Слайд 1
Патриотическое
воспитание младших
школьников в
урочной и
внеурочной
деятельности
Черникова Елена Валерьевна –
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ» пгт Парма
Патриотическое воспитание младших школьников
в урочной и внеурочной деятельности
1 СЛАЙД. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.
Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
2 СЛАЙД. Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики:
любовь к своему народу, краю и Родине;
уважение и принятие ценности семьи и общества;
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д.
Освоение обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно, в частности, иметь и личностные результаты, отражающие уровень сформированности основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю отечества, осознания своей этнической и национальной принадлежности в контексте принятия ценностей многонационального российского общества и другое.
Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.
3 СЛАЙД. В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
Работая учителем начальных классов более 20 лет, я пришла к выводу, что именно патриотизм включает в себя все направления воспитательной деятельности в начальной школе. Вот какое пространство для воспитательной работы с младшими школьниками я определила.
4 СЛАЙД.
П – права и обязанности граждан;
А – активный образ жизни
Т – толерантность
Р – радость открытий и познаний
И – изучение истории своего народа
О – ответственность
Т – трудолюбие
И – искренность
З – здоровый образ жизни
М – мужество, милосердие
5 СЛАЙД. Таким образом, цель работы по воспитанию патриота страны – это развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
6 СЛАЙД. Задачи патриотического воспитания младших школьников включают:
формировать понятия о большой и малой Родине, первоначальные знания о её истории, исторических личностях;
бережного отношения к жизни и ко всему живому;
• прививать трудовые навыки, воспитывать уважительное отношение к труду другого человека;
• воспитывать уважительное отношение к общественной собственности, к собственности другого человека;
7 СЛАЙД. Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя четыре основных компонента:
Патриотическое воспитание в системе уроков. Урочная деятельность.
Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.
Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
Участие в мероприятиях различного уровня.
В работе использую различные технологии: исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории республики, города, поселка, семьи, проектная деятельность.
Формы работы самые разнообразные: деловые игры, классные часы, встречи с интересными людьми, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинги, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.
Всю работу по патриотическому воспитанию младших школьников в рамках основных компонентов веду по следующим направлениям:
8 СЛАЙД.
Историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.
- Посещение музея трудовой и боевой славы г.Усинска.
- Экскурсии в город с целью знакомства с памятниками, площадями, историей их создания.
9 СЛАЙД. - Проекты «Москва – сердце нашей Родины», «Парма – малая Родина»
10 СЛАЙД.
2. Гражданско-правовое направление – формирование гражданской позиции.
По этому направлению проводятся беседы «Конституция России и права человека», «Символы России», «Праздники России».
Участвовали в муниципальных акциях «Я – гражданин России», где представили и защитили свои проекты «Волна здоровья» и «Волна добрых дел».
В прошлом учебном году участвовали в акции «Посылка солдату». Отправили сладости Зуеву Артему, бывшему учащемуся нашей школы.
11 СЛАЙД.
3. Литературно-музыкальное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей.
В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития.
На произведениях классиков учимся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.
Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки).
Участвуем в творческих международных конкурсах «Сказка в Новогоднюю ночь», «Серебряный луч», где школьники сами являются авторами лирических произведений о красоте, неповторимости родной страны.
Сейчас проводится конкурс стихотворений «Люблю тебя, моё Отечество». Лучшее произведение представим на муниципальный фестиваль «Салют Победы».
12 СЛАЙД.
4. Физкультурно-оздоровительное направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.
Кроме уроков физической культуры, на которых проходит разучивание русских и коми народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» , «Весёлых стартах».
На праздниках к 23 февраля и 8 марта соревнуются в конкурсах «Браво, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»
По окончании учебного года мы ходим в поход в лес вместе с родителями и играем в «Зарницу» и другие игры.
13 СЛАЙД.
5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.
Больше всего ребятам нравятся сезонные экскурсии- прогулки «У природы нет плохой погоды». Учимся любить и беречь красоту родной природы, знакомимся с многообразием северной природы.
Дети участвуют в акциях «Посади дерево!», «Живи, Земля!», изучают лекарственные растения своего края.
14 СЛАЙД.
6. Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки. О военных профессиях ребята узнают и в рамках нетрадиционных уроков, встречи с воинами – афганцами также оставляют незабываемый след в памяти детей.
15 СЛАЙД. А как же без трудового десанта! Акция «Земля – наш дом, не будем мусорить в нем!» не оставляет никого в стороне.
16 СЛАЙД.
7. Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений. Естественно, что вся работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями обучающихся.
Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.
Сейчас мы готовимся к школьной научно-практической конференции, на которой хотим представить свой проект «Моя фамилия». В работу включены все – дети, родители, бабушки и дедушки.
17 СЛАЙД. Наши достижения:
1 место – конкурс чтецов «Славное Бородино», (2012 г.);
2 и 3 места - заочная викторина «История армии – история России»(2012 г);
Сертификат - викторина «Небо зовет»(2013 г.);
2 место - заочная викторина «Русские народные страшилки или наш ответ Хэллоуину» (2012 г.);
Участие во Всероссийском литературном конкурсе детского творчества «Сказка в Новогоднюю ночь» (2013 г.);
Участие в международном литературном фестивале «Серебряный луч» (2013 г.);
Участие в муниципальных акциях «Я – гражданин России» (2011г., 2012 г.)
Своими наработками по данной теме делюсь с коллегами на методических советах, педсоветах, являюсь активным членом сайта Педсовет, Мои методические разработки – презентацию «Символы России» вы можете посмотреть на Учительском портале, классные часы «Рыцарский турнир», презентация «Поле Чудес. Слова-пришельцы», «Времена года в коми пословицах и поговорках» на сайте «Педсовет».
18 СЛАЙД. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное закладывается в раннем детстве и мы, учителя начальных классов, «упражняем детей в этом священном чувстве».
По итогам работы провожу диагностику, направленную на выявление уровней воспитанности у моих воспитанников. Данные диаграммы показывают рост количества обучающихся с высоким и хорошим уровнями воспитанности.
Уровень воспитанности |
1 класс (2010-2011) |
2 класс (2011-2012) |
3 класс (2012-2013) |
Высокий (%) |
35 |
36,4 |
49,4 |
Хороший (%) |
37,5 |
38,4 |
39,4 |
Средний (%) |
27,5 |
25,2 |
11,2 |
Низкий (%) |
- |
- |
- |
19 СЛАЙД.
Работа по теме «Патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность» помогает мне воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы:
коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям:
честен, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей;
способен к сознательному управлению своим поведением;
обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.
20 СЛАЙД. Спасибо за внимание!
Автор: Черникова Елена Валерьевна
→ chernik 10.05.2013 0 12589 959 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.