Занятие - путешествие "Весёлый экспресс"
Новикова Антонина Петровна
Педагог дополнительного образования
МОУДОД "Центр развития творчества детей и юношества"
п.Каменка; Воронежская область
ЗАНЯТИЕ – ПУТЕШЕСТВИЕ
« ВЕСЁЛЫЙ ЭКСПРЕСС»
/ введение в образовательную программу /
Цель: популяризация театрального искусства
Задачи:
- знакомство с основными понятиями, театральными терминами
- формирование навыков культуры поведения в театре
- формирование навыков коллективной творческой работы
В занятии-путешествии принимают участие воспитанники первого года обучения объединения «Вдохновение»
Оборудование:
- 20 стульев
- костюмы Царя и Несмеяны
- стенд «Азбука поведения в театре»
- стенд «Театральный алфавит»
- карточки с репликами
- карточки со скороговорками
- записи оркестровой музыки
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
I. Вступительное слово педагога.
II. Занятие-путешествие
а) Введение. Знакомство с понятиями:
- техника речи, выразительное чтение
- основные театральные профессии и термины
б) - правила поведения в театре
- художественно-театральный этюд
- дикция, речевая моторика
в) мини- драматизация
г) закрепление материала: - игра «Лишнее слово»
- работа со стендом «Театральный алфавит»
III. Заключительное слово педагога. Итоги занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I.Педагог:
- Добрый день! Рада приветствовать всех, находящихся в этой аудитории!
Сыро ль, хмуро ль за окном, снег ли, дождь ли моросит,
Низко ль небо серое над крышами висит,
А в этом зале – чистота, уют, у нас своя погода тут.
Улыбнемся мы друг другу ясно и тепло –
Вот уже и солнышко здесь у нас взошло!
Дорогие ребята, хочу спросить: любите ли вы играть? Да? Замечательно! Значит, вы любите и театр с его спектаклями, представлениями, игрой?! В таком случае, приглашаю всех в увлекательное путешествие в мир игры, удивительный мир театрального искусства. Вот только нужно подумать, на каком виде транспорта мы поедем в театр? Придумала: предлагаю отправиться в путешествие на «веселом экспрессе»! Занимайте в нем пассажирские места!
/дети садятся на стулья, расставленные в два ряда, впереди – один стул – для машиниста /
Педагог: - Чтобы сесть в его вагоны, не спешите на вокзал –
Стал вокзалом и перроном наш нарядный светлый зал!
На экспрессе нашем быстром никому скучать нельзя!
Ведь зовется он «веселым»! отправляемся, друзья!
Предлагаю в такт стуку колес, негромко топая ножками и, делая вращательные движения руками, произнести слова:
Я вперед лечу-лечу и колесами стучу! Ту-у-у-у-у-у-у-у-у!
Мы едем-едем-едем в далекие края, хорошие соседи, веселые друзья1
Мы едем, улыбаясь, и песенку поем, а в песенке поется,
Как дружно мы живем!
а) Хочу открыть вам секрет: это одно из упражнений, которое используется актерами для развития техники речи – так упражняются и воспитанники объединения «Вдохновение». Речь актера должна быть не просто грамотной и правильной, но и выразительной, технически верной.
Едем дальше! Но что это? Вижу впереди красный свет семафора! Это означает, что нужно сделать остановку, ведь мы едем в театр, а с правилами поведения – не знакомы…
б) Это легко исправить! Посмотрите, пожалуйста, на стенд «Азбука поведения в театре»! Ребята, попрошу вас по очереди зачитать основные правила!
/ дети читают:/
«Посещение театра – это праздник, к которому мы рекомендуем тщательно подготовиться – одеться получше, привести себя в порядок. Найдя нужный ряд в зале, повернись к уже сидящим там зрителям лицом, а не спиной и пройди на свое место. Вежливая улыбка на твоем лице будет означать, что ты просишь прощения за беспокойство. После того, как ты устроился, и занавес поднялся, единственным источником звуков может быть только сцена. Все, что тебе хочется сказать, отложи до антракта.
Есть во время спектакля, шелестеть бумажками, ерзать в кресле, которое скрипит, шептаться, пересмеиваться ни в коем случае нельзя. Это мешает и зрителям, и актерам.
В театре ставят различные пьесы. Рассмеяться в трагический для героя момент, не сумев подавить веселое настроение, было бы верхом неприличия.
Рассмеяться от души можно, наверняка, над комическими репликами и забавными ситуациями. Ни в коем случае не надо « помогать» актерам разными выкриками, вроде: «Не верь ему, он врет!» О судьбе героев пьесы позаботился ее автор, и изменить уже ничего нельзя.
Когда спектакль окончился, не срывайся с места, будто в театре вспыхнул пожар, не кидайся опрометью в гардероб. Сначала надо поблагодарить аплодисментами актеров, им приятно будет увидеть ваши сияющие благодарные глаза, а не ваши спины… и пустеющий зал…
Не торопись, внимательно посмотри вокруг: ты только что прикоснулся к удивительному миру театра!»
Педагог:
- Очень хорошо! Теперь можно ехать дальше! Кстати говоря, мы и сами не заметили, как оказались на месте! Сейчас купим билеты в кассе, пройдем в фойе театра, разденемся в гардеробе и зайдем в зал…Проходите к кассе: билеты продает театральный кассир, проверяет- билетер. Занимайте места, указанные в ваших билетах. Итак, мы с вами в зрительном зале. Перед нами – сцена, занавес закрыт. Актеры готовятся к выходу на театральные подмостки. А знаете ли вы, что раньше перед каждым спектаклем в театре играл оркестр, и зрители могли слышать «живую» музыку. Давайте воссоздадим ту атмосферу: мы сами станем оркестром – каждый из вас будет изображать игру на определенном инструменте: скрипке, флейте, трубе, аккордеоне, контрабасе, арфе, барабане…Итак, начали!
/ педагог включает запись, дети выполняют этюд «Оркестр»/
Педагог: - Молодцы, ребята! Открою вам еще один секрет: только что вы выполнили коллективный художественно-драматический этюд. Этюды - это упражнения для развития пластики сценического движения, они очень помогают актерам в их профессии. Скажите, ребята, знаете ли вы, кто в театре – самый главный человек? Думаете – директор?!
/ дети отвечают: режиссер – человек, который…………………..
Костюмер- ……………………………………….
Художник -………………………………………
Декоратор - ……………………………………...
Бутафор - ………………………………………...
Осветитель - ……………………………………..
Актер -…………………………………………… /
Педагог: - Мы назвали множество театральных профессий, но «властелином театра и сцены» великий К.С.Станиславский назвал актера… Именно актер воплощает образ любого персонажа пьесы. Мысль, заключенная в спектакле, выражается прежде всего через игру актера, а все остальное в театре – свет, музыка, костюмы, декорации, бутафория – направлено на то, чтобы дополнить игру. Работая на сцене над образом героя, актер перевоплощается: не только говорит, передает жесты, мимику, походку персонажа, но и раскрывает его внутренний мир, выражает мысли и переживания… Вот поэтому для актера важны: речь, тело, память, наблюдательность. В актерской профессии важно заниматься техникой речи, дикцией, совершенствовать пластику сценического движения.
А сейчас нам предстоит посмотреть небольшое представление. Правда, должна заметить, что актерами в нем будете вы сами.
Обратите внимание6 это костюмы Царя Гороха и Несмеяны… Есть среди вас желающие сыграть их роли?
в)
/педагог раздает карточки с репликами. Пока «актеры» готовятся, остальные воспитанники получают карточки со скороговорками/
Педагог: - Итак, актеры, зрители, готовы? Начинаем…
Царь: - Ох-ох-ох -ох! Что же мне делать? Сил уже нет!
Несмеяна: - А-а-а-а-а-а-а-а-а! /плачет/
Царь: - Доченька, ну что же ты все плачешь?
Несмеяна: - Хочу и плачу-у-у-у!
Царь: - что же делать? Народ! Слушай мой указ: « кто рассмешит – развеселит царевну Несмеяну, получит полцарства в награду!»
Несмеяна: - А-а-а-а-а-а-а!
Педагог: - Царевна, миленькая, неужели вы никогда не смеетесь?
Несмеяна: - Никогда! Зато я часто плачу и капризничаю!
Педагог: - но ведь так недолго и заболеть! Ничего, это дело поправимое! Мы с ребятами вас сейчас рассмешим!
/ дети по очереди произносят скороговорки-небылицы:
== На заборе бабушка жарила варенье, куры съели петуха в это воскресенье…
== Рано утром, вечерком, поздно, на рассвете бабка ехала пешком в ситцевой карете…
== Ехала деревня мимо мужика, а из-под собаки лают ворота:
Караул, деревня! Мужики горят! Бабы сарафаном заливать хотят!
== Я сегодня не в порядке, завтра лучше наряжусь:
Дыни на ноги надену, кукурузой подвяжусь…
== Шла торговка мимо рынка и споткнулась о корзинку,
И упала в яму – бух! Раздавила сорок мух…
== Между небом и землей поросенок рылся
И нечаянно хвостом к небу прицепился…
Царевна /хохочет /: - Ой, не могу-у-у-у-у-у! Умо-о-о-ора-а-а-а-а!!!
Педагог:
- Вот видите, вы уже и поправились! Садитесь-ка в наш «Веселый экспресс»! С нами не будет скучно, и в конце нашего путешествия вы превратитесь в царевну Смеяну!
Прошу вас, ребята, поаплодировать нашим актерам и занять свои места , ведь нам пора в дорогу. Повторяем за мной:
-Мы едем-едем-едем в далекие края! Ту-у-у-у-у-у-у-у-у!
г) Почему останавливаемся? Опять красный свет? О – нет! Ребята, кажется, в нашем экспрессе какая-то деталь вышла из строя…Мы не двинемся с места, пока не устраним поломку! А давайте попробуем, ведь все инструменты, запасные части у нас есть, вот они, перед вами – посмотрите на стенд «Театральный алфавит». Сыграем в игру «Лишнее слово»! Задание такое: из списка слов нужно убрать одно - лишнее, не относящееся к театру / читает карточки/:
== антракт, спектакль, грим, грамм
==костюмер, кондитер, режиссер, зритель
== артист, каратист, сцена, декорации
== дуршлаг, муза, пантомима, аншлаг
III.
Педагог:
- Молодцы! Мы справились! Дорогие друзья, наше путешествие подходит к концу. За время, проведенное здесь, мы многое успели узнать о театре, театральных профессиях и о тех качествах, которыми должен обладать актер. Надеюсь, вам не было скучно…
Всем спасибо за вниманье, за задор, за звонкий смех,
За улыбки, пониманье – это наш большой успех!
Вот настал момент прощанья – будет краткой моя речь:
Говорю вам: «До свиданья, до счастливых новых встреч!»
ЛИТЕРАТУРА:
1.Журнал «АБВГД» , №2 – 1999 г.
2. «Педсовет», №3 – 2005 г.
3. «Последний звонок», №4 – 2005 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новикова Антонина Петровна
→ Antonioni 17.11.2011 1 3523 546 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.