Разработка занятия по окружающему миру "Ребенок и природа"; начальные классы








Этап 1

«Взаимосвязь и взаимодействие в природе»


Здравствуйте ребята!

Занятие начинается с рассказа учителя:


- Человек, считая себя хозяином Земли, много-много лет использовал для своего блага, всё, что его окружает – леса, моря, горы, реки, недра, животных и птиц. Но он оказался плохим хозяином, перестал заботиться о планете: уничтожал леса, истреблял рыб, птиц, зверей. Люди не беспокоились о том, что заводские трубы загрязняют воздух и водоёмы, а в городе и в сельской местности накапливается много мусора. И в результате некоторые породы животных и многие виды растений могут исчезнуть совсем – так мало на Земле их осталось.


Работа с наглядными пособиями. Детям предлагается рассмотреть картинку и обсудить её.

Беседа


Детям последовательно задаются вопросы.


1) Луг

Кто делает для людей мед?

Почему люди могут остаться без меда?

Почему уничтожение цветов может привести к отсутствию меда?


2) Лес

Кто очищает лес от вредных насекомых?

Какова роль птиц в очищении леса от насекомых?


3) Река

Почему погибает рыба?

Как чистота водоемов влияет на жизнь рыб?


4) Поляна

Почему «чернеют» деревья, и исчезает трава?

Почему опасно разводить костры в лесу?


Дети вместе с учителем читают стихотворение и пословицу


«Разговор с пчелой»

Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты могла?!»

Пчела в ответ: «А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?»

Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен

Я берегла его на уж-жин!

(М.Бородицкая)


Пословица

«Где цветок, там и медок»


Учитель:


Ребята! Все в природе взаимосвязано, а жестокое и даже просто небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека.


Дети читают еще одно стихотворение, и обсуждают, правильно ли сделали девочки, оставив после себя на опушке мусор.


«Весенняя прогулка»


Сидели на опушке,

На солнечной полянке,

Две девочки-подружки,

Две юных горожанки,


Звенели птичьи трели,

И девочки смотрели,

Как все вокруг блестело,

Сверкало, шелестело,

Как плещутся верхушки,

Зеленою волною…


Сказали две подружки:

«Как хорошо весною!»

Какой тут воздух чистый!

Какой дубок ветвистый!»


Ушли две ученицы,

Две юных горожанки…

Поют, как прежде, птицы,

На солнечной полянке,

Несется птичий гомон,

Но весь дубок обломан,

А травка под ольхою,

Покрыта шелухою.


Чего здесь только нету:

От семечек пакеты,

Трамвайные билеты,

Бумажки от ирисок…

(продолжить можно список.)


Все словно потускнело!

Ушли две горожанки -

Теперь им нету дела

До солнечной полянки.


Шумит дубок ветвистый

Оставшейся листвою,

Качает головою:

«Какие эгоисты!

Какие эгоисты!»


(А.Барто)


В конце занятия учитель спрашивает у детей, как, по их мнению, можно улучшить ситуацию на лугу, в лесу, в реке, на поляне. Детям предлагается нарисовать свой вариант улучшения природы.


Также можно предложить детям сделать, используя технику складывания фигур из бумаги – Оригами – панамку для похода в лес и скопировать бабочку, как показано на маленьких клетках.(см. рисунок 2)



Викторина «Жители леса»



1. Найди к слову определение и соедини их линиям

Земноводные

Животные, у которых три пары (шесть) ног

Звери

Животные, тело которых покрыто перьями

Насекомые

Животные, которые способны жить в воде и на суше, имеют гладкую кожу

пресмыкающиеся

Животные, тело которых покрыто шерстью; они кормят детёнышей молоком

Птицы

Животные, покрытые чешуёй или панцирем и передвигающиеся по земле ползком



Детям предлагается расшифровать обращение и правило.

Расшифруй обращение.

ДАВРЕБЯТАЖНОЦБЕРЕГИТЕФЙЛЕСБЮ!

Прочитай предложения

ЕН ЙАМОЛ ИКТЕВ ВЕЬВЕРЕД И ВОКИНРАТСУК! ЕН ЙАВЫРС ЫТЕВЦ! ЬТСУП ИНО ЯСТЮАТСО В ЕДОРИРП!



На занятии можно использовать ИКТ. Например, с помощью PowerPoint можно сделать слайд с корзиной и затем, последовательно отгадывая загадки дети будут наполнять её (см. рисунок 3)

3. Собери съедобные грибы в корзинку.

Обведи несъедобные грибы и запомни их.

Лета первая примета: под берёзой, в холодке

Гриб коричневого цвета на пятнистом корешке.

Он в осиннике родился.

Как в траве ни притаился,

Всё равно его найдём:

Шляпка красная на нём.



Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали приметных.

Собирай не мешкай, это … .



Маленький, удаленький сквозь землю прошёл,

Масляную шапочку нашёл.



Ходят в рыженьких беретах

Осень в лес приносят летом

Очень дружные сестрички – золотистые … .



Глубоко был спрятан он.

Раз, два, три – и выше вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду!



Он выглянул несмело

Из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой,

Поднял над головой.



4. Восстанови правило.

Н


З

Н


К


М





Г


Д




С


Б


Р


Т

Ь


Н


Л

Ь

З


!



Этап 2

«Будем беречь и охранять природу»



Учитель: - «Ребята! Давайте вспомним наше предыдущее занятие и продолжим наш разговор о том, что может помочь улучшению окружающей среды, а что её портит, ухудшает».

Дети высказывают свои предположения.

Беседа

Учитель спрашивает, кто из ребят знает или видел хорошие и плохие поступки людей.

Дети рассказывают о своих наблюдениях.

Коллективная работа по изготовлению макета



На макете изображена лесная поляна, голубое озеро с камышами, лес. Здесь же присутствуют обитатели лесные – лиса, медведь, ёжик, птица, а также щука, которая будет плавать в озере и лягушка.

Получившийся макет можно использовать как основу для игры-драматизации в форме настольного театра.

Далее проводится викторина, по окончании которой дети награждаются медалями и грамотами.

Лесная аптека

1. Выбери правильный ответ.

Мальчик споткнулся, упал и разбил коленку. Какое растение можно приложить на место ссадины?

a) Мать-и-мачеху

b) Подорожник

c) Зверобой

Малыш порезал палец ножом. Какое растение подойдёт для оказания первой помощи?

a) Одуванчик

b) Ландыш

c) Крапива

Девочка простудилась, и врач для лечения выписал лекарство от высокой температуры. Какая лесная ягода поможет в этом случае?

a) Земляника

b) Черника

c) Малина

Девочка стала выздоравливать, и доктор назначил её витамин С. Какую ягоду, богатую витамином С, можно найти в лесу?

a) Костянику

b) Клюкву

c) Рябину

После болезни мальчик очень долго кашлял. Ему посоветовали собрать растение, которое быстро избавит от кашля..

a) Лопух

b) Лютик

c) Мать-и-мачеха

Используемая литература



1. О.Н. Тишурина «Растения леса», «Животные леса»

2. Методическая литература по теме «Безопасность»

3. Произведения советских писателей




Полный текст материала Разработка занятия по окружающему миру "Ребенок и природа"; начальные классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Образцова Ольга Николаевна  Королек1
23.09.2013 0 3147 423

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК