Проект "Народная частушка как литературно - исторический источник и отражение исторического пути"


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение дополнительного образования Новолялинского городского округа «Дом детского творчества «Радуга»


 


 


 


 

Исследовательский проект

«Народная частушка как литературно- исторический источник и отражение исторического пути»

 

 

Исполнители:

Дюкина Екатерина, ученица 7-а класса МАОУ

НГО «СОШ №4», солистка вокальной группы,

ДТК «Вдохновение»;

Кузнецова Дарья, ученица 7-а класса МАОУ НГО

«СОШ №4», солистка вокальной группы,

детского творческого коллектива «Вдохновение»


 

Руководитель: Иванова Татьяна Михайловна,

руководитель вокальной группы

ДТК «Вдохновение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто сложил такие байки?

Кто частушки сочинил?

Ты, поди, теперь узнай-ка,

Кто он был и где он жил?

Кто сказал — частушки, вроде,

В наши дни уже не в моде?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?!

 

В последнее время мы заметили, что в частушках проявляется интерес к современным проблемам, это нас и сподвигло на изучение данной темы. Славный и трудный исторический путь России – это победы и проигрыши, радости и горести, потери и победы. Путь России - это Гражданская и Великая Отечественная войны, освоение целины, покорение космоса, перестройка, большие комсомольские стройки, и, конечно же, наша современность- век высокий технологий.

Ни одно историческое событие страны не оставила без своего внимания частушка-любимый песенный жанр русского народа.

Тема нашего исследования- отражение исторического пути в народной частушке (к вопросу исторического пути в источниках народного творчества)

Цель исследования: исследование как определённые периоды истории нашей страны отражались в частушках, бытующих на Урале.

Объект исследования: отражение исторических событийв русском народном творчестве.

Предмет исследования: песенно- фольклорный жанр- частушка

Задачи исследования:

изучить литературы по теме исследования;

выявить темы и композиционно-стилистические особенности уральских частушек;

составить творческий сборник частушек.

Гипотеза: если мы изучим темы и композиционно-стилистические особенности уральских частушек, то сможем определить как определенные периоды истории отражались в них.

Методы исследования: сбор информации, анализ, обобщение, беседа, интервью.

На теоретическом этапе исследования мы, изучив литературоведческие источники, выяснили, что:

1. Частушки – это короткие рифмованные песни разнообразного содержания. Несмотря на экономность выразительных средств, в частушках, как правило, можно найти набор устоявшихся зачинов и припевов, устойчивые образы – символы и обороты, зарифмованные чётные строки. Частушка произошла из обрядного припева танцевальной песни, у которого она переняла кратность, рифму и быстрый темп. Образовано от старославянского («частый, часто»); первоначально «то, что часто повторяют».

2. Частушка молода по сравнению с другими жанрами устного народного творчества. Коротенькую задорную частушку новые жизненные условия породили лишь в 19 веке.

3. В каждой местности частушка имело свое название, отражающее ее характер: пригудка, коротелька, скакуха, «трясогузка», цыганочка, Семёновна, погудка, припевка, сибирушка, вертушка, топтушка.

Важной особенностью содержания частушек является необычная широта их тематики: общественность, семью, любовь, быт, труд, отдых, пейзаж и пр.

Касаясь всех сторон жизни человека, частушка запечатлела основные этапы истории нашей Родины за последнее время. В проектной части мы проанализировали тексты частушек. Давайте обратимся к истории.

Конец 20-х и начало 30-х гг. 20 века: в частушке нашла отражение коллективизации и раскулачивании, история появления колхозов:

Задушевная подруга,

В колхоз входить пора,

Там работать веселее-

Пашут в поле трактора.

Грянул гром, началась Великая Отечественная война (1941-1945гг.). Проводы, расставанья были тяжёлыми. Горе и печаль как могли, скрашивали гармонь и частушка:

Распроклятая Германия

Затеяла войну

Взяли милого, хорошего-

Оставили одну!

Когда с фронта приходили похоронки, девушки пели:

Ягодиночку убили,

Под Воронежом в бою.

Из кармана вынимали

Фотографию мою.

Весь народ ждал Великой Победы. Огромная радость отразилась и в частушках:

Наши славные герои,

Родину прославили,

И в Берлине над рейхстагом.

Красный флаг поставили.

Частушка в 40-е годы 20 века была естественной необходимостью, даже можно сказать потребностью для народа. Она выражала душевное состояние людей, утешала, помогала пережить горе, двигала на подвиг, лечила израненную душу, вдохновляла, давала веру жить и надеяться на лучшие времена.

Частушка последующего времени (50-80 гг. 20 века) – это художественная своеобразная летопись, энциклопедия дел, дум и чувств людей в этот период. Бывшие воины - командиры и солдаты - становятся строителями мирной жизни: трактористами, комбайнёрами, рабочими и т.д. Девушки пели в те дни:

Слава вам герои наши,

Победили мы в боях.

А теперь мы вместе с вами

Побеждаем на полях.

В частушках отразились все важнейшие события послевоенного времени: новостройки, освоение целины, полёт в космос и т.д.

Зори ясные сияют

Озаряют мирный край,

Комсомольцы уезжают,

В Казахстан и на Алтай.

Частушка продолжает жить и сейчас, отражая последние события, которые происходят в стране (начало 21 века):

Телевизора картины

Портят кадры с Украины.

Но глядим всё время «Вести».

Мы с Донбассом сердцем – вместе!

Частушка живёт и в нашей школьной жизни. Она также рассказывает о тех событиях, которые у нас происходят.

С математикой дружу,

Что угодно вам решу,

Только правда, если честно,

Калькулятором грешу.

В ходе исследования мы также выяснили, что в нашем городе Новая Ляля и посёлках Старая Ляля и Павда жанр частушки тоже популярен, но больше его помнят люди старшего поколения. Показателен в этом плане хор «Русская песня», который радует нас своим творчеством много лет.

У истоков создания хора в 90-х годах стояла Иванова Татьяна Михайловна- руководитель вокальной студии детского творческого коллектива «Вдохновение». Среди участников хора есть те, кто сам сочиняет частушки. Это Тамара Алексеевна Гаврилова, Галина Аркадьевна Зайнова, Галина Романовна Титова и другие.

В результате исследования мы узнали, что частушка - самый распространённый жанр фольклора второй половины 19 века. Выяснили, что существуют разные виды частушек: скоморошины, приговоры, частушки- жалобы, лирические, плясовые.

Проведя исследовательскую работу, изучив темы и композиционно- стилистические особенности частушек, мы пришли к выводу, что наша гипотеза о том, что в народной частушке получили отражение определённые периоды истории России, нашла подтверждение. Таким образом, частушку можно считать литературно-историческим источником.

Занимаясь подборкой и изучением материала, встречаясь с жителями, узнавая новое, мы получили огромное удовольствие не только от результата своей работы, но и от общения с людьми, хотя та ситуация не позволяла нам делать это в очном формате. В ходе проектной деятельности мы работали с материалами Новолялинского краеведческого музея, краеведческого музея пос.Павда, материалами литературно- краеведческих экспедиций нашей школы. К сожалению сегодня не все наши замечательные частушечницы с нами, но творчество их живёт. И это важно! Итогом нашей работы стал составленный сборник частушек.

 

 

 

 

Список литературных источников

 

1. Ваюкин О.И. «Прощай, страна моя родная…. (военная тема в уральском фольклоре), г.Екатеринбкрг 1994-32с.

2. Игошина Н.Н. «Фольклор в школе» Нижний Тагил, 1993.

3. Кругляшов В.П. «Современный фольклор старых заводов, Свердловск 1984.

4. Лазутин С.Г. «Русская частушка: вопросы происхождения и формирования жанра», Воронеж, 1960.

5. Багина Н.Н. , Кузьмина Н.П. «Народная словесность» Челябинск 1993.

Статьи из журналов и газет

1.Смышляев М. «Покатилась горошиной скоморошина. Баба Мотя напела частушек на целую диссертацию. Еженедельная общественно- политическая газета Свердловской области «Уральский рабочий» -2006 №116- с.19

2. Материалы Новолялинского краеведческого музея.

 

 

 

 

 


Полный текст материала Проект "Народная частушка как литературно - исторический источник и отражение исторического пути" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванова Татьяна Михайловна  Публикатор
08.06.2022 0 902 107

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК