Методическая разработка мероприятия "Всемирный День воды"
Управление образования и науки
администрации Губкинского городского округа
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных натуралистов»
Методическая разработка мероприятия
Всемирный день воды
Губкин – 2011
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДЫ
Объяснительная записка
Методическая разработка продолжает цикл мероприятий, связанных с датами экологического календаря.
Идея проведения Всемирного дня водных ресурсов впервые прозвучала на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (ЮНСЕД), которая состоялась в 1992 году в Рио-де-Жанейро.
Всем нам надо помнить о том, что ресурсы
воды не безграничны, и наше здоровье и
жизнь прямо зависят от ее количества и
качества. Не говоря уже о духовном
значении рек, озер, вообще воды для
нашего самочувствия.
Основные
цели проведения Всемирного дня водных
ресурсов:
способствовать принятию соответствующих мер для решения проблемы снабжения населения питьевой водой;
информировать общественность о важности охраны и сохранения ресурсов пресной воды и водных ресурсов в целом.
22 марта является уникальной возможностью напомнить человечеству о чрезвычайной важности водных ресурсов для окружающей среды и развития общества. Практические усилия могут помочь углубить общественное понимание как проблем, так и решений в этой области. Для достижения положительных результатов необходимо превратить слова в обязательства и действия в рамках общей темы.
Конкурсы, турниры, игры по-прежнему занимают значительное место в экологической работе с детьми. Это связано с возрастными особенностями школьников, игровой основой данных мероприятий, оригинальностью их проведения.
Данная форма работы всегда является выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, но и занятость обучающихся в различных формах коллективной и групповой работы при подготовке и проведении самого мероприятия.
Цель: демонстрация необходимости воды для всего живого на Земле.
Задачи:
привить навыки экономного расходования воды в домашних условиях;
показать насколько дорого стоят природные ресурсы (вода);
расширить знания детей о животном и растительном мире морей и рек;
развивать память, логическое мышление, сообразительность, познавательный интерес;
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам, формировать активную позицию в природоохранной деятельности.
Используемые методы:
словесный: выступления ведущего, участников мероприятия;
наглядный: использование плакатов, фотографий, рисунков, репродукций на данную тему;
практический: игровые задания, викторины, загадки.
Возраст обучающихся: средний школьный, 10-13 лет.
Оборудование и оформление:
глобус,
стакан,
трехлитровая банка,
таблицы “Расход воды”,
телевизор,
DVD-плеер,
диск с документально-экологическим фильмом о воде;
заранее подготовленные плакаты учащихся, на экологическую тему о воде;
выставка книг, посвященных воде и ее обитателям;
компьютер, мультимедиа;
плакат с девизом мероприятия:
«В клуб пришел, не хмурь лица.
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь!»
Методические советы на подготовительный период:
Команды создаются еще при подготовке к турниру. Дети разбиваются на две команды по 4-6 человек. Игроки придумывают заранее название, эмблему своей команды. Участники турнира заранее готовят домашнее задание (конкурс плакатов) и сценку «Жизнь Лягушонка в водоеме».
Выбирают жюри, в состав которого входит 5 учеников, остальные – болельщики. Турнир знатоков водных ресурсов включает несколько конкурсов, каждый оценивается в «колпачках» чистой воды.
Вместе с участниками команд к турниру готовятся и болельщики. Коллективная работа перед соревнованиями очень важна: дети почувствуют поддержку друг друга.
Участники турнира: ведущий, две команды участников турнира, болельщики, жюри.
План мероприятия:
1. Организационное начало мероприятия.
2. Основная часть мероприятия:
а) представление команд;
б) конкурс «Загадочный»;
в) конкурс «Реки, озера, моря и океаны»;
г) конкурс «Знаете ли вы…»;
д) конкурс капитанов «Где мы используем воду?»;
е) конкурс «Театральный» (домашнее задание);
ж) конкурс «Защита плаката» (домашнее задание)
3. Итог мероприятия.
Содержание мероприятия:
1.Организационное начало мероприятия.
/На сцене появляется ведущий, на фоне музыкальных видеоклипов о воде звучит вступительное слово ведущего/
Ведущий. 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается потому, что вода все чаще требует защиты. Так ли много воды на нашей планете, хватает ли ее всем? /Показывает всем глобус, напоминает, что голубым, цветом на нем изображена вода/.
А всякая ли вода годится для наших нужд. Ведь большую ее часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер. /Свои слова ведущий сопровождает показом опыта/.
Сегодня мы с вами постараемся раскрыть многие тайны подводного мира и узнаем много интересного о воде. Вы будете путешествовать как ручейки, перенося драгоценную воду в стаканчиках. В тихих заводях вас ждут вопросы, задания, загадки о воде. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получит в награду 1 колпачок чистой воды. По количеству собранной и сохранённой (берегите каждую каплю!) воды будут проводиться итоги игры.
Вижу, вам не терпится поделиться своими знаниями о воде. Хорошо, проведем турнир. В нем будут участвовать две команды. А болельщики будут помогать отвечать на наши вопросы. Следить за ходом поединка мы попросили многоуважаемое жюри. /Представляет жюри./ Итак, начнем турнир! В путь “ручейки”! Быстрой вам воды!
2. Основная часть мероприятия.
а) представление команд
/Игроки демонстрируют эмблемы, названия своих команд, а также объясняют свой выбор. Конкурс оценивается в три «колпачка» чистой воды. Жюри объявляет оценки. Ведущий приглашает к следующему конкурсу/
Ведущий. Хлеб, воздух, вода – простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воздухе, которым дышим, или о воде, которую каждый день пьем? Знаете ли вы, что состав и свойства обычной водопроводной воды не менее загадочны, чем происхождение марсианских каналов? Мир привычных вещей таит в себе очень много загадок. И каждый человек стремится разгадать их.
б) конкурс “Загадочный”
/Команде задается по 1 загадке. За правильный ответ команда получает по 1 «колпачку» чистой воды/.
Что бежит без прогону? (Вода)
Весит за окошком кулек ледяной,
Он
полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
Без крыльев – летит,
Без ног –
бежит,
Без паруса – плывет. (Облако)
В белом бархате деревьев,
И заборы,
и дома,
А как ветер нападает –
Этот
бархат опадает. (Иней)
Летит сова по синему небу,
Крылья
распластала,
Солнышко застлала.
(Туча)
Одеяло белое,
Не руками сделано,
Не
ткалось и не кроилось –
С неба на
землю свалилось. (Снег)
/Жюри подводит итоги конкурса/
в) конкурс “Реки, озера, моря и океаны”
Ведущий /демонстрирует глобус/. Океаны, моря и реки регулируют кругооборот воды на Земле. Они занимают огромную площадь поверхности планеты и играют решительную роль в функционировании ее системы: регулирование климата и сохранение животного и растительного мира.
Вопросы конкурса.
Сколько на нашей плане океанов? (4)
Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)
Белое, Красное, Черное, Желтое – что это? (Название морей)
Какое море является самым соленным на нашей планете? (Мертвое море)
Как называют начало и конец реки? (Исток, устье)
У какого водоема бывают рукава? (Река)
Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)
В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)
По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)
Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70%)
/Жюри подводит итоги конкурса/
г) конкурс “Знаете ли вы?”
Ведущий. А знаете ли вы, кто может обходиться без воды и неразрывно с ней связан?
Вопросы конкурса.
У кого оба глаза на одном боку? (Камбала)
У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск)
Кто одной ноздрей дышит? (Морж)
Кто клыками дно пашет? (Морж)
Какую птицу море отучило летать? (Пингвина)
Что такое морская капуста? (Водоросли)
Какая пролетная птица обещает снег? (Стая гусей)
Кто пьет водой? (Лягушка)
/Следующие
ответы демонстрируются через мультимедиа
/
Эти млекопитающие выполняют кое-какие поручения в военное время, они сопровождают суда, играют с детьми возле пляжей, в морской среде они двигаются с легкостью и могут спасти человека? (Дельфины)
Самая крупная рыба. Она существует 350 млн. лет. Эта рыба всегда будоражила воображение человека, но и восхищала. На Соломоновских островах они почитаются, как божества, на Западе они символизируют смерть, внезапно появляясь из морских глубин. (Акулы)
Эти млекопитающие поют и их можно услышать на расстоянии 9 км. Один из них может весить столько же, сколько 8 слонов (50 тонн), они безжалостно истребляются ради жира и мяса. (Кит)
Это животное относится к классу головоногих, наиболее развитых моллюсков. У него реактивное движение, есть чернильный мешок, оно может перемещаться как вперед, так и назад. (Осьминог)
/Жюри подводит итоги конкурса/
д) конкурс “Где мы используем воду?” (конкурс капитанов)
Ведущий. Писатели-фантасты в своих произведениях рисуют страшные картины будущего нашей планеты. Могут ли сбыться такие предсказания? Да, если мы будем безразличны к воде. И беречь надо не только ручную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Из-за того, что люди не берегут водопроводную воду, треть воды убегает в канализацию. Когда В.Маяковский делал подписи к плакатам “Окна РОСТА”, он не забыл и про воду. В одном из плакатов поэт обратился к жителям Москвы так:
Эй,
горожане,
Берегите воду!
Бережней
относитесь
К нашему водопроводу!
А
ты не забыл закрыть
Водопроводный
кран?
В самом начале мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (в том числе и человеку) ее нужно много. Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; человек может несколько дней прожить без еды, но не без воды. Вопрос: для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку?
1 задание. Капитанам предлагаются таблицы “Где мы используем воду?”
/Ответы показываются и сравниваются с таблицей “Расход воды”/
Таблица “Расход воды”
Для чего нужна вода? |
Расход воды в день (л) |
Умывание |
10 (+ 45 туалет) |
Купание |
40 (ванна) + 95-100 (душ) |
Приготовление пищи |
5 |
Мытье посуды |
10 |
Стирка |
15 |
Мытье полов, окон |
50 |
2 задание. Вопросы для капитанов по ОБЖ.
Ведущий. А сейчас, мы с вами поговорим о том, что самое главное умение в жизни – это умение правильно действовать в случаи любой опасности. Именно об этом мы с вами говорим на уроках ОБЖ.
Как называется опасная ситуация, угрожающая здоровью и жизни человека? (Экстремальная)
Когда опасность угрожает сразу многим людям, как называется такая ситуация? (Чрезвычайной)
Расшифруйте абривиатуру МЧС.
Назовите телефон городской службы спасения. (01)
Что такое наводнение? (Это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в период снеготаяния, ливней)
Ваши действия во время наводнения? (1. Вместе со взрослыми немедленно выходить из опасной зоны. 2. Если находитесь вне помещения, необходимо выйти на возвышенное место, забраться на дерево.)
Какие правила безопасного поведения нарушили на воде?
У
большой и глубокой реки
Жили-были
одни чудаки.
Был у них непослушный
характер:
Выплывали
они на фарватер,
В незнакомых катались
плотах,
И дырявую лодку качали,
И
не знали тревог и печали.
А однажды,
во вторник как раз,
Разноцветный
надули матрас
И
поплыли на нем за буйки…
Больше
нет чудаков у реки!
8. Назовите правила безопасного поведения на льду. (Лед прочный, если его толщина 7 см, если идет группа 12 см. Лед опасен около стоков воды с заводов, деревьев, камышей.)
/Жюри подводит итоги конкурса/
е) конкурс «Театральный»
Каждая команда показывают спектакль на тему: “Жизнь Лягушонка в водоёме”.
/Жюри подводит итоги конкурса. Оценивается конкурс в 15 «колпачков» воды/
ж) конкурс «Защита плакатов» (домашнее задание).
/Плакаты и текст их защите были заранее приготовлены членами команд. Проводит защиту один из игроков команды/.
Плакаты на экологическую тематику: “Берегите реки”, “Берегите воду и природу”, и т.д.
/Жюри подводит итоги конкурса. Оценивается конкурс в 10 «колпачков» воды/
Ведущий. Вот и подходит к концу наш турнир. Какой вывод можно сделать из всего сказанного сегодня? /Ответы обучающихся/
3. Итог мероприятия.
/Подведение итогов турнира. Жюри подводит итоги конкурсов, вручаются грамоты и призы команде победителей./
Список литературы
Внеклассная работа по биологии. Под редакцией Р.М.Евдокимова. – Саратов: Лицей, 2005.
Внеклассная работа по биологии. 3-8 класс. Составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2004.
Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
Журнал «Биология в школе», 1990-2003. Раздел «Внеклассная работа»
Загадки от А до Я. Ред. Н.Б. Петрова. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс, 1997.
Буканова М.С. Живая планета: Сценарий мероприятия, посвященного проблемам охраны окружающей среды. – 2004. - № 8. – с.37.
Вагнер Б.Б. Турнир эрудитов // География и экология в школе. – 2004. - № 4. – с.69.
Разработку подготовила Кочетова Н.И.,
педагог дополнительного образования
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кочетова Надежда Ивановна
→ 1712 27.01.2011 5 13076 1493 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.