Методика подготовки и проведения районного конкурса школьных хоров
Г ОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА
«У ВОЗНЕСЕНСКОГО МОСТА»
АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методика подготовки и проведения
районного конкурса школьных хоров
Автор:
Вагнер Светлана Николаевна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2012
Цель данной методики — методическое обеспечение педагогов дополнительного образования необходимой последовательностью действий и способов взаимодействия с воспитанниками во время подготовки и проведения районного конкурса школьных хоров.
Методика адресована педагогам дополнительного образования, осуществляющим профессиональную деятельность как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в отделениях дополнительного образования детей на базах общеобразовательных школ.
Педагогическое назначение районного конкурса школьных хоров:
- выявление уровня специальной подготовки детей в хоровой деятельности;
- выявление и поддержка творчески одаренных детей, привлечение внимания к детскому творчеству;
- стимулирование творческой активности учащихся школьных хоров образовательных учреждений района;
- поддержка творчески работающих педагогов дополнительного образования;
- возможность творческого обмена опытом педагогов различных учебных заведений района.
Конкурс проводится по трем возрастным группам:
Младшая – 6-10 лет (включительно);
Средняя – 11-14 лет (включительно);
Старшая – 15-18 лет (включительно);
Формами конкурсов могут быть: конкурс юных исполнителей (вокальных ансамблей, хоровых коллективов), смотр-конкурс, тематический конкурс.
В данной методике мы рассмотрим тематический конкурс. Тематическая направленность конкурса может быть любая, например: «Хоровая мозаика», «Легко на сердце от песни весёлой», «Волшебные звуки музыки», «Мы — дети Галактики», «Вставай, страна огромная», «Приидите, воспоим, людие».
Уровень организации и проведения конкурса школьных хоров: районный.
В конкурсе могут принять участие школьные хоры образовательных учреждений в возрасте от 6 до 18 лет (включительно).
Основные этапы организации и проведения районного конкурса школьных хоров:
1 этап — в учреждении дополнительного образования детей, на базе которого будет проходить районный конкурс школьных хоров создаётся инициативная группа, которая определяет организаторов данного конкурса (далее организаторы);
Организаторами могут быть педагоги дополнительного образования — хормейстеры, а также методист по работе со школами района. Возглавить группу организаторов может главный хормейстер музыкально-хоровой студии или руководитель музыкального отдела учреждения.
2 этап — организаторы разрабатывают положение о районном конкурсе школьных хоров (см. далее) и определяют тематическую направленность конкурса;
3 этап — организаторы рассылают данное положение предполагаемым участникам районного конкурса на электронный адрес образовательных учреждений;
Положение высылается в конце учебного года (май) и в сентябре нового учебного года для того, чтобы предполагаемые участники конкурса смогли ознакомиться с ним и оценить своё желание участвовать в конкурсе. Срок подачи заявок на участие в конкурсе – не позднее, чем за два месяца до начала конкурса.
4 этап — организаторы конкурса проводят организационные и методические мероприятия (собрания, консультации) для педагогов - будущих участников районного конкурса;
5 этап — организаторы принимают заявки на участие в районном конкурсе школьных хоров;
Заявки принимаются на электронную почту ОУ, на базе которого будет проходить районный конкурс или на электронную почту организаторов конкурса.
6 этап — организаторы конкурса составляют план проведения районного конкурса и формируют состав жюри;
В жюри конкурса могут быть приглашены педагоги-хормейстеры учреждения дополнительного образования, учителя музыки школ района, методисты по работе со школами района, композиторы, пишущие музыку для детей, преподаватели музыкальных вузов.
Жюри конкурса оценивает выступления участников по десятибалльной системе. Каждый член жюри выставляет оценку, все оценки складываются, и выводится средний балл. Участники, получившие 10 баллов, получают Гран - При. 9,5- 9 баллов - диплом I степени, 8,5 - 8 баллов - диплом II степени, 7,5 - 7 баллов - диплом III степени. Жюри вправе присуждать призы за исполнение отдельных произведений, а также отмечать специальными грамотами работу педагогов и концертмейстеров. Окончательное решение о распределении мест принимается по итогам обсуждения путем открытого голосования.
7 этап — организаторы конкурса связываются с участниками конкурса для решение организационных вопросов;
Каналами связи могут выступать электронная почта, телефон, личные встречи с участниками конкурса.
8 этап — организаторы конкурса совместно с членами жюри проводят основной конкурс — открытие конкурса и прослушивание хоровых коллективов школ района;
На открытие конкурса могут быть приглашены администрация учреждения во главе с его директором, представители районной администрации. Это придаст конкурсу значительности и важности. Нужно продумать конферанс конкурса (кто будет ведущими). Это могут быть старшие школьники, которые не принимают участие в выступлениях хоров, а также можно пригласить ведущих из других детских объединений учреждения.
В зависимости от того, сколько будет участников, конкурс проводится в два дня. В первый день — конкурс школьных хоров младшего возраста. Во второй конкурсный день прослушиваются хоры среднего и страшего возраста.
Хоровые коллективы исполняют 2-3 разнохарактерных произведения. Все произведения исполняются наизусть.
Рекомендуемая продолжительность выступлений:
Младшая группа – 3-5 минут;
Средняя группа – 4-6 минут;
Старшая группа – 5-9 минут.
Порядок выступлений определяется возрастной группой хора.
9 этап — жюри подводят итоги конкурса, определяют его победителей; оповещают об итогах конкурса всех его участников.
Итоги конкурса также можно разместить на сайте учреждения, на базе которого проводится конкурс. Там же нужно разместить информацию о том, когда будет проводиться награждение участников и победителей конкурса, и кто будет выступать на Гала-концерте.
10 этап — организаторы проводят итоговый гала-концерт, на котором награждают победителей и участников районного конкурса школьных хоров;
В этот же день проводится репетиция участников Гала-концерта.
Все участники конкурса награждаются грамотами за участие и памятными призами. Наиболее яркие выступления отмечаются специальными грамотами. Участники, занявшие I, II и III места, награждаются дипломами лауреатов конкурса и памятными подарками.
11 этап — организаторы проводят методические мероприятия для педагогов - участников конкурса (анализ итогов конкурса, последействие).
Дополнительные действия в ходе организации и проведения
районного конкурса школьных хоров:
На детских конкурсах обязательно должны присутствовать дети: они могут быть просто зрителями, а могут участвовать в работе детского жюри или выбирать лучшего участника конкурса в номинации «Приз зрительских симпатий», «Приз детского жюри».
Для привлечения внимания к конкурсу необходимо за несколько дней до его проведения вывесить афишу, распространить пригласительные билеты (обязательно нужно отправить пригласительные билеты всем руководителям хоров-участников конкурса, членам жюри, а также можно пригласить руководителей органов образования и районной администрации).
Место проведения конкурса следует оборудовать и оформить в соответствии со спецификой данного конкурса.
Подведение итогов конкурса и награждение его участников лучше проводить в отдельный день, а вручение призов и подарков сочетать с показательными выступлениями победителей.
В дипломах победителей конкурса обязательно нужно указать название конкурса, название образовательного учреждения, класс, фамилию и инициалы педагога и концертмейстера, название номинации (если она присуждены), в которой победил коллектив, указать место, которое коллектив занял на конкурсе, указать число, месяц и год проведения конкурса, а также в дипломах должны быть подписи всех членов жюри + печать учреждения, на базе которого проводился конкурс.
Диплом выдаётся один на коллектив (хор, ансамбль), но чтобы у каждого выступающего осталась память о выступлении на конкурсе, целесообразно будет сфотографироваться на сцене или в фойе концертного зала.
Памятным знаком участия в конкурсе может быть значок для каждого выступающего.
Также будет уместно отправить Благодарственное письмо на имя директора образовательного учреждения-участника конкурса, в котором указываются коллектив, его руководитель и концертмейстер, а также в письме может быть дана оценка выступлению на конкурсе.
Структура положения о районном конкурсе школьных хоров:
Название конкурса (профиль, тематика). Инициаторы проведения конкурса. Организаторы конкурса. Цели конкурса. Сроки проведения конкурса. Порядок оформления и сроки подачи заявок на участие в конкурсе. Участники конкурса. Программа конкурса. Требования конкурса. Финансовые условия. Банковские реквизиты конкурса (если участие в конкурсе оплачивается). Подведение итогов конкурса и награждение. Состав жюри конкурса. Контактный телефон. Электронный адрес или сайт конкурса.
Приложения к положению о конкурсе школьных хоров:
Форма заявки на участие в конкурсе:
название конкурса;
образовательное учреждение;
детское объединение (класс, группа);
педагог (фамилия, имя, отчество полностью);
контактные телефоны педагога (рабочий и домашний), электронный адрес педагога;
название коллектива, возраст, школа, класс;
конкурсная программа (название исполняемых произведений);
дополнительные данные (при необходимости — технические средства: музыкальный центр, микрофоны, синтезатор, пюпитр).
Литература, использованная при написании методики:
Виды методической продукции. Справочник. — Ярославль: Областной центр работы с детьми и юношеством, 1995.
Дополнительное образование детей. Словарь-справочник /Автор-составитель Д.Е. Яковлев, — М: АРКТИ, 2002.
Корлякова С.В., Деникаева О.В. Рекомендации по разработке и требования к утверждению учебных программ дополнительного образования детей. Методическое пособие. — Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2001.
Методическая деятельность. Словарь-справочник. — Л., 1991.
Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: Методическое пособие /Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова и др. — М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002.
Словарь-справочник в дополнительном образовании детей /Сост. Л.Н. Буйлова, И.А. Дрогов и др. — М: ЦРСДОД, 2002.
Интернет-источники
Формы массовой учебной работы детского объединения дополнительного образования. Режим доступа: orenipk.ru/kp/distant/dod/dop/3_2_2_kargina_forms.doc
Постановление администрации города Тамбова от 10.02.2008 n 1000 "О проведении городского конкурса школьных хоров" (вместе с "положением о городском конкурсе школьных хоров"). Режим доступа: http://tambov.news-city.info/docs2/sistemsw/dok_iegegb.htm
Методическая деятельность. Режим доступа: http://diplstud.ru/14/dok.php?id=033#
Основные виды методической продукции. Режим доступа: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./394148
Методическая работа. Режим доступа: http://ddt.edu.sbor.net/66-metod.htm
Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе (методическое пособие). Режим доступа: http://gendocs.ru/
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вагнер Светлана Николаевна
→ SvetaWagner 28.02.2012 0 3742 394 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.