Статья "Роль родителей в обучении ребенка в музыкальной школе"
СОЗДАВАЯ ГАРМОНИЮ:
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ОБУЧЕНИИ РЕБЕНКА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Эрдашева Миляуша Расимовна,
Преподаватель фортепиано
МБУ ДО «ДМШ №2» НМР РТ
Когда ребенок переступает порог музыкальной школы, в его жизнь входит новый, удивительный мир звуков, ритмов и мелодий. Но за спиной юного музыканта всегда стоит тот, чья роль не менее важна, чем роль педагога, — его родитель. Обучение музыке — это марафон, а не спринт, и успех в нем зависит не только от таланта ребенка, но и от грамотной, своевременной поддержки семьи.
Почему без родителей не обойтись?
В отличие от общеобразовательной школы, где задания и процесс контролируются в классе, основная работа в музыке происходит дома. Ребенок, особенно в начале пути, физически и психологически не способен самостоятельно:
Организовать регулярные занятия.
Уловить связь между теорией и практикой.
Сохранить мотивацию при столкновении с трудностями.
Родитель становится связующим звеном между учителем и учеником, «домашним режиссером» и главным фанатом.
Многообразие ролей родителя в музыкальном образовании
1.
Организатор и тайм-менеджер
Самая
практическая роль. Ребенку нужен четкий,
предсказуемый график занятий. Важно не
просто выделить время «на пианино», но
и разбить его на логические блоки:
например, 10 минут — гаммы и упражнения,
15 — работа над сложным местом в пьесе,
10 — игра уже выученного произведения
для удовольствия. Родитель помогает
создать этот ритуал и следит за его
соблюдением, превращая хаотичное
«побренчать» в осмысленную работу.
2.
Мотиватор и вдохновитель
Первые
восторги от нового инструмента быстро
проходят, уступая место рутине и
сложностям. Здесь задача родителя —
поддерживать интерес.
Показывайте значимость: Ходите на концерты, слушайте классическую музыку дома, смотрите мультфильмы или фильмы о музыкантах.
Отмечайте маленькие победы: Не скупитесь на похвалу за чисто сыгранный такт или выученную новую ноту. Для ребенка это огромное достижение.
Создавайте аудиторию: Станьте самым благодарным слушателем. Просьба «мама, папа, послушайте, что я выучил!» — это золотой момент для поддержки.
3.
«Немузыкальный» помощник
Вам
не нужно быть профессиональным музыкантом,
чтобы помочь. Ваша задача — создать
условия и технически поддержать процесс.
Контроль выполнения заданий: Следите, чтобы ребенок занимался именно тем, что задал педагог, а не просто играл «что в голову взбредет».
Чтение нот с подсказками: На начальном этапе можно помогать считать такты, следить за длительностями нот («эта нота должна тянуться дольше»).
Создание творческой атмосферы: Следите за освещением, удобством стула, подставки для нот. Купите метроном и научите ребенка им пользоваться.
4.
Психолог и защитник
Музыкальная
школа — это не только творчество, но и
стресс: зачеты, экзамены, волнение перед
выступлениями.
Помогайте бороться с волнением: Объясните, что это нормально. Тренируйтесь выступать дома перед родственниками.
Будьте буфером в конфликтах: Если у ребенка не складываются отношения с педагогом или он не хочет заниматься, не рубите с плеча. Попробуйте разобраться в причине, поговорить с преподавателем, найти компромисс.
Умейте вовремя остановиться: Если ребенок категорически несчастен, а занятия превратились в мучение для всех, возможно, проблема не в лени, а в неправильном выборе инструмента или метода обучения. Иногда самое мудрое решение — сменить педагога или даже направление, сохранив при этом любовь к музыке в принципе.
Чего следует избегать родителям? Опасные крайности
Роль надзирателя и критика. Постоянные окрики «занимайся!», упреки в лени и сравнение с другими, более успешными детьми, убивают всякое желание творить. Музыка не должна ассоциироваться с насилием.
Полное невмешательство. Фраза «это твое дело, сам разбирайся» для младшего школьника равносильна прекращению занятий. Ребенок еще не обладает достаточной силой воли и самодисциплиной.
Реализация собственных амбиций. Желание родителей любой ценой вырастить «второго Моцарта», потому что у них самих не было такой возможности, — тяжелый груз для ребенка. Он чувствует, что его используют, и начинает ненавидеть инструмент.
Золотая середина: стратегия партнерства
Идеальная позиция родителя — это позиция заинтересованного партнера. Вы не стоите над душой с секундомером, но и не бросаете ребенка в одиночестве. Вы учитесь вместе с ним: радуетесь первому чистому аккорду, удивляетесь красоте мелодии, вместе ищете информацию о композиторе.
Главная цель родителя в музыкальном образовании — не вырастить виртуоза, а помочь ребенку подружиться с музыкой, научить его трудиться и получать радость от преодоления себя. Даже если он не свяжет свою жизнь с искусством, уроки терпения, дисциплины и тонкого вкуса, полученные в музыкальной школе, останутся с ним навсегда. И в этом — ваша общая, самая большая победа.
Источники информации
Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя – музыканта. – М., 2000.
Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л., 1969.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. – Л., 1973.
Кирнарская Д. К. «Психология специальных способностей. Музыкальные способности». — М.: Таланты-XXI век, 2004.
Коган Г.М. У врат мастерства: психологические предпосылки успешности пианистической работы. – М., 1967.
Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1961.
Мелик-Пашасв А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981.
Цагарелли Ю. А. «Психология музыкально-исполнительской деятельности». — СПб.: Композитор, 2008.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Эрдашева Миляуша Расимовна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.