Статья "Роль родителей в обучении ребенка в музыкальной школе"


СОЗДАВАЯ ГАРМОНИЮ:

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ОБУЧЕНИИ РЕБЕНКА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Эрдашева Миляуша Расимовна,

Преподаватель фортепиано

МБУ ДО «ДМШ №2» НМР РТ


Когда ребенок переступает порог музыкальной школы, в его жизнь входит новый, удивительный мир звуков, ритмов и мелодий. Но за спиной юного музыканта всегда стоит тот, чья роль не менее важна, чем роль педагога, — его родитель. Обучение музыке — это марафон, а не спринт, и успех в нем зависит не только от таланта ребенка, но и от грамотной, своевременной поддержки семьи.

Почему без родителей не обойтись?

В отличие от общеобразовательной школы, где задания и процесс контролируются в классе, основная работа в музыке происходит дома. Ребенок, особенно в начале пути, физически и психологически не способен самостоятельно:

  • Организовать регулярные занятия.

  • Уловить связь между теорией и практикой.

  • Сохранить мотивацию при столкновении с трудностями.

Родитель становится связующим звеном между учителем и учеником, «домашним режиссером» и главным фанатом.

Многообразие ролей родителя в музыкальном образовании

1. Организатор и тайм-менеджер
Самая практическая роль. Ребенку нужен четкий, предсказуемый график занятий. Важно не просто выделить время «на пианино», но и разбить его на логические блоки: например, 10 минут — гаммы и упражнения, 15 — работа над сложным местом в пьесе, 10 — игра уже выученного произведения для удовольствия. Родитель помогает создать этот ритуал и следит за его соблюдением, превращая хаотичное «побренчать» в осмысленную работу.

2. Мотиватор и вдохновитель
Первые восторги от нового инструмента быстро проходят, уступая место рутине и сложностям. Здесь задача родителя — поддерживать интерес.

  • Показывайте значимость: Ходите на концерты, слушайте классическую музыку дома, смотрите мультфильмы или фильмы о музыкантах.

  • Отмечайте маленькие победы: Не скупитесь на похвалу за чисто сыгранный такт или выученную новую ноту. Для ребенка это огромное достижение.

  • Создавайте аудиторию: Станьте самым благодарным слушателем. Просьба «мама, папа, послушайте, что я выучил!» — это золотой момент для поддержки.

3. «Немузыкальный» помощник
Вам не нужно быть профессиональным музыкантом, чтобы помочь. Ваша задача — создать условия и технически поддержать процесс.

  • Контроль выполнения заданий: Следите, чтобы ребенок занимался именно тем, что задал педагог, а не просто играл «что в голову взбредет».

  • Чтение нот с подсказками: На начальном этапе можно помогать считать такты, следить за длительностями нот («эта нота должна тянуться дольше»).

  • Создание творческой атмосферы: Следите за освещением, удобством стула, подставки для нот. Купите метроном и научите ребенка им пользоваться.

4. Психолог и защитник
Музыкальная школа — это не только творчество, но и стресс: зачеты, экзамены, волнение перед выступлениями.

  • Помогайте бороться с волнением: Объясните, что это нормально. Тренируйтесь выступать дома перед родственниками.

  • Будьте буфером в конфликтах: Если у ребенка не складываются отношения с педагогом или он не хочет заниматься, не рубите с плеча. Попробуйте разобраться в причине, поговорить с преподавателем, найти компромисс.

  • Умейте вовремя остановиться: Если ребенок категорически несчастен, а занятия превратились в мучение для всех, возможно, проблема не в лени, а в неправильном выборе инструмента или метода обучения. Иногда самое мудрое решение — сменить педагога или даже направление, сохранив при этом любовь к музыке в принципе.

Чего следует избегать родителям? Опасные крайности

  • Роль надзирателя и критика. Постоянные окрики «занимайся!», упреки в лени и сравнение с другими, более успешными детьми, убивают всякое желание творить. Музыка не должна ассоциироваться с насилием.

  • Полное невмешательство. Фраза «это твое дело, сам разбирайся» для младшего школьника равносильна прекращению занятий. Ребенок еще не обладает достаточной силой воли и самодисциплиной.

  • Реализация собственных амбиций. Желание родителей любой ценой вырастить «второго Моцарта», потому что у них самих не было такой возможности, — тяжелый груз для ребенка. Он чувствует, что его используют, и начинает ненавидеть инструмент.

Золотая середина: стратегия партнерства

Идеальная позиция родителя — это позиция заинтересованного партнера. Вы не стоите над душой с секундомером, но и не бросаете ребенка в одиночестве. Вы учитесь вместе с ним: радуетесь первому чистому аккорду, удивляетесь красоте мелодии, вместе ищете информацию о композиторе.

Главная цель родителя в музыкальном образовании — не вырастить виртуоза, а помочь ребенку подружиться с музыкой, научить его трудиться и получать радость от преодоления себя. Даже если он не свяжет свою жизнь с искусством, уроки терпения, дисциплины и тонкого вкуса, полученные в музыкальной школе, останутся с ним навсегда. И в этом — ваша общая, самая большая победа.


Источники информации

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя – музыканта. – М., 2000.

  2. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л., 1969.

  3. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. – Л., 1973.

  4. Кирнарская Д. К. «Психология специальных способностей. Музыкальные способности». — М.: Таланты-XXI век, 2004.

  5. Коган Г.М. У врат мастерства: психологические предпосылки успешности пианистической работы. – М., 1967.

  6. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1961.

  7. Мелик-Пашасв А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981.

  8. Цагарелли Ю. А. «Психология музыкально-исполнительской деятельности». — СПб.: Композитор, 2008.


Полный текст материала Статья "Роль родителей в обучении ребенка в музыкальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Эрдашева Миляуша Расимовна  Публикатор
17.11.2025 0 57 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.