Чтение с листа в работе с начинающими учениками - для подготовительного и 1 класса
Трущелёва Т.И.
Методические заметки на тему:
"Чтение с листа в работе с начинающими учениками"
Начальный этап обучения игре на фортепиано сопряжён с комплексными трудностями концентрации внимания ученика.
Одновременный контроль за правильной посадкой, организационными движениями рук, определение нотного знака в тексте и перенесение его на клавиатуру, слуховой контроль звука, его продолжительность, заданная громкость - всё это представляет собой сложную и редко успешно выполнимую задачу для 6-7 летнего ребёнка.
Именно в этот момент необходимо максимально облегчить ученику освоение новой для него нотной системы, приучить внимательно и грамотно относиться к тексту с первых дней обучения.
Сразу после первоначального знакомства с клавиатурой, регистрами, с организационными движениями, со звукорядом я перехожу к прямому переносу нот с текста на клавиатуру и наоборот - с клавиатуры в текст.
Знакомство с нотной записью должно сопровождаться одновременным нахождением звука на клавишах и в нотном тексте.
Сразу определяется длительность звука, пусть поначалу только в пределах разностного понятия - длинный звук или короткий (без конкретной длительности для маленьких учеников ).
Уже в этот самый начальный момент нужно предпринять все усилия к тому, чтобы развитие собственно игровых навыков и общение с нотами составляло единое целое.
Помогают решать эту задачу простые упражнения по узнаваемости в нотах даже единственного или нескольких известных на данное время звуков, повторяющихся или выдержанных, которые играются с гармонически разнообразным аккомпанементом учителя .
Разнохарактерное сопровождение исключает монотонность выполнения этой задачи, прививает ученику чувство ансамблевого звукового равновесия, развивает гармонически, но при этом, не напрягая, даёт возможность последить за руками.
По мере усвоения знаков звукоряда добавляется знакомство с длительностями. На этом этапе полезно переносить партию ученика в нижний регистр, в малую октаву, разнообразить упражнения размерами.
Определённую сложность для многих учеников представляет переход к трёхдольному размеру. В этом случае при чтении с листа можно применить упражнения , в которых мелодическая линия переходит из одной партии в другую ( при ансамблевой читке ).
Упражнения не должны быть интонационно сложными , чтобы ученик легко справлялся с текстом и был сосредоточен на главном - на новом размере.
Очень важное значение в этой постоянной работе имеет не заучивание пьес, а частая их смена.
Чем больше ученик играет в этот период новых лёгких упражнений и пьес с разным ритмическим рисунком, тем проще он справляется с самостоятельной домашней работой, которая не должна быть перегружена трудными задачами.
В этот момент обучения необходимо воспитать спокойное и безбоязненное отношение ученика к новому тексту, поэтому основная работа по читке с листа должна быть сосредоточена на уроке при активной поддержке учителя, не оставляя ребёнка один на один с трудностями нотной грамоты.
Следующим шагом в развитии чтения я рекомендую " обратную связь " - перенесение исполняемой мелодии с клавиатуры на нотный лист.
Очень лёгкий мотив ( в пределах 2-3 ступеней) играется в двухдольном размере, просчитывается и записывается самим учеником.
Начиная с таких простейших заданий обнаруживается живой интерес и желание ученика заниматься этим самостоятельно.
Такое "сочинительство" должно быть очень поощряемым со стороны учителя, т.к. приносит большую пользу в освоении новых ритмов и правильной нотной группировки.
Уместно дать конкретное домашнее задание для закрепления этих навыков:
1)Простую мелодию собственного сочинения (в пределах пяти ступеней) сыграть в различных размерах (по желанию ученика).
2)3аписать эту мелодию вне ритма, только интонационно.
3)Попытаться правильно сгруппировать, если ученик готов к этому.
На уроке такая работа займёт много времени, поэтому домашняя подготовка пунктов 1 и 2 ускорит выполнение 3 пункта в школе под учительским контролем.
Большим подспорьем в обучении грамотной и беглой читке с листа являются начальные этюды Шитте, Черни, Гнесиной, Николаевой, Ляховицкой. Гаммообразное движение всегда очень легко и быстро воспринимается учеником, он чувствует себя уверенно и не испытывает робости видя такой новый текст. Очень важно в это время закрепить чёткую визуальную ориентировку при движении пассажа вверх или вниз одновременно на клавиатуре и в нотах.
Ученику полезно пропеть мелодию под аккомпанемент учителя с названием нот, определяя её движение руками вверх или вниз.
По мере продвижения в техническом развитии в таких этюдах часто встречаются терцовые секвенции, что тоже очень полезно для предварительного зрительного анализа перед непосредственным разбором.
Гораздо сложнее воспринимается учащимися читка с листа двумя руками с "оторванным" басом в аккомпанементе.
Я предлагаю своим ученикам начать разбор с более трудной партии левой руки, распределяя одиночный бас в левую руку, а аккордовое продолжение в правую и только после такого гармонического знакомства переходим к разбору текста в собственно авторском варианте.
Иногда, в особенно сложных для ученика эпизодах, полезно поиграть с ним вместе новый текст с листа в унисон, медленно и с его (ученика) счётом вслух .
Задача этой работы именно с помощью учителя сводится к спокойному и уверенному общению учащегося с новым, доступным в данный момент, текстом.
Определённую трудность для начинающего ученика заключают в себе при чтении с листа знаки альтерации.
Необходимо закрепить точное определение тональности пьесы и интонационных тяготений в этой тональности.
Полезно поиграть перед разбором упражнения , которые подбираются педагогом с учётом движения мелодии и позиционно трудных мест со знаками альтерации.
После таких подготовительных упражнений узнаваемость учеником этих позиций в разбираемой пьесе обуславливает успешное и спокойное прочтение.
Планомерная, систематическая работа с начинающими учениками в направлении интенсивного обучения грамотному и беглому чтению с листа способствует хорошему техническому и соответственно творческому продвижению, даёт толчок желанию самостоятельно знакомиться с новыми произведениями, значительно облегчает процесс разбора плановых учебных программ.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Трущелёва Татьяна Ивановна
→ viola0831 30.05.2012 0 3080 583 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.