Конспект занятия по станковой композиции по теме: "Композиция "Кошки"; 3 класс, 7-летняя образовательная программа ДХШ
*****************************************************************************
|
Конспект занятия по предмету: Станковая композиция Преподаватель: Дрегун Виктория Николаевна (МОУ ДОД «Уренгойская Детская художественная школа»)
|
*****************************************************************************
Класс: 3 (7-летняя ОП)
Тема: Композиция «Кошки»
Количество учебных часов: 3
Цель занятия:
Образовательная: Дать определение и понятие аппликации как виду художественного творчества; понятие движения формы, массы, силуэта. Учить составлять композицию на основании найденных образов в соответствии с замыслом.
Развивающая: Продолжать развивать у детей творческую самостоятельность, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами.
Воспитательная: Воспитывать культуру труда (аккуратность, прилежность, трудолюбие, усидчивость).
Задачи:
- Создание композиции из геометрических форм, путем раскладывания и передвижения по плоскости бумаги готовых форм в технике аппликации.
- Закрепление умения пользоваться ножницами.
- Побуждение детей к созданию неповторимых образов.
- Формирование умения ставить цель и решать ее в условиях ограниченного времени.
Оборудование:
Зрительный ряд:
- динамичная модель кошки;
- наглядные пособия в виде готовых аппликаций,
- фотографии, иллюстрации с изображением кошек в движении;
- образцы оформления графических композиций.
Материалы: шаблоны голов кошек (круг диаметром 2 см с треугольными ушками), картон, карандаши, ластики, ножницы, цветная бумага (самоклеющаяся пленка) оттенков синего цвета, писчая бумага формата А 4.
Оформление классной доски:
|
Тема: Композиция «Кошки»
Композиция:_______________________________________________________ Силуэт: __________________________
|
|
План занятия.
Урок 1.
1. Организационный момент – 2 минуты.
2. Повторение изученного. Активизация опорных знаний – 3-5 минут.
3. Сообщение темы урока.
4. Изложение нового материала – 3-5 мин.
5. Практическая работа № 1. Поиск силуэтов, движения формы кошек с использованием
шаблонов и без – 20-25 мин.
6. Просмотр-анализ работ – 5 мин.
Урок 2.
1. Отгадывание загадок, рассказывание стихов о кошках детьми, чтение потешек педагогом – 5-10 мин.
2. Практическая работа № 2 «Создание эскиза композиции «Кошки»»– 30 мин.
а) Постановка учебных задач.
б) Поиск композиции, создание эскиза композиции.
в) Просмотр-анализ.
г) Придумывание названий композициям.
Урок 3.
1. Конкурс на лучшую скороговорку о кошках.
2. Постановка учебных задач.
3. Практическая работа № 3 «Работа в материале. Аппликация. Композиция «Кошки» – 30 мин.
а) Подбор фона для композиции.
б) Изготовление заготовок силуэтов голов и туловищ кошек из цветной бумаги в соответствии с эскизом.
в) Уточнение композиционного размещения кошек.
г) Аппликация (наклеивание заготовок на картонную основу).
4. Просмотр – анализ работ – 2-3 мин.
5. Итог урока. Оценивание. Выставление оценок в дневники – 5 мин.
6. Уборка рабочих мест – 5 мин.
Ход занятия.
Урок 1.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас урок композиции. Для работы нам понадобится 4 листа бумаги формата А4, графитные карандаши: Т, ТМ, ластик.
2. Повторение изученного. Активизация опорных знаний.
- На прошлом уроке вы рисовали кошек. Каких кошек запомнили? Почему?
- Чем отличаются взрослая кошка от котенка?
3. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с кошками. Выполним силуэтную композицию «Кошки» из цветной бумаги (самоклеющейся пленки) на картоне (цветной основе).
4. Изложение нового материала.
А) Работа по усвоению понятий
-Давайте подумаем и вместе сформулируем, что такое композиция и что такое силуэт? Представьте, что нужно объяснить значение этих слов человеку, который никогда не слышал таких слов.
Справка:
Композиция – 1) важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т. п.
2) составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое, в соответствии с какой-либо идеей.
Силуэт – одно из средств создания лаконичных, обобщенных изображений реальных предметов. Силуэтные образы в графике, орнаментальном искусстве, вырезанках, отражающие разный характер силуэтов (сплошной, ажурный).
- Ребята, а вы знаете откуда произошли кошки? Кто их приручил?
Б) Рассказ о происхождении кошек.
Информация находится в Энциклопедии «Все обо всем»:
- том 6 стр. 333, 335, 339, 410, 420;
- том 5 стр. 409, 440;
- том 3 стр. 257
5. Практическая работа № 1. Поиск силуэтов, движения формы кошек с использованием
шаблонов и без.
А) Постановка учебных задач.
- Вам необходимо придумать на листе бумаги как можно больше разных движений кошек. Вы можете использовать шаблоны, а также можете сами нарисовать из круга и треугольника голову и туловище кошки.
Б) Самостоятельная работа учащихся.
Индивидуальная помощь учащимся, инструктаж по ходу работы.
6. Просмотр-анализ работ.
Урок 2.
1. Отгадывание загадок, декламирование стихов о кошках детьми, чтение потешек педагогом – 5-10 мин.
Вы знаете какие-нибудь загадки о кошках?
Целый день поет щегол В клетке на окошке. Третий год ему пошел, А он боится…………. (кошки)
|
Глазищи, усище, хвостище, А моется всех чище (кошка).
|
Декламирование стихов детьми.
А я хочу прочесть вам несколько потешек о кошках.
Кот копеек накопил, Кошке козочку купил, А козе – капустки, Кочанчики хрустки. Будет козочка крепка, Кошке даст молока.
|
Как у котика усы Удивительной красы Глаза смелые, Зубки белые. Выйдет котя в огород – Всполошится весь народ, И петух и курица С деревенской улицы. Станут котю в гости звать, Станут котю угощать.
|
Кошке дай молока, Мышке – сладкого медка, Дай травы козленку, Дай попить ягненку Я тебе и книжку дам, Если прочитаешь сам. |
2. Практическая работа № 2 «Создание эскиза композиции «Кошки»»– 30 мин.
а) Постановка учебных задач.
- Ребята, вам надо выбрать наиболее интересные движения кошек, соединить их в композицию и придумать название. Давайте посмотрим на образцы композиций, расположенных на доске и придумаем название, например: «Ночь на крыше» или «Веселая семейка».
б) Поиск композиции, создание эскиза композиции.
в) Просмотр-анализ работ учащимися.
г) Придумывание названий композициям.
Урок 3.
Конкурс на лучшую скороговорку о кошках.
- Давайте посоревнуемся в проговаривании скороговорок:
Кошка крошка на окошке Кашку кушала по крошке.
Клубок упал на пол, Кот катал клубок. |
Котик ниток клубок Укатил в уголок, Укатил в уголок, Котик ниток клубок |
|
Инструктаж по технике безопасности при работе ножницами.
Постановка учебных задач.
- Выбираем наилучшую композицию. Её мы выполним из цветной самоклеющейся бумаги (плёнки). Каждый из вас может сам выбрать фон для композиции, в соответствии с придуманным названием. Заготовки вырезаем аккуратно, по обведенной линии. Сначала раскладываем заготовки на картон, уточняем место расположения, и только после этого приклеиваем заготовку. Работаем аккуратно. Не забывайте об экономном использовании материалов.
Практическая работа № 3 «Работа в материале. Аппликация. Композиция «Кошки».
а) Подбор фона для композиции.
б) Изготовление заготовок силуэтов голов и туловищ кошек из цветной бумаги в соответствии с эскизом.
в) Уточнение композиционного размещения кошек.
г) Аппликация (наклеивание заготовок на картонную основу, в соответствии с эскизом).
Справка:
Аппликация – это способ получения изображения, заключающийся в накладывании, наклеивании или нашивании на какую-либо основу разных по цвету кусочков бумаги, картона, ткани.
Просмотр-анализ работ.
Итог урока. Оценивание. Выставление оценок в дневники.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что больше всего понравилось?
- Спасибо за работу. Сделали сегодня очень много. У всех получались интересные работы.
Уборка рабочих мест.
Источники информации:
- Н.М. Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов»
- В. Волина «Праздник букваря» (стр. 142, 150, 153, 156, 158)
- Энциклопедия «Все обо всем»: - том 6 стр. 333, 335, 339, 410, 420;
- том 5 стр. 409, 440;
- том 3 стр.257
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Композиция
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дрегун Виктория Николаевна
→ vnneon 27.06.2011 0 6433 600 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.