Курсовая работа "Опыт внедрения методик обучения социальным навыкам в педагогичекую практику".
Курсовая работа
На тему: « Опыт внедрения методик обучения социальным навыкам в педагогическую практику. Система практических занятий с детьми во внеурочное время»
Слушателя Соловьевой Ольги Николаевны
Центр образования «Чертаново»
Южного округа
Преподаватель Сазонова Елена Васильевна
2011-2012 г.г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Достойная просьба……………………………………………………………4
2. Ситуации использования методик обучения социальным навыкам в моей педагогической практике……………….….…………………………………...9
3. Правила создания хорошей атмосферы в классе…………………………14
Заключение……………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………………….16
Введение
Внеурочная работа - составная часть учебно - воспитатательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Основными задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости. Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т. п. Развиты художественное и техническое творчество учащихся, художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт, туризм и т. д. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей в неформальном общении и посещение музеев, во время школьных вечеров, праздников, спортивных соревнований. К специфической форме внеурочной работы относится организация продлённого дня. Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.
Достойна просьба
Перед уроком произошла ситуация: ученица второго класса Света подошла к учителю и заявила: «Вы сегодня не должны меня спрашивать по окружающему миру. Я не подготовила доклад. » Свидетелями всего этого были ее одноклассники.
Учитель, подавив негодование, дал Свете задание помыть доску и раздать тесты по Окружающему миру.
Ход занятия:
I Беседа:
- Ребята, сегодня на перемене вы слышали Светино обращение ко мне. Как вы думаете, какие чувства, и эмоции оно у меня вызвало? Захотелось ли мне, выполнить Светину просьбу? (Ответ детей: Вам не понравилось, как Света
сказала, вы рассердились, расстроились, вам было неприятно. Вы не согласились со Светой).
II Объявление темы занятия:
- Сейчас мы поговорим с вами о достойной просьбе. Я расскажу вам какие правила надо соблюдать, чтобы вам не отказали в просьбе, а если это произойдет, то никто бы не испытывал неловкости или чувства обиды. Потом мы потренируемся обращаться друг к другу с достойной просьбой в различных ситуациях.
III Объяснение
Когда человек обращается с просьбой к другому человеку нужно соблюдать определённые правила, которые помогут вам в этой ситуации.
Лучше если ваша просьба будет произнесена не при всех, наедине, не нужно привлекать внимание посторонних.
Достойная просьба должна оставлять человеку, у которого вы просите, право на отказ. Ведь не все просьбы можно выполнить, а отказывать бывает неудобно, неприятно. Зачастую человек, у которого вы что-то просите самостоятельно не может принять решение о вашей просьбе. Именно поэтому нужно грамотно формулировать просьбу. Лучше это делать в виде позитивного вопроса: « Ты мог бы помочь мне …?» А не спрашивать: « Ты не мог бы …?»- это увеличивает вероятность того, что вам откажут.
Достойная просьба не должна указывать на то, что кто-то кому-то должен. Нужно наладить партнёрское взаимодействие. Поэтому не стоит начинать просьбу со слов: « Эй, девушка…» или «Тётенька…», или « Молодой человек…» это может обидеть человека, потому что указывает на его возраст. Если вы обращаетесь с истинной просьбой к знакомому человеку, то лучше назвать его по имени или, если это взрослый, то по имени отчеству.
IV Упражнения
1) Давайте дадим Свете возможность исправить ситуацию и еще раз обратиться с достойной просьбой.
Света: « Ольга Николаевна, могли бы вы сегодня не спрашивать меня по окружающему миру? Я вчера себя плохо чувствовала, поэтому не подготовила доклад, но к следующему уроку я выполню домашнее задание и подготовлю доклад».
2) Потренируемся в разных ситуациях выражать достойную просьбу.
а) Дети играют в классе после уроков. Кате очень понравилась Машина книжка, она хочет попросить Машу дать ей почитать книгу на время.
( Ответ детей: Надо отвести Машу в сторону от других ребят, чтобы поговорить наедине. Выйти из класса. Сказать: « Маша, у тебя такая интересная книга, могла бы ты дать её мне на два дня, чтобы я почитала её дома»).
б) как попросить деньги у родителей на подарок другу.
( Ответ детей: Дождаться, когда мама или папа останутся в комнате одни. Подойти обнять или присесть рядом. Сказать: « Мама, могла бы ты мне
помочь определиться с подарком однокласснику. Я уже присмотрела хороший подарок , но мне не хватает денег. Могла бы ты мне их дать, если мы в этом месяце не планировали крупных покупок» ).
в) Как попросить библиотекаря продлить абонемент по книге, если ты и так задержал её больше положенного.
( Ответ детей: Лучше зайти в библиотеку, когда там нет других посетителей. Сказать: «Юлия Сергеевна, могли бы вы мне помочь и продлить срок чтения книги. На прошлой неделе было много домашних заданий, и я не успела дочитать, а книги очень интересная. Если больше никто её не спрашивал, я постараюсь дочитать её за три дня» ).
V Из опыта учащихся
Приведите свои примеры, когда вы, еще не зная правил достойной просьбы, сумели правильно попросить.
Примеры ребят:
- Я просила у мамы разрешения погулять после школы.
- Моя мама просила учителя позаниматься со мной.
- Я просила у сестры платье, чтобы пойти в театр.
- Я попросил друга сфотографировать меня.
- Я попросила заколку у сестры.
- Я попросила подружку поиграть со мной.
VI Подведение итогов
-Что нового узнали сегодня?
- Что вам понравилось на занятии?
- Какие ещё навыки хотели бы приобрести, чему научиться?
Ситуации использования методик обучения социальным
навыкам в моей педагогической практике.
I Ситуация: Конфликт двух подруг 2 класса.
Полина не хочет больше дружить с Таней, потому что та агрессивно ведет себя по отношению к другим ребятам. Может грубо обозвать, оттолкнуть,
высказаться в адрес их родителей. Таня, пытаясь вернуть подругу, становится еще более активной, считает, что Полина говорит про неё гадости другим ребятам. На одной из перемен Таня дает Полине пощёчину.
Пытаемся сразу разобраться в случившемся. Применяем приемы пассивного слушания:
Задаем вопрос для затравки ( Как дела? Что случилось? )
Ведём подкрепляющий, поддерживающий разговор.
Не даём никаких комментариев.
- «Таня, что случилось? Почему ты это сделала?». Пытаемся вести поддерживающий разговор (угуреакция), не даем никаких комментариев.
Таня с интересом рассказывает о том, что она хочет дружить с Полиной. Но Полина двуличная, плохая и так далее, перестала с ней дружить, и настраивает всех ребят против неё. За это она ударила Полину. У Тани начинается истерика. Пассивное слушание не помогает.
Переходим к активному слушанию, которое проходит в три приёма:
уточнение (используются фразы: повтори, пожалуйста…, правильно ли я поняла…)
перефразирование (правильно ли я понимаю, что вы говорите о …)
резюмирование, подведение краткого итога.
Активное слушание благоприятно при конфликтах.
- Таня, правильно ли я понимаю, что ты говоришь о том, что Полина плохая подруга, она двуличная, распространяет сплетни?
- Да она такая.
- Таня, повтори, пожалуйста, правильно ли я поняла, что ты хочешь с ней дружить?
- Мы с ней дружим с детского сада, я и дальше хочу дружить с Полиной, какой она была раньше.
Активно слушаем до тех пор, пока Таня не успокоится.
Заканчиваем беседу «обратной связью». Она дается в следующей структуре:
Не нужно начинать с «минусов», лучше начать с «плюсов».
«Минусы» даются в форме: « Мне кажется, что было бы лучше…»
Резюме должно быть позитивным. «А в целом всё было хорошо, здорово, мы поняли, что ты хотела сказать».
- Вы с Полиной были хорошими подругами, умели находить общий язык, занимались вместе интересными делами. Но сейчас, мне кажется, было бы лучше, если вы на время отойдёте друг от друга, подумаете над тем дружить вам дальше или нет? Подумаете, что вам нужно изменить в своём поведении и характере. А Тане нужно ещё и извиниться за своё поведение.
А в целом, я думаю, было бы здорово, если бы вы поняли свои ошибки и начали дружить снова, ведь раньше это у вас хорошо получалось.
Конфликт удалось погасить. Девочки не вернулись к старой дружбе, но общаются позитивно. Танина агрессия уменьшилась.
II Ситуация: В группе продленного дня. Когда воспитатель была на курсах, с детьми оставался другой воспитатель. Детям заранее объявили, что придёт другой воспитатель, который не знает всех наших порядков, плохо знает самих детей, и попросили вести себя хорошо и по возможности уйти пораньше.
К вечеру в группе осталась три мальчика, у которых были записки от родителей на уход домой самостоятельно. Мальчикам не хотелось идти домой, и они обманули воспитателя, что находятся в группе продлённого дня до конца. Разыгравшись, дети взяли футбольный мяч, стали играть в классе в футбол. Один из них попал в шкаф и разбил стекло. К счастью, сами дети не поранились. Конечно, их воспитателю позвонили вечером и все рассказали коллеги.
Следующий день пришлось начинать с разбора ситуации. Воспитатель воспользовался техникой « Я высказывания»:
Описать ситуацию ( Я вижу, что вещи разбросаны, везде пыль…).
Описать свои чувства ( Я чувствую обиду, мне неприятно, я расстроилась…).
Объяснение ( ведь мы же с вами договаривались, вы знаете, что придут гости…).
- Я прихожу, сегодня в класс и вижу, что в шкафу выбито стекло, упала картина, на ковре мелкие осколки стекол и наш класс не такой уютный и красивый. Мне стало так обидно и неприятно, что вы не цените труд ваших родителей и учителей, которые постарались создать для вас этот уютный уголок.
Ещё я возмущена до глубины своей души тем, что сделали это ребята, которые подорвали моё доверие. Ведь вчера они обещали вести хорошо и уйти с группы продленного дня пораньше. Если бы они выполнили обещание, ничего бы не случилось. Мы договаривались, что к нам придёт чужой человек, и вы будете его помощниками, а класс будет в полном порядке. И самое главное о чём я переживала, это то, что в данной ситуации мог пострадать кто-то из вас.
За этот случай ребята были отстранены от участия в Спортивном празднике «На старт с Дедом Морозом». Однако все они хорошо подготовились к Спортивному празднику. Каждый из них очень хотел участвовать в Спортивном празднике. Тогда они воспользовались навыком «достойной просьбы», причём каждый по отдельности.
Мальчики дождалась, когда воспитатель осталась в классе одна и подошла к ней: « Ольга Николаевна, вы могли бы простить нас за тот случай и разрешить нам участвовать в Спортивном празднике, мы будем очень стараться чтобы занять первое место в эстафетах.
Обсудив это с классом, воспитатель пошла им на встречу. Ребята очень старались, не хотели подводить других участников.
Когда объявляли места за эстафеты в Спортивном празднике, дети очень переживали, и услышав, что I место занял наш класс, они прыгали от счастья и даже плакали. Конечно же, им было разрешено прийти на Новогодний праздник.
III Ситуация: наш 2 класс участвует в общешкольном конкурсе по изготовлению новогодней ёлочной игрушки. Родителям разрешено помогать детям. Самые лучшие игрушки будут размещены на школьной ёлке у входа в школу. Весь месяц ребята приносят свои поделки в класс, рассказывают друг
другу, какую помощь оказали родители. Оля радуется вместе со всеми каждой сделанной игрушке, но в конце дня подходит к воспитателю грустная.
Воспитатель использует приёмы пассивного слушания: « Оля, что случилось, ты такая грустная?». Выясняет, что девочка уже не один раз просила родителей помочь ей придумать и сделать новогоднюю игрушку, но у них нет на это времени. А ведь всем ребятам в классе родители помогали.
Пришлось напомнить Оле о правилах достойной просьбы и рассказать об условиях эффективного общения:
Когда ты будешь разговаривать с родителями, постарайся находиться с ними на одном уровне, чтобы ваши глаза были напротив друг друга.
Нужно расположиться лицом к лицу.
Для эффективного общения нужен кратковременный контакт глазами. Время от времени открывай взгляд от слушателя и переводи его на другие предметы.
Даша попробовала высказать свою просьбу сначала воспитателю,
а после выходных принесла в класс самодельные ёлочные игрушки и рассказывала всем, как они смеялись всей семьёй, когда делали эти игрушки.
Всем игрушки очень понравились.
Правила создания хорошей атмосферы в классе.
С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
Помогать учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед группами, так и перед каждым учеником в отдельности.
Всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
Выступать для учащихся в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
Выступать в такой роли для каждого ученика.
Развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы (класса) и принимать его (соизмерять свои действия с этим настроем).
Быть активным участником группового взаимодействия.
Открыто выражать в группе (классе) свои чувства.
Стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
Хорошо знать самого себя.
Свои взаимоотношения с учащимися учитель осуществляет главным образом с помощью словесных воздействий, которые можно разделить на три вида:
организующие (инструктирование, наставление, совет, предупреждение от ошибок в работе и др.);
оценочные (похвала, критические замечания, осуждение и др.);
дисциплинирующие (замечание-утверждение, замечание-вопрос, повышение интонации и др.)
Заключение
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Список литературы
К. Фопель: «Энергия паузы»
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов: «Внеурочная деятельность школьников»
Л.В. Кузнецова: «Воспитательная работа в школе»
Л.К. Балясная: «Воспитание школьников во внеурочное время»
Н.Е. Щуркова: «Программа воспитания школьника»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соловьёва Ольга Николаевна
→ soloveva55 07.04.2012 2 2070 399 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.