Слайд 1
МОУ
«Россошинская средняя
общеобразовательная школа»
Еще раз о пользе молока…
Участники проекта:
• учащиеся 3-4 классов;
• родители учащихся 3-4 классов.
Руководители проекта:
• Плотникова Нина Васильевна,
учитель начальных классов
Проект «Еще раз о пользе молока»
Образовательное учреждение: МОУ «Россошинская СОШ»
Состав проектной группы: учащиеся 3 – 4 классов
Инициативная группа: учащиеся 3 класса
Руководитель проекта: Плотникова Нина Васильевна, учитель начальных классов
Образовательная область: Основы здорового образа жизни
Актуальность проекта:
Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. Но не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов (каши, молочные супы, творожные запеканки, сыр, бутерброды с маслом). Проблема правильного питания очень актуальна для наших школьников, необходимо говорить о пользе и значимости молока и молочных продуктов. Мы решили собрать как можно больше информации о пользе молока и молочных продуктов, выяснить состав молока. Обратились к истории употребления молока. Собрали материал о животных, молоко которых употребляет человек.
Цель работы:
Раскрыть значение молока и молочных продуктов для правильного питания младшего школьника
Задачи:
расширить знания о молоке и молочных продуктах.
дать представление о значении молока и молочных продуктов для детского организма, выявить роль молока в жизни человека.
формировать у школьников осознанное отношение к здоровому питанию.
развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
формировать исследовательские навыки (поиск информации в энциклопедиях и других литературных источниках, из общения со взрослыми, телевизионных передач и т.д.).
Воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Тип проекта: учебный, информационно-исследовательский.
Темы исследований учащихся:
Молоко и его состав.
Молоко разных животных.
Из истории употребления молока.
Методы исследования:
наблюдение;
поисковая работа с литературными источниками;
анкетирование;
опрос
План проведения проекта
Организационный этап:
1. Выявление интересов детей к проекту.
2. Формулировка проблемы
Подготовительный этап:
1. Выбор темы проекта
2. Формулировка цели проекта
3. Формирование групп учащихся по разработке отдельных вопросов
4. Распределение задач для каждой группы
5. Определение основных источников информации
Этап реализации проекта:
1. Сбор информации по теме для решения поставленных задач;
2. Систематизация собранного материала;
3. Анализ и распределение материала по тематическим группам: для создания презентаций, для изготовления буклетов, "Вдруг будет нужен...";
4. Подготовка и оформление результатов в виде буклетов, плакатов, презентаций;
5. Отчет творческих групп о проделанной работе.
Заключительный этап:
1. Оформление Портфолио проекта (запись на электронный носитель всех документов проекта).
2. Выявление новых проблем и определение направлений дальнейшего развития проекта.
Ход мероприятия:
Ведущий:
Сегодня мы поведем разговор о молоке и молочных продуктах.
Слайд № 1
Цель нашей встречи - раскрыть значение молока для правильного питания младшего школьника
Слайд № 2
Мы провели тестирование среди учащихся начальной школы. Опросом было охвачено 104 человека.
Слайд № 3
Анкета включала следующие вопросы:
1. Какие напитки вы любите?
2. Любите ли вы молоко?
3. Чем полезно молоко?
4. Какие молочные продукты вы знаете?
Ведущий:
Мы выяснили, что из 104 учащихся начальной школы только 19 назвали молоко среди своих любимых напитков, остальные дети отдают предпочтение газированным напиткам, чаю, компотам.
Ведущий:
Вызывает тревогу тот факт, что дети не осознают важность значения молока и молочнокислых продуктов для растущего организма. В списке любимых продуктов молока у многих ребят нет.
Ведущий: Мы решили узнать как можно больше о пользе молока и молочных продуктов. Выяснить, молоко, каких животных употребляет в пищу человек.
Молоко, каких животных употребляет человек в пищу? Слайд № 4-5
Самое известное в мире животное, которое дает молоко – это корова.
В Индии она считается священным животным.
В Испании употребляют овечье молоко.
В Аравийских пустынях молоко берут от верблюдов.
В Египте молоко дает буйвол.
В Перу молочным животным является лама.
В Тибете люди получают молоко от яка.
На севере - от северного оленя.
Во многих странах молоко людям дает коза.
Ведущий: Какие продукты получают из молока?
Слайд № 6
Ответы детей.
Однажды мы услышали вот какой разговор:
В. Лаврина
Что нужнее, что вкуснее?
В магазине, на витрине
Завязался разговор.
Что нужнее? Что вкуснее?
Разгорелся жаркий спор.
Сыр головастый
Перед всеми хвастал:
«Я запашистый,
Твёрдый, душистый,
С кругленькими дырами,
Нет вкуснее сыра!
Я не то, что молоко,
Ведь его разлить легко».
А сметана белая
Вдруг тоже стала смелая:
«Я, послушайте, ребята,
Разливаюсь по салатам,
По супам и овощам,
Запеканкам и борщам.
Без меня и торты —
Все второго сорта.
Я нужнее молока,
Я послаще творожка».
Тут вмешался творог:
«Вот из нас-то прок.
Уваженье к творогам:
Мы — начинка к пирогам.
Я нужнее молока
И сметаны... Ну, слегка».
Масло тоже не молчало,
Очень громко всем сказало:
«Чтобы сделать бутерброд,
К хлебу масло надо. Вот.
Без меня блины и кашу
Есть никто не будет даже.
Я жирнее молока,
Сыра, сливок, творожка».
Тут и мороженое
Воскликнуло восторженно:
«А меня-то, а меня-то
Очень любят все ребята:
И с клубникой, и с печеньем,
И с орехом, и с вареньем».
Помолчало молоко,
Повздыхало глубоко:
«Глупые продукты,
Как же вы забыли,
Что коровьим молоком
Все когда-то были?
Сделан сыр из молока,
И творог — из молока,
И сметана с маслом —
Это детям ясно!»
Ведущий: Чем же так полезно молоко?
Молоко люди считают одним из лучших продуктов, употребляемых в пищу.
Слайд № 7
Составляющие молока:
Белок – необходим для укрепления мышц, восстановления их для тяжелой работы.
Жир (молочный) - обеспечивает организм энергией.
Сахар – углерод (лактоза) – еще один источник энергии.
Лактоза необходима для работы сердца, печени, почек, питания головного мозга, деятельности нервной системы. Лактоза играет важную роль в формировании кишечной микрофлоры.
Минеральные соли – требуются для укрепления и формирования костей, хрящей, волос, ногтей и производства новой крови.
В молоке содержатся: фосфор, кальций, железо, медь, марганец, магний, хлор, йод и другие элементы.
Витамины (около 30): В2, А, С, Д.
Вода.
Это интересно знать
Слайд № 8
Старинная легенда гласит, что громовержец Зевс был вскормлен молоком божественной козы Амалфи из ее же рога.
С древнейших времен молоко и молочные продукты употреблялись не только в пищу, но и в качестве целебного средства. Гиппократ назначал молоко больным, особенно тем, кто болел туберкулезом. Он рекомендовал пить молоко и нервным людям, считая его успокаивающим средством.
Молоком лечились внутренние воспаления, нарывы, опухоли. При ангине и других заболеваниях горла древние римляне полоскали его горячим молоком с добавлением соли. При заболеваниях зубов им смазывали десна.
Выдающийся ученый Древнего Востока Авиценна в своих трудах уделил много внимания молоку и молочным продуктам, особое предпочтение, отдав коровьему.
Молоко активно использовалось и в народной косметике. Из него делали маски и использовали их против морщин.
Молоко широко применялось и для технических нужд. В древности оно использовалось в стенной росписи. Для получения высококачественной пурпурной краски готовили смесь сока брусники с молоком. Для росписи стен использовали также молоко с шафраном.
Стакан теплого молока с медом на ночь – универсальное снотворное.
Древние философы называли молоко «соком жизни»
Молоко способно обезвреживать некоторые ядовитые вещества.
Грабовская Валерия, ученица 4 класса (авторское стихотворение)
Полезные молочные продукты со считалкой.
Слушал мамин я наказ
И кефир пил в детстве - раз!
А подрос едва-едва
Творог кушал - это два!
Обмакнул в сметану блин,
Посмотри-ка - это три!
Сливки я люблю густые.
После три идет четыре!
Масло в кашу добавлять
Очень вкусно - это пять!
Разных йогуртов не счесть,
А в считалке – это шесть!
Простоквашу пить не лень
И полезно – это семь!
Сыр созрел, ведь скоро осень!
Было семь, а стало – восемь!
И зачем овечке блеять?
Брынза…
Это стало девять!
Кошки любят куролесить,
Молоко пить - это десять!
Все молочные продукты
Сосчитал я за минуту!
Ученик: Девочки – беляночки, где вы набелилися?
Девочки:
Мы вчера коров доили,
Молоком умылися!
Частушки:
Мы веселые подружки ,
Пропоем для вас частушки
О питании полезном
Знать вам будет интересно!
Пейте, дети, молоко,
Ведь учиться нелегко!
Для образования
Нет лучшего питания.
Молоко продукт полезный,
Очень вкусный, всем известный.
Я скажу вам от души –
Лучше пищи не ищи.
Йогурт, творог, молоко –
Очень много кальция.
Зубки белые всегда –
И никакого кариеса!
Предпочтенье отдаю
Я молочной каше,
Чтобы с каждым новым днем
Становиться краше.
Молоко, творог, сметана
Для здоровья хороши.
Я люблю продукты эти
Говорю вам, от души!
У меня коса большая
Ленточка коротенька,
Масло с мёдом уплетаю,
Потому молоденька.
А румянец на щеках
Вовсе не от колы,
Пью, ребята, молоко,
Будьте все здоровы!
Что-то ночью мне не спится,
Молочка с медком попью,
Сон чудесный мне приснится,
Что пятерку получу.
Белые цвет – вкуснее нет!
Ряженка, кефирчик.
И заглядывает в рот
Со сметаной блинчик.
Творог, ряженка, кефир
Покорили целый мир.
Масло, йогурт, в самом деле,
Даже в космос полетели!
Если хочешь быть здоровым,
Правильно питайся!
Пей побольше молока,
Спортом занимайся!
Пейте, дети, молоко,
Будете здоровы!
Не забудьте, что его
Вам дают коровы!!!
Ведущий: А вот, что говорят о пользе молока герои вашего любимого мультфильма.
Слайд № 9
Просмотр отрывка из мультфильма «Трое из Простоквашино»
Учитель:
Назовите произведения, в которых упоминается молоко.
Слайд № 10
1. «Что делать? Побежала она к молочной речке – кисельным берегам.
– Речка, речка, – просит Маша, – спрячь меня! («Гуси лебеди»)
2. «Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла – молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка – по копытечку,
Из копытечка – во сыру землю!» («Волк и козлята»)
3. «Вот катится блин по дорожке, а из кустов лиса – как прыгнет, да хвать блина за масленый бок. Блин бился, бился, еле вырвался – бок в зубах лисьих оставил, домой побежал». («Крылатый, мохнатый да масленый»)
4. «Принесла сено корове – корова дала маслица. Принесла курочка маслица петушку. Петушок сглотнул маслица – и бобок проглотил. Вскочил и запел: Ку-ка- ре-ку!» («Петушок и бобовое зернышко»)
Молодцы!
Слайд № 11
Ученик:
В народе говорили: «Молоко у коровы на языке».
Молоко дает корова.
Чтоб была она здорова –
Её надо покормить,
А потом уже доить.
Русская народная песня «Калинка»
Ой, вставала я ранешенько,
Умывалась я белешенько
Калинка-калинка моя,
В саду ягода-малинка моя!
Надевала черевички на босу
И гнала свою корову на росу
Я гнала свою корову на росу,
Повстречался мне медведь во лесу
Я медведя испугалася,
Во часты кусты бросалася
Ой, медведюшка-батюшка,
Ты не тронь мою коровушку!
Я коровушку доить буду
Малых детушек кормить буду!
Примерно 160 стаканов молока даёт одна корова в сутки.
Ведущий: Существует множество пословиц и поговорок о молоке и молочных продуктах. Какие известны вам?
Игра «Продолжи пословицу»
1. Заварил кашу, так не жалей…
2. Корова – на дворе…
3. Обожжешься на молоке…
4. Кашу маслом…
Слайд № 12
Ученик:
Как вкусно и сладко, и очень легко,
Вечером, утром, пить молоко!
Из кружки и банки, а может, пакета,
Впитывать вкус счастливого лета.
Солнца и речки, травы и цветка,
Все это входит в состав молока.
Еще там закаты, есть и рассветы,
Яблоки, груши, ромашек букеты.
Речки, ручьи, озерца и канавки,
Жуки и лягушки, сидящие в травке.
Есть там улыбка и радость ребенка,
Мурчанье, и громкое "Мяу" котенка.
Счастье, любовь и мамы тепло,
Какое же разное, ты, молоко.
Ведущий:
Институтом питания РАМН были разработаны рекомендуемые нормы потребления молочных продуктов на 1 человека в год - 392 кг (в пересчёте на молоко):
Слайд № 13
Цельное молоко — 116 кг
Масло сливочное — 6,1 кг
Сметана — 6,5 кг
Творог — 8,8 кг
Сыр — 6,1 кг
Мороженое — 8 кг
Молочные консервы — 3 кг
Обезжиренное молоко — 12,3 кг
Не любишь молоко?
Попробуй регулярно есть другие молочные продукты: творог, сметану, нежирный йогурт, кефир, масло.
Ученик:
Из водицы белой
Всё, что хочешь, делай:
Масло в нашу кашу,
Сливки, простоквашу,
Творожок на пирожок.
Скушай йогурта, дружок!
Ешь да пей, гостям налей
И коту не пожалей.
Слайд № 14
Песня «33 коровы»
В центpе гоpода большого,
Где тpавинки не pастёт,
Жил поэт, волшебник слова,
Вдохновенный pифмоплёт.
Pифмовал он что попало,
Пpосто выбился из сил,
И в деpевню на попpавку,
Где коpовы щиплют тpавку,
Отдыхать отпpавлен был.
Тpидцать тpи коpовы,
Тpидцать тpи коpовы,
Тpидцать тpи коpовы,
Свежая стpока.
Тpидцать тpи коpовы,
Стих pодился новый,
Как стакан паpного молока.
Тpидцать тpи коpовы,
Стих pодился новый,
Как стакан паpного молока.
В пять утра вставал он ровно,
Это было нелегко,
Он читал стихи коровам,
Те давали молоко.
День за днём промчалось лето,
Очень вырос наш поэт,
Ведь молочная диета
Благотворна для поэтов,
Если им всего шесть лет.
Тpидцать тpи коpовы,
Тpидцать тpи коpовы,
Тpидцать тpи коpовы,
Свежая стpока.
Тpидцать тpи коpовы,
Стих pодился новый,
Как стакан паpного молока.
Тpидцать тpи коpовы,
Тpидцать тpи коpовы,
Тpидцать тpи коpовы,
Свежая стpока.
Тpидцать тpи коpовы,
Стих pодился новый,
Как стакан паpного молока.
Как стакан паpного молока.
Как стакан паpного молока.
Пейте на здоровье молоко коровье!
Слайд № 15
В ходе работы над проектом учащиеся выяснили, что молоко - основа пищевого рациона ребенка. По рекомендациям Института питания Российской академии медицинских наук рацион подростка должен наполовину состоять из молока и молочных продуктов, взрослого человека - на 25%. Стакан молока в день - это проверенный веками рецепт долголетия!
С молоком наш организм получает все необходимые питательные вещества для нормального развития организма.
В результате работы над проектом учащиеся расширили свои знания о молоке и молочных продуктах, узнали, молоко каких животных употребляет человек в пищу. Исследовательская деятельность учащихся позволила им познакомиться с историей использования человеком молока и молочных продуктов. Дети приобрели умения работать со справочной литературой, энциклопедиями, источниками сети «Интернет».
Результаты работы над проектом (продукт):
Слайд № 16
Приложение № 1 - 9
выпущены буклеты «Путешествие по Молочной реке»
создана презентация «Молоко и молочные продукты»
собраны пословицы и поговорки о молоке и молочных продуктах
проведен конкурс рисунков
проведено родительское собрание «Здоровое питание младшего школьника»
ведется информационно-разъяснительная работа среди учащихся о пользе молока.
Данные материалы могут быть использованы на уроках окружающего мира, во внеклассной работе по программе «Разговор о правильном питании»
Список использованной литературы:
1. Валеология: Учеб. пособие /Под редакцией Соломина В.П., Варламова Ю.Л. – Спб., 1995.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии., Москва, «ВАКО» 2007 г
3. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.
4. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра// Под ред. доктора медицинских наук В.В.Колбанова. - СПб.: Акцидент,1994.
5. Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.
6. Научно-методический журнал «Начальная школа» Москва, 2004-2009 г.
7. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. - СПб.,1998.
8. Конь И.Я., Батурин А.К.(ред.). Детское питание. М.: Воскресение, 1994.
9. Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу.//Здоровье детей.-2006 - №15.
10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям.-М.,1996
11. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 3 класс». «Внеклассные мероприятия. 4 класс», «Внеклассные мероприятия. 2 класс» Москва, «ВАКО» 2007 г., 2008 г.
12. Зайцева В.Питание идеальное и реальное.//Здоровье детей.-2007.- №6.
13. Вайнер Э.Н. Основы рационального питания.- Липецк, 1999.
14. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов / Под ред.
15. Касаткина В.Н., Щеплягиной Л.А. 2-е изд. доп. испр.- Ярославль: Аверс Пресс, 2003.
16. Мирская Н. Как кормить детей//Здоровье детей.-2004.-№1-с.32-34.
17. Конь И.Я., Батурин А.К.(ред.). Детское питание. М.: Воскресение, 1994.
Автор: Плотникова Нина Васильевна
→ Плотникова5553 26.08.2011 3 15545 2606 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.