Статья "Применение специальных метрических и ритмических упражнений в виолончельной технике на начальном этапе обучения"
Управление образования Добрянского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Добрянская детская школа искусств»
ПРИМЕНЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕТРИЧЕСКИХ И РИТМИЧЕСКИХ
УПРАЖНЕНИЙ
К ВИОЛОНЧЕЛЬНОЙ ТЕХНИКЕ
НА
НАЧАЛЬНОМ
ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Методическое сообщение
Составил преподаватель
II квалификационной категории
Каюкова Галина Леонидовна
ДОБРЯНКА
2007 год
Раскрыв глаза, гляжу на яркий свет.
И слышу сердца ровное биение,
И этих слов размеренное пение,
И мыслимую музыку планет.
Все это бег.
И. Бунин
Сначала был ритм - почти библейская заповедь. Слово «ритм» по-гречески означает «течение». Музыку мы воспринимаем в движении. Ни одна мелодия не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называют организацию звуков во времени, определенное чередование протяжных и коротких звуков. Мелодия, лишенная ритмической организованности, воспринимается, как бессмысленное чередование звуков. В понятие «ритм» входят ряд элементов: размер- (чередование долей и акцентов, соотношение длительностей со всеми его особенностями), метр (повторность акцентируемых и не акцентируемых моментов в музыке, без чего ритм как таковой не существует) и темп (скорость движения). Наличие акцентов является обязательным условием слухового восприятия метроритмических группировок.
Ритм существует, разумеется, не только в музыке. Мы наблюдаем определенную соразмерность звуков в природе, в быту , в производственной жизни Четко и ритмично звучат капли дождя, ударяющиеся о стекло окна. Размеренно, удар за ударом, раздается бой часов. Вероятно, ритмы музыки по-своему отражают ритмы, существующие в природе. Но музыкальные ритмы отличаются своей особой организованностью, художественной целесообразностью, обладают особым выразительным значением. Эти однообразные ритмы-то резкие, чеканные, то свободные, капризные- во многом содействуют рождению новых художественных образов.
Ритмическая четкость, подчеркнутость акцентов и ударений, составляет особенность маршевой музыки, которая звучит на праздничных парадах - для облегчения стройного шага тысяч людей. Стоит изменить первоначальный ритм мелодии, и весь характер музыки существенно преобразится, приобретает новое, иное содержание. Этой чудодейственной возможностью ритмических превращений часто пользуются композиторы, с целью развития музыкальных мыслей. Резко изменяя ритм, а заодно и оркестровку и гармонический колорит, они создают новые, порой неузнаваемые варианты музыкальной темы.
Обладая огромной выразительной силой, ритм является средством организации музыкального языка. Не будь ритма, не было бы и мелодии, а остался бы лишь набор различных по высоте звуков. Ритм любой мелодии можно записать без нотоносца. Вот, например, ритмический рисунок песни Соловьева Седого «Подмосковные вечера»:
Благодаря ритму, мы отличаем вальс от марша, песню от польки.
О ритмическом воспитании и дисциплине нужно заботиться с самого начала обучения, так как впоследствии бывает трудно исправить укоренившиеся небрежность и привычку к искажениям метроритма. Они могут быть результатом невнимания ученика, и недосмотра педагога. Вредно, например, длительно учить в сильно замедленном темпе тот материал, который педагоги ошибочно рассматривают как начальный, предлагая ученику играть четвертными то, что написано шестнадцатыми. Такой метод может воспитать в ученике безразличие, равнодушие к настоящей скорости движения длительностями.
Дети не всегда проявляют должный интерес к планомерной работе по звукоизвлечению, по работе над ритмом и не редко выполняют ее вяло, что резко снижает ее эффективность. Эту работу можно сделать более приятной для ребенка. Для того чтобы ровно играть длительности, в своей практике я использую упражнение «Мы шагали». Ребята, сами того не замечая, начинают играть легко по 8 и по 16 легато на смычок. Необходимо, чтобы ребенок ощущал в упражнения определенный музыкальный смысл и стремился достигнуть нужного качества звучания, активности и определенности ритма.
Активная работа по развитию метроритмического чувства начинается с первых занятий.
Струна ЛЯ Лягушенок сел на кочку,
ноту ЛЯ он спел цветочку.
Струна РЕ Пусть поможет детям репка,
Ноту РЕ запомнит крепко.
Цель этих упражнений выработать чувство внутренней ритмичной пульсации.
Упражнения на нижних струнах позволяют ребенку дослушать длинные звуки.
Струна СОЛЬ Мишка мед в лесу нашел,
Мало меду, много пчел.
Влез на дерево, рычит,
Низко нота соль звучит.
Для усложнения учебного материала используется двухголосие.
На начальном этапе обучения, мы много играем ритмические упражнения на открытых струнах. В этих упражнениях самое главное правильное распределение смычка.
Кто на дереве сидит?
Крепким клювом кто стучит?
Это дятел.
Играем короткие ноты от колодки до середины смычка, длинные на весь смычок и наоборот, - короткие в верхней половине смычка, длинные на весь смычок до колодки. Ученик уже зрительно видит
распределение смычка, старается плавно и равномерно вести смычок. Для исполнения самых простейших песенок и мелодий на этом инструменте требуется гораздо более длительный период обучения. Извлечь чистый красивый звук и воспроизвести простейшую мелодию на виолончели очень трудно. Однако, если ждать, пока ученик овладеет навыками, необходимыми для исполнения даже самого несложного произведения, то это приведет к торможению его общего музыкального развития.
Рассматриваем песенку «Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки». Ученику предлагается начертить дорожку. Отметить звуки песенки на этой дорожке. Каждый слог здесь след от прыжка. Он условно обозначается точкой. Полученную запись песенки, ученик проверяет, сыграв по ней всю песенку ____I___I___I___I___I__I___I___I___I___I___I___I___I___I___I___I_____
Изучение штрихов симметричных - это сочетание простейших видов легато и раздельных штрихов. Необходимо сосредоточить внимание учащихся на равномерно спокойном ведении смычка и на достижении одинаковой длительности и ровного звучания каждой ноты. Этому способствует правильное распределение смычка: вторые слигованные ноты берутся всем смычком, а отдельные четверти по переменно, то нижней его половиной, то верхней.
Несимметричные штрихи образуются при исполнении двух нот, разных по длительности, или ряда нот, разделенных лигой на неравные группы.
Муха-муха-цокотуха. Главная задача в этом метроритме, чтобы ученик избегал неоправданного акцента при исполнении и для этого несколько облегчал давление смычка вместе с ускорением его движения. Для наглядности можно записать основные штрихи в виде следующей схемы для освоения ритма.
Основные метроритмические ошибки искажения порождаются, как правило, неправильно расположенными, ошибочными акцентами: резкими переходами смычка со струны на струну, неупорядочными движениями левой руки при переходах в позиции, более сильной атакой звука при движении смычка вниз (особенно в триолях).
Например: Лазько. Этюд
Чайковский. Игра в лошадки.
Абсолютная длительность звуков указывается в настоящее время обозначениями темпа по метроритму. «Метроном - аппарат для нарезания ровных ломтиков музыки» - Н. Перельман. Работа с метрономом должна вестись умело, главным образом для определения темпа, который, однако, всегда индивидуален и зависит от многих причин (общего состояния исполнителя, его представления, возможности и другое). Поскольку темп и ритм неотделимы друг от друга (темпоритм), полезно иногда проверять под
метроном усвоенное движение и ритм, помня при этом, что длительные занятия под метроном мешают учащимся необходимой ритмической инициативы, самостоятельности.
Одним из важнейших вопросов ритмического воспитания
является исполнение пауз. Паузы не должны рассматриваться учащимися лишь, как формальный перерыв в звучании. Необходима, чтобы каждая пауза была не просто знаком молчания, но и «звучала», как некая ритмическая доля. Точное выполнение пауз, как средство осмысленной фразировки, имеет огромное значение в ритмическом воспитании учащихся. Поэтому , крайне вредным является бытующее еще в практике работы отношение к паузе, как к формальному «арифметическому» перерыву звучания. «Не обрезайте арифметическими ножницами длительности, окружающие паузу, пусть они естественно затухают и возникают», просит нас Натан Перельман в своих рассуждениях. Отстукивание или отсчитывание паузы без должного воспитания у учащихся, отношение к ее «звучанию», без переживания ее, как осмысленного элемента текста, ведет к искажению мелодического рисунка, к привитию учащимися небрежного отношения к музыкальному тексту.
Швейцарский педагог и композитор, музыкальный писатель и общественный деятель Э. Жак – Далькоз говорил, что ритм должен быть «телесно пережит», «притворен в движение». В 1920 году в Москве и Петрограде появились институты ритмического воспитания по методу Жак – Далькоза. В Московской консерватории на дирижерском факультете ритмика была обязательным предметом.
Огромную пользу в воспитании ритмической дисциплины приносят упражнения в ансамблях, дуэтах. Не следует допускать вредной привычки у учащихся отстукивать ритм ногой. Многие преподаватели опираются на близкие и понятные детям образы окружающего мира. В этом процессе значительную роль играют подтекстовки. Они же помогают уверенно усваивать ритмические группировки, иногда даже сложные.
Аренский. Колыбельная.
Брамс. Колыбельная.
Мы знаем, как важно вести уроки с детьми живо, эмоционально, увлекательно. В наше время в арсенал педагогических приемов, кроме показа на инструменте и объяснения приемов игры, прочно вошли рисунки и стихи. Нередко это стихи самого преподавателя, если не стихи, то ритмические слова, например: по-ми-до-ры, пу-го-ви-цы.
Они привлекают внимание ученика, помогают закрепить информацию, пробуждают эмоциональный отклик, формируют положительное отношение ребенка к уроку, инструменту, педагогу.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Баспаев Д. Техника игры на виолончели. Алма-Ата Жалын, 1977
2. Бунин И. Стихи. М:, Советский композитор 1986
Беркман Т.Л. Музыкальное образование учителя .М:, Академия педагогических наук, 1956
Каплунова И. Этот удивительный ритм. Харьков , Мир, 1986
Волчков В.И. Школа игры на виолончели М:, Музыка 1986
Кальянов В.И. Техника игры на виолончели. М:, Музыка 1989
Смирнова Т.И. Методические рекомендации. М:. Издательство ЦСДК, 1994
Сапожников Р.Е. Первоначальное обучение виолончелиста. М:, Государственное музыкальное издательство, 1992
Свободов В.А. Начальное обучение виолончелиста. М:, Музыка 1976
Шевцова Т.А. Нескучные странички для скрипки-невелички. Пермь, Печатный двор, 2001
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Каюкова Г.Л. – таблица ритмических фигур
Минина Н. Б. – ритмические группировки
Кирюшин А.Р.- таблица по ритмослогам
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каюкова Галина Леонидовна
→ КаюковаГалина 26.12.2010 1 3225 448 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.