Статья "Принципы личностно-ориентированного подхода к обучению и их реализация в классе скрипки"








ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В КЛАССЕ СКРИПКИ

Сообщение





Даниелян С. А.,

преподаватель,

концертмейстер ДМШ № 9,

г. Новосибирск












Новосибирск 2025

СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………….3

Реализация принципов личностно-ориентированного подхода к обучению в классе скрипки……………………………………………………..4

1. Принцип индивидуализации…………………………………………….4

2. Принцип самоактуализации………………………………………………5

3. Принцип выбора…………………………………………………………5

4. Принцип творчества и успеха……………………………………………5

Заключение………………………………………………………………….7

Список литературы……………………………………………………….....8




















ВВЕДЕНИЕ


Одним из важных видов творческой деятельности пианиста является концертмейстерское мастерство. Определяя понятие концертмейстер, мы подразумеваем пианиста, который занимается сотворчеством с солистами, ансамблями для создания цельного художественного образа музыкального произведения.

Как правило, работа концертмейстера ассоциируется лишь с выполнением технических задач произведения, в некотором «подыгрывании» солисту, но помимо этого существует и психологический аспект работы концертмейстера в классе скрипки, который ещё недостаточно изучен, в этом и состоит актуальность работы.

Венгерский композитор Бела Барток, внёсший немалый вклад в музыкальную педагогику, писал, что каждый юный музыкант как можно раньше должен приобщаться к ансамблевой игре, связанной  с воспитанием «величайшей музыкальной дисциплины», при которой индивидуальность отдельного музыканта становится равноценной частью целого в процессе коллективного музицирования. Примером такого раннего приобщения  к ансамблевому исполнительству является воспитание музыканта-скрипача в стенах детской музыкальной школы, ведь репертуар скрипачей от начальных до выпускных классов строится в основном на совместной работе с концертмейстером [1].

В художественно-эстетическом плане солист и концертмейстер составляют единый музыкальный организм, наладить работу которого иногда довольно непросто.

Как отмечает И. И. Константиновна: «Искусство быть концертмейстером доступно далеко не всем» [2]. Концертмейстер должен обладать многими навыками как музыкальными, так и человеческими. Психологическая грамотность работы концертмейстера – одно из важных условий успешного тандема с учащимся. Личностно-ориентированный подход является базовым в повседневной работе концертмейстера в стенах школы.

«Личностно-ориентированное обучение предусматривает создание оптимальных условий для саморазвития, самореализации, самопроявления обучающегося во взаимодействии с другим участником педагогического процесса и социальной среды» [4].

Находясь на втором плане на сцене, концертмейстеру нужно быть первым в умении сохранять удобную для солиста психологическую атмосферу как в повседневной работе над программой, так и при исполнении на концерте. Для этого нужно изучить особенности характера и темперамента ребёнка, постараться найти к нему подход.

Нередко учащиеся, особенно начинающие, с опаской относятся к совместной игре с фортепиано. Конечно, им привычнее собственная игра без сопровождения: они так занимаются дома, репетируют, этот опыт запоминается намного ярче. Как же быть? Ведь в школах мы растим всё-таки артистов. Концертмейстер должен подружиться с учеником, помочь ему преодолеть неуверенность в совместном музицировании посредством личностно-ориентированного подхода в учебном процессе.


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

В КЛАССЕ СКРИПКИ


1. Принцип индивидуализации. Без этого принципа невозможно обойтись в музыкальной школе. Педагог формирует музыкальную личность посредством музыкального материала, подобранного с учётом физических особенностей ребёнка, его музыкальных способностей, его темперамента. Концертмейстер также реализует этот принцип в своей работе. Например, момент начала произведения у каждого ребёнка может отличаться: некоторые неуверенные дети часто переживают и даже при хорошем настрое могут начать с фальш-старта – взяв невнятный звук, начинают играть заново этот звук. Задача концертмейстера – не бежать вперёд, а снова начать вместе с ребёнком, тем самым помогая ребёнку ощутить опору и поддержку.

2. Принцип самоактуализации. Заключается в существовании в каждом учащемся потребности в проявлении своих способностей: интеллектуальных, художественных, физических.

Например, в классе скрипки этот принцип реализуется благодаря приобретённым навыкам, умениям верной постановки рук. Концертмейстер, который должен понимать верную постановку игрового аппарата, может похвалить начинающего скрипача за «красивые пальцы на грифе» или «круглую, мягкую кисть», а также может, например, попросить показать: «Как правильно держать смычок? Я пробовала на перемене, у меня не получилось», тем самым создавая у учащегося ситуацию успеха, поддерживая его интерес к занятиям. Ведь всем знакомо чувство, что нам интересно то, что у нас получается.

3. Принцип выбора заключается в создание условий выбора в учебном процессе. Данный принцип реализует педагог, давая возможность выбрать программу из предложенных произведений. Концертмейстер совместно с педагогом демонстрирует звучание произведений, интересуясь мнением учащегося: какая музыка ему больше понравилась, больше «по душе». Вспомним нас самих, когда мы были школьниками: приятнее ведь было играть то, что тебе нравится, что тебя «зацепило». Конечно, это не говорит о полной свободе выбора всей программы, но такая возможность также подпитывает интерес ребёнка к занятиям.

4. Принцип творчества и успеха является наиболее интересным в нашем классе скрипки. Помимо индивидуальных занятий, многие дети участвуют в ансамблевой игре: «коллективная творческая деятельность позволяет развивать индивидуальные особенности и уникальность учебной группы». В нашем классе существует квартет, в который входят 2 ученика-скрипача, а также 2 педагога – скрипач и виолончелист. Хотя в квартете партия концертмейстера отсутствует, но наблюдая за репетициями, виден рост детей. Пару детей составили таким образом, чтобы ученик послабее подтягивал свои навыки за более сильным учащимся. По прошествии 2х лет наш «скромняга» расцвёл: его звук стал более уверенным, да и сам ученик стал радостнее посещать уроки специальности. К тому же, концертная жизнь заиграла новыми красками: квартет участвовал в городском конкурсе, заняв 1 место, а также выступал на престижных площадках города: в консерватории, в колледже, в консерватории, в филармонии, в ДК.

Помимо квартета, существует у нас и сводный ансамбль скрипачей из двух школ, в которых мы работаем с преподавателем. Ансамбль из 15 скрипачей и партия фортепиано – интересный опыт для всех! И здесь роль концертмейстера также важна, даже больше как человека, помогающего, слышащего нюансы звучания партий, совместно выстраивающего с педагогом, детьми музыкальную канву произведений. Для детей такой опыт большого ансамбля был первым, как и для нас. И это пошло на благо всем: дети сдружились, сплотились, им стало интересно делать общее дело, хотя это было непросто. В завершении учебного года мы выступили на юбилее школы на сцене филармонии – наглядный пример ситуации успеха у целого детского коллектива.

Для наибольшей уверенности учащегося в процессе исполнения произведений с концертмейстером, развития его сценической воли, я часто записываю на диктофон партию фортепиано в нескольких темпах и делюсь записью с учениками. Такая практика с использованием современных возможностей, общедоступных, пожалуй, каждому помогает ребёнку в домашних занятиях привыкнуть к аккомпанементу, а также тренирует его навык охвата произведения целиком.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключении хочется отметить, что концертмейстер – профессия, требующая постоянной работы над собой и в профессиональном русле, и в человеческом: оттачивании черт характера, необходимых для наибольшего успеха в обучении детей – терпеливость, внимательность и доброжелательность по отношению к ученикам.
























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Аминова О. Б. Работа концертмейстера в классе скрипки. – Нефтюганск, 2018.

  2. Иванова И. К. Специфические особенности работы концертмейстера в инструментальном классе. – Казахстан.

  3. Мусина Л. М. Личностно-ориентированные подходы в обучении // Педагогическая наука и практика. Философские и методологические подходы в образовании – 2(32) / 2021.

  4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ И. С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. 96 с

6



Полный текст материала Статья "Принципы личностно-ориентированного подхода к обучению и их реализация в классе скрипки" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Даниелян София Александровна  Публикатор
11.08.2025 0 167 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.