Лессировка. Этюд болгарского перца. 3 класс, 7-летняя образовательная программа ДХШ


***************************************************************************


Конспект занятия по предмету: Основы изобразительной грамоты

Преподаватель: Дрегун Виктория Николаевна

(МОУ ДОД «Уренгойская Детская художественная школа»)


*********************************************************************


Класс: 3 (7 ОП)

Тема: «Лессировка. Этюд болгарского перца».

Количество учебных часов: 2

Тип занятия: комбинированное

Цель:

  1. Создание условий:

  1. для развития целенаправленного аналитико-синтетическое восприятие при рассматривании натуры,

  2. для совершенствования навыков работы акварельными красками,

  3. для формирования представлений о техническом приеме работы акварельными красками – «лессировка»,

  1. формирование культуры творческой личности.

Задачи:

  • Организация активной аналитической деятельности с первой минуты занятия, с включением каждого учащегося, через анализ картин-натюрмортов с целью определения темы урока;

  • создание условий для формулировки учащимися понятия «лессировка» через анализ представленных листов с выполненными упражнениями;

  • формирование у учащихся умения ставить задачу удерживать её и реализовывать в определенное отведенное для данного вида работы время;

  • воспитание в каждом учащемся культуры зрителя, культуры критика, культуры слушателя и культуры творца;

  • создание ситуации успеха для каждого учащегося.


Оборудование:

Зрительный ряд:

- Камиль Писсарро «Натюрморт с перцами»;

- Хомчик Анна. «Натюрморт с перцем»;

- Игорь Колосков «Натюрморт с перцем»;

- Каменская Надежда. «Натюрморт с зелёным перцем»;

- Царицина. Фотография «Натюрморт»;

- методическая таблица «Этапы работы над этюдом болгарского перца»;

- 4 учебные постановки «Желтый болгарский перец» на голубой драпировке без складок.


Материалы: простой карандаш ТМ, ластик, акварель, два планшета с натянутой акварельной бумагой формата А4, кисти белка круглые №3,5,7,9, палитра, баночка для воды, салфетка.


План занятия.

  1. Организационный момент (5 мин.)

  2. Активизация опорных знаний (5 мин.)

  3. Определение темы урока, постановка учебных задач.(5 мин.)

  4. Практическая работа1. Упражнения на освоение технических приёмов работы акварелью.(20 мин.)

  • Переход одного цвета в другой.

  • Лессировки.

  1. Просмотр – анализ работ. (5 мин.)

  2. Практическая работа 2. Этюд болгарского перца.

  3. Просмотр – анализ работ. Оценивание.

  4. Уборка рабочих мест.


Оформление доски:


Упражнения:



+

?




+

?






























Тема:




Этапы работы над этюдом болгарского перца





Боковые части доски закрыты плотной тканью. Открываются по мере постановки задач, определения детьми видов работы.


Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Подготовка материалов и рабочих мест к работе.


  1. Активизация опорных знаний.

- Рассмотрим внимательно представленный зрительный ряд. Что вы можете рассказать об этих произведениях?


Камиль Писсарро

«Натюрморт с перцами»

Игорь Колосков

«Натюрморт с перцем»


Каменская Надежда

Натюрморт с зелёным перцем.

Хомчик Анна

«Натюрморт с перцем»


Царицина. Фотография «Натюрморт»


Рассматриваются репродукции натюрмортов и проводится их анализ, в процессе которого рассматривается содержание картин-натюрмортов, их художественное своеобразие - особенности композиции, рисунка и живописи. Нужно направить анализ таким образом, чтобы учащиеся обратили внимание на художественные средства, с помощью которых художники смогли добиться правдивого отображения предметов реального мира.

Например: В «Натюрморте с перцами» мы видим классическую композицию «пирамиды», чуть сдвинутой от центра. Мы видим угол пестрой стены, цветастый ковер. Передана среда, свет, воздух, атмосфера. Интересен подбор предметов: по-осеннему спелые перцы, бутылка, сахарница. Цвет и фактура: глянцевый перец, гладкая поверхность сахарницы, и такое же горлышко бутылки, тут же шершавая плетенка, окутывающая бутылку, сахарницу – перекликается с деревом стола. Колорит, передача световоздушной среды, блики, аккорд зеленого и красного, дымка серо-голубого.

В конце анализа произведения педагог называет имя и фамилию автора.

- Как вы думаете, почему именно эти работы мы сегодня рассматриваем?


  1. Определение темы урока, постановка учебных задач.

- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?


(Преподаватель должен терпеливо выслушивать предположения детей. При появлении необходимых версий направлять наводящими вопросами ход рассуждений детей в нужное русло. Явной подсказкой станут подготовленные материалы и зрительный ряд. Дети быстро определяются и с видом работы, и с техникой исполнения)


- Давайте теперь подведем итог рассуждений. Что мы будем рисовать? Какими материалами?

- Как вы думаете, зачем мы будем выполнять именно эту работу?

- Чему мы научимся? Где нам это может пригодиться?


- Хорошо поработали. Определили тему. Кто запишет её на доске?


- Художникам, как и настоящим спортсменам, нужны постоянные тренировки для выработки навыков. Прежде, чем мы выполним этюд перца, мы должны разогреть руки, почувствовать материал, которым мы будем работать.

- А работать мы будем акварелью.

  1. Практическая работа 1. Упражнения на освоение технических приёмов работы акварелью.

- Давайте вспомним, что такое акварель и что мы о ней должны помнить?


Акварелью называют и краску, и технику живописи и готовое произведение. При создании произведений в технике акварели используются специальные акварельные краски, которые растворяясь в воде, образуют полупрозрачную смесь тонко перетёртого пигмента.

Открывается левая часть доски с выкрасками.

- Посмотрите внимательно на схемы и расскажите, как выполнено данное задание?

- Как вы думаете, сколько понадобится времени для выполнения этого задания?

Самостоятельная работа учащихся по выполнению упражнения №1. Переход одного цвета в другой.


а) Желтыйкраплак

красный

б) Желтыйультрамариновый



5. Изучение нового материала.

- Давайте рассмотрим работы учащихся нашей школы и определим, каким образом они выполнены.

- Как одним словом назвать такой способ работы? (наслоение, наложение)

- В живописи такой прием называют «лессировки».

- Что особенного заметили в работах? Какие ощущения вызывают работы? Что понравилось?

- Как вы думаете, какие условия надо выполнить, чтобы работы получились именно такими?

Практическая работа учащихся по выполнению упражнения №2. Лессировки.








По ходу самостоятельной работы учащихся преподаватель рассказывает детям о технике «лессировки».

Лессировками называется способ нанесения акварели прозрачными мазками, один слой поверх другого, при этом нижний слой должен быть сухим. При работе лессировками краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет. Чтобы не размывать нижний слой, краска кладется очень деликатно и за один мазок. Положенный мазок можно дополнить только после его высыхания. При работе лессировками можно увидеть границы мазков. Но, так как мазки прозрачны, это не портит живопись, а придает ей своеобразную фактуру. Цвет в лессировках складывается из цветов в ее слоях. Возможна корректировка чистым цветом. Например, если коричневый цвет надо сделать холоднее, мы кладем поверх коричневого голубой прозрачный мазок. Происходит не механическое, а оптическое смешивание цветов.


  1. Просмотр – анализ работ.


  1. Уборка рабочих мест. Смена воды, мытьё палитр.


  1. Практическая работа 2. Этюд болгарского перца.

- Нельзя полностью овладеть реалистическим рисунком, не изучая пристально окружающий мир. Рисование с натуры развивает наблюдательность и вырабаты­вает навыки рисунка. Ведь, рисуя с натуры различные по размеру, цвету и форме предметы мы упражняется в пост­роении композиций.

Научиться рисовать с натуры может практически каждый человек. Главное - уметь видеть красоту окружающего мира, знать законы рисунка, уметь решать поставленные задачи и получать удовольствие от рисования.

В сущности именно в живописи изображение ближе всего приближается к нашим зрительным представлениям о натуре, ибо оно не отвлекается от многоцветности природы.


Анализ натуры. Перец.


- Рассмотрим перец, обратив внимание на его толщину и длину. Есть ли разница между толщиной одного конца перца и другого? Гладкая ли поверхность у перца?

- Прежде чем начинать рисовать, по­думаем, как удобнее расположить предмет на листе — в длину или ширину листа.

- Изображение перца начинаем с обозначения общей формы, напоминающей простую геометрическую фигуру.

- Обратите внимание на определение размера перца по отношению к размеру листа бумаги и его положению относительно центра листа. Не забудьте о компоновке с учетом падающей тени.

- После построения общей формы, уточняем пропорции. Размер перца уточняем, используя метод визирования.

- Переходим к построению формы перца. Какую форму он имеет?

- Определяем наклон оси по отношению к вашему положению и линии горизонта.

- Отмечаем ширину, длину объёма. Определяем очертание пространственного положения перца. Отображаем характерные особенности формы – углубления и выпуклости на его поверхности, искривления отдельных участков.

- Когда будем рисовать перец карандашом, проведём закруглённые ли­нии, помня при этом, что не надо сильно зажимать карандаш в паль­цах и нажимать на него. Проведём закруглённые линии легко и свободно: они получатся правильнее.

- При рисовании с натуры время от времени проверяем правильность изображения, отходя от рисунка.





Этапы выполнения этюда желтого болгарского перца.


1 этап

Рисунок тонкими линиями

2 этап

Первая прокладка основного

цветового тона

3 этап

Проработка формы путем последовательного наложения цветовых оттенков

4 этап

Выявление объема.

Обобщение и завершение работы



- Цвет предмета меняется в реальной среде. Надо передать эти изменения, возникающие и в реальной среде, и благодаря особенностям зрения.

- Всякий предмет в живописном изображении имеет цветной рисунок. Светом и тенью мы лепим форму. А светотень в живописи состоит не из градаций тона одного цвета, а из единства различных цветов или цветовых оттенков.

- Цвет изменчив. Он меняется под влиянием освещения, расстояния предмета от глаз, от соседства других предметов и от многих других причин. А форма сохраняет устойчивость.

- Изобразить цвет — значит найти правдивую систему его изменений. Цвет зеленого черенка перца изображается целой гаммой оттенков, оттенков не только зеленого цвета, а иногда и вовсе не зеленым цветом.

- Внимание к цвету предмета в пространстве, естественно, влечет за собой внимание к изменениям этого цвета. Но краски на плоскости ведут себя иначе, чем цвета в природном пространстве. Между действительным цветом предмета и цветом его изображения рождается своеобразное противоречие.

- В реальной среде локальный цвет перца - желтый. А при его изображении на плоскости листа, какие цвета будем использовать?

- Блики сначала оставляем белыми.

- Путем смешений, переходов, наслоений находим такие цветовые отношения, чтобы взаимодействие красок на плоскости изображало единый цвет предмета в реальной среде.

- Ожидаемый результат напрямую зависит и от качества бумаги «для акварели». Чем плотнее и толще бумага, тем удобнее она в работе.

- Большое значение имеет и фактура бумаги: гладкая, шероховатая или зернистая.

- Гладкая бумага более точно отражает цвет нанесенной краски и на ней удобно моделировать мелкие детали изображения. Зернистая бумага даёт больше простора для фантазии.

- От качества акварели тоже зависит результат работы. Благодаря своей структуре, акварель позволяет передавать тончайшие нюансы цвета и игру светотени, сохраняя при этом лёгкость и воздушность. Акварели настолько прозрачны, что сквозь них просвечивают тон и фактура бумаги.

- Главное требование к акварели – однородность пигмента. Если этому требованию краски не соответствуют, то после высыхания, вы обнаружите на листе мельчайшие крупицы пигмента, портящие восприятие цвета.

Поэтому, если вы работаете акварельными красками для школьников, вам трудно будет добиться желаемого результата.


- Тени на разных частях перца имеют разные очертания и качества темноты, так как они лишены разного количества световых лучей.

- Какие цвета используем для передачи теней?

- В лессировке каждый следующий слой – это придание насыщенности цветом и тонами рисунку.

- Техника работы слоями требует времени, но в результате получаются яркие, насыщенные цвета.

- Не забываем про отраженный свет от поверхности. Какого цвета будут рефлексы от голубой драпировки. Самое главное в работе – передать очертания рефлексов.

- Обратите внимание: акварельный рисунок выглядит красиво на каждом этапе работы.


  1. Просмотр–анализ работ.

  2. Создание фона для этюда способом «по-сырому».

  3. Уборка рабочих мест.


Источники информации:


  1. Волков Н.Н. «Цвет в живописи». Издательство «Искусство». Москва, 1965 г.

  2. Кузин В.С. «Изобразительное искусство. 4 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Издательство Дрофа, 2010 г.

  3. Шорохов Е.В. «Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе». Москва. Издательство «Просвещение», 1977 г.

  4. Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В. «Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия». Москва, Издательство «Просвещение», 1989 г.

  5. Сокольникова Н.М. «Основы живописи». Москва, Издательство «Титул». 1998 г.

  6. http://art.polisma.ru/Stillife/stillife.html

  7. http://onaturmorte.ru


Полный текст материала Лессировка. Этюд болгарского перца. 3 класс, 7-летняя образовательная программа ДХШ смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дрегун Виктория Николаевна  vnneon
17.06.2011 4 3915 555

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК