Статья "Опыт проведения групповых занятий по развитию коммуникативных навыков общения у учащихся 5-8 классов"
2. Кан Владимир Иннокентьевич, ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Школа-интернат № 24 г. Санкт-Петербурга, воспитатель Высшей квалификационной категории.
Опыт проведения групповых занятий по развитию
коммуникативных навыков общения у учащихся 5-8 классов
Актуальность данной работы объясняется несколькими причинами. Общение подростков со сверстниками и взрослыми считается важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту подростков, компенсировать который не могут никакие объективно высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствуют их чуткое внимание к форме общения, его тональности, доверительности, попытки осмыслить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Наиболее эффективно потребность подростков в общении реализуется через программы групповых форм работы, продуктивность которых сегодня широко доказана.
В условиях детских домов и школ-интернатов, для детей, оставшихся без попечения родителей, роль групповой работы с воспитанниками возрастает многократно. Это определяется рядом причин.
Дети поступают в сиротские учреждения из дисфункциональных, т.е. неблагополучных семей, в которых зачастую они подвергались недостойному обращению, физическому насилию, эмоциональной депривации. Многие пережили тяжелые психотравмы и душевные потрясения, а также ими были усвоены асоциальные модели поведения.
Вследствие этого, определенной части подростков школ-интернатов свойственны повышенная агрессивность и возбудимость, невротичность, несформированность базовых навыков общения, заниженная самооценка, внутренняя напряженность, тревожность, слабая социальная нормативность или даже девиантное и аддиктивное поведение.
Поэтому для обучения детей навыкам общения используются различные программы групповой работы, хотя безусловно отдельные элементы программы можно использовать и в индивидуальной работе с детьми.
Цель программы - приобретение воспитанниками конструктивных навыков в общении, расширение своего поведенческого репертуара и повышение компетентности в общении.
Задачи программы:
1. Коррекция коммуникативных установок подростков.
2. Обучение адекватному восприятию себя, других, ситуаций общения.
3. Формирование позитивных моделей поведения.
4. Приобретение детьми внешне выражаемых умений и навыков общения.
Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов, группа участников в условиях школы-интерната 6-8 человек.
Технологии обучения. В процессе обучения будут использованы различные игровые методы, ролевые игры, метод группового обсуждения, разогревающие упражнения (психогимнастика) и другие виды активного обучения.
Условия проведения. Под занятия выделяется специальное помещение для групповой работы, которое может обеспечить и работу в круге и двигательные упражнения.
Учебно-тематический план.
Практические
занятия
1. Вводное занятие 1
2. Настроение 1
3. Эмоции и чувства 1
4. Обида 1
5. Обвинение 1
6. Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение 1
7. Формирование партнерской установки в общении 1
8. Формирование групповой сплоченности в классе 1
Содержание.
Занятие № 1.
Цели: формирование позитивной атмосферы в группе, установление групповых норм, создание мотивации участников на последующую работу.
1. Упражнение 1. Представление участников. Краткое описание.
Каждый участник представляется, называя свое имя (все сидят в круге), а также называет качество характера, присущее ему. Перед тем как говорить о себе, нужно повторить имена предыдущих участников.
2. Блок разогревающих упражнений (психогимнастика).
Примеры упражнений: «пересесть по признаку», «гомеостат», «путаница», «запрещенное движение», «зеркало», «успей занять стул» и т.п.
3. Введение групповых норм.
Ведущий предлагает ввести правила поведения на занятиях, подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам.
Групповые нормы.
1. Правило искренности.
Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь.
2. Правило конфиденциальности.
3. Говорить без критики.
Не оценивать других, если они тебя об этом не просят.
4. Один говорит – все слушают.
Не перебивать другого.
5. Правило доброжелательности.
Нельзя обзывать и оскорблять других.
После того как ведущий изложит правила, он должен укрепить на стене плакат с этими правилами и спросить группу готова ли она следовать этим нормам.
4. Упражнение 2. «Ассоциации».
Один из участников выходит за дверь. Остальные выбирают кого-либо из оставшихся, которого водящий должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации:
- на какой цвет, песню, цветок, время года, животное, книгу, мультфильм, сказочный персонаж, птицу похож загаданный участник?
Входящий задает 5 вопросов, после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный становится водящим. Если нет – уходит вновь. Если не угадал более 2 раз – выбирается другой водящий.
Упражнение 3.
Один участник выходит в центр круга. Остальные поочереди называют его имя в ласковых вариантах, и так последовательно все члены группы должны побывать в центре круга (включая тренера). Это упражнение помогает сплотить детей, вызвать у них теплые чувства друг к другу.
5. Завершение занятия.
Проводится опрос участников по кругу о том, что понравилось и что не понравилось на занятии. Участники говорят также о своем самочувствии и настроении.
Занятие № 2.
Цели: научить детей справляться с раздражением, плохим настроением, формирование способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
1. Проводится опрос по кругу о настроении и самочувствии. Ответить на вопрос: почему мне нравится мой сосед справа?
2. Блок психогимнастики. Примеры упражнений: «узники и стражники», «луноход», «говори», «что изменилось», «перехлопай другую команду».
3. Упражнение 4.
«Назовите 2 ситуации, которые вызвали у вас положительные чувства». Дети поочереди вспоминают и рассказывают по 2 ситуации, когда им было хорошо. Ведущий просит запомнить эти чувства и «положить в надежное место», откуда их можно достать в любое время.
Упражнение 5. «Аукцион».
Участники по типу аукциона называют как можно больше способов, помогающих справиться с плохим настроением и раздражением. Воспитатель фиксирует на плакате называемые детьми варианты и по окончании аукциона подытоживает основные способы. Ребенок, назвавший больше всех остальных награждается аплодисментами группы.
Ниже приведены способы улучшения настроения, предложенные нашими воспитанниками:
1. Вспомнить родного человека.
2. Покричать, поплакать.
3. Побить посуду, подушки.
4. Принять душ.
5. Постучать молотком.
6. Пойти на дискотеку.
7. Вспомнить хорошее.
8. Поговорить с подругой.
9. Разорвать бумагу.
10. Лечь и послушать музыку.
11. Обнять кого-нибудь.
12. Посидеть одному, отдохнуть.
13. Сделать глубокий вдох и выдох.
14. Порисовать.
15. Поиграть в снежки.
16. Попрыгать по лужам.
17. Пойти в лес или на речку.
18. Поспать.
Упражнение 6. «Пиктограммы».
Каждый участник получает изображение лица человека, на котором заметно эмоциональное состояние. Участнику необходимо «сыграть» свою пиктограмму, а группе назвать, что чувствует этот персонаж.
4. Завершение занятия.
Опрос участников по кругу о настроении: о том, что понравилось и что не понравилось на занятии.
Занятие № 3.
Цели: «познакомить» детей с основными эмоциями и чувствами.
1. Опрос участников по кругу о настроении, состоянии. Продолжить предложение «я хороший, потому что…»
2. Блок психогимнастических упражнений. Примеры – «это хорошо-это плохо», «считалка на цифру 3», «сто мячей», «обзывалки», «я хочу», «угадай предмет», «броуновское движение».
3. Упражнение 7. Игра «Таможня» (развивает наблюдательность и умение понять душевное состояние другого человека).
Группа участников – это пассажиры, идущие на рейс самолета. Один из них контрабандист, он пытается вывезти из страны уникальное ювелирное изделие (используется кольцо или монета). Второй человек назначается таможенником. Таможенник выходит за дверь. Контрабандист прячет предмет к себе, после чего впускают таможенника. Мимо него по кругу проходят пассажиры, он пытается определить, кто из них провозит контрабанду. Предоставляются 2 или 3 попытки. После окончания игры ведущий просит таможенников рассказать, на что они ориентировались, определяя контрабандиста.
Упражнение 8. Список чувств.
Участникам предлагается составить список положительных и отрицательных чувств (тренер записывает ответы на плакате), вспомнив те ситуации, в которых они возникали.
Упражнение 9. Этюды на выражение чувства.
Дети объединяются в пары, выбирают себе по одному положительному и одному отрицательному чувству. Затем в течение 5-8 минут готовят небольшой этюд на выражение чувств. Ситуацию, ролевую игру дети придумывают сами. После демонстрации этюдов, группа угадывает какое чувство было показано.
4. Завершение занятия.
Опрос участников по кругу о настроении и впечатлениях от занятия.
Занятие № 4.
Цели: обучение выражению обиды и досады, обсуждение отношения к обидчику.
1. Опрос настроения, самочувствия в круге.
2. Блок психогимнастики.
Примеры упражнений: «слепец и поводырь», «испорченный телефон», «колечко» и т.п.
3. Упражнение 10. Детские обиды.
Вспомнить случай из детства, когда ты почувствовал сильную обиду. Вспомнить свои переживания и рассказать об этом. Как ты сейчас относишься к обиде? Затем (после того, как все дети расскажут) проводится обсуждение темы.
Обсуждение. Что такое обида? Что делать с обидой? Прощение обиды.
Упражнение 11. Копилка обид.
Участникам предлагается нарисовать копилку и символически поместить в нее все обиды, которые они пережили. После этого проводится обсуждение: что делать с копилкой. Воспитатель говорит о бессмысленности накопления обид, о необходимости прощать их, освобождать свою душу от груза прошлого. Ведущий поддерживает предложение детей разорвать копилку и предлагает детям сделать это. После этого обрывки складываются в металлический сосуд и торжественно сжигаются.
Упражнение 12. Ролевые игры на выражение обиды.
Дети объединяются в пары. От ведущего получают задание: в игровой форме инсценировать конкретную ситуацию обиды или ее могут предложить сами дети из своего жизненного опыта.
4. Завершение занятия.
Опрос детей о настроении и впечатлениях от занятия.
Занятие № 5.
Цели: обучение эффективному поведению в ситуациях обвинения.
1. Опрос настроения в круге.
Закончить предложение «ты хороший, потому что…» (о соседе слева).
2. Блок психогимнастических упражнений. Примеры: «съедобное-несъедобное», «муха», «рукопожатия», «летели дракончики».
Упражнение 13. «Крокодил».
Один участник загадывает некоторое слово (название предметов, вещей) и изображает его с помощью жестов и мимики. Остальные дети угадывают, что загадано.
3. Упражнение 14. Обвинения.
Вспомнить и рассказать ситуацию, когда тебя в чем-либо обвиняли. Какие чувства ты испытывал? Справедливо ли было обвинение?
Тренер подытоживает рассказы участников; говорит, что обычно при обвинении человек чувствует вину или гнев. Обсуждение темы с детьми.
Как вести себя с обвинителем? Справедливые и несправедливые обвинения. Признание своих ошибок. Воспитатель обращает внимание детей на то, что при справедливом обвинении надо признать свою неправоту, извиниться. Если обвинили несправедливо нужно спокойно разобраться в ситуации и не оправдываться.
Упражнение 15.
Ролевые игры на выражение ситуаций обвинения.
Дети объединяются в пары и в игровой форме инсценируют ситуации, данные воспитателем или предложенные детьми. Предлагаемые ситуации.
1. Учитель справедливо обвиняет ученика в невыполнении урока (ученик поленился сделать домашнее задание).
2. Воспитатель обвиняет тебя в том, что вернулся в интернат с прогулки с опозданием.
3. Другой ребенок несправедливо обвинил тебя в том, что намусорил в его комнате, разбросал вещи.
4. У одного из детей пропала ценная вещь или деньги. Подозрение падает на тебя. Найти выход из сложной ситуации.
4. Завершение занятия. Опрос участников о настроении и впечатлениях.
Можно невербально «передать» по кругу чувство радости.
Занятие № 6.
Цели: расширение поведенческого репертуара воспитанников, формирование представлений об уверенном, неуверенном и агрессивном поведении.
1. Опрос настроения по кругу. Высказать пожелание на этот день соседу справа.
2. Блок психогимнастики. Примеры упражнений: «прилипшая рука», «ладонь в ладонь», «зоопарк» и др.
3. Упражнение 16. «Скульптура».
Группа делится на 2 части. Одна часть должна «вылепить» скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая – человека без чувства собственного достоинства. Фигура лепится из одного человека, которому подгруппа придает необходимые позу, мимику. Каждая подгруппа выбирает экскурсовода, описывающего скульптуру и рассказывающего, что и как она выражает.
4. Упражнение 17. Уверенные, неуверенные и агрессивные (грубые) ответы.
Ведущий рассказывает детям о различиях между уверенным, неуверенным и агрессивным поведением людей; а также о том, что человек с чувством собственного достоинства ведет себя уверенно, но не агрессивно. Для наглядности воспитатель предлагает любую конфликтную ситуацию и демонстрирует детям 3 варианта поведения (ответов), используя мимику, жесты, различные интонации и т.п.
Затем ведущий достает 2 куклы, одевающиеся на руки. Одна кукла надевается ведущим – она будет рассказывать, что произошло. А тот, кто наденет на руки вторую куклу, показывает как ведет себя уверенный, неуверенный в себе и грубый человек. После нескольких ситуаций, предложенных воспитателем, можно обратиться к детям, чтобы придумали собственные конфликтные ситуации. Если желающих нет, то предлагаются ситуации, заранее заготовленные ведущим. Важно, чтобы в упражнении участвовали все дети.
Примеры ситуаций.
1.поставили незаслуженную двойку.
2. подруга просит одежду на дискотеку, а ты сама хочешь ее одеть
3. воспитатель не отпускает на прогулку
4. дети не принимают в игру
5. хочешь познакомиться с кем-либо из сверстников
6. просишь детей объяснить тебе домашнее задание
7. хочешь побыть один, а друзья зовут гулять.
В конце упражнения проводится краткое обсуждение и определяется, что значит уверенное, неуверенное и агрессивное поведение.
5.Завершение занятия. Опрос участников в круге о впечатлениях и настроении.
Занятие № 7.
Цели: формирование партнерской установки в общении, коррекция коммуникативных установок участников.
1. Опрос участников о настроении в круге.
2. Психогимнастические упражнения.
3. Проведение ролевых игр без скрытого мотива.
Упражнение 18. Ролевая игра «учитель-ученик».
Из группы ведущий выбирает одного человека, который будет исполнять роль учителя и 3 человек, которые последовательно будут играть учеников. Остальные – наблюдатели. Ситуация общения: учитель намерен ставить ученику двойку, задача ученика убедить учителя пересдать урок.
Упражнение 19. Ролевая игра «продавец-покупатель».
Один участник играет продавца в магазине, трое других детей поочереди исполняют роль покупателей. Ситуация общения: покупатель хочет обменять купленный товар, продавец отказывает в обмене.
Упражнение 20. Ролевая игра «заяц-контролер».
Выбирается один человек для роли контролера в автобусе и трое участников на роль безбилетных пассажиров. «Зайцы» получают задание уговорить контролера разрешить им ехать дальше. У контролера плохое настроение, он не готов уступать.
Упражнение 21. Ролевая игра «воспитатель-ребенок».
Один ребенок играет строгого воспитателя, трое других - воспитанника. Воспитанник просит отпустить его на прогулку. Воспитатель не настроен пойти навстречу, так как ребенок наказан. Задача ребенка – добиться разрешения.
По окончании ролевых игр проводится обсуждение в общем круге.
5.Завершение занятия.
Опрос детей о настроении, впечатлениях от занятия.
Занятие № 8.
Цели: передача обратной личностной связи от группы каждому ее члену (включая тренера); повышение самооценки и позитивного отношения к себе и участникам тренинга.
1. Опрос настроения, самочувствия в круге.
2. Проведение блока психогимнастических упражнений.
3. Упражнение 22. «Золотой стул».
Один участник садится в центр круга. Остальные члены группы высказываются поочереди о сидящем в центре, отвечая на вопросы:
- что мне нравится в его поведении, характере, внешности,
- чем он приятен, симпатичен, т.е. хвалят, одобряют сидящего в центре круга.
Ведущий внимательно слушает, также являясь участником упражнения. Необходимо пресекать попытки детей говорить друг о друге отрицательное.
После того, как каждый ребенок и тренер получат положительную обратную связь, дети рассказывают о своих чувствах при выполнении упражнения. Что труднее: хвалить или принимать похвалу?
Упражнение 23. «Подарок».
Каждый ребенок поочереди сделает «подарок» своему соседу. «Подарок» надо вручить молча, но так, чтобы сосед понял, что именно ему подарили.
Завершение занятия.
Участники делятся своими впечатлениями о занятии, сообщают о своем состоянии и настроении. В завершении (если группа сплоченная) можно вместе спеть, обняться, покачаться.
Литература
1. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М., 1991.
2. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В.Петрусинского. М., 1994.
3. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Е., 1997.
4. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Спб, 2000.
6. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Каталог, части 1, 2. Спб, 1993.
7. Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет. М., 1993.
8. Психологические программы развития личности в подростковом старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной. Е., 1998.
9. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кан Владимир Иннокентьевич
→ Кан1952 20.06.2011 4 11222 564 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК