менеджмента качества разработана с целью повышения удовлетворенности потребителей. Разработанная модель системы менеджмента качества позволяет осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности гимназии.

Анализ внедрения процессного подхода к управлению качеством образовательных услуг позволил нам выделить основные его преимущества, заключающиеся в возможности быстрого реагирования на изменения внешней и внутренней среды гимназии, что значительно повышает эффективность управленческих решений; эффективном управлении не столько структурными и должностными единицами, сколько их взаимодействиями; обеспечении контроля качества в каждой фазе жизненного цикла образовательной услуги; возможности определения «узких мест» и причин проблем, что позволяет своевременно принимать корректирующие и предупреждающие действия; эффективном анализе процессов СМК гимназии и их оптимизации путем перестройки взаимосвязей между ними; усилении наглядности деятельности посредством достаточного точного, лаконичного, удобного для восприятия и анализа описания объектов управления; оперативном управлении планированием и осуществлением деятельности по улучшению качества образовательных услуг; непрерывности процесса управления.



Полный текст материала Создания СМК в гимназии смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Глыбина Татьяна Андреевна  Сегодня
16.03.2010 0 5591 591

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК