Занятие - путешествие "Весёлый экспресс"


Новикова Антонина Петровна

Педагог дополнительного образования

МОУДОД "Центр развития творчества детей и юношества"

п.Каменка; Воронежская область



ЗАНЯТИЕ – ПУТЕШЕСТВИЕ

« ВЕСЁЛЫЙ ЭКСПРЕСС»

/ введение в образовательную программу /


Цель: популяризация театрального искусства


Задачи:

- знакомство с основными понятиями, театральными терминами

- формирование навыков культуры поведения в театре

- формирование навыков коллективной творческой работы


В занятии-путешествии принимают участие воспитанники первого года обучения объединения «Вдохновение»


Оборудование:

- 20 стульев

- костюмы Царя и Несмеяны

- стенд «Азбука поведения в театре»

- стенд «Театральный алфавит»

- карточки с репликами

- карточки со скороговорками

- записи оркестровой музыки


ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

I. Вступительное слово педагога.

II. Занятие-путешествие

а) Введение. Знакомство с понятиями:

- техника речи, выразительное чтение

- основные театральные профессии и термины

б) - правила поведения в театре

- художественно-театральный этюд

- дикция, речевая моторика

в) мини- драматизация

г) закрепление материала: - игра «Лишнее слово»

- работа со стендом «Театральный алфавит»

III. Заключительное слово педагога. Итоги занятия.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

I.Педагог:

- Добрый день! Рада приветствовать всех, находящихся в этой аудитории!

Сыро ль, хмуро ль за окном, снег ли, дождь ли моросит,

Низко ль небо серое над крышами висит,

А в этом зале – чистота, уют, у нас своя погода тут.

Улыбнемся мы друг другу ясно и тепло –

Вот уже и солнышко здесь у нас взошло!

  1. Дорогие ребята, хочу спросить: любите ли вы играть? Да? Замечательно! Значит, вы любите и театр с его спектаклями, представлениями, игрой?! В таком случае, приглашаю всех в увлекательное путешествие в мир игры, удивительный мир театрального искусства. Вот только нужно подумать, на каком виде транспорта мы поедем в театр? Придумала: предлагаю отправиться в путешествие на «веселом экспрессе»! Занимайте в нем пассажирские места!

/дети садятся на стулья, расставленные в два ряда, впереди – один стул – для машиниста /

Педагог: - Чтобы сесть в его вагоны, не спешите на вокзал –

Стал вокзалом и перроном наш нарядный светлый зал!

На экспрессе нашем быстром никому скучать нельзя!

Ведь зовется он «веселым»! отправляемся, друзья!

Предлагаю в такт стуку колес, негромко топая ножками и, делая вращательные движения руками, произнести слова:

Я вперед лечу-лечу и колесами стучу! Ту-у-у-у-у-у-у-у-у!

Мы едем-едем-едем в далекие края, хорошие соседи, веселые друзья1

Мы едем, улыбаясь, и песенку поем, а в песенке поется,

Как дружно мы живем!

а) Хочу открыть вам секрет: это одно из упражнений, которое используется актерами для развития техники речи – так упражняются и воспитанники объединения «Вдохновение». Речь актера должна быть не просто грамотной и правильной, но и выразительной, технически верной.

Едем дальше! Но что это? Вижу впереди красный свет семафора! Это означает, что нужно сделать остановку, ведь мы едем в театр, а с правилами поведения – не знакомы…

б) Это легко исправить! Посмотрите, пожалуйста, на стенд «Азбука поведения в театре»! Ребята, попрошу вас по очереди зачитать основные правила!


/ дети читают:/

«Посещение театра – это праздник, к которому мы рекомендуем тщательно подготовиться – одеться получше, привести себя в порядок. Найдя нужный ряд в зале, повернись к уже сидящим там зрителям лицом, а не спиной и пройди на свое место. Вежливая улыбка на твоем лице будет означать, что ты просишь прощения за беспокойство. После того, как ты устроился, и занавес поднялся, единственным источником звуков может быть только сцена. Все, что тебе хочется сказать, отложи до антракта.

Есть во время спектакля, шелестеть бумажками, ерзать в кресле, которое скрипит, шептаться, пересмеиваться ни в коем случае нельзя. Это мешает и зрителям, и актерам.

В театре ставят различные пьесы. Рассмеяться в трагический для героя момент, не сумев подавить веселое настроение, было бы верхом неприличия.

Рассмеяться от души можно, наверняка, над комическими репликами и забавными ситуациями. Ни в коем случае не надо « помогать» актерам разными выкриками, вроде: «Не верь ему, он врет!» О судьбе героев пьесы позаботился ее автор, и изменить уже ничего нельзя.

Когда спектакль окончился, не срывайся с места, будто в театре вспыхнул пожар, не кидайся опрометью в гардероб. Сначала надо поблагодарить аплодисментами актеров, им приятно будет увидеть ваши сияющие благодарные глаза, а не ваши спины… и пустеющий зал…

Не торопись, внимательно посмотри вокруг: ты только что прикоснулся к удивительному миру театра!»




Педагог:

- Очень хорошо! Теперь можно ехать дальше! Кстати говоря, мы и сами не заметили, как оказались на месте! Сейчас купим билеты в кассе, пройдем в фойе театра, разденемся в гардеробе и зайдем в зал…Проходите к кассе: билеты продает театральный кассир, проверяет- билетер. Занимайте места, указанные в ваших билетах. Итак, мы с вами в зрительном зале. Перед нами – сцена, занавес закрыт. Актеры готовятся к выходу на театральные подмостки. А знаете ли вы, что раньше перед каждым спектаклем в театре играл оркестр, и зрители могли слышать «живую» музыку. Давайте воссоздадим ту атмосферу: мы сами станем оркестром – каждый из вас будет изображать игру на определенном инструменте: скрипке, флейте, трубе, аккордеоне, контрабасе, арфе, барабане…Итак, начали!


/ педагог включает запись, дети выполняют этюд «Оркестр»/

Педагог: - Молодцы, ребята! Открою вам еще один секрет: только что вы выполнили коллективный художественно-драматический этюд. Этюды - это упражнения для развития пластики сценического движения, они очень помогают актерам в их профессии. Скажите, ребята, знаете ли вы, кто в театре – самый главный человек? Думаете – директор?!

/ дети отвечают: режиссер – человек, который…………………..

Костюмер- ……………………………………….

Художник -………………………………………

Декоратор - ……………………………………...

Бутафор - ………………………………………...

Осветитель - ……………………………………..

Актер -…………………………………………… /

Педагог: - Мы назвали множество театральных профессий, но «властелином театра и сцены» великий К.С.Станиславский назвал актера… Именно актер воплощает образ любого персонажа пьесы. Мысль, заключенная в спектакле, выражается прежде всего через игру актера, а все остальное в театре – свет, музыка, костюмы, декорации, бутафория – направлено на то, чтобы дополнить игру. Работая на сцене над образом героя, актер перевоплощается: не только говорит, передает жесты, мимику, походку персонажа, но и раскрывает его внутренний мир, выражает мысли и переживания… Вот поэтому для актера важны: речь, тело, память, наблюдательность. В актерской профессии важно заниматься техникой речи, дикцией, совершенствовать пластику сценического движения.

А сейчас нам предстоит посмотреть небольшое представление. Правда, должна заметить, что актерами в нем будете вы сами.

Обратите внимание6 это костюмы Царя Гороха и Несмеяны… Есть среди вас желающие сыграть их роли?

в)

/педагог раздает карточки с репликами. Пока «актеры» готовятся, остальные воспитанники получают карточки со скороговорками/

Педагог: - Итак, актеры, зрители, готовы? Начинаем…

Царь: - Ох-ох-ох -ох! Что же мне делать? Сил уже нет!

Несмеяна: - А-а-а-а-а-а-а-а-а! /плачет/

Царь: - Доченька, ну что же ты все плачешь?

Несмеяна: - Хочу и плачу-у-у-у!

Царь: - что же делать? Народ! Слушай мой указ: « кто рассмешит – развеселит царевну Несмеяну, получит полцарства в награду!»

Несмеяна: - А-а-а-а-а-а-а!

Педагог: - Царевна, миленькая, неужели вы никогда не смеетесь?

Несмеяна: - Никогда! Зато я часто плачу и капризничаю!

Педагог: - но ведь так недолго и заболеть! Ничего, это дело поправимое! Мы с ребятами вас сейчас рассмешим!


/ дети по очереди произносят скороговорки-небылицы:


== На заборе бабушка жарила варенье, куры съели петуха в это воскресенье…

== Рано утром, вечерком, поздно, на рассвете бабка ехала пешком в ситцевой карете…

== Ехала деревня мимо мужика, а из-под собаки лают ворота:

Караул, деревня! Мужики горят! Бабы сарафаном заливать хотят!

== Я сегодня не в порядке, завтра лучше наряжусь:

Дыни на ноги надену, кукурузой подвяжусь…

== Шла торговка мимо рынка и споткнулась о корзинку,

И упала в яму – бух! Раздавила сорок мух…

== Между небом и землей поросенок рылся

И нечаянно хвостом к небу прицепился…

Царевна /хохочет /: - Ой, не могу-у-у-у-у-у! Умо-о-о-ора-а-а-а-а!!!

Педагог:

- Вот видите, вы уже и поправились! Садитесь-ка в наш «Веселый экспресс»! С нами не будет скучно, и в конце нашего путешествия вы превратитесь в царевну Смеяну!

Прошу вас, ребята, поаплодировать нашим актерам и занять свои места , ведь нам пора в дорогу. Повторяем за мной:

-Мы едем-едем-едем в далекие края! Ту-у-у-у-у-у-у-у-у!

г) Почему останавливаемся? Опять красный свет? О – нет! Ребята, кажется, в нашем экспрессе какая-то деталь вышла из строя…Мы не двинемся с места, пока не устраним поломку! А давайте попробуем, ведь все инструменты, запасные части у нас есть, вот они, перед вами – посмотрите на стенд «Театральный алфавит». Сыграем в игру «Лишнее слово»! Задание такое: из списка слов нужно убрать одно - лишнее, не относящееся к театру / читает карточки/:

== антракт, спектакль, грим, грамм

==костюмер, кондитер, режиссер, зритель

== артист, каратист, сцена, декорации

== дуршлаг, муза, пантомима, аншлаг


III.

Педагог:

- Молодцы! Мы справились! Дорогие друзья, наше путешествие подходит к концу. За время, проведенное здесь, мы многое успели узнать о театре, театральных профессиях и о тех качествах, которыми должен обладать актер. Надеюсь, вам не было скучно…

Всем спасибо за вниманье, за задор, за звонкий смех,

За улыбки, пониманье – это наш большой успех!

Вот настал момент прощанья – будет краткой моя речь:

Говорю вам: «До свиданья, до счастливых новых встреч!»



ЛИТЕРАТУРА:


1.Журнал «АБВГД» , №2 – 1999 г.

2. «Педсовет», №3 – 2005 г.

3. «Последний звонок», №4 – 2005 г.











Полный текст материала Занятие - путешествие "Весёлый экспресс" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новикова Антонина Петровна  Antonioni
17.11.2011 1 2832 539

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 16Toma • 20:14, 17.11.2011
Антонина Петровна,спасибо за предоставленный ресурс. Не забывайте, пожалуйста,в файле указывать свои сведения и архивировать файл. Удач Вам!
[Материал]