Внеклассная работа по предмету как условие минимизации рисков социального развития


Статья: Внеклассная работа учителя как условие минимизации рисков социального развития.

Автор: Елена Сергеевна Лапина, учитель истории и обществознания ГБОУ школа №212, Санкт-Петербург, пед. стаж 24 года


В нашем образовательном учреждении работа с детьми группы риска является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Такие дети есть в каждой российской школе. Ежедневно педагогам приходится взаимодействовать с ними на уроках и во внеурочной деятельности.

По мнению авторов книги «Дети группы риска в общеобразовательной школе» ( С.В. Титова, О.П. Потапенко, Я.В. Брычкова, Т.А. Гармс, Н.А. Василенко, Е.Ю. Фисенко), условно можно выделить пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне риска и могут перейти в группу риска, если им не будут обеспечены соответствующие условия развития, психолого-педагогическое сопровождение в школе, любовь, воспитание и забота в семье:

  • Одаренные дети;

  • Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии);

  • Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные);

  • Дети из проблемных и неблагополучных семей;

  • Педагогически запущенные дети.

Стать проблемным сегодня может каждый ребенок, как из благополучной, так и из неблагополучной семьи. Практика показала, что одними из главных признаков таких детей является их плохое поведение и плохая успеваемость.

Для того чтобы найти подход к любому ребенку, надо быть и психологом, и педагогом, и просто открытым человеком. Дети чувствуют откровенность, искренность, честность и будут уважать такого наставника. Позиция настоящего педагога основана на понимании ребенка, ценностном отношении к ребенку и детству как уникальному периоду жизни. Психологами доказано, что потребность в любви и внимании испытывает каждый человек. «Я рада тебя видеть!» - как не просто произнести учителю эти слова трудному ученику, пришедшему на урок с невыполненным домашним заданием, который постоянно мешает одноклассникам, бывает просто не удобен учителю. Почему же проблемные дети часто срывают уроки, выкрикивают с места? Каждой своей выходкой они призывают, почти кричат: «Заметьте меня, мне нужна ваша любовь!» Недостаток внимания дома заставляет их реализовываться в школе, на улице в компании сверстников. Каждому ребенку нужны дом, забота, любовь. Для многих детей вторым домом становится школа. И как бы тяжело не было, мы искренне рады приходу на занятия любого ребенка. «Я рада тебя видеть! Давай забудем все, что было. Давай все начнем сначала!» - этих слов ждет каждый ребенок. Дружелюбный тон, терпение мы стараемся проявлять в общении со своими воспитанниками. И это не значит, что ребенку дозволено все. Безусловно, приходится выражать недовольство действиями ребенка, если он не прав. Но это недовольство отдельными действиями, а не ребенком в целом. Иногда приходится требовать, настаивать на своем, не унижая достоинства ребенка. Непростое дело – вникать в проблему другого человека, особенно подростка. Надо отдать нечто большее, чем время, мысли, чувства. Только человек, который любит детей, способен на это. Вот что писал Л.Н. Толстой о любви учителя к своим ученикам: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Толстой Л.Н. Пед. соч.  – М., 1956. – С. 362

В нашей школе работа с детьми группы риска начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих учеников. Он взаимодействует со всеми школьными структурами: директором школы, Советом по профилактике правонарушений и безнадзорности, заместителями директора по ВР, психологической службой, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования.

В условиях обычной микрорайонной школы у нас созданы хорошие условия для формирования творческих способностей учащихся с учетом их наклонностей и интересов. Для достижения обозначенного результата была разработана система мероприятий, создана психолого-социальная служба сопровождения, расширена сфера социального партнерства. Отделение Дополнительного образования детей «Лидер+» работает в школе с марта 2004 года. Для развития личности ребенка необходимы достижения. Только они вселяют веру в свои возможности. Но как добиться успеха трудным детям, которые не успешны в учебе? В сфере внеклассных мероприятий и кружковой деятельности наиболее полно раскрываются индивидуальные творческие возможности всех учащихся, их способность к самостоятельному принятию решений и готовность к продолжению образования. Многим ребятам занятия в кружках и секциях помогают сделать правильный профессиональный выбор.

В кружках и секциях занимаются учащиеся с 1 по 11 классы. Они успешно усваивают программы, участвуют в конкурсах и спортивных соревнованиях, занимаются проектной деятельностью.

Основной структурной единицей ОДОД является объединение, как первичный коллектив, но в процессе общей работы происходит взаимодействие возрастов, формируется чувство коллектива «Лидер+», чувство «мы», состоящее из ярких «я».

Нами накоплен интересный опыт работы объединений в рамках проектной деятельности. На протяжении 12 лет школа сотрудничает с финской школой Якомяки города Хельсинки. В 2009-2010 учебном году финские партнеры пригласили нас к участию в международном проекте «Открывая Европу» - «Discovering Europe» Comenius progect. Участие в проекте позволяет педагогам и воспитанникам разных объединений сообща работать над такими темами проекта, как «Национальные спортивные игры», «Национальный кукольный театр», «Проблемы экологии и сохранения окружающей среды», «Взаимопроникновение и наследие культур разных стран в Санкт-Петербурге».

Каждое объединение выполняет определенную часть проекта. Так, например, на занятиях в ИЗО студии были выполнены рисунки, творческие работы по заданным темам.

Спортивные объединения «Тхэквондо», «Художественная гимнастика», клуб «Здоровым быть модно» провели общешкольный спортивный праздник «Когда мы вместе!» по теме проекта ««Национальные спортивные игры». Объединение «Театр на английском» подготовило постановку русской народной сказки «Репка» на английском языке. Этот материал ребята объединения «Web-дизайн» разместили на сайте школы и на сайте международного проекта (http://discoveringeurope.blogspot.com).

Воспитанники объединения «Историческое краеведение» исследовали вопросы взаимопроникновения и наследия культур в нашем городе таких стран, как Финляндия, Германия, Испания, Польша, Голландия и т.д. Был собран материал по темам: Польский Петербург, Финны в Петербурге, Голландский Петербург, Немецкий Петербург, Испанский Петербург. Конечным продуктом такой деятельности стали статьи и презентации по заданной теме.

Подготовка к выступлениям и сами выступления сплотили учащихся разных объединений и разных возрастов в единый творческий коллектив.

Ничто так не способствует успеху, как успех. Известен древний афоризм Сократа: «В каждом человеке Солнце. Только дайте ему светить».

Нельзя искоренить плохое, не дав взамен хорошее. Педагоги дополнительного образования стараются расширить жизненное пространство своих воспитанников, привлекая их к любым интересным видам деятельности. Огромное количество проектов и мероприятий, в которых участвуют дети, позволяет им попробовать свои силы в творчестве, в спорте, в других видах деятельности. Это способствует их социальной адаптации, развитию позитивного эмоционального отношения к миру, к себе, к окружающим. Для детей и подростков участие в творческих проектах - бесценный источник интереса к традициям отечественной и мировой культуры, стимул социального созревания, реальная возможность обретения позиции человека культуры. Это и есть в нашем понимании одно из главных направлений работы по гражданскому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

В условиях дополнительного образования все учащиеся школы получают возможность полноценной организации свободного времени. Опыт показывает, что дети группы риска, активно занятые во внеурочной деятельности, лучше идут на контакт с педагогами, учатся ставить перед собой цели и добиваться успеха. В настоящее время у нас нет учащихся, состоящих на учете в КДН. В этом заслуга всего педагогического коллектива.

В заключение отмечу те моменты, которые имеют особое значение в работе с детьми. Ориентация на развитие и поддержку каждого ребенка – важнейшая профессиональная задача педагога. В общении с детьми очень важно внимательное, доброе отношение. Грубости, недоверчивости подростка надо противопоставить душевную теплоту и открытость. Умение воспринимать ребенка, видеть в нем личность, вести диалог, сотрудничать, интеллигентно и грамотно управлять эмоциями сегодня должен каждый педагог. Вера в каждого ребенка – вот ключ к успеху. Воспитатель сам должен быть воспитан, и личный пример наставника важнее всех нравоучений. Я – педагог, и я в ответе не только за детей, но и перед детьми.


Список использованной литературы:

  1. «Дети группы риска в общеобразовательной школе», авторский коллектив: С.В. Титова, О.П. Потапенко, Я.В. Брычкова, Т.А. Гармс, Н.А. Василенко, Е.Ю. Фисенко, ООО «Питрес Пресс», 2008 г.

  2. Толстой Л.Н. Пед. соч.  – М., 1956. – С. 362


4



Полный текст материала Внеклассная работа по предмету как условие минимизации рисков социального развития смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лапина Елена Сергеевна  Перунова
12.09.2012 1 2481 405

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК