Программа воспитательной работы "Первые страница Азбуки жизни" для 3-4 классов
Выполнила:
учитель начальных классов
ГОУ ЦО № 1477
Головачева Г. Е.
Москва 2010 г.
Структура программы:
Введение.
Пояснительная записка.
Цели и задачи воспитательного процесса.
Ожидаемые результаты.
Учебно-тематический план работы с учащимися.
Содержание разделов программы.
Список используемой литературы.
Приложение
Введение
Все чаще и чаще можно услышать мнение педагогов о дефиците доброты у школьников. К сожалению, забывается и главная миссия человека на земле – быть человеком. Неслучайно все отчетливее проявляет себя тенденция повышения внимания к издержкам воспитания и необходимости его существенной корректировки в сторону развития высших человеческих качеств. Поэтому задача учителя – воспитание: питать, готовить пищу для ума, сердца, души ребенка.
Невольно вспоминаются слова В. А. Сухомлинского: «В детские года закладывается человеческий корень». Моральное лицо подростка, а в последствии и взрослого человека зависит от того, что было заложено в его душу от рождения до 11-12 лет. Всегда ли своевременно закладываем мы человеческий корень? Когда мы обучаем не забываем ли мы о том, что труд ума недостаточен без души для формирования полноценной личности. Ведь человеческий корень – это готовность уже в детстве отдавать все богатство своего сердца людям, узнавать самые тонкие движения чувств другого человека: горе, радость, тревогу, печаль…
Тончайшими способами влияния на нашу душу являются, слово и красота. Воспитание любовью - самое слабое и наиболее уязвимое место нашей современной школы. Это проблема – одна из самых жизненных и острейших проблем, над которой надо работать и теоретически и, в практическом плане. Тонкость внутреннего мира человека, благородство, морально - эмоциональных отношений не сформируются без культуры словесного воспитания. Воспитание души должно пронизывать собой весь учебно-воспитательный процесс.
В современной теории и практике школьного обучения постоянно ведется поиск наиболее эффективных форм и методов нравственного воспитания. Мною был разработан нравственно - философический курс «Первые страницы Азбуки жизни», который ставит своей целью воспитание нравственно активной личности ребенка, обладающей стремлением к духовному развитию.
Пояснительная записка
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственного составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Цель воспитательного процесса
-Целью является гармоничное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
– рассказать о смысле жизни, ее ценностях;
– учить разбираться в жизненных ситуациях и оценивать свое поведение;
– воспитать положительные качества личности;
– открыть истинные ценности жизни человека (любовь, совесть, добро, вера, милосердие, скромность);
- научить детей анализировать свое поведение, сроить доверительные теплые отношения с окружающими людьми.
Ожидаемые результаты
Знание и понимание учащимися истоков отечественной культуры, осознание основ русской культуры, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
Нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
Взаимодействие семьи и школы в процессе нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.
Распределение количества часов
I год обучения – 34 часа (1 час × 34 недели)
II год обучения – 34 часа (1 час × 34 недели)
Данная программа рассчитана для детей и в возрасте от 9 до11 лет.
Форма проведения: мини-занятия. Занятия предполагают различные виды деятельности (этическая беседа, игра, слушание сказок, работа с пословицами, фразеологизмами, диалоги-размышления, обсуждение жизненных ситуаций, театральные миниатюры-импровизации), погружающих учащихся в сферу нравственных основ жизни человека.
Общение педагога строиться на принципах сотрудничества, не только с учащимися, и с родителями.
Для достижения максимальной пользы занятий можно выделить следующие правила совместной работы: слушать и слышать своего товарища; не критиковать, а размышлять над предлагаемыми ситуациями; выражать свое мнение, свою точку зрения, ставить вопросы перед собой и своими товарищами. Во время беседы ученики могут сидеть на стульях расставленных полукругом.
Курс «Первые страницы Азбуки жизни» состоит из шести блоков:
«Всяк молодец на свой образец»;
«Верность Родине»;
«Семейные ценности»;
«Законы дружбы»;
«Секрет трудолюбия»;
«Уроки вежливости».
Блок «Всяк молодец на свой образец» предполагает создание образа человека, уважающего себя и утверждать свое духовное достоинство; осознание недопустимости проявления отрицательных качеств: зависти, черствости, бездушия, бессердечности, лености, скупости, трусости, жестокости.
Тематическое планирование уроков:
№ |
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ |
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ |
1. |
Познай себя |
Беседа о сострадании и жестокости |
2. |
Упрямство и настойчивость |
Гордость и скромность |
3. |
Милосердие, воровство |
Добро и зло |
4. |
Правда и ложь |
Ложь |
5. |
Стыд. Соблазн. Зависть |
Осуждение, клевете, сплетни, зависть |
6. |
Твой внешний вид |
Обаяние и аккуратность |
Блок «Верность Родине» направлен на рассмотрение проблем патриотического воспитания в начальной школе, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества
Тематическое планирование уроков:
№ |
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ |
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ |
1. |
«С чего начинается Родина?» |
Россия- родина моя |
2. |
Любимый сердцу уголок |
Москва – столица нашей родины |
3. |
Государственные символы |
Конституция Российской Федерации |
4. |
Память наша |
Великие даты |
5. |
Что? Где? Когда? |
Брейн-ринг |
Блок «Семейные ценности» предполагает возрождение нравственно-этических традиций семьи; построение модели осмысленных отношений с родными с позиции нравственности; формирование позитивной самооценки, развитие доверительных отношений в семье.
Тематическое планирование уроков:
№ |
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ |
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ |
1. |
Малая родина. Родословная |
Кто ближний твой? |
2. |
Родители дали нам жизнь |
Как родители любят вас |
3. |
Как нужно относиться к родным и близким |
Сочинение: «Как вы относитесь к родным» |
4. |
Все домашние дела делает вместе вся семья |
Семейные праздники |
5. |
Тепло родного очага |
Беседа о поведении в семье |
6. |
Творческие работы детей (рисунки, стихи) |
Папа, мама, я – спортивная семья |
Блок «Законы дружбы» позволяют раскрыть идею бескорыстия в товарищеских и дружеских отношениях; сформировать собственные представления о поступках и действиях, способствующих укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе; создать правила «Законы дружбы».
Тематическое планирование уроков:
№ |
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ |
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ |
1. |
О дружбе. |
Дружба |
2. |
О дружбе в классе |
Насмешки |
3. |
С кем поведешься, от того и наберешься |
Прощение обид |
4. |
Как постоять за себя |
Что сильнее - сила или слово? |
5. |
Золотое правило дружбы. |
Игра «Сломай веник» |
6. |
«Дружба крепкая очень нам нужна…» |
«Один за всех и все за одного» |
Блок «Секреты трудолюбия» дает возможность каждому ученику осмыслить понятие «труд» как основу жизни современного человека, воспитывать уважение к труду и людям труда на примерах трудовой жизни старшего поколения.
Тематическое планирование уроков:
№ |
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ |
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ |
1. |
Труд человека кормит, а лень портит |
Чтобы жить хорошо, нужно работать |
2. |
Тема трудолюбия и лености в художественно литературе |
О труде гласит мудрость |
3. |
О лени и лентяях |
Чистота и порядок |
4. |
Кем я хочу быть |
Кто из вас уже выбрал профессию |
5. |
Напишите советы для человека, который хочет стать трудолюбивым. |
Древосемейных профессий |
Блок «Уроки вежливости» занятия этого блока показывают преимущества поведения, основой которого является позиции уважения, доброжелательного отношения к другому человеку.
Тематическое планирование уроков:
№ |
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ |
2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ |
1. |
Как жить? Правила вежливости |
Я живу на свете не один |
2. |
«Что такое хорошо и что такое плохо» |
Как быть вежливым? |
3. |
Часто не хочется все делать правильно |
Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними |
4. |
Слова вежливости |
Культура спора |
5. |
«Вежливый слушатель» |
Этикет подарка |
6. |
Как не прослыть неприятным человеком |
Написание стихов и рассказов о вежливости |
Реализовать цели и задачи курса невозможно без участия родителей, так как в формировании нравственных качеств личности семья обладает несомненными преимуществами перед общественными институтами воспитания. Ведь именно в семье дети учатся разделять радости и горести других людей, что представляет собой одну из величайших ценностей жизни. Курс предусматривает выполнение совместно с родителями творческих заданий, чтение и обсуждение художественных произведений.
Родители могут принимать активное участие и в проведении итоговых тематических занятий.
Этот курс не просто подбор взаимосвязанных тематических занятий или внеклассных мероприятий, это система постижений каждым из учеников себя, своего места и предназначения в мире.
Данный курс апробируется в ГОУ ЦО № 1477 в 3 - 4 классах.
Особенность данного курса в разнообразии материла и подходов к темам, умелое использование разных источников, постоянный диалог с учениками, постоянная поддержка в них духовного горения, любви к семье, ближнему – взрослому и сверстнику, малой родине и большому Отечеству.
Данный курс поможет «маленькому человеку» увидеть в большом мире добро и зло, уметь их распознавать. Не оставаться равнодушными в разных жизненных ситуаций.
В заключении отметим то, что педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
Список используемой литературы:
Мельникова Т. А.
Уроки нравственности – М.: Школьная пресса, 2009
Группа продленного дня 3-4 классы/Авт.-сост. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2009
Дереклеева Н. И.
Справочник классного руководителя: 1-4 классы/Под редакцией И. С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007
Власова Е. В. Воспитание словом//НШ2010. №1
Веселые уроки кота Этикета/М. А. Хаткина. Ростов н/Д: Феникс: Кредо, 2007
Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2006
Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2001
Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68
Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе - 1999-№3 - С.23- 26.
Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании - 2002 - №6 - С. 3-6
Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. - Т.5. - М.: Просвещение, 1976. - 231c.
Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.
Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, -М:Просвещение, 1995.- 478с.
Педагогика школы/ Под ред.Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1977-387с.
. Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского - М.: Просвещение, 1983 - 384с.
Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
Приложение 1
В работе с родителями большое внимание классный руководитель должен уделить вопросу понимания ими нравственных категорий. С этой целью он может предложить родителям дать определение основных нравственных категорий, формирование которых он считает наиболее важными в работе с учащимися. Предлагая родителям дать определение нравственных категорий, он должен предложить им вариант вопроса, который помогает определить понимание родителями той или иной нравственной категории как практически, так и теоретически.
Доброта – это…
Быть добрым – это значит…
В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…
Милосердие – это…
Быть милосердным – это значит…
В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…
Терпимость – это…
Быть терпимым – это значит…
В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…
Отзывчивость – это…
Быть отзывчивым – это значит…
В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…
Послушание – это…
Быть послушным – это значит…
В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…
Справедливость – это…
Быть справедливым – это значит…
В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…
Перечень общечеловеческих, гражданских ценностей
Определить свое отношение к данным ценностям по следующей шкале: очень значимы – «3», значимы «2», не очень значимы – «1», неприемлемы – «-», непонятны – «0».
Ценности |
Балл |
Ценности |
Балл |
1. Верность поставленной цели |
|
17. Великодушие |
|
2. Способность к состраданию |
|
18. Готовность прийти на помощь |
|
3. Участливость |
|
19. Святость |
|
4. Чувство надежности, безопасности |
|
20. Честность |
|
5. Убежденность |
|
21. Смирение |
|
6. Стремление сотрудничать с другими |
|
22. Инициативность и находчивость |
|
7. Мужество |
|
23. Оптимизм |
|
8. Упорство в достижении цели |
|
24. Доброта |
|
9. Энтузиазм, активное отношение к жизни |
|
25. Любовь |
|
10. Справедливость |
|
26. Преданность в дружбе |
|
11. Вера |
|
27. Послушание |
|
12. Верность |
|
28. Терпение |
|
13. Чувство товарищества |
|
29. Миролюбие |
|
14. Способность прощать |
|
30. Настойчивость |
|
15. Дружелюбие |
|
31. Радостное восприятие жизни |
|
16. Вежливость |
|
32. Готовность уповать на Бога |
|
Учащимся, родителям было предложено определить свое отношение к данным ценностям.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Головачева Галина Евгеньевна
→ пуся4289 31.07.2012 1 3396 685 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.