Конспект занятия по станковой композиции по теме: "Композиция "Кошки"; 3 класс, 7-летняя образовательная программа ДХШ


*****************************************************************************


Конспект занятия по предмету: Станковая композиция

Преподаватель: Дрегун Виктория Николаевна

(МОУ ДОД «Уренгойская Детская художественная школа»)


*****************************************************************************

Класс: 3 (7-летняя ОП)

Тема: Композиция «Кошки»

Количество учебных часов: 3

Цель занятия:

Образовательная: Дать определение и понятие аппликации как виду художественного творчества; понятие движения формы, массы, силуэта. Учить составлять композицию на основании найденных образов в соответствии с замыслом.

Развивающая: Продолжать развивать у детей творческую самостоятельность, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами.

Воспитательная: Воспитывать культуру труда (аккуратность, прилежность, трудолюбие, усидчивость).

Задачи:

- Создание композиции из геометрических форм, путем раскладывания и передвижения по плоскости бумаги готовых форм в технике аппликации.

- Закрепление умения пользоваться ножницами.

- Побуждение детей к созданию неповторимых образов.

- Формирование умения ставить цель и решать ее в условиях ограниченного времени.

Оборудование:

Зрительный ряд:

- динамичная модель кошки;

- наглядные пособия в виде готовых аппликаций,

- фотографии, иллюстрации с изображением кошек в движении;

- образцы оформления графических композиций.

Материалы: шаблоны голов кошек (круг диаметром 2 см с треугольными ушками), картон, карандаши, ластики, ножницы, цветная бумага (самоклеющаяся пленка) оттенков синего цвета, писчая бумага формата А 4.


Оформление классной доски:



Тема: Композиция «Кошки»


Композиция:_______________________________________________________

Силуэт: __________________________




План занятия.

Урок 1.

1. Организационный момент – 2 минуты.

2. Повторение изученного. Активизация опорных знаний – 3-5 минут.

3. Сообщение темы урока.

4. Изложение нового материала – 3-5 мин.

5. Практическая работа № 1. Поиск силуэтов, движения формы кошек с использованием

шаблонов и без – 20-25 мин.

6. Просмотр-анализ работ – 5 мин.


Урок 2.

1. Отгадывание загадок, рассказывание стихов о кошках детьми, чтение потешек педагогом – 5-10 мин.

2. Практическая работа № 2 «Создание эскиза композиции «Кошки»»– 30 мин.

а) Постановка учебных задач.

б) Поиск композиции, создание эскиза композиции.

в) Просмотр-анализ.

г) Придумывание названий композициям.


Урок 3.

1. Конкурс на лучшую скороговорку о кошках.

2. Постановка учебных задач.

3. Практическая работа № 3 «Работа в материале. Аппликация. Композиция «Кошки» – 30 мин.

а) Подбор фона для композиции.

б) Изготовление заготовок силуэтов голов и туловищ кошек из цветной бумаги в соответствии с эскизом.

в) Уточнение композиционного размещения кошек.

г) Аппликация (наклеивание заготовок на картонную основу).

4. Просмотр – анализ работ – 2-3 мин.

5. Итог урока. Оценивание. Выставление оценок в дневники – 5 мин.

6. Уборка рабочих мест – 5 мин.


Ход занятия.

Урок 1.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас урок композиции. Для работы нам понадобится 4 листа бумаги формата А4, графитные карандаши: Т, ТМ, ластик.

2. Повторение изученного. Активизация опорных знаний.

- На прошлом уроке вы рисовали кошек. Каких кошек запомнили? Почему?

- Чем отличаются взрослая кошка от котенка?

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с кошками. Выполним силуэтную композицию «Кошки» из цветной бумаги (самоклеющейся пленки) на картоне (цветной основе).

4. Изложение нового материала.

А) Работа по усвоению понятий

-Давайте подумаем и вместе сформулируем, что такое композиция и что такое силуэт? Представьте, что нужно объяснить значение этих слов человеку, который никогда не слышал таких слов.


Справка:

Композиция1) важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т. п.

2) составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое, в соответствии с какой-либо идеей.


Силуэтодно из средств создания лаконичных, обобщенных изображений реальных предметов. Силуэтные образы в графике, орнаментальном искусстве, вырезанках, отражающие разный характер силуэтов (сплошной, ажурный).


- Ребята, а вы знаете откуда произошли кошки? Кто их приручил?


Б) Рассказ о происхождении кошек.


Информация находится в Энциклопедии «Все обо всем»:

- том 6 стр. 333, 335, 339, 410, 420;

- том 5 стр. 409, 440;

- том 3 стр. 257



5. Практическая работа № 1. Поиск силуэтов, движения формы кошек с использованием

шаблонов и без.

А) Постановка учебных задач.

- Вам необходимо придумать на листе бумаги как можно больше разных движений кошек. Вы можете использовать шаблоны, а также можете сами нарисовать из круга и треугольника голову и туловище кошки.

Б) Самостоятельная работа учащихся.

Индивидуальная помощь учащимся, инструктаж по ходу работы.

6. Просмотр-анализ работ.


Урок 2.

1. Отгадывание загадок, декламирование стихов о кошках детьми, чтение потешек педагогом – 5-10 мин.


  1. Вы знаете какие-нибудь загадки о кошках?


Целый день поет щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошел,

А он боится…………. (кошки)


Глазищи, усище, хвостище,

А моется всех чище (кошка).



  1. Декламирование стихов детьми.

  2. А я хочу прочесть вам несколько потешек о кошках.


Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил,

А козе – капустки,

Кочанчики хрустки.

Будет козочка крепка,

Кошке даст молока.


Как у котика усы

Удивительной красы

Глаза смелые,

Зубки белые.

Выйдет котя в огород –

Всполошится весь народ,

И петух и курица

С деревенской улицы.

Станут котю в гости звать,

Станут котю угощать.


Кошке дай молока,

Мышке – сладкого медка,

Дай травы козленку,

Дай попить ягненку

Я тебе и книжку дам,

Если прочитаешь сам.


2. Практическая работа № 2 «Создание эскиза композиции «Кошки»»– 30 мин.

а) Постановка учебных задач.

- Ребята, вам надо выбрать наиболее интересные движения кошек, соединить их в композицию и придумать название. Давайте посмотрим на образцы композиций, расположенных на доске и придумаем название, например: «Ночь на крыше» или «Веселая семейка».

б) Поиск композиции, создание эскиза композиции.

в) Просмотр-анализ работ учащимися.

г) Придумывание названий композициям.


Урок 3.

  1. Конкурс на лучшую скороговорку о кошках.

- Давайте посоревнуемся в проговаривании скороговорок:


  1. Кошка крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.


  1. Клубок упал на пол,

Кот катал клубок.

  1. Котик ниток клубок

Укатил в уголок,

Укатил в уголок,

Котик ниток клубок



  1. Инструктаж по технике безопасности при работе ножницами.

  2. Постановка учебных задач.

- Выбираем наилучшую композицию. Её мы выполним из цветной самоклеющейся бумаги (плёнки). Каждый из вас может сам выбрать фон для композиции, в соответствии с придуманным названием. Заготовки вырезаем аккуратно, по обведенной линии. Сначала раскладываем заготовки на картон, уточняем место расположения, и только после этого приклеиваем заготовку. Работаем аккуратно. Не забывайте об экономном использовании материалов.


  1. Практическая работа № 3 «Работа в материале. Аппликация. Композиция «Кошки».

а) Подбор фона для композиции.

б) Изготовление заготовок силуэтов голов и туловищ кошек из цветной бумаги в соответствии с эскизом.

в) Уточнение композиционного размещения кошек.

г) Аппликация (наклеивание заготовок на картонную основу, в соответствии с эскизом).

Справка:

Аппликация – это способ получения изображения, заключающийся в накладывании, наклеивании или нашивании на какую-либо основу разных по цвету кусочков бумаги, картона, ткани.


  1. Просмотр-анализ работ.

  2. Итог урока. Оценивание. Выставление оценок в дневники.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что больше всего понравилось?

- Спасибо за работу. Сделали сегодня очень много. У всех получались интересные работы.

  1. Уборка рабочих мест.


Источники информации:

- Н.М. Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов»

- В. Волина «Праздник букваря» (стр. 142, 150, 153, 156, 158)

- Энциклопедия «Все обо всем»: - том 6 стр. 333, 335, 339, 410, 420;

- том 5 стр. 409, 440;

- том 3 стр.257

- http://ru.wikipedia.org/wiki/Композиция



Полный текст материала Конспект занятия по станковой композиции по теме: "Композиция "Кошки"; 3 класс, 7-летняя образовательная программа ДХШ смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дрегун Виктория Николаевна  vnneon
27.06.2011 0 6339 600

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК