Отчет "Патриотическое воспитание младших школьников"


Патриотическое воспитание младших школьников

в урочной и внеурочной деятельности


1 СЛАЙД. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.

Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

2 СЛАЙД. Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики:

  • любовь к своему народу, краю и Родине;

  • уважение и принятие ценности семьи и общества;

  • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д.

Освоение обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно, в частности, иметь и личностные результаты, отражающие уровень сформированности основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю отечества, осознания своей этнической и национальной принадлежности в контексте принятия ценностей многонационального российского общества и другое.

Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.

3 СЛАЙД. В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Работая учителем начальных классов более 20 лет, я пришла к выводу, что именно патриотизм включает в себя все направления воспитательной деятельности в начальной школе. Вот какое пространство для воспитательной работы с младшими школьниками я определила.

4 СЛАЙД.

П – права и обязанности граждан;

А – активный образ жизни

Т – толерантность

Р – радость открытий и познаний

И – изучение истории своего народа

О – ответственность

Т – трудолюбие

Иискренность

З – здоровый образ жизни

М – мужество, милосердие



5 СЛАЙД. Таким образом, цель работы по воспитанию патриота страны – это развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

6 СЛАЙД. Задачи патриотического воспитания младших школьников включают:

  • формировать понятия о большой и малой Родине, первоначальные знания о её истории, исторических личностях;

  • бережного отношения к жизни и ко всему живому;

прививать трудовые навыки, воспитывать уважительное отношение к труду другого человека;

воспитывать уважительное отношение к общественной собственности, к собственности другого человека;

7 СЛАЙД. Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя четыре основных компонента:

  • Патриотическое воспитание в системе уроков. Урочная деятельность.

  • Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.

  • Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.

  • Участие в мероприятиях различного уровня.

В работе использую различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории республики, города, поселка, семьи, проектная деятельность.

Формы работы самые разнообразные: деловые игры, классные часы, встречи с интересными людьми, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинги, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.


Всю работу по патриотическому воспитанию младших школьников в рамках основных компонентов веду по следующим направлениям:

8 СЛАЙД.

  1. Историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.

- Посещение музея трудовой и боевой славы г.Усинска.

- Экскурсии в город с целью знакомства с памятниками, площадями, историей их создания.

9 СЛАЙД. - Проекты «Москва – сердце нашей Родины», «Парма – малая Родина»

10 СЛАЙД.

2. Гражданско-правовое направление – формирование гражданской позиции.

По этому направлению проводятся беседы «Конституция России и права человека», «Символы России», «Праздники России».

Участвовали в муниципальных акциях «Я – гражданин России», где представили и защитили свои проекты «Волна здоровья» и «Волна добрых дел».

В прошлом учебном году участвовали в акции «Посылка солдату». Отправили сладости Зуеву Артему, бывшему учащемуся нашей школы.

11 СЛАЙД.

3. Литературно-музыкальное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей.

В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития.

На произведениях классиков учимся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.

Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки).

Участвуем в творческих международных конкурсах «Сказка в Новогоднюю ночь», «Серебряный луч», где школьники сами являются авторами лирических произведений о красоте, неповторимости родной страны.

Сейчас проводится конкурс стихотворений «Люблю тебя, моё Отечество». Лучшее произведение представим на муниципальный фестиваль «Салют Победы».

12 СЛАЙД.

4. Физкультурно-оздоровительное направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.

Кроме уроков физической культуры, на которых проходит разучивание русских и коми народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» , «Весёлых стартах».

На праздниках к 23 февраля и 8 марта соревнуются в конкурсах «Браво, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»

По окончании учебного года мы ходим в поход в лес вместе с родителями и играем в «Зарницу» и другие игры.

13 СЛАЙД.

5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.

Больше всего ребятам нравятся сезонные экскурсии- прогулки «У природы нет плохой погоды». Учимся любить и беречь красоту родной природы, знакомимся с многообразием северной природы.

Дети участвуют в акциях «Посади дерево!», «Живи, Земля!», изучают лекарственные растения своего края.

14 СЛАЙД.

6. Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки. О военных профессиях ребята узнают и в рамках нетрадиционных уроков, встречи с воинами – афганцами также оставляют незабываемый след в памяти детей.

15 СЛАЙД. А как же без трудового десанта! Акция «Земля – наш дом, не будем мусорить в нем!» не оставляет никого в стороне.

16 СЛАЙД.

7. Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений. Естественно, что вся работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями обучающихся.

Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.

Сейчас мы готовимся к школьной научно-практической конференции, на которой хотим представить свой проект «Моя фамилия». В работу включены все – дети, родители, бабушки и дедушки.

17 СЛАЙД. Наши достижения:

  • 1 место – конкурс чтецов «Славное Бородино», (2012 г.);

  • 2 и 3 места - заочная викторина «История армии – история России»(2012 г);

  • Сертификат - викторина «Небо зовет»(2013 г.);

  • 2 место - заочная викторина «Русские народные страшилки или наш ответ Хэллоуину» (2012 г.);

  • Участие во Всероссийском литературном конкурсе детского творчества «Сказка в Новогоднюю ночь» (2013 г.);

  • Участие в международном литературном фестивале «Серебряный луч» (2013 г.);

  • Участие в муниципальных акциях «Я – гражданин России» (2011г., 2012 г.)

Своими наработками по данной теме делюсь с коллегами на методических советах, педсоветах, являюсь активным членом сайта Педсовет, Мои методические разработки – презентацию «Символы России» вы можете посмотреть на Учительском портале, классные часы «Рыцарский турнир», презентация «Поле Чудес. Слова-пришельцы», «Времена года в коми пословицах и поговорках» на сайте «Педсовет».

18 СЛАЙД. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное закладывается в раннем детстве и мы, учителя начальных классов, «упражняем детей в этом священном чувстве».

По итогам работы провожу диагностику, направленную на выявление уровней воспитанности у моих воспитанников. Данные диаграммы показывают рост количества обучающихся с высоким и хорошим уровнями воспитанности.

Уровень воспитанности

1 класс

(2010-2011)

2 класс

(2011-2012)

3 класс

(2012-2013)

Высокий (%)

35

36,4

49,4

Хороший (%)

37,5

38,4

39,4

Средний (%)

27,5

25,2

11,2

Низкий (%)

-

-

-

19 СЛАЙД.

Работа по теме «Патриотическое  воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность» помогает мне воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы:

  1. коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям:

  2. честен, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей;

  3. способен к сознательному управлению своим поведением;

  4. обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.                                         


20 СЛАЙД. Спасибо за внимание!

Слайд 1
Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности Черникова Елена Валерьевна – учитель начальных классов МБОУ «ООШ» пгт Парма
Слайд 2
Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики: • любовь к своему народу, краю и Родине; • уважение и принятие ценности семьи и общества; • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д.
Слайд 3
Патриотизм – (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
Слайд 4
• • • • • • • • • •   П – права и обязанности граждан А – активный образ жизни Т – толерантность Р – радость открытий и познаний И – история своего народа, страны,.. О – ответственность Т – трудолюбие И – искренность З – здоровый образ жизни М – мужество, милосердие
Слайд 5
Цель работы по воспитанию патриота страны – это развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Слайд 6
Задачи патриотического воспитания младших школьников включают: • формировать понятия о большой и малой Родине, первоначальные знания о её истории, исторических личностях; • бережного отношения к жизни и ко всему живому; • прививать трудовые навыки, воспитывать уважительное отношение к труду другого человека; • воспитывать уважительное отношение к общественной собственности, к собственности другого человека;
Слайд 7
Патриотическое воспитание Учебная деятельность Участие в мероприятиях различного уровня Внеурочная деятельность Работа с родителями
Слайд 8
1. Историко – краеведческое и экскурсионное направление 
Слайд 9
Слайд 10
2. Гражданско-правовое направление  
Слайд 11
Участвуем в 3. Литературно-музыкальное творческих направление Пришли весенние деньки, международных И слышен звонкий звук ВЕСНА капели. конкурсах «Сказка С утра нас будит пенье птиц, в Новогоднюю А солнца луч глаза ночь», щекочет. По улицам бежит весна, «Серебряный луч», Всему миру улыбается она! где школьники От её улыбок добрых Распускается сами являются подснежник - цветок, Появляется зелененький авторами листок. лирических Вся природа оживает, Радостно весну произведений о встречает. Только баба снежная красоте и
Слайд 12
4. Физкультурно-оздоровительное направление  
Слайд 13
5. Экологическое направление 
Слайд 14
6. Трудовое направление  
Слайд 15
Акция «Земля – наш дом, не будем мусорить в нем!»
Слайд 16
7. Семейное направление   Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи, описывают увлечения и традиции своей семьи.
Слайд 17
Наши достижения: •1 место – конкурс чтецов «Славное Бородино», (2012 г.); •2 и 3 места - заочная викторина «История армии – история России»(2012 г); •Сертификат - викторина «Небо зовет»(2013 г.); •2 место - заочная викторина «Русские народные страшилки или наш ответ Хэллоуину» (2012 г.); •Участие во Всероссийском литературном конкурсе детского творчества «Сказка в Новогоднюю ночь» (2013 г.); •Участие в международном литературном фестивале «Серебряный луч» (2013 г.); •Участие в муниципальных акциях «Я – гражданин России» (2011г., 2012 г.)
Слайд 18
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения.
Слайд 19
Уровень воспитанности 2012-2013 2011-2012 2010-2011
Слайд 20
Спасибо за внимание!

Полный текст материала Отчет "Патриотическое воспитание младших школьников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Черникова Елена Валерьевна  chernik
10.05.2013 0 12589 959

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК