Статья "Вовлечение детей в ТЖС в деятельность школьного театра"


Ергунева С.А.

СП ДДТ ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»

с. Кинель-Черкассы,

педагог дополнительного образования

 

 

ВОВЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В ТЖС В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА)

С 2021 года по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина и в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в нашей стране создаются и развиваются школьные театры.

На базе Подгорненской школы был создан школьный театр, руководителем которого являюсь я – педагог дополнительного образования. Свою деятельность строю по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мечта».

Одним из направлений работы с детьми, находящимися в трудной  жизненной ситуации, является любая творческая активность. Известно, что использование в работе разнообразных видов искусства благотворно влияет на восстановление многих психофизических функций организма детей, формирование утраченных связей со сверстниками и взрослыми. Особую психотерапевтическую и развивающую функцию выполняет участие детей в театральной деятельности. Это способствует развитию их природных способностей и склонностей, созданию эмоционально-комфортной среды, раскрытию интеллектуальных и творческих резервов.

Люблю работу я свою,

Себя порой не узнаю.

То - режиссёр, то педагог

Спектакль на сцене, как урок.

Где можно бедам вопреки

До радуги рукой коснуться.

Взглянуть на солнце яркий свет,

Мечтам и счастью улыбнуться.

В далёком 1997 году был организован драматический кружок «Мечта», который сумел объединить детей, чьи интересы пересекались в очень сложных жизненных ситуациях. Многие из них не могли объяснить, что их заставляет быть такими порой отчаянными, злыми, упрямыми, плаксивыми и недоверчивыми.

Каждый человек любит мечтать, а мечтам суждено однажды сбыться. Я никогда и не думала, что однажды мне предстоит стать руководителем театрального объединения. Да, были трудные подростки, я как педагог старалась найти общий язык со всеми. Главное в моей работе поверить в ребёнка, поддержать его, оценить как личность и помочь преодолеть страх. Боязнь публики, боязнь насмешек сверстников, страх забыть текст. Каждому ребёнку я объясняла, что в жизни это пригодится. Нужно уметь громко говорить,самовыражаться,пластично двигаться, раскрепощаться, взаимодействовать с партнёрами, действовать, строить взаимоотношения в коллективе,знатькак вести себя на сцене и вне сцены.

Театральная этика – учение творческой дисциплине, это художественные нормы, при которых формируется актёр и без которых невозможно коллективное творчество. Станиславский говорил, что искусство – это прежде всего труд и что актёр должен научиться «трудное сделать привычным, привычное – лёгким и лёгкое – прекрасным.»

Из года в год я поэтапно проходила все азы театральной деятельности. В помощь было обучение, повышение квалификации, курсы. Постановки стараюсь подбирать со смыслом. Ребята, активно играют проживая на сцене целую жизнь, познают тайны родного языка. На сцене многие раскрепощаются, учатся контролировать свои эмоции,становятся более собранными и ответственными. Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеет нравственную направленность. Благодаря сказке, произведению детивидят прекрасное, замечают несправедливость, ценят добро и правду, любовь и преданность. И не только познают всё это, но и выражают своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Известный композитор Д.Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы даёт нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности.»

Нам с ребятами,посчастливилось, и мы побывали в лагере «Жигули» в 2022году, где провели незабываемые, познавательные дни.Каждый день для ребят и руководителей театральных коллективов проводились познавательные мастер- классы. Ежедневно принимали участие в репетициях, мероприятиях. За 2 недели ребята разучили 15 танцев, которые продемонстрировали на костюмированном балу.Особенно были очень рады вечеру с костром, где каждый коллектив, исполнил песню под гитару. За визитную карточкунаснаградили дипломом победителя.

Театральное объединение-это коллектив, объединяющий всех участников в единое целое. Моя задача научить стать самостоятельными, творческими, любознательными, внимательными, серьёзными, уметь отвечать за свои поступки и поведение. Уметьбыть непосредственными и раскрепощёнными. А главное в наше время отвлечь детей от интернета. Многие дети очень подвижны и шаловливы и зачастую таких детей постоянно одёргивают и стараются успокоить. Вот таким «непоседам» я предлагаю те роли, где можно показать все стороны неадекватного поведения. Это конечно же отрицательные герои. Одним из ярких, запоминающих персонажей детских сказок является баба Яга. Но современное детское восприятие образа бабы Яги очень тонко и недвусмысленно перевёрнуто нашими «умельцами» из интернета. Поэтому воплощение зла всех русских сказок в последнее время становится героической красавицей и всё это столь сложно объяснить ребёнку,в чём суть этого образа,оттого столько слёз и обид бывает в последнее время у актрис моего объединения. Я пытаюсь объяснить детям, что в повседневной жизни они часто совершают поступки, которые заставляют взрослых быть с ними строгими, чтобы жизнь не казалась для них слишком простой, « сказочной», что существуют определённые правила, через которые переступать нельзя. И зачастую, взрослые часто говорят с детьми не так ласково, как им хотелось бы. Есть определённые нормы поведения в обществе. И добро, и зло как обычно не могут быть друг без друга. Но нужно отличить, понять, а главное услышать, чего от тебя хотят. Это не всегда получается, а на примере сказочных героев, которые совершают те или иные неблаговидные поступки нам раскрывают негативные черты характера и тем самым можно убедиться, как это выглядит со стороны. Сказочные персонажи созданы очень давно, но как оказалось они остаются современными до сих пор. Лишний раз подтверждая простую истину – без прошлого нет будущего.

В.А. Сухомлинский писал: «если ребёнок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что -то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.»

В нашем посёлке есть реабилитационный центр «Солнечный», куда попадают многие дети из-за ТЖС. И в моём объединении присутствуют воспитанники центра,которые с удовольствием приходят на занятия и участвуют в различных постановках. У таких детей очень часто нарушена речь и память. Занятия для них проводятся чаще индивидуально.Ребятам не хватает внимания и материнской ласки. Стараюсь их приободрить, обнять, часто провожу беседы.Даю ребятам те роли, которые им больше нравятся, более понятны для них, где они сумеют раскрыться и почувствовать себя настоящими артистами.

Своих «театралов» я учу быть единой командой. Помогать друг другу, понимать и слышать. Очень часто ребята подсказываютна репетициях, но при этом свой текст «хромает». В игровой форме стараюсь их научить правильно запоминать текст, а главное уметь правильно показать голосом основные темы реплик.

Деятельность в объединении помогает развивать творческие способности, умение сотрудничать и исправлять свои взаимоотношения со сверстниками. Помогает ребятам быть трудолюбивыми, преодолевать любые трудности. Не унывать, стараться искать выход из любой жизненной ситуации. Поверить в свои силы и научится не держать зла на тех людей, которые по каким – то причинам позволили себе причинить им боль. Учу ребят прощать обидчиков. Часто говорю о том, что только любовь сумеет всё пережить и только с нею мы можем сохранить все человеческие ценности.

Занимаясь в театральном объединении, ребята становятся более уверенные в себе, в постановках проявляют себя в заданной роли раскрывая свой творческий потенциал. В отношения с друзьями очень часто сопереживают, поддерживают друг друга. Многие дети выражают свои эмоции сдержанно. Очень заметны и речевые обороты в разговорах, ребята стараются говорить правильно и чётко. Те, кто был замкнут и стеснителен становились раскрепощенными и заинтересованными в работе. У многих вырисовывалась своя жизненная позиция.

«Трудно только неорганичное, всё, что органично, - легко» Сказал К. С. Станиславский много десятилетий назад. Чтобы в этом убедиться, нужно пройти длинный и трудный путь раскрытия творческого потенциала, который заложен в каждом человеке. Жизнь постоянно держит нас в напряжении, оттого нам и непонятно, как это – органично существовать не только на сцене, но и в жизни.

Свою статью хочется закончить авторским стихотворением.

О наболевшем и в шутку, но всерьёз.

 

Что имеем не храним, не ценим

И по жизни мы всегда спешим.

В детстве хочется скорее стать взрослее

Ох, уж эти детские мечты!

Повзрослев, мы понимаем очень многое,

Но порой не принимаем и тепло.

Жизнь идёт тернистою дорогой

И стремимся мы туда, где нам светло.

А порою ни себя и не других не слышим

Всё спешим куда – то и бежим.

Спорим, раздражаемся и нервно дышим,

Чтоб скорее доказать своё другим.

Дымкой мы окутаны отныне,

А точнее паутинной сетью.

Это называется в кавычках

Всем понятно я об интернете.

Интернет сейчас такая сила!

Без него мы словно без воды.

Думать без него уже не сможем.

Ну, как в песне: «Нетуды и не сюды»

Ведь сейчас и размышлять не нужно,

Книги в руки брать мы не хотим.

Дети электронные читают,

Нет, скорее слушают они.

Есть у них заветная подруга

И её Алисой каждый здесь зовёт.

В той стране чудес и информации

На любой вопрос ответ найдёт.

Очень жаль такое поколенье,

Им решать не нужно, что и как

И живут, как в забытье, в забвенье,

Не бояться и попасть впросак.

Век цифровизации, век прогресса,

Электроника затмила всё вокруг.

И порою хочется вернуться мне туда,

Где ждал меня мой друг.

Не делили мы друзей кто круче и богаче.

У кого из них айфон да пятизначный.

Друг был преданный, а как иначе?

Мог помочь и помогал он однозначно.

А сейчас живём мы как чужие,

Очень часто мы отводим взгляд.

Мимо пробегают наши дети, сделав вид,

Что не заметили поздороватьсяпорою не хотят.

Пусть вернуться лучшие года,

И поверят люди в чудеса тогда.

Меньше будет боли, пусть не будет зла.

Мирным будет небо, чистым как тогда.

Виртуальность не исчезнет вовсе,

Пусть чуть больше станет простоты.

Пониманья, совести побольше

И конечно безграничной доброты!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока.М.: АО – Аспект пресс, 1993.

  2. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца.М.,1981.

  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.

  4. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. М.: Художественная литература 2002

  5. Сарабьян, Э. Актёрский тренинг по системе Станиславского. Речь. Слова. Голос. Максимальная достоверность и убедительность. – М. : АСТ, 2010.

 


Полный текст материала Статья "Вовлечение детей в ТЖС в деятельность школьного театра" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ергунёва Светлана Александровна  Yergunva73
03.12.2025 0 41 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.