Дополнительная образовательная программа "Радуга здоровья" для 2-4 класса
Программа "Радуга здоровья" ориентирована на
формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. расширение
знаний и навыков по гигиенической культуре.
Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Срок реализации программы - 4 года
Тип программы - модифицированная
Направление деятельности: социально-педагогическая и спортивно-оздоровительная
Уровень освоения:долгосрочная
Возрастной диапазон:младший школьный возрас (от 8 до 12 лет)
Пояснительная записка
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Строго объективных критериев, дифференцирующих понятия «болезнь» и «здоровье», пока нет. Существует более 300 определений здоровья. Остановимся на определении, где здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Существует и определение здоровья по Брехману.
• Соматическое здоровье – удел биологии и медицины.
• Физическое здоровье – сфера физической культуры и спорта.
• Психическое здоровье – область применения психологических наук.
• Нравственное здоровье отражает социальную ценность человека, формирует нравственность и духовность.
Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно – нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о духовном благополучии, необходимость комплексного подхода. «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия – постоянные, и значит заменить их ничем нельзя» (Н. Амосов). Лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни (ЗОЖ).
Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%. Не менее очевидно, что изменить его очень трудно. Но и это можно сделать радостью, а не преодолением. Эту проблему я пытаюсь решать на занятиях по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни («Радуга здоровья»).
Разработанная программа «Радуга здоровья» ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Ключевое понятие в валеологии («валео» - быть здоровым, «логос» - наука) – гармония. А формирование гармонично развитой личности – цель воспитания.
Валеологическое воспитание включает в себя развитие валеологического сознания личности, формирование у школьников валеологического мировоззрения; формирование и развитие у детей чувства долга и ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих людей, за образ жизни, направленный на здоровье; формирование у учащихся, воспитанников валеологической культуры (валеологические знания, заинтересованность в деятельности, направленной на оздоровление собственного организма, раскрытие резервных возможностей человека и развитие навыков ведения ЗОЖ).
Валеологическое воспитание, как интегративное направление, отображает многие стороны воспитательных направлений единого и целостного учебно – воспитательного процесса.
Через занятия по программе «Радуга здоровья» я стараюсь научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Важно, чтобы учащиеся овладели объективными, соответствующими возрасту знаниями о здоровом образе жизни. Ведь обучение здоровому образу жизни так значимо для детей младшего школьного возраста и ещё большое значение оно приобретает для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в силу их психофизических особенностей и определённых проблем в развитии.
От того насколько согласованно будут взаимодействовать семья, школа, медицинские работники, окружающие ребёнка, насколько они постараются обеспечить комфортные и благоприятные для здоровья ребёнка условия, настолько успешными будут и дальнейшее его обучение, воспитание и развитие, а также его адаптация к новым обстоятельствам школьной жизни и социализация.
Все – педагоги, родители, врачи - хотят, чтобы дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто люди растрачивают этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно.
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства - актуальная задача современного образования. Предлагаемые валеологические занятия по программе «Радуга здоровья» призваны помочь в решении одной из важнейших задач, которая стоит перед педагогом, воспитателем - формирование у младших школьников системы знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.
Занятия по программе «Радуга здоровья» должны стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у младших школьников потребности в здоровом образе жизни, формированию навыков ведения ЗОЖ.
В соответствии с методической темой школы и общешкольным планом социально – воспитательной деятельности составлена программа занятий по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни «Радуга здоровья» с учащимися, воспитанниками 2- 4 классов.
Цель программы — валеологическое воспитание и формирование у учащихся, воспитанников основ здорового образа жизни (ЗОЖ), ценностного отношения к здоровью, стремления учиться быть здоровыми душой и телом, творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, а также создание условий для улучше¬ния и укрепления здоровья детей.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кораблева Людмила Евгеньевна
→ Люсик11 09.03.2013 0 6354 749 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК