Сценарий познавательной игровой программы "Экологический марафон"
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
«Детский эколого-биологический центр» г. Колпашева
Экологический марафон
«Хочу всё знать»
(познавательная игровая программа для детей от 7 до 16 лет)
Автор: Андреева Наталия Николаевна–
педагог дополнительного образования
г. Колпашево
2016 г.
Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям школдля внеклассного мероприятия. Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 16 лет, может быть использована для проведения праздничных мероприятий посвященных каникулам.
Цель:формирование интереса к изучению окружающего мира, через игровую и экспериментальную деятельность учащихся.
Задачи:
- развиватьлюбознательность, сообразительность, смекалку, воображение,
- расширять знания детей о видовом разнообразии природы,
- закрепить нормы экологического поведения.
Ход мероприятия
-
Организационный момент и вводная часть.
-
Путешествие по станциям (игра).
-
Заключение.
Ведущий
- Добрый день ребята! Очень приятно видеть столько любознательных лиц. Сегодня мы собрались на познавательно развлекательную программу «Хочу всё знать». Вы будите путешествовать по станциям, где Вас ожидают познавательные конкурсы и творческие задания. Мы свами проведем ряд экспериментов и закрепим нормы экологического поведения. Чтобы справиться со всеми заданиями, вам нужно проявить сообразительность и смекалку. Время прохождения станций 6-8 мин.
- Готовы?
(Ответы детей «да»)
- Сейчас мы рассчитаемся на 1,2,3,4,5,6и разделимся на 6 команд, по номерам. Каждая команда выберет представителя. Представители команд подойдите и получить свои маршруты – паровозики с маршрутом прохождения станций (Приложение1).
На каждой станции вас будут ждать педагоги, которые расскажут вам задания.
-Паровозики вперед!
(Ответы детей «ту-ту»
Станция 1. Смекалкино
Педагог
- Ребята, вы прибыли на станцию «Смекалкино». Вам нужно проявить смекалку, чтобы справится с заданиями.
-Каждому участнику выдается конверт с геометрическими фигурами. Нужно составить из них животных. Кто больше составит. Брать фигуры из других конвертов нельзя. Кто затрудняется, можно посмотреть на лист – подсказку.
Станция 2 Знайкино .
Педагог
- Ребята, вы прибыли на станцию «Знайкино».
На этой станции я буду загадывать загадки, о растениях и животных. Вопрос – ответ. Задача команды – отгадать как можно больше загадок. За каждый правильный ответ дается один жетон.(Если ответ не прозвучал, его озвучивает педагог.Жетон в этом случае не выдается) В конце игры жетоны подсчитываются, и результат записывается на доске. Для сравнения между командами.
ВОПРОСЫ Растения деревья
1. КАК ПО ПНЮ СРУБЛЕННОГО ДЕРЕВА УЗНАТЬ, СКОЛЬКО ЕМУ ЛЕТ? /На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец столько лет/
2. ЧТО ЗА ТРАВА КОТОРУЮ И СЛЕПЫЕ ЗНАЮТ? /Крапива/
3. КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ ОСТАЮТСЯ ЗЕЛЁНЫМИ? /Ель, сосна, /
4. НАЗОВИТЕ ДЕРЕВО – СИМВОЛ НАШЕЙ РОДИНЫ? /Берёза/
5. КАКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ ЛЕЧАТ ПРОСТУДУ? /Мать-и-мачеха, подорожник, дущица, мята и др./
6. КАКАЯ ЯГОДА БЫВАЕТ КРАСНОЙ, ЧЕРНОЙ, БЕЛОЙ? /Смородина/
7. НАЗОВИТЕ ЯДОВИТЫЕ ЯГОДЫ, КОТОРЫЕ РАСТУТ В ЛЕСУ? /Волчье лыко, вороний глаз/
ВОПРОСЫ птицы
1. ПЕРЕД КАКОЙ ПОГОДОЙ ПТИЦЫ ПЕРЕСТАЮТ ПЕТЬ? /Перед дождливой/
2. ПИНГВИН ПТИЦА ИЛИ ЖИВОТНОЕ? /Птица/
3. КАКАЯ ПТИЦА ПОДБРАСЫВАЕТ СВОЕ ЯЙЦО В ДРУГИЕ ГНЁЗДА? /Кукушка/
4. ПОЧЕМУ СНЕГИРЯ ТАК НАЗВАЛИ? /Прилетают с первым снегом/
5. КАКАЯ ПТИЦА ВЫВОДИТ ПТЕНЦОВ ЗИМОЙ? /Клест/
6 КАКАЯ ПТИЦА САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПЕВЕЦ В РОЩЕ? /соловей/
7. САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ ПТИЦА? /Страус/
8. КАКАЯ ПТИЦА МОЖЕТ ЛЕТАТЬ ХВОСТОМ ВПЕРЕД? /Колибри/
9. КАКИЕ ПТИЦЫ ВЫВОДЯТ ПТЕНЦОВ ТРИ РАЗА ЗА ЛЕТО? /Воробьи, овсянки/
10. КАКИЕ ПТИЦЫ СПЯТ В СНЕГУ? /куропатка и тетерев/
11. КАКИХ ПТИЦ НАЗЫВАЮТ ЛЕСНЫМИ ДОКТОРАМИ? /дятел/
12.КАКИЕ ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ ПЕРВЫМИ ВЕСНОЙ? /грачи и скворцы/
ВОПРОСЫ разные
-
ПРОДОЛЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ. /Много леса – не губи, нет леса – ... (посади).
-
ЧЕМ СТРЕКОЧЕТ КУЗНЕЧИК? /Ногой о крыло/
-
РАЗНОЦВЕТНЫЕ ГРИБЫ? /Сыроежки/
-
КТО ДЕЛАЕТ ЗАПАСЫ НА ЗИМУ? (белки, мыши, хомяки)
-
КТО В МИНУТЫ ОПАСНОСТИ ОСТАВЛЯЕТ ХВОСТ? (ящерица)
-
КТО СПИТ ГОЛОВОЙ В НИЗ? (летучая мышь)
ВОПРОСЫ животные
1. хищное млекопитающее, один из самых крупных и опасных наземных хищников. Хозяин тайги./медведь/
2. Грызун, имеющий удлинённое тело с пушистым длинным хвостом, уши длинные, цвет темно-бурый с белым брюшком, иногда серый (особенно зимой). Отличительная особенность - делает запасы на зиму./белка/
3. Вид хищных млекопитающих из рода ласок и хорей. Из шерстинок его хвоста изготавливают кисти для художников / колонок/
4. Самый крупный из оленей, один из центральных персонажей в мифологии северных народов./лось/
5. Искусственно расселенный околоводный вид грызунов, получивший в России широкое распространение. Этот американский зверек завезен в Россию в начале 20-х годов XX века и с тех пор широко распространился повсюду от московских прудов до сибирских тундровых рек./выдра/
6. Наиболее распространенный вид мелкой дичи. Считается очень чистоплотным, любит причёсывать шерсть лапами и языком. Является символом трусливого, всеми обижаемого существа. /заяц/
7.Самый северный из видов кошачьих. Туловище короткое, плотное. Лапы крупные, зимой хорошо опушенные, что позволяет ходить по снегу, не проваливаясь. На ушах длинные кисточки. Хвост короткий, как бы обрубленный./рысь/
8.Как гласит толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля, - это сибирский зверек ("tamiasstriatus"), маленькая, полосатая, земляная белка./бурундук/
9. Насекомоядные, мелких и средних размеров животные, приспособленые к подземному, роющему образу жизни. /крот
Станция3. «Перевалочная»( коридор)
Педагог
- Ребята, вы прибыли на станцию «Перевалочная». Вам нужно перейти из одного конца коридора в другой. Но при этом нужно выполнить задание.Сначала называется представители животного (зверь, птица, рыба, насекомое) и растительного (дерево, кустарник, растение) мира и только после этого делается шаг. Шаги не большие. Названия животных не повторяются. Первыми идут младшие участники. Последними идут старшие ребята. Нужно дойти до 2-й черты. Если участник не доходит до 2-й черты, ему ведущий загадывает загадку. На правильный ответ загадки участник делает шаг.
(На полу расчерчены2 черты в разных сторонах коридора.) Участники, выстраиваются вдоль 1-й черты и по очереди, по одному начинают движение.
Загадки- подсказки (для маленьких участников)
-
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли помешка. (Капуста)
-
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)
-
Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети? (Лук)
-
В земле сидит,
Хвост вверх глядит,
Сахар из нее можно добыть,
Вкусный борщ сварить. (Свекла)
-
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус, как сахар сладкая. (Морковь)
-
Привязан кустик к колышку.
На кустике – шары:
Бока подставив солнышку,
Краснеют от жары. (Помидоры)
-
Что за зверь:
Белый, как снег,
Надутый, как мех,
Лопатами ходит,
А рогом ест? (Гусь)
-
Зубастый, мохнатый,
Как есть начнет –
Песенку поет. (Кот, кошка)
-
Красна ступка,
Белый пестик. (Малина)
-
Стоит городок –
Сколько сереньких домков,
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)
Загадки-обманки.
1. Кукарекает спросонок
Милый, добрый ... (петух)
2. Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это ... (белка)
Станция 4. Экологическая.
Педагог
- Ребята, вы прибыли на станцию «Экологическая». Здесь я буду проверять, как вы знаете правила поведения в природе. Соблюдаете ли вы их.(На полу у стены разбросан мусор.)
Я буду зачитывать предложения о поведение детей в лесу.
Участники, по очереди, заканчивают высказывания в устной форме. Утверждая, что можно делать, а что нельзя. Если правильно, бегут до стены. По дороге, им нужно положить в мешок 1 предмет мусора. Если не правильно, бегут до стены, им нужно достать из мешка 1 предмет мусора и положить на пол. Игра продолжается, пока весь мусор участники не соберут в мешок.
-
Включать громкую музыку …….(нельзя) распугает птиц и зверей.
-
Мыть машину на берегу реки…….. (нельзя)
-
Ходить на охоту в отведенное для этого время…… (можно)
-
Вырывать грибы, или сбивать палками не съедобные …. (нельзя): разрушается грибница,
-
Наломать для костра ветки …….(нельзя) собирается сушняк.
-
Подвязать сломанную ветку……… (можно)
-
Прятаться во время грозы под деревом……… (нельзя)
-
Бросать мусор с берега реки в воду……… (нельзя)
-
Разводить костёр в жаркую погоду во время пожароопасной ситуации …….(нельзя) – это может стать причиной лесного пожара.
-
Сжигать в костре бумагу, бумажные фантики……… (можно)
-
Сжигать в костре пластиковые бутылки…… (нельзя) Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается за 220 лет),
-
Сжигать в костре металлические банки…… (нельзя) разрушаются 100 лет.
-
Костер после прогорания забросать землей или залить водой до полного прекращения горения…….. (можно)
-
Брать животных из леса. …….(нельзя)
-
Трогать гнёзда птиц, брать в руки яйца птиц….…….(нельзя)
-
Уходя из леса, …, собрать на память букет красивых цветов….……. (нельзя)
Станция 5. Экспериментальная.
Педагог
- Ребята, вы прибыли на станцию «Экспериментальная». Здесь мы будем проводить эксперименты.
-
Эксперимент«Секретное письмо»
Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Чтобы проявить надпись, нагрейте ее (прогладить утюгом, подержать над огнем или в духовке). Осторожно, не позволяйте детям самим этим заниматься.
Объяснение:Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.
-
Эксперимент«Плавающее яйцо»
Материалы и оборудование: 2 яйца, 2 стакана с водой, соль.
Опыт:
-
Аккуратно поместите яйцо в стакан с простой чистой водой. Как и ожидалось, оно опустится на дно (если нет, возможно, яйцо протухло и не стоит возвращать его в холодильник).
-
Во второй стакан налейте теплой воды и размешайте в ней 4-5 столовых ложек соли. Для чистоты эксперимента можно подождать, пока вода остынет. Потом опустите в воду второе яйцо. Оно будет плавать у поверхности
Объяснение: Тут все дело в плотности. Средняя плотность яйца гораздо больше, чем у простой воды, поэтому яйцо опускается вниз. А плотность соляного раствора выше, и поэтому яйцо поднимается вверх.
А теперь покрутив 2 яйца, определите какое из них вареное, а какое сырое.
Вареное яйцо крутится хорошо, а сырое нет.
Объяснение: Центр тяжести у вареного яйца постоянен.
-
Эксперимент«Плавающее перо»
Материалы и оборудование :
- Два белых птичьих пера, купленные в магазине (не используй найденные перья)
- Широкая миска с водой
- 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды
- Синяя пищевая краска
- 2 ватных шарика
- Пинцет
- Бумажное полотенце
Этот опыт показывает, как загрязнение воды детергентами (моющими средствами) влияет на плавучесть водоплавающих птиц. Загрязненная мылом вода попадает в природную среду. Через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы.
Схема работы:
1. 1 миска.Налей в миску воды и добавь немного синей краски.
2. С помощью пинцета аккуратно опусти на поверхность воды первое перо.
3. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватной палочкой.
Посмотри - палочка останется чистой.
4. Положи перо на бумажное полотенце.
5. 2 миска. Добавь в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешай, чтобы не было пузырьков.
6. Аккуратно опусти на поверхность воды второе перо.
7. Через одну минуту достань перо и осторожно проведи по нему ватным шариком. Посмотри –цвет палочкиизменится.
8. Положи перо на бумажное полотенце
Результат:
Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду - на ватном шарике ты увидишь цветчистящего средства (голубой).
Объяснение:
Чтобы понять, что произошло, надо внимательнее взглянуть на строение пера. "Ствол" пера, который прикрепляется к телу птицы, называется остью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность.
При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.
-
Эксперимент «Взрыв цвета в молоке»
Чтобы провести этот зрелищный эксперимент, вам понадобятся:
- цельное молоко
- пищевые красители разных цветов
- любое жидкое моющее средство
- ватные палочки
- тарелка
Обращаем ваше внимание на то, что молоко должно быть обязательно цельным, а не обезжиренным. Почему? Все объяснения после опыта.
План работы:
1. Налейте молоко в тарелку.
2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
3. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
Объяснение опыта:
Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.
-
Эксперимент «Обесцвечивание йода»
Проделав этот эксперимент, вы увидите, как прозрачная жидкость в одно мгновение становится темно-синей. Чтобы провести опыт, вам, возможно, потребуется сходить в аптеку за необходимымиингридиентами, но чудо-превращение того стоит.
Вам потребуются:
- 3 емкости для жидкости
- 1 таблетка (1000 мг) витамина С (продается в аптеке)
- раствор йода спиртовой 5% (продается в аптеке)
- перекись водорода 3% (продается в аптеке)
- крахмал
- мерные ложки
- мерные чашки
План работы:
1. Хорошенько разомните 1000 мг витамина С ложкой или ступкой в чашке, превратив таблетку в порошок. Добавьте 60 мл теплой воды, тщательно перемешайте как минимум в течение 30 секунд. Полученную жидкость мы условно назовем Раствор А.Кстати, Раствор А нам больше не понадобится, вы можете отложить его в сторону.
2. Теперь налейте 1 чайную ложку (5 мл) Раствора А в другую емкость, а также добавьте в нее: 60 мл теплой воды и 5 мл спиртового раствора йода. Обратите внимание, что коричневый йод, втупив в реакцию с витамином С станет бесцветным. Полученную жидкость назовем Раствор В.
3. В третьей чашке смешайте 60 мл теплой воды, пол чайных ложки (2.5 мл) крахмала и одну столовую ложку (15 мл) перекиси водорода. Это будет Раствор С.
4. Теперь все приготовления завершены. Можно звать зрителей и устраивать представление! Перелейте весь Раствор Вв чашку с Раствором С. Несколько раз попереливайте полученную жидкость из одной чашку в другую и обратно. Немного терпения и... через какое-то время жидкость из бесцветной превратится в темно-синюю.
Объяснение опыта:
Объяснить дошкольнику суть опыта на доступном ему языке можно следующим образом: йод, вступая в реакцию с крахмалом, окрашивает его в синий цвет. Витамин С, наоборот, старается сохранить йод бесцветным. В борьбе между крахмалом и витамином С, в конце концов, побеждает крахмал, и жидкость через какое-то время окрашивается в темно-синий цвет.
-
Эксперимент «Вода в перевернутом стакане»
Материалы и оборудование: 1 стакан с водой, лист бумаги.
Этот опыт объясняет явление атмосферного давления.
Расскажите, что воздух давит на нас с такой силой, как будто мы носим на плечах 15 тонн груза. Но давит он со всех сторон и даже изнутри — поэтому человек ничего не ощущает.
Опыт:
-
Возьмите стакан с водой 2\3 ,
-
Плотно прижмите к нему лист бумаги,
-
Резко переверните, и смело отпускайте руку.
-
Можно убирать руку — бумага и вода никуда не денутся!
Объяснение:
Опыт показывает, что давление воздуха, которое получает бумага снизу, больше, чем давление воды, которое получает листок сверху и потому вода держится с его помощью и не выливается.( Внутри стакана давление столбика воды меньше, чем давление воздуха снизу. Так что вода остается на месте.).
Станция 6. Угадайкино.
Педагог
- Ребята, вы прибыли на станцию «Угадайкино». Правило игры на станции такое. Участники по очереди поворачиваются спиной к доске. Ведущий вешает на доску картинку животного (можно на экране слайды «фото животных»). Остальные участники по очереди пытаются объяснить, что это за животное не называя его, стоящему спиной к экрану участнику.
(Медведь, белка, лягушка и т.д.)
Заключение.
Ведущий
- Ну вот, ваши паровозики прошли все станции! Пришло время подвести итоги. Понравилась ли вам наша игра?
Дети –да
Ведущий
-Что особенно вам понравилось?
Дети (тянут руки)
Ведущий
Пришло время нам с вами попрощается. До новых встреч, ребята.
Приложение1
Угадайкино
Экологическая
Смекалкино
Экспериментальная
Знайкино
Перевалочная
Знайкино
Перевалочная
На странице приведен фрагмент.
Автор: Андреева Наталия Николаевна
→ Публикатор 14.04.2022 0 2926 98 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы